ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2545
Скачиваний: 5
56
сотрудничеством и научно обоснованным развитием». Члены
БРИКС зафиксировали важность укрепления партнерства
в соответствии с принципами открытости, солидарности и
взаимопомощи, а также развития сотрудничества инклюзивного
характера.
В парадигме инклюзивного развития государство рассматри-
вается в глобальном контексте, который играет важнейшую роль
с точки зрения развития. В свое время, еще в период правления
Дэн Сяопина, в Китае был принят на вооружение политический
курс «открытость значит развитие». Он был актуальным, по-
скольку при всех возможных издержках масштабного прихода
в страну иностранного капитала вместе с ним поступали опыт
организации современного бизнеса, относительно передовые
технологии, уникальные квалификации, важные импульсы ре-
формирования национальной системы высшего образования,
банковской системы, формирования институциональной среды,
необходимой для оптимального функционирования рыночной
экономики.
Однако обменивая в течение 20 лет рынок на технологии,
элита Китая, быстро превратив страну в промышленный центр
мирового значения, пришла к выводу, что открытости недоста-
точно. Источники иностранного капитала имеют собственные
интересы, нередко вовсе несовместимые с национальными ин-
тересами страны-реципиента, которая не получала ожидаемые
результаты. Отсюда был сделан вывод: в процессы глобализа-
ции научного и инновационного развития необходимо вклю-
чаться на основе собственных идей и разработок, выращивать
собственных лидеров на приоритетных направлениях, изме-
нить сложившейся потребительский стиль взаимоотношений с
зарубежными университетами, научными центрами и ТНК. По-
этому уже в 2007 году на XVII съезде КПК перед обществом
была поставлена задача перехода к эндогенному инновацион-
ному развитию.
8. В центре инклюзивного развития стоит человек, поэтому
приоритетными направлениями здесь являются все аспекты его
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
57
жизни и деятельности, включая культуру, образование, здраво-
охранение, науку, трудоустройство, социальное обеспечение,
творчество. Поэтому в странах должны формироваться такие
модели общественного развития, которые создавали бы соци-
альную гармонию и стабильность, а экономический рост опи-
рался бы главным образом на научно-технический прогресс,
неуклонно повышали бы культурный уровень трудящихся, а
характер управленческой работы был бы действительно инно-
вационным. Трансформация модели экономического развития,
содействие оптимизации и модернизации экономической струк-
туры, обеспечение согласованного развития экономических и
социальных сфер — все это предъявляет более высокие требо-
вания к культурному и образовательному уровню трудящихся.
Можно сказать, что в инклюзивном развитии политическая и
гуманитарная модернизация по своей значимости равноценна
экономической и технологической трансформации, поскольку
самым важным компонентом развития выступают адекватные
человеческие ресурсы — члены гражданского общества.
В этой связи образование является основой всего дела. Это
обусловливает особенное внимание вопросам образования:
модернизировать его согласно требованиям формирования об-
учающегося общества, внедрять систему образования в течение
всей жизни, обеспечивать доступность образования для пред-
ставителей разных слоев общества, гарантировать законное
право граждан на получение образования, воспитывать высо-
коквалифицированных специалистов, растить выдающихся и
творческих людей.
9. Глобальная академическая революция подтверждает ин-
клюзивный характер мирового развития. Полным ходом про-
исходит демократизация высшего образования — число сту-
дентов быстро возрастает по всему миру. Наблюдается подъем
инженерного образования в развивающихся странах. Откры-
вается перспектива трансформации «утечки мозгов» в «цирку-
ляцию умов». В этих условиях глобальный технологический
Бирюков А. В.
Инклюзивное развитие как ответ на вызов
58
трансфер, оставаясь могучим инструментом политико-эконо-
мического доминирования авангардных развитых стран в мире,
при грамотной национальной политике может стать важней-
шим фактором развития эндогенных технологий. Эта тенден-
ция, думается, будет неуклонно развиваться в условиях все
более активного участия развивающегося мира в глобальном
инновационном процессе. В рамках глобального информацион-
ного общества в практическую плоскость встал вопрос интер-
национализации интернета. Все это меняет картину мирового
порядка, который исключает доминирование одного полюса в
обеспечении глобальной безопасности и предполагает много-
полюсную структуру, на знаменах которой написано партнер-
ство и сотрудничество.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
ДИСКУРС МНОГОПОЛЯРНОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ
МЫСЛИ
Бовдунов А. Л.
Аспирант кафедры Социологии международных отношений
Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Для российской геополитики в настоящее время свойствен-
но рассматривать страны Восточной Европы в качестве зоны
непосредственного влияния США. Влияние России в них после
распада Советского Союза резко уменьшилось, обиды недавней
истории, претензии, выдвигаемые к нашей стране со стороны
лидеров этих государств, не содействовали дальнейшему улуч-
шению отношений. Элиты восточноевропейских стран, за ис-
ключением Сербии, которая только в 2000-х присоединилась к
этому тренду, взяли строгий курс на вхождение в НАТО и ЕС.
Однако по мере интеграции в европейские и
евроатлантические
структуры,
непосредственное
соприкосновение с Западом вызвало и противоположную
тенденцию. Миры Восточноевропейских стран и мир Запада
оказались слишком разными, та социокультурная система, куда
восточноевропейцам пришлось интегрироваться, для многих
оказалась неприемлемой, а их роль на международной арене
слишком подчиненной интересам США и западноевропейских
стран, чтобы удовлетворять как часть элит, так и мощные
контрэлиты
1
.
1
Krastev I
. The Anti-American Century? // Journal of Democracy. April
2004. Volume 15, № 2. P.5-16.
60
В последнее время в Восточной Европе, как отмечают мно-
гие аналитики, происходит рост настроений евроскептицизма
и разочарования в либерально-демократической системе, в тех
ценностях, которые открыто проповедуют США и их союзни-
ки. Образ Европы, как замечают сами западные исследователи,
теряет свою привлекательность для восточноевропейцев
1
. Если
в политическом плане эта тенденция зачастую выражается в
росте поддержки популистских движений и их лидеров, то в
плане интеллектуальном — появлением оригинальных геопо-
литических и мировоззренческих концепций, отстаивающих
идеи альтернативные однополярной глобализации, отвергаю-
щие стратегическую ориентацию на США и ЕС, неприемлю-
щие насаждение свойственных современным странам Запада
ценностей «чувственной культуры», в которой ведущее место
отводится материальной составляющей человеческого суще-
ствования, процветает культ комфорта и удовольствий, эгоизма
и взаимного отчуждения
2
. Эксперты ИНИОН РАН отмечают,
что движущей силой определенного «разочарования в Запа-
де» в восточноевропейских странах служат нерешенность со-
циальных проблем, а также несоответствие ценностей Европы
в эпоху постмодернистского «конца истории» традиционным
и неспособность самой Западной Европы принять в себя вос-
точноевропейцев
3
. Как отметил американский историк Ларри
Вульф, занимавшийся изучением возникновения самого по-
нятия «Восточная Европа», Восточная Европа традиционно
выполняла функции своеобразного «Другого» для Запада, не-
обходимого при конструировании идентичности самих западно-
1
Поллак Д.
Национализм и евроскептицизм в посткоммунистических
государствах Центральной и Восточной Европы / Восточная Европа: на-
циональные культуры в контексте глобализации и интеграции. М., 2005.
С. 10
2
Сорокин П.
Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.
С. 428-433
3
Национализм и популизм в Восточной Европе. М.:2007.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы