ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2564
Скачиваний: 5
21
Глобализация — такая как она есть сейчас — для России
несовместима с жизнью и равнозначна «всемирному потопу»:
Море заливает Сушу, что означает «конец Суши».
Из этого вытекает совершенно однозначное отношение к
глобализации: Россия как геополитическая реальность обяза-
на противостоять глобализации, сопротивляться установлению
однополярной американской гегемонии, оппонировать универ-
сализации «западных» (по сути «талассократических», «мор-
ских») ценностей.
Совершенно неверно представлять глобализацию как объек-
тивный процесс. В человеческой истории нет ничего абсолютно
объективного. Общество строит свое настоящее и будущее на
основании выбора, мышления и воли. Человек отличается от
зверей и природных явлений тем, что он является существом мо-
ральным, то есть способным всегда и в любой ситуации сказать
тому или иному процессу, явлению и событию «да» или «нет».
«Цивилизация Моря» или «цивилизация Суши» — это вопрос
ценностного выбора. Конечно, выбор делается не отдельным
человеком и не на пустом месте. Это выбор общества на основе
истории и традиций, на основе культуры и сложившихся куль-
турных установок. Вместе с тем на практике сплошь и рядом
борьба состоит в том, чтобы навязать выбор, сделанный одним
обществом, другим обществам, которые его не делали, выбрали
нечто иное или пока колеблются в выборе. Культурный импери-
ализм часто сопровождает прямой силовой колониализм, осно-
ванный на военном завоевании, а иногда и сопровождается им.
Так решается спор между сторонниками «hard power» и «soft
power» (Дж. Най ). Первые считают, что важнее всего силовая
гегемония (интересы), вторые — что культурная (ценности).
Но, по сути, в результате эти позиции сходятся: глобализация
(как «жесткая», так и «мягкая») ведет к одному и тому же ре-
зультату — к победе «цивилизации Моря». Общества основан-
ные на иных принципах (традиционные, иерахизированные, ре-
лигиозные, автократические или социалистические общества)
А. Г. Дугин
Глобализация и однополярный мир
22
подлежат постепенной трансформации в сторону либерально-
демократических норм. Это может происходить через военное
вторжение (Сербия, Ирак, Афганистан), цветные революции
(Грузия, Украина, Тунис) или через постепенное втягивание в
контекст глобализации и построения глобального гражданского
общества.
Ни тот, ни другой сценарий (с опорой на «hard power» или на
«soft power») неприемлем для России. Включаясь в глобализа-
цию, Россия заведомо соглашается на геополитическую капиту-
ляцию. При этом принятие западных ценностей («цивилизация
Моря») столь же разрушительно для российской идентичности,
как и прямое следование американским стратегическим инте-
ресам.
Россия будет сама собой в XXI веке только в том случае,
если она сумеет уклониться от глобализации, отстоять свою
теллурократическую идентичность, свой суверенитет, ориги-
нальность своего исторического и социологического облика.
Но отвержение глобализации это лишь половина дела. Кро-
ме этого необходимо предложить положительную позитивную
альтернативу. Недостаточно отвергнуть глобализацию, как это
делают антиглобалисты. Вместо нового мирового порядка и ге-
гемонии Запада они предлагают лишь «новый мировой хаос»,
подыгрывая глобалистам и своей безответственностью, экстре-
мизмом и хулиганством лишь подчеркивая «серьезность», «со-
зидательность» и «дисциплинированность» глобалистов.
Реальную альтернативу глобализму надо искать в другом ме-
сте. Ею может быть только многополярность.
Многополярность в стратегических документах
Российской Федерации и ее семантический саботаж
Многополярность есть альтернативный глобализации про-
ект. Многополярность исходит из базового принципа, что не-
обходимо сохранить разные цивилизации, а не подверстать их
все под одну — западную и талассократичсекую.
Материалы пленарных выступлений
23
Очень важно заметить, что многополярность провозглашена
основой национальной стратегии современной России. Но на
это мало обращают внимание. Геополитическое развитие тео-
рии многополярности, наполнение ее содержанием постоянно
пробуксовывает. Обоснованных и содержательных дискуссий
относительно сущности многополярности, ее философских и
цивилизационных предпосылках, о стратегиях и тактиках по-
строения многополярного мира в нашем обществе практически
не ведется.
Складывается парадоксальная картина: Российская Федера-
ция кладет в основу своей Оборонной доктрины и Концепции
Национальной Безопасности принцип многополярности, но
при этом совершенно не уточняет ни значение термина, ни со-
держание концепта, не говоря уже о разработке теорий много-
полярности. Складывается впечатление, что принципиальная
декларация многополярности подвергается изнутри системати-
ческому саботажу. Россия провозгласила ориентацию на много-
полярный мир, но не пояснила, что имеется в виду.
