Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1076
Скачиваний: 1
Международная конференция «Россия - Украина - Белоруссия:
пути интеграции»
В МЕЖДУНАРОДНАЯ
ЕЖИЗНЬ
Международная конференция «Россия-Украина-Белоруссия: пути интеграции»
18-21 октября 2011 года
Сессия 1. «Архитектура итерационных процессов на постсоветском пространстве — Россия-Украина-Белоруссия
Модератор — Оганесян А.Г.
О
ганесян
Армен Гарникович
Соколенко Владимир Григорьевич
главный редактор журнала «Международная жизнь», советник министра иностранных дел России:
Мы начинаем работу первой сессии конференции. Ее тема - Архитектура интеграционных процессов на постсоветском пространстве — Россия-Украина-Белоруссия. Я хочу предоставить слово заместителю директора Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ Соколенко Владимиру Григорьевичу.
заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ (Россия):
Уважаемые коллеги, дамы и господа! В рамках заявленной мною темы «О некоторых научно-политологических аспектах современной интеграции» хотел бы высказать несколько соображений, которые мне представляются наиболее важными и интересными. И через них попытаться отразить взгляд из Москвы на новейшие, наблюдаемые в самое последнее время тенденции в международной политике и в международных отношениях. Первая из проблем — соотношение идентификации и культурной идентичности. Современная интеграция есть не просто
торгово-экономическое сотрудничество, которое сближает народы, а прежде всего — это несущая конструкция глобализации, которая определяет современную эпоху и затрагивает сами основы организации и управления современной двухтысячелетней цивилизации, в основе которой лежит мировой процесс концентрации капитала — деньги. Очевидно, что глобализация несет тенденции стандартизации и унификации жизни мирового сообщества. Что происходит на этом фоне с культурной идентичностью? По мере развития тенденции униформизма национальная культурная идентичность все больше приобретает маргиональную форму, начинает растворяться и незаметно, но неуклонно, подвергаться забвению, происходит иллюминация патриотизма и укорененности национальной культуры, и незаметно происходит переструктурирование социальной и исторической памяти. Идет переписывание истории некоторыми государствами, переосмысление и переобозначения их места в современном геополитическом пространстве. Болезненность таких шагов характерна не только для отдельно взятой страны, но для всего международного сообщества в целом. Особенно в плане их непредсказуемости. Такие результаты интеграции всеобщего интегрирования, естественно, вызывают определенную настороженность, сомнения и вопросы.
Второй тезис — об особенностях унификации определенных сфер жизни международного сообщества. В результате господствующего в современных СМИ зауженного взгляда на процесс глобализации упускается из виду тот фундаментальный факт — кстати, отмеченной отечественной российской наукой (имею в виду определенные наработки Института философии РАН: в современном мире мы имеем две разнонаправленные тенденции интеграции в развитии глобализационной интеграции. В том, что касается материальной, технологической, экономической и даже политической сферы, наблюдается выход на единые стандарты и ориентиры. То есть техногенная сфера стандартизуема и унифицируема.
В том же, что касается культурной и духовной сфер, идут противоположные процессы. Нарастают тенденции отторжения культурных стереотипов и стандартов, неприятия чужого. Практика показывает, что культурные ценности, духовно-душевный строй народа того или иного государства не могут быть стандартизированы, так как стандартизирована техносфера. В сфере работы государственных и гражданских механизмов унификация возможна и выражена уже в реально существующих сегодня гражданах мира. Поэтому вопрос: способно ли человечество выработать единый этнос, выражающий мегакультурный синтез, остаётся открытым. Современная наука, во всяком случае, на данном этапе, отвечает на этот вопрос отрицательно и обозначает большие сомнения в отношении возможного продуктивного синтеза глобализации в этой сфере. В чем видится выход из этого антагонизма между двумя этими тенденциями? Что предлагает господствующая в осмыслении современных интеграционных процессов либеральная школа для преодоления такой порожденной глобализацией раздвоенности? Сегодня в России осуществляется переход от практики патернализма и протекционизма государства, к которой мы так привыкли при советской власти, к идее социального партнерства. Что это значит? Для культурной идентичности личности и культурного самосознания в целом — это означает, что источник этой культурной идентичности перемещается от государства к самим гражданам. То есть в новых условиях глобализации сама идентификация определяется самими гражданами, и прочность ее зависит, прежде всего, от них, от их активности и ответственности. Культурная идентификация становится, таким образом, частным делом каждого человека и гражданина. Современный либерализм такую схему же выдвигает и к религии. Либеральная доктрина секуляризма, основан
ная на концепции прав человека, выводит религию из общественной сферы жизни и объявляет ее частным делом отдельного человека. Это вызывает недовольство и протест церковной верхушки, в том числе и православной, и таким образом естественно отторгает большую армию христиан от либеральных ценностей. Глядя на современный либерализм, а это определенная проблема, тем более усугубляющаяся тем, что он переживает, - как отмечают сами либералы, - кризис доктринальных основ. Кстати говоря, этой проблеме была посвящена специальная лекция, которую организовывал Армен Гарникович в МИД России в рамках «Золотой коллекции» журнала «Международная жизнь» — лекция митрополита Волоколамского Иллариона, который занял место митрополита Кирилла, избранного патриархом. Тогда, я помню, состоялся интересный, глубокий разговор. Эта проблема сегодня реально проявляется в международной политике.
