ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2541
Скачиваний: 5
ИСЛАМ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В ИДЕОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО
РАДИКАЛИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Аджиев А. И.
Аспирант кафедры политологии Ставропольского
Государственного Университета
В последние десятилетия широко распространилась практи-
ка использования идеологии, основанной на искажении смысла
толкования религиозных постулатов, известной как религиозно-
политический радикализм. Являясь объектом данной идеологи-
ческой экспансии, Северный Кавказ вызывает определенный
интерес со стороны лиц, заинтересованных в дестабилизации
региона. Очевидную роль в эскалации напряжения на Северном
Кавказе играют определенные неправительственные междуна-
родные религиозные организации. В достижении своих целей
они используют методы близкие к экстремистским. Большин-
ство таких организаций, называющих себя мусульманскими, по-
святили свою деятельность не идее распространения религиоз-
ного сознания, а политической борьбе за власть и собственному
влиянию в массах. Особенности данного региона способствует
таким процессам. В использовании экономического потенци-
ала Юг России значительно отстает от среднероссийских по-
казателей. Уровень безработицы, в 5—7 раз превышающий ее
средних показателей по России, создает благоприятные усло-
вия для привлечения местного населения в такие организации.
Как следствие, сегодня состав участников лево-радикального
движения является преимущественно молодым по возрасту.
При этом по социальному положению оно, в основном, состоит
из низших слоев общества (материально необеспеченных, без-
47
работных, с приниженным социальным статусом, с невысоким
образованием и т.д.). По данным Национального антитеррори-
стического комитета, возраст 80 % экстремистов, преступная
деятельность которых была пресечена за последние 4-5 лет,
составлял менее 30 лет
1
. Принимая данные обстоятельства во
внимание, необходимо заострить внимание на причинах, по-
буждающих молодежь вступать в такие организации.
По уровню этнополитической напряженности в стране, ре-
гион лидирует среди прочих. Здесь сосредоточены основные
российские межэтнические конфликты и сепаратистские дви-
жения. В преодоления отрицательных тенденций государство
заинтересовано в стабильном обществе и его поступательном
развитии, в осуществлении сопротивления внешним раздражи-
телям. Проведение реформ и преобразований зависит, главным
образом, от политических предпочтений, установок и норм по-
ведения местных управляющих элит, которые традиционно за-
нимают особую роль в регионе.
Нынешняя взрывоопасность северокавказского региона
объясняется, в том числе, и тем, что традиционный ислам
здесь подвержен внешним и внутренним дестабилизирующим
влияниям. Традиционный ислам ослаблен в связи со всеми
историческими коллизиями, имевшими место в ходе пребывания
мусульманских народов Северного Кавказа сначала в составе
Российской империи, а затем и Советского Союза, в результате
чего образовался религиозный вакуум. Официальная исламская
структура также понесла ощутимый урон в ходе постигшего ее
кризиса, связанного с распадом существовавших в Советском
Союзе духовных управлений мусульман, в том числе ДУМ
Северного Кавказа
2
. Современное состояние мусульманского
1
«Северокавказский терроризм в контексте национальной и регио-
нальной безопасности России», Добаев Игорь, профессор Южного феде-
рального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону, http://
geopolitica.ru/Articles/1148/
2
«Исламский радикализм в современных этнополитических про-
цессах на Северном Кавказе», Добаев Игорь, профессор Южного феде-
рального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону, http://
www.ca-c.org/journal/rus-06-2000/09.doba.shtml
Аджиев А. И.
Ислам в идеологии политического радикализма
48
сообщества региона указывает на то, что его фактический
раскол на традиционалистов и радикалов, в некоторых случаях
смыкающихся с экстремистскими элементами, продолжает
увеличиваться, не смотря на поддержку правительством
традиционно ориентированных священнослужителей. Тем
не менее, укрепление позиций традиционного духовенства,
совпавшее с действиями правоохранительных органов
против радикально настроенных имамов, ведет к дальнейшей
деинституализации экстремистских организаций, ослабеванию
их влияния.
