ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
61
россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе
первых, не затрагиваются жизненно важные
интересы и, во-вторых, нет непосредствен-
ной взаимосвязи с военной сферой. К этим
сферам можно причислить: (1) систему пи-
лотируемой космонавтики; (2) лунные про-
граммы; (3) проекты изучения газовых пла-
нет; (4) венерианский проект.
Помимо исследовательских проектов у
НАСА и Роскосмоса есть сферы взаимо-
действия, которые тесно связаны с военно-
политическими проблемами. Речь, прежде
всего, идет о реанимации программы со-
вместного наблюдения за пусками балли-
стических ракет. Другой сферой сотрудни-
чества может стать разработка новых по-
колений ракетоносителей. Технической
основой для сотрудничества может стать
подписанный в 2010 г. Договор СНВ-3. Он,
в частности, предусматривает двусторон-
ний обмен телеметрическими данными,
полученными в ходе испытательных пу-
сков. Эти данные могут повысить совме-
стимость траекторий запусков ракетоноси-
телей и помочь разработать новые, более
выгодные, траектории их полетов.
Гипотетическими направлениями со-
трудничества России и США могут стать
космическая метеорология, а также снятие
коллизий вокруг программ дистанционно-
го зондирования Земли (ДЗЗ). Особым на-
правлением взаимодействия должно стать
определение статуса МКС после 2020 года.
Важной сферой кооперации может стать
начало переговоров о возможности огра-
ниченного сотрудничества в области теле-
коммуникационных систем.
Совершенно очевидно, что России сле-
дует приложить усилия к началу проектов
сотрудничества с НАСА по перспективным
линиям изучения дальнего космоса.
3
Сотрудничество с США остается для
России одной из основных зон повышен-
ных военного и политико-стратегического
рисков. Борьба за ресурс космического
пространства с его уникальными и во мно-
гом не изученными свойствами и перспек-
тивами освоения в наступившем веке в
огромной степени будет влиять на между-
народную конкуренцию и способность той
или иной державы оказывать влияние на
мировые дела. Речь при этом идет о комп-
лексе показателей глобальных позиций го-
сударств – способности защищать себя и
безнаказанно или с минимальными поте-
рями наносить удары по другим, потенциа-
лу экономических и финансовых выгод,
международном престиже и связанным с
ним идеологическим влиянием.
Магистральной линией глобальной по-
литики США является сохранение безого-
ворочного комплексного лидерства и по-
зиций превосходства по максимально ши-
рокому кругу показателей мощи. Цель
Вашингтона в сотрудничестве с Россией
состоит отчасти в желании тем или иным
способом нарастить ресурс американской
мощи за счет приобщения к лучшим рос-
сийским достижениям и их последующего
освоения и модификации. В то же время
Соединенные Штаты стремятся уменьшить
вплоть до полной ликвидации «сектора не-
прозрачности» в космической деятельно-
сти, а в более широком смысле – в сфере
приложения усилий России по линии со-
вершенствования независимого потенциа-
ла креативной деятельности в области
науки и технологий, в том числе военных и
пригодных для двойного применения.
При оценке ситуации в области взаимо-
действия обеих держав в космосе важно
иметь в виду несколько обстоятельств об-
щего военно-стратегического и военно-
политического характера. Во-первых, Моск-
ва и Вашингтон на протяжении многих лет
остаются лидерами космических исследова-
ний. В начале 2010-х годов, как и в 1960-х,
только у Соединенных Штатов и России
есть материально-техническая база для про-
ведения полного спектра космических ис-
следований. Последнее подразумевает семь
обязательных условий: (1) наличие крупной
спутниковой группировки; (2) существова-
ние развитой системы пилотируемых и не-
пилотируемых полетов; (3) развертывание
многоцелевой группировки спутников на-
вигации, метеорологии, связи и телекомму-
никаций; (4) создание глобальной системы
спутниковой навигации и связи; (5) изу-
Андрей БАйков, Алексей БоГАтУров, Алексей Фененко
62
чение ближнего и дальнего космоса на
ба зе долгосрочных комплексных программ;
(6) построение пилотируемых орбитальных
станций; (7) наличие потенциала для созда-
ния военно-космических систем, включая
противоспутниковое оружие.
