Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2435

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

сотрудничеством  и  научно  обоснованным  развитием».  Члены 

БРИКС  зафиксировали  важность  укрепления  партнерства 

в  соответствии  с  принципами  открытости,  солидарности  и 

взаимопомощи, а также развития сотрудничества инклюзивного 

характера. 

В парадигме инклюзивного развития государство рассматри-

вается в глобальном контексте, который играет важнейшую роль 

с точки зрения развития. В свое время, еще в период правления 

Дэн Сяопина, в Китае был принят на вооружение политический 

курс  «открытость  значит  развитие».  Он  был  актуальным,  по-

скольку при всех возможных издержках масштабного прихода 

в страну иностранного капитала вместе с ним поступали опыт 

организации  современного  бизнеса,  относительно  передовые 

технологии, уникальные квалификации, важные импульсы ре-

формирования  национальной  системы  высшего  образования, 

банковской системы, формирования институциональной среды, 

необходимой  для  оптимального  функционирования  рыночной 

экономики.

Однако  обменивая  в  течение  20  лет  рынок  на  технологии, 

элита Китая, быстро превратив страну в промышленный центр 

мирового значения, пришла к выводу, что открытости недоста-

точно. Источники иностранного капитала имеют собственные 

интересы, нередко вовсе несовместимые с национальными ин-

тересами страны-реципиента, которая не получала ожидаемые 

результаты. Отсюда был сделан вывод: в процессы глобализа-

ции  научного  и  инновационного  развития  необходимо  вклю-

чаться на основе собственных идей и разработок, выращивать 

собственных  лидеров  на  приоритетных  направлениях,  изме-

нить сложившейся потребительский стиль взаимоотношений с 

зарубежными университетами, научными центрами и ТНК. По-

этому уже в 2007 году на XVII съезде КПК перед обществом 

была поставлена задача перехода к эндогенному инновацион-

ному развитию. 

8. В центре инклюзивного развития стоит человек, поэтому 

приоритетными направлениями здесь являются все аспекты его 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

57

жизни и деятельности, включая культуру, образование, здраво-

охранение,  науку,  трудоустройство,  социальное  обеспечение, 

творчество.  Поэтому  в  странах  должны  формироваться  такие 

модели общественного развития, которые создавали бы соци-

альную гармонию и стабильность, а экономический рост опи-

рался  бы  главным  образом  на  научно-технический  прогресс, 

неуклонно  повышали  бы  культурный  уровень  трудящихся,  а 

характер управленческой работы был бы действительно инно-

вационным. Трансформация модели экономического развития, 

содействие оптимизации и модернизации экономической струк-

туры,  обеспечение  согласованного  развития  экономических  и 

социальных сфер — все это предъявляет более высокие требо-

вания к культурному и образовательному уровню трудящихся. 

Можно  сказать,  что  в  инклюзивном  развитии  политическая  и 

гуманитарная модернизация по своей значимости равноценна 

экономической  и  технологической  трансформации,  поскольку 

самым важным компонентом развития выступают адекватные 

человеческие ресурсы — члены гражданского общества.

В этой связи образование является основой всего дела. Это 

обусловливает  особенное  внимание  вопросам  образования: 

модернизировать его согласно требованиям формирования об-

учающегося общества, внедрять систему образования в течение 

всей жизни, обеспечивать доступность образования для пред-

ставителей  разных  слоев  общества,  гарантировать  законное 

право  граждан на  получение  образования,  воспитывать  высо-

коквалифицированных  специалистов,  растить  выдающихся  и 

творческих людей.

9.  Глобальная  академическая  революция  подтверждает  ин-

клюзивный  характер  мирового  развития.  Полным  ходом  про-

исходит  демократизация  высшего  образования  —  число  сту-

дентов быстро возрастает по всему миру. Наблюдается подъем 

инженерного  образования  в  развивающихся  странах.  Откры-

вается перспектива трансформации «утечки мозгов» в «цирку-

ляцию  умов».  В  этих  условиях  глобальный  технологический 

Бирюков А. В.

