Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1159
Скачиваний: 2
http://interaffairs.ru
октябрь 2011 года
Мы начинаем работу первой сессии конфе-
ренции. Ее тема - Архитектура интеграцион-
ных
процессов
на
постсоветском
пространстве – Россия-Украина-Белоруссия.
Я хочу предоставить слово заместителю ди-
ректора Департамента внешнеполитического
планирования МИД РФ Соколенко Влади-
миру Григорьевичу.
Уважаемые коллеги, дамы и господа! В рамках
заявленной мною темы «О некоторых научно-
политологических аспектах современной ин-
теграции» хотел бы высказать несколько
соображений, которые мне представляются
наиболее важными и интересными. И через
них попытаться отразить взгляд из Москвы на
новейшие, наблюдаемые в самое последнее
время тенденции в международной политике
и в международных отношениях.
Первая из проблем – соотношение идентифи-
кации и культурной идентичности. Современ-
ная
интеграция
есть
не
просто
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
2
Международная конференция
«Россия-Украина-Белоруссия: пути интеграции»
18-21 октября 2011 года
Оганесян
Армен Гарникович
главный редактор журнала «Меж-
дународная жизнь», советник ми-
нистра иностранных дел России:
Соколенко Владимир
Григорьевич
заместитель директора Депар-
тамента внешнеполитического
планирования МИД РФ (Рос-
сия):
Сессия 1.
«Архитектура интеграционных процессов на пост-
советском пространстве – Россия-Украина-Белоруссия
Модератор – Оганесян А.Г.
торгово-экономическое сотрудничество, кото-
рое сближает народы, а прежде всего – это не-
сущая конструкция глобализации, которая
определяет современную эпоху и затрагивает
сами основы организации и управления со-
временной двухтысячелетней цивилизации, в
основе которой лежит мировой процесс кон-
центрации капитала – деньги.
Очевидно, что глобализация несет тенденции
стандартизации и унификации жизни миро-
вого сообщества. Что происходит на этом
фоне с культурной идентичностью? По мере
развития тенденции униформизма нацио-
нальная культурная идентичность все больше
приобретает маргиональную форму, начинает
растворяться и незаметно, но неуклонно, под-
вергаться забвению, происходит иллюмина-
ция патриотизма и укорененности
национальной культуры, и незаметно про-
исходит переструктурирование социальной и
исторической памяти. Идет переписывание
истории некоторыми государствами, пере-
осмысление и переобозначения их места в со-
временном геополитическом пространстве.
Болезненность таких шагов характерна не
только для отдельно взятой страны, но для
всего международного сообщества в целом.
Особенно в плане их непредсказуемости.
Такие результаты интеграции всеобщего ин-
тегрирования, естественно, вызывают опреде-
ленную настороженность, сомнения и
вопросы.
Второй тезис – об особенностях унификации
определенных сфер жизни международного
сообщества. В результате господствующего в
современных СМИ зауженного взгляда на
процесс глобализации упускается из виду тот
фундаментальный факт – кстати, отмеченной
отечественной российской наукой (имею в
виду определенные наработки Института фи-
лософии РАН: в современном мире мы имеем
две разнонаправленные тенденции интегра-
ции в развитии глобализационной интегра-
ции. В том, что касается материальной,
технологической, экономической и даже по-
литической сферы, наблюдается выход на
единые стандарты и ориентиры. То есть тех-
ногенная сфера стандартизуема и унифици-
руема.
В том же, что касается культурной и духовной
сфер, идут противоположные процессы. На-
растают тенденции отторжения культурных
стереотипов и стандартов, неприятия чужого.
Практика показывает, что культурные ценно-
сти, духовно-душевный строй народа того или
иного государства не могут быть стандартизи-
рованы, так как стандартизирована техно-
сфера. В сфере работы государственных и
гражданских механизмов унификация воз-
можна и выражена уже в реально существую-
щих сегодня гражданах мира. Поэтому вопрос:
способно ли человечество выработать единый
этнос, выражающий мегакультурный синтез,
остаётся открытым. Современная наука, во вся-
ком случае, на данном этапе, отвечает на этот
вопрос отрицательно и обозначает большие
сомнения в отношении возможного продук-
тивного синтеза глобализации в этой сфере.
В чем видится выход из этого антагонизма
между двумя этими тенденциями?