При этом потенциал России и США не
симметричен. Соединенные Штаты обла-
дают превосходством по количеству кос-
мических аппаратов и объему решаемых
ими задач. Преобладание Вашингтона зак-
репляется наличием у него единственной
в мире системы глобальной спутниковой
навигации и связи NAVSTAR-GPS. Форси-
рованные попытки России развернуть ана-
логичную систему ГЛОНАСС, ускорив-
шиеся с 2007 года, пока нельзя назвать в
полной мере успешными, хотя прогресс
здесь очевиден.
Правда, разрыв российского и амери-
канского космических потенциалов сокра-
тился в 2011 году. Национальное агентство
космических исследований США (НАСА)
закрыло программу полета многоразовых
космических кораблей «Space-Shuttle». До
конца 2010-х годов НАСА будет вынуждена
совершать пилотируемые космические по-
леты к Международной космической стан-
ции (МКС) с опорой на российские косми-
ческие корабли типа «Союз». Тем не менее
по количеству космических активов НАСА
имеет превосходство над Россией.
Россия и США сохраняют отрыв от дру-
гих космических держав. КНР, получив
доступ к российскому технологическому
ресурсу, организовала пилотируемый кос-
мический полет (2003), запустила програм-
му непилотируемого исследования Луны
(2007) и испытала противоспутниковое
оружие (2007). Страны Латинской Америки
начали создавать различные типы спутни-
ков, а Бразилия (правда, неудачно) – су-
борбитальный ракетоноситель. Государства
Восточной Азии, Индия, Австралия и
Новая Зеландия развивают ракетостроение
и производство телекоммуникационных
спутников. Но эти проекты пока повторя-
ют достижения СССР и США 1960-х годов.
Во-вторых, космическая деятельность
России и США по-прежнему завязана на сис-
теме взаимного ядерного сдерживания. Во-
ен но-космические системы необходимы
для (1) обеспечения деятельности систем
предуп реждения о ракетном нападении
/СПРН/, (2) усовершенствования балли-
стических ракет, (3) наведения ракетных
носителей ядерного оружия /ЯО/ на цели и
(4) демонстрации возможности доставки
ядерного боезаряда в любую точку Земли.
Развертывание глобальных систем спутни-
ковой навигации и связи позволяет создать
неядерное высокоточное оружие, способ-
ное поражать пусковые установки без ис-
пользования ЯО. Развитие систем проти-
воракетной обороны (ПРО) повышает зна-
чимость космических исследований для
отработки возможности поражения косми-
ческих объектов, в том числе – посред-
ством стыковки космических зондов.
Особую роль играют проекты противоспут-
никового оружия: теоретически оно может
парализовать управление стратегическими
ядерными силами (СЯС) противника.
Примечательно, что базовые элементы
международного режима космического
взаимодействия, сердцевину которого со-
ставляет именно российско-американский
трек, были созданы в первой половине
1990-х годов. Тогда Россия и США пыта-
лись реформировать систему взаимного
ядерного сдерживания. 3 фев раля 1992 г.
президенты Дж. Буш-ст. и Б.Н. Ельцин
подписали Кэмп-Дэвидскую декларацию,
провозгласившую переход к стратегиче-
скому партнерству и введение «нулевого»
полетного задания для опе ра тивно-
развернутых пусковых установок.
17 июня 1992 г. президенты России и
США подписали Вашингтонскую хартию,
провозгласившую создание общего про-
странства безопасности «от Ванкувера до
Владивостока». В пакете с ней был подпи-
сан двусторонний Договор о сотрудни-
честве в области исследования и использо-
вания космического пространства в мир-
ных целях. На его основе были запущены
совместные программы «Мир-Шаттл»,
создание ракетоносителей «Стрела» и
«Рокот» посредством модернизации совет-
ских МБР SS-19 «Stilet» и РАМОС (Russian
63
россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе
American Missile Observation Satellite).
