Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гегемонии, и речь для него идет о создании мирных и благо­приятных условий для социально-экономического развития. Именно Китай, по мнению доктора Декуана, формирует и про­двигает новую глобальную политическую философию, пред­полагающую укрепление стратегического партнерства между мировыми державами в решении глобальных проблем, мирное решение спорных вопросов, признание разнообразия форм и моделей политического и экономического развития.

В свою очередь, в политической элите США как утверж­дает профессор Стэнфордского университета доктор Роланд Бенедиктер, активно дискутируется переход от абсолютной к относительной гегемонии. «Поворот к пацифизму», по мне­нию Бенедиктера, будет означать «радикальное изменение» во внешней и военной политике США в течение долгого времени. Следуя этой логике, профессор Стэнфорда предпочел говорить не о гегемонии, но о лидерстве США, утверждению которого, по его мнению, способствуют масштабные реформы, осущест­вляемые действующим президентом Америки Бараком Обамой.

По утверждению Барри Бьюзена, профессора Лондонской школы экономики, время сверхдержав прошло. Система меж­дународных отношений развивается вследствие процессов глобальной индустриализации и модернизации в направлении неизбежного перераспределения власти и влияния, создавая возможность для формирования различных вариантов «ка­питалистического порядка» после фактического банкротства пресловутого «Вашингтонского консенсуса». США не смогут сохранить свое современное положение (и в том числе воору­женным путем), а новые мировые державы — например, тот же Китай — не смогут занять их место. В долгосрочной перспек­тиве формируется многополярный миропорядок, воплощенный в лице нескольких региональных держав, который сам профес­сор Бьюзен предпочитает называть «децентрализованным гло­бализмом». Для его более полного воплощения существующее в мире «сообщество государств» должно создать новые идеи и


институты, которые призваны стабилизировать систему между­народных отношений и способствовать решению глобальных проблем. Главное для Запада, по мнению Бьюзена — понять, что будущее принадлежит не одному только ему.

Развивая эту логику, профессор доктор Ачин Ваниак (Уни­верситет Дели, Индия) говорил о «квинтете держав», который сегодня образуют США, Китай, Россия, Индия и ЕС. Параллель­но доктор Ваниак остановился в своем докладе о возможном вкладе Индии как динамично развивающейся региональной державы. Основанием для этого, по мнению профессора, яв­ляются современные социально-экономические успехи Индии, конструктивные традиции ее политической культуры и все воз­растающее международное влияние, укрепляющее ее репута­цию как надежного партнера основных глобальных «игроков».

Авторы данной статьи в представленном ими докладе на тему «Россия — новый подъем державы?» рассуждали о будущей роли региональных «больших пространств». Они полагают, что создаваемый сегодня Евразийский Союз — включающий Рос­сию, Казахстан и Беларусь — способен выполнять связующие функции между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. И именно Россия, выходящая за рамки модели традиционного «национального государства», призвана вместе со своими стра­тегическими партнерами сформировать собственный вариант «большого пространства», альтернативой которому являются феномены деиндустриализации и социальной деградации, ито­говое торжество этнократии и других форм политической арха­ики. Большое пространство «России-Евразии» — естественный партнер других региональных «больших пространств», значи­мый элемент формируемой «глобальной архитектуры».

Аудо Арауйо Фалейро, сотрудник Администрации Пре­зидента Бразилии, сосредоточился на рассмотрении роли его страны в рамках усиливающихся процессов интеграции в Юж­ной Америке. Время гегемонии США, по мнению Фалейро, проходит, и будущее региона будут определять прогрессивные


силы. Об этом, в частности, свидетельствует недавняя победа на президентских выборах в Венесуэле Уго Чавеса. Масштаб­ные трансформации, происходящее под эгидой «левых» сил, по мнению Фалейро, будут способствовать консолидации стран региона, а также повышению их значимости и роли в глобаль­ных вопросах.