Наименее разработанный блок — информационно-про-
пагандистский и разъяснительные работы. Борьба «за умы»
является трудоемкой составляющей антитеррористической
стратегии и требует индивидуального внимания. Для усиле-
ния идеолого-пропагандистской и разъяснительной работы на
этом направлении Указом Президента Российской Федерации
от 13 мая 2008 г. утвержден Комплексный план информаци-
онного противодействия терроризму в Российской Федера-
ции на 2008 — 2012 годы
1
, включающий борьбу на Интернет
площадке. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил
на выездном заседании межведомственной комиссии по про-
тиводействию экстремизму, проходившей в Хабаровске 3 авгу-
ста 2011г., что в русскоязычном Интернете беспрепятственно
действуют 7.5 тысячи экстремистских сайтов
2
. Затруднение в
их ограничении заключается в том, что в основной массе эти
сайты зарегистрированы на зарубежных серверах. Учитывая
данный факт, вопрос о регулировании информационной сферы
остается актуальным.
1
«В Адыгее расширяют информационное поле для противодей-
ствия экстремизму», официальный интернет сайт республики Адыгея,
adygheya.ru›press/news/show/?newsid=1248
2
Официальный сайт ГУ МВД РФ по Дальневосточному федераль-
ному округу, http://www.mvddfo.ru/MVD/novosti/ministr-vnutrennih-del-
rossii-provel-soveschanie-v-habarovske
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
49
Зачастую экстремистами применяются методы, использо-
вавшиеся ранее и имевшие положительные результаты в дру-
гих странах. В противостоянии таким методам может помочь
опыт, имеющийся в международной практике. В общем ракурсе
рассмотрения, он заключается в совершенствовании антитер-
рористического законодательства, укреплении национальных
спецслужб, вскрытии и пресечении каналов финансирования
терроризма, а также проведении информационно-пропаган-
дистской и разъяснительной работы среди различных слоев на-
селения
1
.
Снижение внутренних конфликтогенных факторов в севе-
рокавказском регионе, способствует ослаблению проявления
‘’внешнего фактора’’, продуцируемого геополитическими ин-
тересами акторами международных отношений.
1
«Северокавказский терроризм в контексте национальной и регио-
нальной безопасности России», Добаев Игорь, профессор Южного феде-
рального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону, http://
geopolitica.ru/Articles/1148/
Аджиев А. И.
Ислам в идеологии политического радикализма
ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ
КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ПО-АМЕРИКАНСКИ
Бирюков А. В.
Кандидат исторических наук, г. Москва
1. На рубеже XXI века США выступили инициатором эпо-
хальной инновации — глобализации, которая стала важнейшим
фактором ускорения развития этой сверхдержавы. Глобали-
зация и рост мощи США оказались взаимосвязанными и вза-
имообусловленными процессами. Поэтому вовсе не случайно
в политологической литературе встречается словосочетание
«глобализация по-американски», которое отражает особенно-
сти глобализации на этапе ее становления. Эти особенности
заключаются в субъективном понимании глобального приори-
тета, когда интересы человечества по существу приравнивают-
ся к интересам США и окружающих их авангардных развитых
стран Запада. В реальности это означает игнорирование инте-
ресов других государств и проведение политики их подчине-
ния и использования в качестве объектов эксплуатации. В этих
условиях именно имперское мышление американской полити-
ческой и деловой элиты стало идейной основной глобализации
по-американски.
Представляется весьма удачным ход организаторов конфе-
ренции, предоставивших первое слово известному американ-
скому политологу Уильяму Энгдалю, который очень ярко, на
конкретных примерах продемонстрировал стратегию США,
которая всегда была нацелена на реализацию имперских амби-
ций, еще задолго до эпохи глобализации, а с ее наступлением
эта закономерность американского подхода только усилилась.