Последняя предусматривала отработку
общей системы наблюдения за пусками
баллистических ракет. Эти программы
были своеобразным инструментом сниже-
ния уровня напряженности в ракетно-
космической сфере.
По мере обострения проблем ПРО и мо-
дернизации ядерных потенциалов импульс
к российско-американскому сотрудниче-
ству в космосе иссякал. После затопления
космической станции «Мир» (2001) пре-
кратила свое действие программа «Мир-
Шаттл». В 2004 г. США свернули програм-
му РАМОС и отказались от строительства
общего Центра наблюдения за пусками
баллистических ракет. Договор СНВ-3
(2010) также уменьшил шансы на рос-
сийско-американское сотрудничество в
кос мосе. Документ предусматривает сни-
жение стратегических оперативно-раз вер-
нутых боезарядов до 1550 единиц у каждой
из сторон и не решает проблемы ПРО.
В преамбуле документа только зафиксиро-
вана взаимосвязь оборонительных и насту-
пательных систем. Низкие потолки сдер-
живания повышают опасность нанесения
контрсилового удара по СЯС и блокировки
остаточного потенциала посредством сис-
тем стратегической ПРО. В такой ситуа-
ции повышается роль инфор ма ци онно-
космических систем.
В-третьих, Россия и США по-прежнему
опасаются быстрого отрыва в космосе про-
тивоположной стороны. Такой прорыв тео-
ретически возможен в двух областях.
Первая – использование программ изуче-
ния дальнего космоса в интересах создаю-
щейся системы ПРО. Исследование планет
Солнечной системы требует наличия тех-
нологий стыковки космических аппаратов,
дистанционного зондирования и передачи
данных на большие расстояния. Эти тех-
нологии могут стать научным фундаментом
для создания в будущем систем стратеги-
ческой ПРО.
Вторая область – ликвидация американ-
ской монополии на глобальную систему
спутниковой навигации и связи. Еще в
2004 г. бывший главнокомандующий сила-
ми НАТО в Европе американский генерал
Уэсли Кларк прогнозировал, что военное
превосходство США закончится при рас-
пространении противоспутникового ору-
жия и развитии боевых лазеров, способных
поражать стратегическую авиацию. Такой
сценарий пока блокирован монополией
Вашингтона на систему NAVSTAR-GPS.
Но появление альтернативных систем у
других стран приведет к изменению соот-
ношения военных возможностей: прежде
всего – за счет подрыва монополии Пен-
тагона на неядерное высокоточное оружие
глобального радиуса действия. В этом
смысле Соединенные Штаты заинтересо-
ваны, скорее, в неудаче, чем в успехе, по-
добных проектов России, КНР и стран ЕС.
Отсюда – параллелизм космических про-
грамм России и США. Логика взаимного
ядерного сдерживания вынуждает Москву
и Вашингтон поддерживать статус госу-
дарств, обладающих полным спектром
космических исследований. Появление
новой космической программы у России и
Соединенных Штатов стимулирует соот-
ветствующий ответ другой стороны. Обе
страны воспроизводят в своих отношениях
логику советско-американской «космиче-
ской гонки» 1960-х годов.
В-четвертых, Россия и США используют
опыт друг друга в организации космических
исследований. После успеха Лунной про-
граммы США (1969) советские эксперты
объясняли американское преимущество
наличием НАСА – автономной структуры,
подчиненной федеральному правительст-
ву, независимой от министерства обороны
и занимающейся исключительно пробле-
мами изучения космического простран-
ства. В первой половине 1990-х годов
Россия попыталась реформировать косми-
ческую сферу по образцу НАСА. Военными
проблемами стал заниматься Главный
центр испытаний и применения космиче-
ских средств (ГЦИП КС) военно-кос-
мических сил. Космическая деятельность
стала достоянием Федерального косми-
ческого агентства (Роскосмоса), в подчи-
нении которому перешел Центр управле-
ния полетами.
Андрей БАйков, Алексей БоГАтУров, Алексей Фененко
64
В начале 2010-х годов и российский
опыт оказался востребованным в США.
