ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2134
Скачиваний: 2
восточноевропейских (прежде всего славянских держав) в условиях союза с Германией, не отдавая их окончательно в немецкую зону влияния. Стоит учесть и тот факт, что нынешнее руководство ФРГ ориентировано атлантистски и стремление Германии расширить свою зону влияния в 90-х годах, оставаясь союзником США, способствовало расширению НАТО под предлогом «объединения континента»1. В том, что касается Чехии, необходимо понимать, какую важную роль играет образ немцев для чешской национальной идентичности. Как заявил в феврале 2005 года в Карловом университете в Праге президент Чехии Вацлав Гавел, Германия традиционно воспринимается чехами двойственно — с одной стороны как источник разного рода стандартов, к которым чехи стремятся, а с другой — как угроза2.
Польша: к стратегическому союзу России и Европы
1 Афанасьев
В. В. Роль
Германии в расширении НАТО на Восток.
/ Афанасьев В.В., Соколов Ю.В. Политическая
структура мира. М.: Канон,
2010.
C.
52-55.
2 Fawn
R. Ideology
and national identity in post-communist foreign policies. N.Y.:
Routledge,
2003.
P.
216.
3 Институт
геополитики в Чехонстове.
URL: http://www.geopolityka.
org.pl/index.php?lang=ru
Идея
стратегического союза ЕС и России
разрабатывается современным польским
геополитиком, руководителем Института
геополитики в Чехонстове3
Лешеком Сыкульским. Его книга «К Новой
Европе. Перспективы отношений Евросоюза
и России» уже вызвала бурную волну
обсуждений. Главной идеей, в защиту
которой выступает Сыкульский, является
необходимость освобождения Европы от
англо-американского влияния. Таким
образом, сильный экономически Европейский
Союз станет и в полной мере геополитически
субъектным. С точки зрения автора,
решить эту задачу Европа сможет только
путем объединения с континентальной
массой России. Такой блок может стать
одно из сильнейших, если только не самой
сильной геополитических
концепций в истории человечества. Критикуя позицию Великобритании, как американского «троянского коня» в ЕС, ослабляющего институты Евросоюза и провоцирующего раскол в Европе, автор предлагает Польше перестать идти на поводу у атлантистских стратегов и перестать играть, по сути, в антиевропейскую игру. Вместо того чтобы способствовать расколу между «старой» и «новой Европой» Варшава могла бы занять конструктивную позицию, по отношению к формирующемуся треугольнику «Париж-Берлин-Москва» (в необходимости формирования такого треугольника Л. Сыкульский убежден). Налаживание союзнических отношений с Россией с точки зрения автора может служить залогом укрепления польского авторитета в Европе1.
1 Гулевич
В.
Leszek
Sykulski, «Ku Nowej Europe:perspektiva zwiazku Unii Europie I
Rosji»
// Геополитика. 2011. Выпуск 10. С. 111-112.
2 Цит
по. Гулевич В.Указ. соч. С. 113.
3 Там
же. С. 112.
Польская
политика на восточной направлении, суть
которой сейчас, заключается в расширении
«санитарного кордона», путем
подключения к нему Украины и Белоруссии,
подвергается Сыкульским критике.
Восточное партнерство, продвигаемое
Варшавой, получает трактовку «Партнерства
против России», поскольку его цель «в
интеграции части евразийского пояса
для создания геополитического противовеса
российскому центру силы»2.
Автор призывает отказаться как от
традиционного для Польши восприятия
своих взаимоотношений с Россией через
призму жертвенности, бесконечных
польских страданий, отказаться как
от виктимизации, которая «делает польскую
культуру столь активно депрессивной
и непримиримой во взаимоотношениях
с восточным соседом»3,
так и от некритического восприятия
западной, прежде всего американской
внешнеполитической мысли, что лишает
польскую геополитику инициативности
и своеобразия, выхолащивает ее содержание,
заставляя копировать американский
интеллектуальный дискурс.
Преодоление навязываемого американского смыслового стиля, воздействующего на «широкие массы интеллигенции и обывателей через экспорт геополитических кодов, в соответствии с интересами Вашингтона»1, является главной задачей польской геополитики на смысловом уровне.
Оценивая противодействие Польши сближению России с Германией, основывающееся во многом на страхах и мифах межвоенного периода, Сыкульски отмечает, что «попытка ехать на автомобиле, смотря только в зеркало заднего вида, заканчивается обычно трагически, умелое использование польских мифов и иллюзий (мессианство, приграничье), антикварных, но все еще модных геополитических концепций (Междуморье), а также подогревание ошибочных геополитических кодов позволяет американской дипломатии успешно разрушать идеи объединенной Европы»2.
1 Цит по. Гулевич В.Указ. соч. С. 113.