Что предлагает господствующая в осмысле-
нии современных интеграционных процессов
либеральная школа для преодоления такой
порожденной глобализацией раздвоенности?
Сегодня в России осуществляется переход от
практики патернализма и протекционизма го-
сударства, к которой мы так привыкли при со-
ветской власти, к идее социального
партнерства. Что это значит? Для культурной
идентичности личности и культурного само-
сознания в целом – это означает, что источ-
ник этой культурной идентичности
перемещается от государства к самим гражда-
нам. То есть в новых условиях глобализации
сама идентификация определяется самими
гражданами, и прочность ее зависит, прежде
всего, от них, от их активности и ответствен-
ности. Культурная идентификация стано-
вится, таким образом, частным делом каждого
человека и гражданина. Современный либера-
лизм такую схему же выдвигает и к религии.
Либеральная доктрина секуляризма, основан-
http://interaffairs.ru
3
ная на концепции прав человека, выводит ре-
лигию из общественной сферы жизни и объ-
являет ее частным делом отдельного человека.
Это вызывает недовольство и протест церков-
ной верхушки, в том числе и православной, и
таким образом естественно отторгает боль-
шую армию христиан от либеральных ценно-
стей. Глядя на современный либерализм, а это
определенная проблема, тем более усугубляю-
щаяся тем, что он переживает, - как отмечают
сами либералы, - кризис доктринальных
основ. Кстати говоря, этой проблеме была по-
священа специальная лекция, которую орга-
низовывал Армен Гарникович в МИД России
в рамках «Золотой коллекции» журнала «Меж-
дународная жизнь» – лекция митрополита Во-
локоламского Иллариона, который занял
место митрополита Кирилла, избранного пат-
риархом. Тогда, я помню, состоялся интерес-
ный, глубокий разговор. Эта проблема
сегодня реально проявляется в международ-
ной политике.
Сейчас Запад стремится довольно жестко
внедрить в исламских государствах такую мо-
дель развития, которая бы позволила оттянуть
эти государства от исламского мира и привя-
зать к Западу, используя отработанные техно-
логии – смены политических режимов в этих
государствах, в частности, в Египте, Тунисе,
Ливии. При том что эти смены режимов про-
ходят по аналогии с путем, которым прошли
в 1990 годы страны Центральной и Восточной
Европы, и по аналогии с цветными револю-
циями, которые прошли в некоторых госу-
дарствах СНГ. Но уже на этом этапе
становится очевидным для всех, что нельзя
весь мир сделать Западом. Научно доказано и
давно, что построение униформного мира –
задача нереальная. Мондиализм, основанный
на одних каких-либо ценностях, даже либе-
рально-демократических, - утопия. Ни Россия,
ни Китай, ни многие другие современные го-
сударства не признают либерально-демокра-
тические
ценности
глобально
универсальными. Мы, Россия, записали в Кон-
цепции внешней политики, которая была
утверждена Президентом РФ Дмитрием Мед-
ведевым в июле 2008 года, что наше госу-
дарство выступает за полицентризм в мировой
культуре, и считает это основой политической
многополярности, основой ооно-центрич-
ного, а не американо-центричного миропо-
рядка. В теории Хантингтона имеется тезис о
том, что, несмотря на развитие унификацион-
ных процессов, порождаемых глобализацией,
все же неизбежно распределение народов по
своим цивилизационным блокам. И сего-
дняшняя практика международной политики
подтверждает этот тезис. В частности, могу со-
слаться на результаты недавно закончившейся
общеполитической дискуссии на последней
66-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Эта сессия, может быть, впервые в реалиях
глобализации продемонстрировала носталь-
гию со стороны ряда государств по своим ци-
вилизационным ложам, в которых они видят
для себя больше перспектив развития, чем в
составе мультицивилизационного, но моно-
культурного и ценностно униформного За-
пада. Например, Турция выступила не как
солидарный член западного сообщества, а с
позиции крупной исламской державы, взгляд
которой был устремлен в амбиции лидерства
в исламской мире. С такой позицией Турции
созвучна и позиция Китая, который неодно-
кратно демонстрировал свою готовность за-
щищать свои культурно-цивилизационные
ценности. Мы наблюдаем сегодня и за раз-
воротом Японии к своим азиатским корням.
