ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2122
Скачиваний: 2
1 Zamfirescu
D. A treilea
Europa.URL: http://calinmihaescu.wordpress.
com/2010/10/31/a-treia-europa-de-dan-zamfirescu/#more-330
2 Там
же.
3 Там
же.
Другой
румынский интеллектуал, один из крупнейших
румынских историков, Дан Замфиреску
является автором идеи «Третьей Европы»,
которой также свойственны мессианские
нотки и неприятие современного вектора
развития западной цивилизации. Как
отмечает сам Замфиреску, опорным пунктом
этой концепции служит понимание того,
что «добровольной и проникнутой
энтузиазмом нашей трансформации в
колонию ... существует альтернатива»1.
Третья Европа — это реальность
географическая, этнографическая,
историческая и духовная, в основном
совпадающая с регионом Балкан, как
описывает ее Замфиреску — «группа
народов которые наследуют эллинской,
фракийской, восточно-римской и византийской
цивилизации, переплетаясь, таким образом,
в уникальную традицию в Европе,
которая их сближает, индивидуализирует
и создает из них особую общность, не
противостоящую остальной Европе, но
уникальную»2.
Не совпадающая ни с Западом, ни с Востоком
эта уникальная цивилизационная общность,
при обращению к своему богатому
культурному и духовному наследию,
оставленному в сторону «западниками»
XIX столетия, может родить альтернативу
современному развитию Европы, которое
Замфиреску рассматривает пессимистически.
«Третья Европа, которая, через Элладу,
и самая старая Европа», — пишет он, —
«возможно и должна стать сущностным
препятствием на пути универсальной
катастрофы человека и природы, катастрофы
запрограммированной тем, как распоряжается
глобальными делами Западная Европа,
смоделированная демоническим гением
Макиавелли и ментальностью итальянских
банкиров»3.
Третья Европа должна стать ценностным
полюсом не только новой Европы, но и
нового мира, возникающего на руинах
разваливающейся западной цивилизации,
особую роль с точки зрения
ученого должна играть сама Румыния1. Как и в случае польских авторов, для румынских интеллектуалов также свойственен мессианский настрой, ярким воплощением которого в мировой культуре кроме отмеченных выше современных авторов, служит межвоенное творчество М. Элиаде2.
Идеи «Третьей Европы», особой балканской православной общности находят свое воплощение в геополитической концепции «Балканского союза», предлагаемой румыно-молдавским публицистом О. Раку. Раку обращается к имеющей длительную историю идее «Балканской Федерации»3, начало которой было положено еще в XIX веке социалистами ряда балканских стран, потом в межвоенный период государства региона образовали Балканскую Антанту, которая мыслилась как военный, политический и экономический союз, последняя попытка создания Балканской Федерации имела место после Второй мировой войны, однако проекты лидера Югославии И. Б. Тито о создании федеративного государства из Югославии, Болгарии и Албании провалились из-за начавшегося советско-югославского кон-фликта4.
1 Там
же.
2 См.
Eliade M. De unde incepe misiunea Romaniei?
//
Vremea, Februarie 1937.
Anul X, nr.
477, 28,
P.3; Eliade M. Nationalism
//
Vremea,
1937.
Anul X. Numar Special de Pasti. P.
3.
3 См.
Campus E. Ideea federals in perioada interbelica Editura Academiei
Rom^ne. Bucuresti,
1994.
4 Раку
О. Балканский
Союз — альтернатива Союзу Eвропейскому?
// Геополитика, 2011. Выпуск
X. C.
69-71.
5 Там
же. С. 71.
С
точки зрения Раку Европейскому Союзу
также не удалось эффективно интегрировать
государства Балкан. Несмотря на то, что
часть государств Балкан уже вошла в ЕС,
а часть является кандидатами на членство,
«перспективы этого проекта стоят под
вопросом из-за финансового кризиса в
Европе, а также по причине внутренних
конфликтов в ЕС»5.
Раку полагает, что «регионализация
Европы и борьба «пограничных государств»
за
свою автономию против «конкурирующих зон влияния», как и попытки Франции и Германии утвердить порядок на континенте, будут определять в ближайшее время обращение к альтернативным геополитическим проектам. Тем более что ни Европейский Союз, ни НАТО больше не в состоянии гарантировать безопасность стран бывшего социалистического лагеря, более того, Сербия и Румыния выразили недовольство политикой Вашингтона и Брюсселя в отношении проблемы сербской провинции Косово, которая продолжает оставаться больной раной на теле Балкан»1.
1 Раку О. Балканский Союз — альтернатива Союзу Eвропейскому? // Геополитика, 2011. Выпуск X. C. 72.
2 Там же. С. 73.
3 Там же.
