Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Дугин А. Г.


КВАДРИПОЛЯРИЗМ И МЫШЛЕНИЕ В ТЕРМИНАХ БОЛЬШИХ ПРОСТРАНСТВ


Сегодня мы приступим к конкретизации многополярности, в частности, обсудим тему квадриполяризма как конкретного выражения многополярности. Почему сегодня квадриполяризм актуален и почему нам нужно говорить о четрырехполюсном мире, должно стать понятным из выступлений нашего заседа­ния ЦКИ.



Д ля начала нужно поставить вопрос — где впервые возникает
идея организации мира на основе четырех полюсов? Первым
автором такого подхода на мир был немецкий геополитик Карл
Хаусхофер, который выдвинул теорию пан-идей. Он предложил
в своей работе рассмотреть различного рода исторические и
политические взаимодействияподвумосямв рамкахглобального
взгляда на мир: по оси Север-Юг и по оси Запад-Восток. С
точки зрения Хаусхофера оптимальная организация мира —
это      интеграция      по      оси . „ -

Север-Юг с преобладанием Севера над Югом, но строго проходящая по меридианам. Это он называл меридианальной геополитикой, которая связана с рассмотрением мира, представляющего собой несколько пластов, интегрированных по оси      Север-Юг.        И как


конкретное воплощение геополитики меридианов Хаусхофер предложил деление мира на четыре зоны, которые выражаются в пан-идеях: панамериканская идея, которая с его точки зрения должна интегрировать американские континенты с севера на юг; пан-европейская идея, или Евроафрика, где предполагалось объединение вокруг Европы также средиземноморского ареала, включая северную и транс-сахарскую Африку; пан-евразийская идея, с доминацией России над южными территориями; и пан-океанская идея, подразумевающая создание кондоминиона с Японией, Китаем и другими странами региона. Если говорить в историческом контексте, то мы увидим интересную закономерность. Сам Хаусхофер выступал от лица пан-Европы, Советской России он уделял роль интегратора пан-евразийсокго пространства, Японии выделял главенствующую роль в объединении Тихоокеанского региона, а Соединенным Штатам Америки в рамках доктрины Монро он предлагал установить контроль над пространством обеих Америк — Северной и Южной. Безусловно, нужно учитывать исторический контекст, в котором формировалось видение такого устройства, но, как мы увидим в дальнейшем, в нем были и постоянные элементы, которые в той или иной степени актуальны.

Вторая версия, которая, строго говоря, была оформлена как квинтаполяризм, это теория Рихарда Куденхове-Калерги, кото­рый в 20-е -30-е гг. прошлого столетия выдвинул теорию суще­ствования пяти больших пространств, из которых должен был складываться будущий миропорядок. Сам Куденхове-Калерги был создателем движения Паневропейский союз и одним из те­оретиков европейской интеграции. Он же предложил в качестве гимна единой Европы, которой еще тогда не было, «Оду к радо­сти» Л.-В. Бетховена, которая потом и стала официальным гим­ном ЕС. Т.е. практически, идея создания единой Европы Куден-хове-Калерги реализовалоась в полной мере. При этом наряду с пан-Европой он выделял еще четыре пространства. Это пан-Евразия, пан-Америка, пан-Пацифика и Британская Империя,


т.к. он считал это государство отдельным полюсом. Хотя, если проанализировать место Британии, мы увидим, что теснейшее сотрудничество этой страны и передачу атлантистской иници­ативы США, по сути, слило эти два государства в один полюс.

Таким образом, если мы сделаем эту поправку, мы увидим в лице Хаусхофера и Куденхове-Калерги первых теоретиков квадриполярного мира. В их трудах коренятся идеи интегра­ции на цивилизационной основе, так как Хаусхофер использует термин «идея» для интеграции этих пространств. Речь идет о некоем цивилизационном логосе, который объединяет целые территории, которые превосходят и трансцендируют границы национальных государств. А Куденхове-Калерги был отцом идей политической интеграции.

На следующим этапе мы сталкиваемся с таким же точно районированием мира, но только в несколько ином ключе. Это период после заключения Версальского мира в Европе. Тогда в США создается Совет по международным отношениям на основе политических интеллектуальных групп, а президент США Вудро Вильсон, будучи либералом в области междуна­родных отношений, формулирует идею о глобальной миссии Америки, которая состоит в обеспечении демократии на всем пространстве планеты, и как конкретным воплощением этой демократии, о чем также говорил сэр Хэлфорд Макиндер в работе «Демократичесике идеалы и реальность», выступает идея трех пространств как трех опор демократии. После Вер­саля формируется идея трех полюсов. В центре стоят США и Совет по международным отношениям, что демонстрирует ведущую роль США в глобальных процессах. До Вильсона в США колебались между открытостью и закрытостью, между экспансионизмом и изоляционизмом, а после Вильсона курс на экспансионизм и доминирование американской демократии в международной политике стал очевидным. Поэтому наиболее важный центр формируется именно в США, но параллельно с этим формируется еще два института. Один из них получил


долгую жизнь. Это Королевский институт стратегических ис­следований — Chatham House, который существует до сих пор и является главным интеллектуальным центром европейского атлантизма. И тогда же был создан еще один — Институт тихо­океанских исследований. Таким образом, эти организации были созданы в роли интеллектуального плацдарма для укрепления позиций Запада под эгидой США. И это было сделано еще до того, как США вошли в свой зенит, что подтверждает тезис о том, что лабораторные исследования и теория всегда предше­ствуют реальности.Версальская конференция была отправной точкой когда мир начался формироваться под эгидой Америки. В XIX веке США еще не стали лидером, хотя проект лидерства уже начал формироваться именно тогда и обосновываться еще во время Первой мировой войны.

Но здесь мы имеем дело и с вопросом — против кого на­правлена эта структура? Она направлена против Евразии, про­тив Хартленда, в который Макиндер, участник этих процессов и подготовки решений версальских переговоров, включал Гер­манию, Россию и Китай. Для того, чтобы демократические иде­алы смогли реализоваться, — писал Макиндер, необходимо ин­тегрировать продемократические талассократические державы для оппозиции Хартленду, который является оплотом теллуро-кратии. И вот здесь мы видим применение принципов геополи­тики к квадриполярному пространству. Здесь говорится о трех полюсах, но подразумевается четвертый, так как они направле­ны против четвертого, который в данном случае является объек­том эксклюзии и своего рода козлом отпущения для клуба гло­бальной демократии. Четвертое пространство в модели C.F.R. присутствует как антагонист трех остальных пространств. И в это четвертое пространство включена Германия, Советская Рос­сия и прогерманские силы в Японии, т.е. те страны, которые были отражены в модели континентального блока Хасухофера.

И в этой геополитике, помимо атлантического полюса, есть деление на сегменты — три полюса. Ту же самую модель чуть