Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2424

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

обществ,  которые,  со  своей  стороны,  размышляли  о  балансе 

собственных  ценностей  и  критиковали  культурный  империа-

лизм Запада.

2) Переход к мышлению в категориях цивилизаций. 

 Первый пункт логически приводит нас к необходимости 

признания плюральности цивилизаций и отношения к этому 

как к фундаментальному историческому факту, составляюще-

му богатство человечества. Если различие цивилизаций и не-

сет в себе потенциал конфликта, то мы видим, что конфликты 

не только возможны, но и реально присутствуют в западном 

мире,  где  противоречия  между  западноевропейскими  дер-

жавами (со сложной, в целом, системой ценностей) привели 

только в течение ХХ века к двум самым чудовищным и кро-

вопролитным  мировым  войнам,  которые  только  знала  исто-

рия.  Согласие  с  тем,  что  на  Земле  одновременно  может  су-

ществовать не одна, а несколько параллельных цивилизаций 

с разной социальной парадигмой, не должно автоматически 

приводить  к  постулированию  «столкновения  цивилизаций» 

(как  в  случае  С.Хантингтона  ).  В  такой  перспективе  —  чи-

сто  негативной  и  конфликтологической  —  видит  различия 

только  универсалистская  западноцентричная  глобалистская 

мысль. Конфликт между цивилизациями столь же вероятен, 

как и конфликт внутри одной и той же цивилизации. Переход 

к признанию множества цивилизаций не гарантирует автома-

тически мира, но мирный диалог между ними вполне возмо-

жен и желателен.

Признание  равнозначности  цивилизаций  открывает 

возможность  разным  обществам,  культурам,  религиям, 

политическим  и  экономическим  системам  свободно 

существовать,  развиваться  и  изменяться.  Глобалисты 

пытаются  настаивать  на  том,  что  рыночная  экономика, 

парламентская демократия и гражданское общество являются 

общеобязательными  признаками  любого  государства,  с 

которым Запад может иметь дело. Остальные зачисляются в 

Материалы пленарных выступлений


background image

27

«государства-изгои» и становится «париями». Это блокирует 

любые попытки развития солидарных экономических систем, 

основанных на социальной справедливости, поражает в правах 

все,  отличные  от  парламентаризма,  политические  системы 

и  ведет  к  принудительному  распаду  религиозных  общин 

и  десуверенизации,  а  затем  и  ликвидации  национальных 

государств.

Признав множественность цивилизации, мы предоставим 

возможность  разным  культурам  и  обществам  широко  экс-

периментировать  в  построении  различных  экономических 

систем  —  как  на  основе  рынка,  так  и  на  иных  принципах; 

создавать  и  реформировать  политические  системы  на  осно-

ве  традиционных  представлений  или  свободного  выбора;  со-

хранять  или  менять  традиционные  формы  обществ  и  общин, 

не  ориентируясь  ни  на  какие  жесткие  нормативы  социальной 

антропологии (кто-то может принять принципы гражданского 

общества  на  основе  чисто  индивидуальной  идентичности,  а 

кто-то может выбрать коллективные формы идентификации — 

этнической, религиозной, национальной и т.д.).

3)  Определение  стратегии  интеграции  и  консолидации  в 

рамках цивилизаций.

Многополярность  предполагает  интеграционные  процессы 

по  цивилизационным  признакам.  Иными  словами,  цивилиза-

ции  чаще  всего  не  совпадают  с  границами  национальных  го-

сударств,  являются  более  широкими  и  масштабными,  нежели 

страны.  Исламская  цивилизация  включает  в  себя  множество 

стран. Точно так же европейская цивилизация. Китайская ци-

вилизация — шире, чем Китай, а индийская — чем Индия. В 

каждом  конкретном  случае  интеграция  может  проходить  по 

оригинальным  сценариям,  вытекающим  из  конкретных  осо-

бенностей данной цивилизации. Общего сценария интеграции 

едва ли можно найти, но в каждом конкретном случае действу-

ет общая логика: переход от национальных государств с часто 

совершенно  искусственными  административными  границами 

А. Г. Дугин

 Глобализация и однополярный мир


background image

28

к  более  сложным  полицентрическим  образованиям  на  основе 

субсидиарности  и  широких  прав  локальных  и  региональных 

автономий. Цивилизация в отличие от государства может пред-

полагать широкое разнообразие внутреннего уклада, сложные 

федеративные и конфедеративные системы отношений. В неко-

торых случаях вполне можно представить себе зоны с двойной 

или  даже  тройной  цивилизационной  идентичностью,  которые 

могут иметь отдельный особый статус.

Для России интеграция на цивилизационной основе предпо-

лагает воссоединение со странами СНГ на новой конфедератив-

ной основе (наподобие предложенного Нурсултаном Назарбае-

вым в 1994 год Евразийского Союза). Но вместе с тем, общие 

цивилизационные  черты  есть  у  славянского  мира  Восточной 

Европы, а также у православных неславянских государств (Гре-

ция, Румыния, православная часть албанцев). Поэтому можно 

смело говорить о евразийской цивилизации,  стратегическая и 

социальная интеграция которой будет естественной формой по-

литического и социального выражения heartland’а. 

4) Построение цивилизационных альянсов.