Проект нового Балканского Союза предполагает использование выгодного географического положения Балкан, через которые проходят основные коммуникации, связывающие Европу с Малой Азией и Ближним Востоком. Тот факт, что через Юго-Восточную Европу должны пройти альтернативные энергетические проекты «Южный поток» и «Набукко» также свидетельствует о важном геостратегическом положении региона. «Балканы представляют собой зону повышенного интереса для России, Турции, Ирана и Китая, что открывает ряд перспектив заключения союзов»2, отмечает Раку. Проект также имеет и свой идеологический фундамент, формируемый триадой: «консерватизм, традиционализм, Православие»3. Объединение балканских народов (имеются ввиду, прежде всего, православные народы), невозможно, постулирует автор, иначе как через сохранение идентичности и уважение ценностей каждой нации. Для этого необходимо обратиться к общим цивилизационным корням и строит проект на основании общих ценностей. «Балканский Союз можно построить, только отталкиваясь от консервативных и традиционалистских ценностей, принимая во внимание
и единство в лоне Православной Церкви», — отмечает О. Раку. Для этой цели многому поможет общее византийское наследие, на почве которого выросли балканские нации, в противовес ценностям Европейского Союза, восходящим к просветительским принципам французской революции 1789 года. Как христианский Константинополь был антиподом языческого Рима, так Балканский Союз может стать антиподом Европейского Союза. Вокруг подобных идей можно будет объединить Республику Молдову, Румынию, Болгарию, Сербию, Македонию и Черногорию. Балканы стали бы не только простым оборонительным геополитическим проектом, но и наступательным идеологическим проектом»1. В мессианских традициях румынской мысли, О. Раку, также предлагает Румынии и Молдове занять ведущее место в этом союзе2.
Босния: примирение Модерна и Традиции как шанс возникновения более справедливого мироустройства
1 Раку
О. Балканский
Союз — альтернатива Союзу Eвропейскому?
// Геополитика, 2011. Выпуск
X. C.
73.
2 РТам
же. С. 74
3 Mahmutcehajic
R. Bosnia
the good: tolerance and tradition. Budapest: Central European
University Press,
2000.
P.
10.
Обращение
к Балканам не только как к проблемной
зоне, но и как к источнику традиций,
которые могли бы помочь Европе выйти
из кризиса «чувственной цивилизации»
свойственно и для боснийского философа
Русмира Махмутчехаича. Бывший министр
энергетики в правительстве Боснии, один
из основателей независимого боснийского
государства, он в разгар конфликта
между сербами, мусульманами и хорватами
вышел из правительства А. Изетбеговича,
так как выступил против узкого
боснийского национализма последнего,
считая, что для Из-етбеговича было важно
создать государство и добиться власти
на населенных исключительно мусульманами
землях. Такая стратегия «раздела Боснии»
по трем ее религиозным общинам,
противостояла всей философии
Махмутчехаича3.
В результате
в 1992 году он вышел как из правительства, так и порвал все связи с партией Изетбеговича — Партией демократического действия. В 1997 году Р. Махмутчехаич основал неправительственную организацию «International Forum Bosnae», объединяющей интеллектуалов, выходцев из всех этнорелигиозных общин Боснии и Герцеговины. В то же время в основании деятельности организации, ее мировоззренческим ядром являются концепции Махмутчехаича, которые он весьма активно стремится пропагандировать.
Основа подхода Р. Махмутчехаича — философия традиционализма Р.Генона, Т. Букхардта, Ф. Шуона, а также мировоззрение суфийского ислама, традиционно распространенного в Боснии. В то же время в отличие от многих традиционалистов Махмутчехаич отвергает не столько сам Модерн, сколько его конкретную форму, проявляющуюся в современном состоянии западной цивилизации. С его точки зрения, националистические идеологии, сербская и хорватская, а также и собственно бошняк-ская являются феноменами Модерна, в корне противостоящими Традиции, как духовному единству основных религиозных конфессий Боснии. Историческая традиция сосуществования в Боснии различных религиозных конфессий, отвергается в ходе развертывания властных практик, соответствующих националистическим идеологиям Модерна. Их результатом становятся этнические чистки, а также попытки Сербии и Хорватии поделить территорию Боснии. В ответ, в среде босняков возникает специфическая форма исламского экстремизма, противостоящего настроенному на мирное сосуществование с христианами традиционному боснийскому суфийскому исламу1.
1
Mahmutcehajic R. Bosnia
the good: tolerance and tradition. Budapest: Central European
University Press,
2000.
P.
11.
Технократизм
и экономоцентризм современной цивилизации
Запада, эксцессы национализмов,
заключенных каждый в религиозную
(православную, католическую и исламскую)
оболочки противоставляются «истинно
боснийскому» пути,