Прекращение программы пилотируемых
космических полетов вынуждает НАСА ре-
формировать Космический центр им. Дж.
Кеннеди. Администрация Б. Обамы наме-
рена выделить на эту реформу 1,9 млрд.
долларов в течение ближайших пяти лет.
В-пятых, Россия и Соединенные Штаты
с недоверием относятся к ракетно-кос ми-
ческому сотрудничеству другой стороны с
третьими странами. Американские воен-
ные эксперты обеспокоены ростом рос-
сийско-китайского взаимодействия в кос-
мосе. В Вашингтоне полагают, что доступ к
российскому технологическому ресурсу
позволил КНР организовать пилотируе-
мый космический полет и создать проти-
воспутниковое оружие. Российско-ки тай-
ское взаимодействие видится некоторым
американским экспертам как один из ва-
риантов российского «асимметричного от-
вета» на программу ПРО.
Более болезненно США воспринимают
партнерство России с союзниками Вашинг-
тона. Администрация У. Клинтона забло-
кировала российско-японское соглашение
1993 г. о сотрудничестве в области исследо-
вания космического пространства в мир-
ных целях. В начале 2000-х годов админи-
страция Дж. Буша-младшего не допустила
российско-австралийского партнерства по
строительству космодрома на о. Рождества.
В 2006–2009 годах Белый дом предотвратил
переговоры Новой Зеландии с Россией о
партнерстве по разработке суборбитально-
го ракетоносителя «Atea». После серии ава-
рий южнокорейских суборбитальных носи-
телей в 2009–2010 годах США осторожно
подталкивают Сеул к прекращению кон-
трактов с Роскосмосом. В Вашинг тоне опа-
саются, что Москва пытается (1) получить
чувствительную с военной точки информа-
цию о ракетных потенциалах союзников
США и (2) размыть систему американских
союзов безопасности, которые позволяют
Соединенным Штатам отчасти контроли-
ровать ракетный потенциал союзников.
Россия, в свою очередь, опасается, что
под видом партнерства в космической сфере
Соединенные Штаты пытаются втянуть дру-
гие страны в сотрудничество по ПРО.
Недовольство Москвы вызвало Токий ское
соглашение 2004 года, по условиям которо-
го США передали Японии системы страте-
гической и тактической ПРО на условиях
доступа к ним американских специалистов.
Совместные проекты НАСА и Европейского
космического агентства (ЕКА) по изучению
дальнего космоса могут стать техническим
заделом для создания космического эшело-
на «ЕвроПРО». Уско рившиеся с 2010 г. пе-
реговоры о ракетно-космическом партнер-
стве США со странами АСЕАН (прежде
всего – Вьетнамом и Таиландом) могут соз-
дать дополнительную напряженность в от-
ношениях этих стран с КНР, а, косвенно, и
с Россией. В качестве инструмента давле-
ния на Москву американская сторона
периоди чески использует ссылку на
«Гаагский кодекс» 2002 года. Вашингтон
утверждает, что Москва нарушает его клю-
чевое положение: партнерство в области
изучения космоса не должно вести к рас-
пространению ракетных технологий.
Ракетно-космическое сотрудничество с
третьими странами может быть использо-
вано США для создания политических
трудностей России. В ноябре 2010 г. адми-
нистрация Б. Обамы фактически возобно-
вила деятельность военно-политического
альянса АНЗЮС
3
. В американских и ав-
стралийских СМИ появились сообщения о
возможности привлечения России к мо-
дернизации ракетно-космических потен-
циалов Австралии и Новой Зеландии. Эти
сведения были негативно встречены как
американским, так и китайским руковод-
ством. Из Пекина сигнализировали, что
подобные действия Москвы будут считать-
ся как идущие вразрез с духом с российско-
китайского договора 2001 года.
3
4 ноября 2010 г. президент сША и премьер-министр новой Зеландии подписали веллингтон-
скую декларацию о возобновлении военного партнерства. 8 ноября 2010 г. лидеры сША и Австралии
парафировали договор о сотрудничестве в области исследования и использования космического
прост ранства в мирных целях.
