Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ную преемницу Византийской империи. Он отмечает, что эта цивилизация была не только транснациональной, но и транс­религиозной. Османская империя представляла собой систему равновесия и синтеза христианской и мусульманской частей и изначально являлась космополитичной, скрепившей союз хри­стианских Балкан и мусульманской суннитской Анатолии. Соз­датели империи — семейство Османлы (Османов) — появи­лись в 1280 г. не на окраине, а в самом центре Промежуточного региона, в нескольких десятках километров от Константинопо­ля. Кицикис отмечает, что тюрки уже проживали в Промежу­точном регионе, когда в его недрах возникла местная правящая династия, которая станет преемницей политического и террито­риального наследия Византии. Следовательно, несправедливо воспринимать османов как чужаков, ведь они родились вблизи столицы и самым естественным образом потребовали оспари­ваемого многими права на преемственность.

Геополитика Промежуточного региона

Итак, в центре Промежуточного региона находилась вселен­ская империя, на которую была ориентирована политика других империй, находившихся на ее периферии. Такими империями были Арабский халифат, Исламская империя, Персидская им­перия и Российская Империя.

Динамика отношений между центральной империей и пе­риферийными империями ведет к постоянному конфликту внутри Промежуточного региона. Каждый из главных народов в данном регионе стремится захватить контроль над ее цен­тром влияния, которым является Византий-Константинополь-Стамбул. Арабам в VIII столетии и русским в XX веке почти удалось сделать это, но они не смогли удержать контроль над вселенской империей. Геополитика этого региона характеризу­ется стремлением континентальной державы выйти к морскому побережью, в качестве способа, призванного остановить этого продвижение, выступало образование империи, объединяющей берега Эгейского моря.


Геополитика этого региона показывает постоянную динами­ку, в которой континентальная держава (Персия или Россия) стремится достичь морского побережья. Результатом этого был постоянный конфликт между талассократией (морской мо­щью), которая контролировала Эгейское море, и континенталь­ной державой. Единственным способом остановить продвиже­ние континентальной державы всегда считалось объединение двух берегов Эгейского моря в одну империю, то есть Импе­рию промежуточного региона или ее будущую реконструкцию в виде греческо-турецкой конфедерации. Таким образом, вну­тренний конфликт определяется борьбой между различными народами за главенство в Константинополе для сохранения региона в рамках единой Вселенской империи. Внешний фак­тор — Запад — стремится превратить Промежуточный регион в колонию, разрушив его единство и импортировав западные ценности.

Кицикис выделяет два геополитических концепта, создан­ные Западом для того, чтобы использовать их для мирового до­минирования. Начало первому было положено во второй поло­вине XVIII века. Эта концепция получила название «Восточный вопрос». Для того, чтобы открыть прямой путь к восточным колониям, Западу необходимо было разрушить стоявшую на его пути Османскую империю, занимавшую сердцевину Про­межуточного региона. С целью ее дезинтеграции, Запад рас­пространял идеи национализма, начав с Греции, которая став номинально независимой, фактически попала под протекторат Англии. Таким образом, Кицикис определяет Восточный во­прос как проблему, привнесенную извне.

Вторым геополитическим концептом, использованным За­падом для империалистической экспансии, была теория Харт-ленда, разработанная британским геополитиком Хэлфордом Маккиндером в начале XX века. Морские державы, стремясь окружить Россию и Германию, останавливая их продвижение


к южным морям, сохраняли остатки Османской империи ис­ключительно под англосаксонским контролем.

Главной целью военных усилий американцев является при­обретение тотального и эксклюзивного контроля над Проме­жуточным регионом — не только с целью захвата монополии на источники энергии, в основном нефти и воды, но также для того, чтобы не дать их противникам закрепиться в какой-либо части Промежуточного региона, например, предотвратить экс­пансию Китая на Запад, экспансию России на Юг, Европейского Союза — на Восток (путем включения Турции), и экспансию арабов на север. Для ее реализации они принялись воплощать в своих интересах теорию восстановления империи Александра Великого, которая бы протянулась от Адриатического моря до реки Инд, выступая в качестве огромной плотины, останавлива­ющей продвижение России на Юг.