Важнейшей стороной многополярности является определе-

ние стратегических осей, которые связывали бы между собой 

различные цивилизации, отличающиеся по основным призна-

кам. Так для России в ее максимальном (евразийском) измерении 

можно предположить западную ось мирного сотрудничества с 

Евросоюзом  (объединяющим  уже  сейчас  страны  европейской 

цивилизации).  На  юге  можно  предположить  сразу  несколько 

осей: Россия — исламский мир (арабские страны, Турция, Ки-

тай), Россия — Индия, Россия — Китай. На востоке — альянс с 

Японией, если, конечно, она сумеет выйти из-под геополитиче-

ского контроля «цивилизации Моря», то есть США. 

Оси  альянсов  между  цивилизациями  предполагают  менее 

тесную связь, нежели интеграция внутри каждой из цивилиза-

ций, но тем не менее их баланс должен служить залогом гло-

бального многополярного равновесия.

Материалы пленарных выступлений


background image

29

Здесь важно дать определение полюса многополярного мира. 

Полюс многополярного мира это не просто страна, националь-

ное государство. Это именно цивилизация. 

В случае России как русско-евразийской цивилизации речь 

идет не только о РФ, но и всех примыкающих к ней зонах, объ-

единенных историей, культурой, экономическим, социальным 

сходством,  подчас  религией,  этнической  близостью,  социаль-

ными особенностями. 

Логика построения многополярного мира

На  основе  базовых  принципов  можно  предложить  ряд  кон-

кретных направлений действия для построения многополярного 

мира.

Необходимо:

1)  Теоретически  разработать  фронтальную  критику 

глобализации,  универсализма,  опровержение  претензий  Запада 

на то, что он выражает собой общую для всего человечества и 

единственную нормативную цивилизационную модель; вернуть 

Запад  к  его  цивилизационным  границам  и  к  его  локальной 

историко-географической  среде,  где  его  претензии  оправданы, 

а  его  критерии  приемлемы  (территория  Западной  Европы, 

США, Канады, Австралии и Новой Зеландии); разоблачить его 

несостоятельность  в  качестве  всемирного  образца.  Это  значит, 

что  мы  должны  вступить  с  глобализацией  концептуальную  и 

семантическую систематическую войну. Следует учесть в вопросе 

теоретического оснащения философии многополярности всех — 

славянофилов (особенно поздних — К. Леонтьев, Н. Данилевский, 

В.  Ламанский  и  т.д.),  русскую  религиозную  философию  (в 

частности,  о.  С.  Булгаков  и  о.  П.  Флоренский),  евразийцев  (Н. 

Трубецкой,  П.  Савицкий,  Н.  Алексеев,  Л.  Гумилев  и  т.д.), 

также  критику  Запада  самими  западными  мыслителями 

(структуралистами, 

феноменологами, 

антропологами, 

экзистенциалистами,  неомарксистами,  консерваторами, 

постмодернистами  и  т.д.),  а  кроме  того  теории,  созданные 

на Востоке, в исламском мире, в Китае, в Африке и Латинской 

А. Г. Дугин

 Глобализация и однополярный мир


background image

30

Америке. Эта идейная борьба имеет принципиальное значение. 

Теорий  глобализации  сегодня  множество,  но  им  практически 

нечего  противопоставить  на  серьезном  академическом 

уровне. Нам нужна теория, опровергающая глобализацию в ее 

основаниях, в ее идейных и исторических предпосылках.

2)  Надо  разработать  теорию  многополярности  как  альтер-

нативу  глобализации.  Для  этого  следует  тщательно  описать 

цивилизации, имеющиеся в современном мире — евразийско-

православную, китайскую, исламскую, индусскую, а также аф-

риканскую и латиноамериканскую, выделить их основополага-

ющие  интегрирующие  черты,  очертить  ценностные  системы, 

исследовать структуру социальной идентичности и базовые он-

тологические, гносеологические и антропологические установ-

ки. В этой работе следует обращать внимание на морфологию 

времени и пространства, картину мира, глубинные социокуль-

турные  архетипы,  свойственные  разным  цивилизациям  —  на 

этом пути нас ждет много сюрпризов (антропологи и этносо-

циологи знают, что разные культуры имеют дело с совершен-

но различными формами времени и пространства, качествен-

но отличающимися от тех, которые современным европейцам 

представляются  единственными  «очевидными»,  «реальными» 

и «объективными»).

При следует развивать связи с Евросоюзом, содействуя, по 

возможности,  укреплению  в  Европе  самостоятельной  циви-

лизационой  идентичности  и  геополитического  самосознания, 

качественно отличных от США. Разделение нынешней атлан-

тической цивилизации («цивилизации Моря») на два больших 

пространства (ЕС и США) существенно ослабило бы структу-

ру однополярного мира, затормозило бы глобализацию и соз-

дало бы предпосылки для становления многополярности. Надо 

выработать теорию и практику региональной интеграции, так 

как  для  создания  полюса  необходимо  объединить  потенциа-

лы несколько стран. В этом контексте важно сделать упор на 

концепцию  «большого  пространства»  ,  разработанную  Кар-

лом Шмиттом и ставшую сегодня чрезвычайно актуальной. Ни 

Материалы пленарных выступлений