Установившийся среди участников конференции консенсус исходил из положения о том, что Европейский союз, несмотря на все его современные проблемы, способен играть важную роль в современных международных отношениях. Некоторые зарубежные участники говорили о лидерстве Германии в ЕС. Доктор Богдан Козел (университет Адама Мицкевича, Познань, Польша), в частности, полагает, что современный Берлин се­годня находится «в фазе» определения своей позиции в Европе и мире. И именно Германия должна создать конструктивную концепцию будущего для ЕС, сохраняя при этом верность об­щеевропейским ценностям и стандартам.

По мнению доктора Эрхарда Кроме (Фонд Розы Люксем­бург), «немецкий вопрос» снова стоит сегодня в повестке дня. Германия, по его мнению, является главным «бенефициантом» от введения евро, и она же понесет наибольший ущерб от раз­рушения «зоны евро». Спасение евро, как полагает доктор Кро­ме, возможно сегодня не через установление германской геге­монии, но на основе кооперации между странами ЕС. И именно стратегия, нацеленная на мирное решение споров между стра­нами Союза в рамках действующих институтов, будет способ­ствовать решению современных проблем.

Вольфганг Герке (Магдебург, спикер по внешней политике фракции Die Linke в Бундестаге) в своем выступлении подчер­кнул актуальность дискуссии о дальнейшем развитии внешне­политической концепции «левых», которая должна быть на­целена на поиск альтернативной модели миропорядка. По его мнению, Германия находятся сегодня на основной «линии» борьбы за национально-государственную гегемонию, будучи


главным образом сосредоточенной на реализации своих инте­ресов через усиление своей роли в международных организа­циях — от ЕС до Мирового банка и ООН.

Главное достижение конференции, на наш взгляд, заключа­ется в том, что она сформировала (предложила) определенную платформу для критического обсуждения основополагающих международных вопросов, а также предоставляет хорошую возможность подискутировать с европейскими коллегами для участников из Бразилии, Китая и Индии. Последний выпуск журнала «WeltTrends» содержит ряд материалов участников конференции. Полный же сборник материалов конференции, как запланировано, будет напечатан в ноябре. Как представ­ляется, почин, положенный в Потсдаме, может получить свое дальнейшее развитие и на других «дискуссионных площадках». Ибо проблемы формирования новой, более справедливой и сба­лансированной системы международных отношений, волнуют сегодня многих.


Раджа Мохан


ДИПЛОМАТИЯ НОВОГО ТРЕУГОЛЬНИКА: ИНДИЯ, КИТАЙ И США НА МОРЕ


Как и в Холодной войне, так и в текущей политической игре между Соединенными Штатами и Китаем, остальная часть Азии просто не представляет себя в рамках биполярной моде­ли. Азия будет активно формировать и формироваться новой стратегической динамикой отношений между Вашингтоном и Пекином.

Азия является родиной для многих больших государств, которые преданы идеям национализма и территориального суверенитета, противодействуют местным амбициям к регио­нальной гегемонии, стараются быть автономными от великих держав, и преисполнены решимости содействовать более тес­ной экономической интеграции друг с другом. Эти конкуриру­ющие императивы, которые плохо уживаются друг с другом, определяют противоречивый характер восхождения Азии.

Одним из таких важных региональных держав является Ин­дия, третья по величине экономика в Азии и четвертая по вели­чине расходов на оборону в Индо-Тихоокеанском регионе по­сле США, Китая и Японии.

Потенциал Индии может внести существенный вклад в но­вый баланс сил в Азии, как это признано и Вашингтоном, и Пекином. Министр обороны США Леон Панетта был в Дели в июне этого года, объявив Индию «краеугольным камнем» в оси

США в Азии.

Министр обороны Китая Лян Гуанле вскоре постучался в двери Дели, пытаясь успокоить Индию в связи с растущей оза­боченностью по поводу взлета Пекина.