Нельзя при этом оставлять незамеченным по-
трескивание самой прочной политической
конструкции – евроатлантизма, спаенная ин-
тересами глобального капитала. Великобри-
тания вдруг начала проявлять озабоченность
по поводу своей еврокультурной идентично-
сти, не говоря уже о Германии и Франции, ко-
торые давно испытывают дискомфорт от
перекоса их еврокультурной идентичности в
сторону атлантизма.
В завершении я хотел несколько слов о нас, о
нашей цивилизации, которую Хантингтон
определил как славянско-православную, и это
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
4
название представляется наиболее коррект-
ным, несмотря на то, что существует очень
много определений – то восточно-славянская,
то просто православная и т.д. Из 8 суще-
ствующих ныне цивилизаций она имеет наи-
более слабую внутреннюю связь. На данном
этапе характеризуется, что очевидно для всех,
политической разобщенностью. Сегодня сла-
вянско-православная цивилизация мало упо-
требляется в лексиконе современной
политологии и не является субъектом миро-
вой политики, а выступает лишь этнокульту-
рологической категорией для обозначения
некоего геополитического пространства.
Стержневое государство этой цивилизации –
Россия – так же, как Украина и Белоруссия,
самостоятельно выстраивает свою стратегию
интегрирования в цивилизованный мир. По-
казательно при этом, что, несмотря на различ-
ные возможности влияния и активности
политики этих государств на западном на-
правлении, особыми успехами пока похва-
статься не может. Пропускная способность
ворот Восточного партнерства и Вышеград-
ской четверки в европейский рай не велика.
Общий итог для всех – одинаковый. За 20 лет
ни одно из этих государств не стало полно-
правным членом западного сообщества. С
учетом начала разворота другими странами
своих интеграционных векторов извне во-
внутрь своих цивилизационных пространств,
может быть, имеет смысл и нам посмотреть на
себя с этих позиций.
Оганесян А.Г.:
Спасибо большое за интерес-
ный доклад. Владимир Григорьевич охватил
все аспекты и, по-моему, очень верно тот
факт, что собственно политика не отделима
сейчас от цивилизационных моментов. Это
был один из тезисов, который звучал в Бел-
граде на конференции, посвященной отноше-
ниям новых членов так называемой «Молодой
Европы» к присоединению в Евросоюз. Одна
сессия была на тему «Россия и Европа: парт-
неры или соперники». Там прозвучала мысль,
что вопрос об идентичности как таковой уже
не является частью культуры, он является
частью понятия безопасности. Поскольку этот
«бродильный чан» в поисках идентичности
приводит, на самом деле, к ослаблению имму-
нитета тех стран, которые озабочены своим
дальнейшим развитием и влияет непосред-
ственно на ощущение безопасности этих
стран и, конечно, их соседей. Особенно это
чувствуется на Балканах, претензии косоваров
на сербскую территорию, и Болгария со
своими геополитическими проблемами, если
можно говорить о геополитике в контексте
этой страны. Болгария тоже предъявляет свои
претензии, которые вытекают из их проснув-
шейся потребности определить свою иденти-
фикацию. Она их возвращает к прошлому,
прошлое диктует претензии к настоящему и
т.д., поэтому это все увязано напрямую с по-
литикой. Я хотел бы вам показать книгу – из-
дание замечательно тем, что хорошо
характеризует эти метания в Европе. Издана
книга Кембриджским университетом – сбор-
ник авторов из разных стран – посвящена
проблемам европейской идентификации во
всех аспектах: и так называемой Новой Ев-
ропы, что и как с ней делать, и как ее иденти-
фицировать, и как ее растворять и надо ли ее
растворять внутри Старой, взаимные претен-
зии и обиды. Эта книга, на мой взгляд, с инте-
ресным историческим экскурсом – одна из
немногих честных о Европейском Союзе, ко-
торая показывает, что вопросы идентифика-
ции, экономические и другие внутри этих
стран – все это большая проблема. Авторы
хотят сказать, что это – большая-большая до-
рога. История покажет, дорога это или про-
блема, которая может и разобщить Союз, и
мы сегодня это наблюдаем. Во всяком случае,
те аспекты, которые затронул Владимир Гри-
горьевич, настолько важные и общие. Что, ко-
нечно, они найдут отражение и в ваших
выступлениях, докладах.
А теперь я предоставляю слово следующему
докладчику.
http://interaffairs.ru
5