65
россИйско-АМерИкАнское вЗАИМодействИе в косМосе
Американские и российские космические
программы 2000-х годов были важным ком-
понентом системы ядерного сдерживания и
глобальной стабильности. В 2002 г. админи-
страция Дж. Буша-мл. заявила о переходе к
новой структуре стратегической триады:
(1) ударные наступательные системы (ядер-
ные и конвенциональные); (2) оборони-
тельные системы (ПРО, ПВО и средства
гражданской обороны) и (3) обновленная
инфраструктура с завязкой на инфор ма-
ционно-космические системы. 14 января
2004 г. президент США Дж. Буш-мл. под
предлогом ответа на ракетно-космический
прорыв КНР выдвинул новую программу
космических исследований НАСА.
Реализация этих программ была призва-
на закрепить отрыв США от других стран
по всему спектру космических исследова-
ний. Вашингтон также мог отработать ин-
фраструктуру для космического компонен-
та стратегической ПРО и противоспутни-
кового оружия. Задачей принятой в 2006 г.
Национальной космической политики
США было обеспечение согласованности
исследовательских программ НАСА с на-
чатым в 2002 г. проектом развертывания
системы стратегической ПРО.
Пришедшая к власти в 2009 г. админи-
страция Барака Обамы сменила глобаль-
ные военно-стратегические приоритеты.
В 2010 г. Белый дом принял концепцию
«минимального сдерживания» (minimal
deterrence), предусматривавшую сокраще-
ние СЯС на 75%, а также развитие систем
стратегической и тактической ПРО.
1 февраля 2010 г. Б. Обама принял реше-
ние о прекращении лунной программы
НАСА, включая проект «Созвездие». 15 ап-
реля 2010 г. президент США объявил о воз-
можности создания облегченной версии
«Созвездия» для осуществления пилотиру-
емых полетов к Луне и/или крупным асте-
роидам. Новыми приоритетами НАСА
были объявлены развитие передовых тех-
нологий (прежде всего – средств дозап-
равки), роботизированных систем, тяже-
лых ракет-носителей, систем изучения
планет и Солнца. Проекты администра-
ции Б. Обамы были призваны создать ин-
фраструктуру для систем ПРО «заатмос-
ферного перехвата»
4
.
Российские космические программы
были отчасти ответом на ракетно-косми-
ческие исследования США. 14 июля 2006 г.
правительство РФ приняло концепцию
развития российской пилотируемой кос-
монавтики, которая предусматривает поэ-
тапное создание промышленной транс-
портной космической системы, освоение
околоземного пространства, Луны и, воз-
можно, организацию полётов на Марс.
Российские приоритеты деятельности в
космосе предполагают:
– завершение развертывания системы
ГЛОНАСС;
– совершение общих с НАСА и ЕКА
пилотируемых полетов к Международной
космической станции (МКС);
– создание перспективной пилотируе-
мой транспортной системы;
– создание ракеты-носителя модульно-
го типа «Ангара»;
– картографирование Луны непилоти-
руемыми космическими аппаратами в рам-
ках проекта «Луна Глоб»;
– изучение Марса посредством непило-
тируемой станции «Фобос-грунт»;
– развитие программы «Марс-500» по
подготовке пилотируемого полета к Марсу
с участим Европейского космического
агентства (ЕКА);
– подготовка зонда «Венера-Д», предна-
значенного для изучения Венеры по образ-
цу американской станции «Магеллан»
(1989-1994);
– ведение переговоров с ЕКА о запуске
совместных программ изучения спутников
Юпитера посредством непилотируемых
космических аппаратов;
4
Международная федерация аэронавтики установила границу космического пространства и атмос-
феры в 100 км. однако сША не признают этого разделения: вашингтон разделяет космос и атмосфе-
ру по типу используемого аппарата. Про «заатмосферного перехвата» (high altitude) поражает цели
выше линии в 100 км, но по американской градации проходит как Про твд. Поэтому ее условно име-
ную «Про заатмосферного перехвата»