Сейчас
Запад стремится довольно жестко
внедрить
в исламских государствах такую мо-
дель
развития, которая бы позволила
оттянуть
эти
государства от исламского мира и
привя-
зать
к Западу, используя отработанные
техно-
логии
— смены политических режимов в
этих
государствах,
в частности, в Египте, Тунисе,
Ливии.
При том что эти смены режимов про-
ходят
по аналогии с путем, которым прошли
в
1990 годы страны Центральной и
Восточной
Европы,
и по аналогии с цветными револю-
циями,
которые прошли в некоторых госу-
дарствах
СНГ. Но уже на этом этапе
становится
очевидным для всех, что нельзя
весь
мир сделать Западом. Научно доказано
и
давно,
что построение униформного мира —
задача
нереальная. Мондиализм, основанный
на
одних каких-либо ценностях, даже
либе-
рально-демократических,
- утопия. Ни Россия,
ни
Китай, ни многие другие современные
го-
сударства
не признают либерально-демокра-
тические ценности
глобально
универсальными.
Мы, Россия, записали в Кон-
цепции
внешней политики, которая была
утверждена
Президентом РФ Дмитрием Медведевым
в июле 2008 года, что наше государство
выступает за полицентризм в мировой
культуре, и считает это основой
политической многополярности, основой
ооно-центрич-ного, а не американо-центричного
миропорядка. В теории Хантингтона
имеется тезис о том, что, несмотря на
развитие унификацион-ных процессов,
порождаемых глобализацией, все же
неизбежно распределение народов по
своим цивилизационным блокам. И
сегодняшняя практика международной
политики подтверждает этот тезис. В
частности, могу сослаться на результаты
недавно закончившейся общеполитической
дискуссии на последней 66-ой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН. Эта сессия,
может быть, впервые в реалиях глобализации
продемонстрировала ностальгию со
стороны ряда государств по своим
ци-вилизационным ложам, в которых они
видят для себя больше перспектив
развития, чем в составе мультицивилизационного,
но монокультурного и ценностно
униформного Запада. Например, Турция
выступила не как солидарный член
западного сообщества, а с позиции
крупной исламской державы, взгляд
которой был устремлен в амбиции лидерства
в исламской мире. С такой позицией
Турции созвучна и позиция Китая, который
неоднократно демонстрировал свою
готовность защищать свои
культурно-цивилизационные ценности.
Мы наблюдаем сегодня и за разворотом
Японии к своим азиатским корням. Нельзя
при этом оставлять незамеченным
потрескивание самой прочной
политической конструкции — евроатлантизма,
спаенная интересами глобального
капитала. Великобритания вдруг
начала проявлять озабоченность по
поводу своей еврокультурной идентичности,
не говоря уже о Германии и Франции,
которые давно испытывают дискомфорт
от перекоса их еврокультурной идентичности
в сторону атлантизма.
В завершении я хотел несколько слов о нас, о нашей цивилизации, которую Хантингтон определил как славянско-православную, и это
название представляется наиболее корректным, несмотря на то, что существует очень много определений — то восточно-славянская, то просто православная и т.д. Из 8 существующих ныне цивилизаций она имеет наиболее слабую внутреннюю связь. На данном этапе характеризуется, что очевидно для всех, политической разобщенностью. Сегодня сла-вянско-православная цивилизация мало употребляется в лексиконе современной политологии и не является субъектом мировой политики, а выступает лишь этнокульту-рологической категорией для обозначения некоего геополитического пространства. Стержневое государство этой цивилизации — Россия — так же, как Украина и Белоруссия, самостоятельно выстраивает свою стратегию интегрирования в цивилизованный мир. Показательно при этом, что, несмотря на различные возможности влияния и активности политики этих государств на западном направлении, особыми успехами пока похвастаться не может. Пропускная способность ворот Восточного партнерства и Вышеградской четверки в европейский рай не велика. Общий итог для всех — одинаковый. За 20 лет ни одно из этих государств не стало полноправным членом западного сообщества. С учетом начала разворота другими странами своих интеграционных векторов извне вовнутрь своих цивилизационных пространств, может быть, имеет смысл и нам посмотреть на себя с этих позиций.