На мой взгляд, это происходит из-за существенного влияния
агентов глобализма, атлантизма и Запада в российском обществе.
Здесь не место подробно развивать генеалогию прозападных
либеральных сетей в современном российском обществе: они
дали о себе знать в последние периоды СССР, поднялись к
вершинам власти в эпоху распада Советского Союза и стали
основной прозападного, ликвидаторского режима Ельцина. При
Путине они несколько маргинализировались, но в последнее
время снова активизируются и претендуют на выработку
основного стратегического курса России во внутренней и
внешней политике (ИНСОР). Инерция перестройки и 1990-
х, часть российской олигархической элиты, интегрированной
в мировую систему, космополитический и либеральный
сегмент в российских СМИ и образовательных структурах
составляют питательную среду для сетей «цивилизации
Моря» в самом центре heartland’а. Это геополитическая «пятая
А. Г. Дугин
Глобализация и однополярный мир
24
колонна» и эффективное орудие «soft power» по блокированию
геополитического возрождения России. Именно из этих
кругов исходят регулярные попытки отказаться от принципа
многополярности, признать однополярность и глобализм, а когда
им это не удается, обессмыслить тезис о многополярности или
превратить его в нечто несостоятельное и бессодержательное.
Многополярность как концепт
Если отвлечься от привычной размытости и неопределенно-
сти в трактовке многополярности в современной России (стро-
го говоря, никакой трактовки вообще не существует), можно на
основании принципов российской геополитики выделить не-
сколько признаков, определяющих в самых общих чертах сущ-
ность этого концепта.
Многополярность как концепт складывается из следующих
фундаментальных моментов:
1) Отказ от однополярной глобализации и развенчание пре-
тензий Запада на универсальность его ценностей.
Это предполагает в первую очередь систематическое фило-
софское усилие, которое показало бы ограниченность и вну-
тренний этноцентризм, присущие западноевропейской, а в ХХ
веке и американской культуре в самых ее основаниях. Западное
общество исторически складывалось как общество, отождест-
влявшее свои ценности, идеалы, нормативы и принципы с уни-
версальными. Начиная с IX века, Западная Европа постепен-
но размежевывалась со своими греческими корнями, создавая
особую романо-германскую социокультурную систему, уже
претендующую на универсализм и монополию на истину. Че-
рез средневековую схоластику, продолжившую эту линию, За-
падная Европа постепенно продолжила тот же самый подход
и в философии Нового времени, заменив универсальность ка-
толической церкви на универсальность демократии, свободы,
либерализма, а после Канта — «гражданского общества». Сами
ценности, социальные и политические формы менялись, но
Материалы пленарных выступлений
25
убежденность Запада в том, что именно европейское общество
обладает монополией на истину, сохранялась и сохраняется по
сей день. В этом проявляется культурный империализм и куль-
турный расизм Запада, убежденного в том, что только западное
общество является венцом цивилизации, а все остальные типы
культур призваны ему подражать, его имитировать и ему следо-
вать под страхом остаться вне «цивилизованного мира».
Такую претензию Запада на универсализм жестко критико-
вали русские философы-славянофилы, а еще более последова-
тельно и глубоко — евразийцы 1920-х годов. И на самом Западе
постоянно раздавались протесты против таких претензий на
универсализм — от Шпенглера и Бергсона до Ф. Боаса, М. Мос-
са и К.Леви-Стросса . Начиная с 1980-х годов, философы-пост-
модернисты подвергли «универсализм» уничтожающей крити-
ке, показав, что все претензии Нового времени на демократию,
равенство и толерантность есть завуалированные формы кон-
троля, репрессивного подавления и исключения «другого».
Многополярность начинается именно с этого философского
удара по убежденности западной цивилизации (геополитиче-
ски — «цивилизации Моря») в том, что их ценности являются
высшими, а их общество служит единственным образцом для
подражания. Модернизация, осмысленная как вестернизация,
должна быть отброшена на глубинном философском уровне.
Поэтому многополярность должна начинаться с философской
установки на плюрализм цивилизационных ценностей, культур,
обществ, политических и религиозных форм. В основе всего
должна лежать многополярная философия, высшим принципом
которой является позитивное понимание различий, признание
права на существование «другого» и отказ от расистских мо-
делей оценки тех или иных социальных форм как низших или
высших.
В этом вопросе русская философия может быть важнейшим
подспорьем наряду с западными критиками «Заката Европы»,
социологами, этнологами, антропологами, постмодернистами.
Не менее важно обратиться к философам стран Азии или иных
А. Г. Дугин
Глобализация и однополярный мир