2 Регнум. Лешек Сыкульски: Геополитические мифы Джорджа Фридмана: взгляд из Польши. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1361578. html#ixzz1XZMMdyQK
3 Там же.
4 Гулевич В. Указ. соч. С. 114.
С точки зрения Сыкульского континенталистская, евразийская ориентация Польши выдвинула бы ее в ряды наиболее влиятельных держав континента. В качестве первоочередной задачи польского государства автор выделяет организацию пространства безопасности в Восточной Европе и переориентацию Восточного Партнерства на то, чтобы оно служило налаживанию взаимопонимания между объединенной Европой и Россией, а не способствовало созданию зон нестабильности3. Геополитическую ось Париж-Берлин-Варшава,-Анкара-Рим Л. Сыкульский рассматривает в качестве «Нового Междуморья», в зону влияния которого попали бы Адриатическое, Черное и Балтийское моря, которое, однако, в отличие от «Междуморья» Пилсудского было бы направлено не против России, а против США и его основного союзника в Старом Свете Великобритании4.
Из современных польских интеллектуалов, выступающих в поддержку идеи многополярного мира можно отметить также Ярослава Томашевича, доктора политических наук, редактора журнала «ЗакоженЕне», автора работы «Этноплюралистиче-ский манифест»1. В нем и в других своих работах Томашевич стремится выйти за грань, разделяющую левых и правых, отвергая как шовинизм и расизм имплицитно присущий большинству националистов, так и либеральный и левый космополитизм и пренебрежение этносом и этническими корнями общества, выдвигая в качестве норматива идею сохранения культурного и этнического многообразия обществ, этноплюрализма.
Отмечая в качестве корневой задачи человечества сохранение многообразия культур и народных традиций, Томашевич призывает:
«Изобилие бытия — это ключевая ценность, которую необходимо защищать. Защищая это сокровище, мы одновременно защищаем богатство и разнообразие мира вокруг нас, реальную свободу группы (сообщество не может быть свободным, не осознавая свою отдельность). Более того, будучи укорененными в специфической культуре мы более восприимчивы к уникальности других культур. Все культуры одинаково чужды и безразличны для человека, лишенного корней. В этой ситуации мы можем говорить не о толерантности, но об отсутствии его собственной идентичности»2.
Румыния: мировоззренческие альтернативы однополярной глобализации
1 Tomasiewicz
J. The
ethnopluralist manifesto URL: http://www.
freespeechproject.com/477.html
2 Там
же.
3 Косела
К. Поляк
и католик. Переплетенная идентичность
// Страны Восточной Европы в поисках
новой идентичности. М.: ИНИОН РАН, С. 96
— 105.
Восточноевропейцы
понимают свою чуждость той социокультурной
системе, в которой они оказались. Поляки,
в идентичности которых особое место
всегда занимал католицизм3,
входя в европейские
структуры, входят в
1 Касанов
Ж. Католическая
Польша в постхристианской Европе //
Восточная Европа: Национальные культуры
в контексте глобализации и
интеграции.
М.2005 С. 87.
2 Глобализация,
ее значение для Румынии и румынской
культуры (сводный реферат) / Восточная
Европа: Национальные культуры в
контексте глобализации и интеграции.
М.2005 С. 91-94.
3 Там
же.
4 CrestinOrtodox.ro.
Interviu cu Ovidiu Hurduzeu despre Romania profunda.URL:
http://www.crestinortodox.ro/interviuri/interviu-ovidiu-hurduzeu-despre-romania-profunda-125286.html
уже
постхристианскую Европу, где традиционные
связи между христианством и
западноевропейской цивилизацией
оказываются разорванными. Все это
осложняет вопрос о месте современной
Польши в Европе1.
Схожие процессы, но уже в отношении
Православия происходят и в Румынии. В
румынской интеллектуальной элите
возникает понимание враждебности
национальной культуре глобализационных
процессов. Так О. Хурдузеу описывает
движение на пути в НАТО и ЕС как движение
в сторону новой глобальной империи,
которой препятствует румынская
православная идентичность2.
В обоих случаях и румыны, и поляки
представляют себя как последних носителей
духовного начала в оставившей Бога
Европе. С точки зрения Хурдузеу, Запад
забывает о своих христианских корнях,
и задачей православной Румынии является
возвращение Европы к идеалам христианской
духовности, таким образом, противоборствуя
негативным последствиям глобализационных
процессов3.
Интересно, что такая позиция сочетается
с приверженностью Овидиу Хурдузеу
альтернативным моделям экономики, в
частности идеям дистрибутивизма, который
разрабатывался католическими мыслителями
Г.К. Честертоном и Х. Беллок. Как отмечает
румынский ученый, схожая с дистрибутивистской
модель экономики, альтернативная как
капитализму, так и марксистскому
социализму разрабатывалась в межвоенный
период румынской национал-царанистской
партией под руководством И. Михалаке4.