Оганесян А.Г.: Спасибо большое за интересный доклад. Владимир Григорьевич охватил все аспекты и, по-моему, очень верно тот факт, что собственно политика не отделима сейчас от цивилизационных моментов. Это был один из тезисов, который звучал в Белграде на конференции, посвященной отношениям новых членов так называемой «Молодой Европы» к присоединению в Евросоюз. Одна сессия была на тему «Россия и Европа: партнеры или соперники». Там прозвучала мысль, что вопрос об идентичности как таковой уже не является частью культуры, он является частью понятия безопасности. Поскольку этот «бродильный чан» в поисках идентичности приводит, на самом деле, к ослаблению иммунитета тех стран, которые озабочены своим дальнейшим развитием и влияет непосредственно на ощущение безопасности этих стран и, конечно, их соседей. Особенно это чувствуется на Балканах, претензии косоваров на сербскую территорию, и Болгария со своими геополитическими проблемами, если можно говорить о геополитике в контексте этой страны. Болгария тоже предъявляет свои претензии, которые вытекают из их проснувшейся потребности определить свою идентификацию. Она их возвращает к прошлому, прошлое диктует претензии к настоящему и т.д., поэтому это все увязано напрямую с политикой. Я хотел бы вам показать книгу — издание замечательно тем, что хорошо характеризует эти метания в Европе. Издана книга Кембриджским университетом — сборник авторов из разных стран — посвящена проблемам европейской идентификации во всех аспектах: и так называемой Новой Европы, что и как с ней делать, и как ее идентифицировать, и как ее растворять и надо ли ее растворять внутри Старой, взаимные претензии и обиды. Эта книга, на мой взгляд, с интересным историческим экскурсом — одна из немногих честных о Европейском Союзе, которая показывает, что вопросы идентификации, экономические и другие внутри этих стран — все это большая проблема. Авторы хотят сказать, что это — большая-большая дорога. История покажет, дорога это или проблема, которая может и разобщить Союз, и мы сегодня это наблюдаем. Во всяком случае, те аспекты, которые затронул Владимир Григорьевич, настолько важные и общие. Что, конечно, они найдут отражение и в ваших выступлениях, докладах.
А теперь я предоставляю слово следующему докладчику.
Гузенкова Тамара Семеновна
ведущий научный сотрудник Российского Института стратегических исследований, доктор исторических наук, руководитель Центра исследований проблем Ближнего зарубежья (Россия):
Уважаемые коллеги! Тема моего доклада «Украина и Белоруссия: сравнительный анализ интеграционных моделей. Мой доклад мог бы состоять из одного предложения, которое исчерпывал бы все главное содержание темы, заявленной мной. Предложение это заключается в том, что в настоящее время и у Белоруссии, и у Украины сложились модели интеграционного поведения, которые характеризуются четкими позициями. Для Украины характерна такая интеграционная модель, которая демонстрирует ее желание максимально сблизиться и интегрироваться с Европейским союзом, сближение с Россией носит временный и конъюнктурный характер. Интеграционная модель Белоруссии носит прямо противоположный характер. Белоруссия демонстрирует желание и потребность максимально сблизиться с Россией и через Россию со странами СНГ, с Евросоюзом демонстрирует временное и конъюнктурное сближение. Но и в том, и в другом случае и Украина, и Белоруссия на протяжении уже десяти, а то и 15 лет, стремится диверсифицировать свое политическое и экономическое пространство и пытается определить самостоятельную политику, которая отличало ее и от восточного, и от западного вектора. Когда я пыталась анализировать эти вопросы под этим ракурсом, я поставила перед собой такую проблему: что собой представляет Белоруссия и Украина как элементы интеграционного процесса в постсоветском пространстве и кто кому более ценен — Белоруссия или Украина? Кстати говоря, когда изучаешь этот вопрос на цифрах, на статистике в исторической, этапной динамике, оказывается, что на этот вопрос не так-то просто ответить. Украина, с точки зрения интеграции, является как будто более ценным субъектом, потому что я не говорю уже о ее территории, не говорю о численности населения, которое превышает практически в пять раз, о вкладе и размерах ВВП. В данном случае Белоруссия представляет собой малую экономику. Но вот когда начинаешь изучать проблему темпов экономического роста, динамики этого роста, вклады Белоруссии в торгово-экономические и просто экономические отношения с Россией и в рамках СНГ, оказывается, что Белоруссия по многим позициям является более динамичным, более эффективным и быстро развивающимся субъектом в экономических отношениях. В смысле интеграции можно выделить три периода. Сегодня мы можем говорить, по крайней мере, о трех интеграционных этапах на постсоветском пространстве. Первый — это 90-е годы вплоть до конца 90-х годов. Этот период, скорее всего, можно охарактеризовать как интеграция на остатках советского наследия, когда целая группа интеграционных документов была в значительной степени составлена по принципу и подобию Советского Союза, и она в гораздо большей степени декларировала интеграцию, чем являлась таковой. Второй период можно продлить до середины 2000-х годов. Мне кажется, что это был трагический и очень динамичный период, когда все страны СНГ превращались