Для того, чтобы воссоздать Империю Александра Великого от Адриатики до реки Инд, необходимы были бы две конфеде­рации: Западная конфедерация: 1. Греко-Турецкая конфедера­ция. Ее жесткое ядро формировали бы: Греция без западной Фракии и Турция без Курдистана и Восточной Фракии, и Кон­федерация греко-турецкого Кипра. 2. Периферийные государ­ства, которые были бы автономны к центральному жесткому ядру: а) государство Фракия, которое объединяло бы Восточ­ную и западную Фракию и часть Болгарии, населенной тур­ками, б) государство Македония со столицей в Фессалониках, включающее греческую Македонию, болгарскую Македонию и нынешнюю республику Македонию (со столицей в Скопье), но без западной части, населенной албанцами, в) Великая Алба­ния, состоящая из Албании, Косово и западной части совре­менной республики Македония, г) Курдистан, составленный из турецкой, иракской, сирийской и иранской частей, д) Израиль и Палестинское государство. Кицикис отмечает, что если эти две конфедерации будут созданы, они будут представлять угрозу для России и будут закреплять старое противоборство между


континентальными и морскими державами. С другой стороны, население регионов, включенных в эти конфедерации, может рассматривать их как соответствующих собственным интере­сам.

После греческой революции 1821 года и вплоть до Крым­ской войны 1856 года практически все греки были сторонника­ми России, но во второй половине XIX века они были испуганы ростом панславизма и распространением русского языка.

По мнению Кицикиса, Россия может разрушить американ­ские планы в Промежуточном регионе, только завоевав дове­рие греков и турков, признав с этой целью, что Россия является старшей и наиболее любимой дочерью Греции, греческой ци­вилизации и греческого Православия, основанного греческими отцами Церкви. Во-вторых, греческий язык, а не русский язык является главным языком цивилизации, поскольку он признан всем миром, а не только Промежуточным регионом. И, наконец, Россия должна помочь созданию греко-турецкой конфедерации со Стамбулом в качестве столицы по модели бывшего Совет­ского Союза, где особую роль будет играть алевизм как синтез между православием и исламом. Промежуточный регион — прежде всего православно-исламское цивилизационное целое, где греческая цивилизация занимает центральное положение со времен Александра Великого. Греческая цивилизация могла бы играть цементирующую роль, объединяя греков, турок и рус­ских.

Заключение

Димитрис Кицикис выделяет три цивилизационных блока, существующих в Евразии — Запад, Восток и Промежуточный регион, в центре которого на протяжении всей истории до конца Первой мировой войны существовала Вселенская империя. За­падную цивилизацию он считает осколком греческой, отделив­шейся в период Возрождения. В целом, его концепцию можно считать грекоцентристской.


Отношения между центральной империей и периферией характеризуется постоянным конфликтом, выражающимся в стремлении захватить контроль над центром влияния — Кон­стантинополем. Запад, в качестве внешнего фактора, стремится превратить Промежуточный регион в колонию, разрушив его единство. Для осуществления этого было создано два концепта. Одним из них является «Восточный вопрос», распространив­ший «болезнь национализма», разрушившего Османскую им­перию — центр Промежуточного региона. Вторым геополити­ческим концептом была теория Хартленда: морские державы, стремясь окружить континентальные державы, сохраняли кон­троль над Османской Империей.

Кицикис выдвигает ряд условий, которые необходимо вы­полнить России, если она желает противостоять планам США по контролю над Промежуточным регионом. Среди прочего, она должна помочь созданию греко-турецкой конфедерации со Стамбулом в качестве столицы по модели бывшего Советского Союза, где греческой цивилизации будет отдана основная свя­зующая роль.