 Инклюзивное развитие как ответ на вызов


background image

58

трансфер,  оставаясь  могучим  инструментом  политико-эконо-

мического доминирования авангардных развитых стран в мире, 

при  грамотной  национальной  политике  может  стать  важней-

шим фактором развития эндогенных технологий. Эта тенден-

ция,  думается,  будет  неуклонно  развиваться  в  условиях  все 

более  активного  участия  развивающегося  мира  в  глобальном 

инновационном процессе. В рамках глобального информацион-

ного общества в практическую плоскость встал вопрос интер-

национализации интернета. Все это меняет картину мирового 

порядка, который исключает доминирование одного полюса в 

обеспечении  глобальной  безопасности  и  предполагает  много-

полюсную структуру, на знаменах которой написано партнер-

ство и сотрудничество. 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

ДИСКУРС МНОГОПОЛЯРНОСТИ 

В СОВРЕМЕННОЙ 

ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ 

МЫСЛИ

Бовдунов А. Л.

Аспирант кафедры Социологии международных отношений 

Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Для российской геополитики в настоящее время свойствен-

но  рассматривать  страны  Восточной  Европы  в  качестве  зоны 

непосредственного влияния США. Влияние России в них после 

распада Советского Союза резко уменьшилось, обиды недавней 

истории, претензии, выдвигаемые к нашей стране со стороны 

лидеров этих государств, не содействовали дальнейшему улуч-

шению отношений. Элиты восточноевропейских стран, за ис-

ключением Сербии, которая только в 2000-х присоединилась к 

этому тренду, взяли строгий курс на вхождение в НАТО и ЕС.

Однако  по  мере  интеграции  в  европейские  и 

евроатлантические 

структуры, 

непосредственное 

соприкосновение  с  Западом  вызвало  и  противоположную 

тенденцию.  Миры  Восточноевропейских  стран  и  мир  Запада 

оказались слишком разными, та социокультурная система, куда 

восточноевропейцам  пришлось  интегрироваться,  для  многих 

оказалась  неприемлемой,  а  их  роль  на  международной  арене 

слишком подчиненной интересам США и западноевропейских 

стран,  чтобы  удовлетворять  как  часть  элит,  так  и  мощные 

контрэлиты

1

.

1

 

Krastev I

. The Anti-American Century? // Journal of Democracy. April 

2004. Volume 15, № 2. P.5-16.


background image

60

В последнее время в Восточной Европе, как отмечают мно-

гие аналитики, происходит рост настроений евроскептицизма 

и разочарования в либерально-демократической системе, в тех 

ценностях, которые открыто проповедуют США и их союзни-

ки. Образ Европы, как замечают сами западные исследователи, 

теряет свою привлекательность для восточноевропейцев

1

. Если 

в  политическом  плане  эта  тенденция  зачастую  выражается  в 

росте  поддержки  популистских  движений  и  их  лидеров,  то  в 

плане интеллектуальном — появлением оригинальных геопо-

литических  и  мировоззренческих  концепций,  отстаивающих 

идеи  альтернативные  однополярной  глобализации,  отвергаю-

щие стратегическую ориентацию  на США и ЕС, неприемлю-

щие  насаждение  свойственных  современным  странам  Запада 

ценностей «чувственной культуры», в которой ведущее место 

отводится  материальной  составляющей  человеческого  суще-

ствования, процветает культ комфорта и удовольствий, эгоизма 

и  взаимного  отчуждения

2

.  Эксперты  ИНИОН  РАН  отмечают, 

что  движущей  силой  определенного  «разочарования  в  Запа-

де» в восточноевропейских странах служат нерешенность со-

циальных проблем, а также несоответствие ценностей Европы 

в  эпоху  постмодернистского  «конца  истории»  традиционным 

и неспособность самой Западной Европы принять в себя вос-

точноевропейцев

3

.  Как  отметил  американский  историк  Ларри 

Вульф,  занимавшийся  изучением  возникновения  самого  по-

нятия  «Восточная  Европа»,  Восточная  Европа  традиционно 

выполняла функции своеобразного «Другого» для Запада, не-

обходимого при конструировании идентичности самих западно-

1

 

Поллак Д.

 Национализм и евроскептицизм в посткоммунистических 

государствах Центральной и Восточной Европы / Восточная Европа: на-

циональные культуры в контексте глобализации и интеграции. М., 2005. 

С. 10

2

 

Сорокин П.

 Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 

С. 428-433

3

 Национализм и популизм в Восточной Европе. М.:2007.

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы