ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2211
Скачиваний: 2
гегемонии, и речь для него идет о создании мирных и благоприятных условий для социально-экономического развития. Именно Китай, по мнению доктора Декуана, формирует и продвигает новую глобальную политическую философию, предполагающую укрепление стратегического партнерства между мировыми державами в решении глобальных проблем, мирное решение спорных вопросов, признание разнообразия форм и моделей политического и экономического развития.
В свою очередь, в политической элите США как утверждает профессор Стэнфордского университета доктор Роланд Бенедиктер, активно дискутируется переход от абсолютной к относительной гегемонии. «Поворот к пацифизму», по мнению Бенедиктера, будет означать «радикальное изменение» во внешней и военной политике США в течение долгого времени. Следуя этой логике, профессор Стэнфорда предпочел говорить не о гегемонии, но о лидерстве США, утверждению которого, по его мнению, способствуют масштабные реформы, осуществляемые действующим президентом Америки Бараком Обамой.
По утверждению Барри Бьюзена, профессора Лондонской школы экономики, время сверхдержав прошло. Система международных отношений развивается вследствие процессов глобальной индустриализации и модернизации в направлении неизбежного перераспределения власти и влияния, создавая возможность для формирования различных вариантов «капиталистического порядка» после фактического банкротства пресловутого «Вашингтонского консенсуса». США не смогут сохранить свое современное положение (и в том числе вооруженным путем), а новые мировые державы — например, тот же Китай — не смогут занять их место. В долгосрочной перспективе формируется многополярный миропорядок, воплощенный в лице нескольких региональных держав, который сам профессор Бьюзен предпочитает называть «децентрализованным глобализмом». Для его более полного воплощения существующее в мире «сообщество государств» должно создать новые идеи и
институты, которые призваны стабилизировать систему международных отношений и способствовать решению глобальных проблем. Главное для Запада, по мнению Бьюзена — понять, что будущее принадлежит не одному только ему.
Развивая эту логику, профессор доктор Ачин Ваниак (Университет Дели, Индия) говорил о «квинтете держав», который сегодня образуют США, Китай, Россия, Индия и ЕС. Параллельно доктор Ваниак остановился в своем докладе о возможном вкладе Индии как динамично развивающейся региональной державы. Основанием для этого, по мнению профессора, являются современные социально-экономические успехи Индии, конструктивные традиции ее политической культуры и все возрастающее международное влияние, укрепляющее ее репутацию как надежного партнера основных глобальных «игроков».
Авторы данной статьи в представленном ими докладе на тему «Россия — новый подъем державы?» рассуждали о будущей роли региональных «больших пространств». Они полагают, что создаваемый сегодня Евразийский Союз — включающий Россию, Казахстан и Беларусь — способен выполнять связующие функции между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. И именно Россия, выходящая за рамки модели традиционного «национального государства», призвана вместе со своими стратегическими партнерами сформировать собственный вариант «большого пространства», альтернативой которому являются феномены деиндустриализации и социальной деградации, итоговое торжество этнократии и других форм политической архаики. Большое пространство «России-Евразии» — естественный партнер других региональных «больших пространств», значимый элемент формируемой «глобальной архитектуры».
Аудо Арауйо Фалейро, сотрудник Администрации Президента Бразилии, сосредоточился на рассмотрении роли его страны в рамках усиливающихся процессов интеграции в Южной Америке. Время гегемонии США, по мнению Фалейро, проходит, и будущее региона будут определять прогрессивные
силы. Об этом, в частности, свидетельствует недавняя победа на президентских выборах в Венесуэле Уго Чавеса. Масштабные трансформации, происходящее под эгидой «левых» сил, по мнению Фалейро, будут способствовать консолидации стран региона, а также повышению их значимости и роли в глобальных вопросах.
Установившийся среди участников конференции консенсус исходил из положения о том, что Европейский союз, несмотря на все его современные проблемы, способен играть важную роль в современных международных отношениях. Некоторые зарубежные участники говорили о лидерстве Германии в ЕС. Доктор Богдан Козел (университет Адама Мицкевича, Познань, Польша), в частности, полагает, что современный Берлин сегодня находится «в фазе» определения своей позиции в Европе и мире. И именно Германия должна создать конструктивную концепцию будущего для ЕС, сохраняя при этом верность общеевропейским ценностям и стандартам.
По мнению доктора Эрхарда Кроме (Фонд Розы Люксембург), «немецкий вопрос» снова стоит сегодня в повестке дня. Германия, по его мнению, является главным «бенефициантом» от введения евро, и она же понесет наибольший ущерб от разрушения «зоны евро». Спасение евро, как полагает доктор Кроме, возможно сегодня не через установление германской гегемонии, но на основе кооперации между странами ЕС. И именно стратегия, нацеленная на мирное решение споров между странами Союза в рамках действующих институтов, будет способствовать решению современных проблем.
Вольфганг Герке (Магдебург, спикер по внешней политике фракции Die Linke в Бундестаге) в своем выступлении подчеркнул актуальность дискуссии о дальнейшем развитии внешнеполитической концепции «левых», которая должна быть нацелена на поиск альтернативной модели миропорядка. По его мнению, Германия находятся сегодня на основной «линии» борьбы за национально-государственную гегемонию, будучи
главным образом сосредоточенной на реализации своих интересов через усиление своей роли в международных организациях — от ЕС до Мирового банка и ООН.
Главное достижение конференции, на наш взгляд, заключается в том, что она сформировала (предложила) определенную платформу для критического обсуждения основополагающих международных вопросов, а также предоставляет хорошую возможность подискутировать с европейскими коллегами для участников из Бразилии, Китая и Индии. Последний выпуск журнала «WeltTrends» содержит ряд материалов участников конференции. Полный же сборник материалов конференции, как запланировано, будет напечатан в ноябре. Как представляется, почин, положенный в Потсдаме, может получить свое дальнейшее развитие и на других «дискуссионных площадках». Ибо проблемы формирования новой, более справедливой и сбалансированной системы международных отношений, волнуют сегодня многих.
Раджа Мохан
ДИПЛОМАТИЯ НОВОГО ТРЕУГОЛЬНИКА: ИНДИЯ, КИТАЙ И США НА МОРЕ
Как и в Холодной войне, так и в текущей политической игре между Соединенными Штатами и Китаем, остальная часть Азии просто не представляет себя в рамках биполярной модели. Азия будет активно формировать и формироваться новой стратегической динамикой отношений между Вашингтоном и Пекином.
Азия является родиной для многих больших государств, которые преданы идеям национализма и территориального суверенитета, противодействуют местным амбициям к региональной гегемонии, стараются быть автономными от великих держав, и преисполнены решимости содействовать более тесной экономической интеграции друг с другом. Эти конкурирующие императивы, которые плохо уживаются друг с другом, определяют противоречивый характер восхождения Азии.
Одним из таких важных региональных держав является Индия, третья по величине экономика в Азии и четвертая по величине расходов на оборону в Индо-Тихоокеанском регионе после США, Китая и Японии.
Потенциал Индии может внести существенный вклад в новый баланс сил в Азии, как это признано и Вашингтоном, и Пекином. Министр обороны США Леон Панетта был в Дели в июне этого года, объявив Индию «краеугольным камнем» в оси
США в Азии.
Министр обороны Китая Лян Гуанле вскоре постучался в двери Дели, пытаясь успокоить Индию в связи с растущей озабоченностью по поводу взлета Пекина.