ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2131
Скачиваний: 2
(т.е. основывающемуся на взаимном уважении различий друг друга)1. Р. Махмутчехаич утверждает, что мнение о несовместимости христианства и ислама, на которое часто обращают внимание сторонники концепции «столкновения цивилизаций» берется не из самого христианского учения, но из цепи исторических событий, составляющих секуляризированную и идеологизированную матрицу истории, в которую последовательно вовлекается христианство2. На самом деле, причина в том, что ислам и присутствие исламской культуры, факт обращения части славян в ислам входит в противоречие с имплицитной и эксплицитной целью балканских националистических идеологий — стремления стать частью Запада, постепенного продвижения в ЕС, то есть ислам входит в противоречие с развитием общества по секулярной либерально-капиталистической модели3.
1
Young
M. Religion,
Community, Identity: Rusmir Mahmutcehajic and the future of Bosnia
[Электронный ресурс]
URL: www.hks.harvard.edu/
kokkalis/GSW7/.../Mitchell%20Young%20Paper.pdf
2Mahmutcehajic
R. The
denial of Bosnia. Philadelphia: Pennsilvania State University Press,
2000.
P.
6.
3 Ibid.
P. 11.
4 Young
M. Op.cit.
5 Ibid.
Хотя
эксплицитная критика либерализма как
идеологии не так ярко проводится в
творчестве Р. Махмутчехаича (как отмечают
комментаторы, во многом потому, что
финансируется его НПО из либеральных
фондов)4,
«но из его работ понятно, что он считает
рыночно ориентированную демократию с
ее культом индивидуальной автономии
опасной для боснийской традиции»5.
Либерализм, несмотря на все его достижения,
многие из которых философ готов принять,
провозглашая конец истории, стремится
гомогенизировать мир, привести его к
одной модели — западной и либеральной,
таким образом, стирая многообразие
народов и культур, религиозных традиций.
В то же время многообразие, постулирование
необходимости
и сакральности фигуры Другого (под которым понимается, прежде всего, другая культура, иная религиозная форма, другой путь к сакральному) является еще одним принципом философии Махмутчехаича1, и с его точки зрения необходимым элементом истинно традиционалистского взгляда на мир.
Залог примирения сербов, хорватов и босняков, как и залог сохранения Боснии в дальнейшем состоит в смене мыслительной парадигмы, хотя бы в боснийской элите, в отходе от модернистского национализма и в обращению к традиционализму и постулируемым им ценностям. Обращение к основам религиозных традиций без нетерпимости, с уважением религиозного выбора другого, с постулированием необходимости единства в многообразии составляют основу предложения Махмутчехаича не только для Боснии, но и для всего современного мира2. Американский ученый Митчелл Янг отмечает, что для философии Русмира Махмутчехаича характерно расширение традиционного мусульманского понятия «умма» как всемирной общины верующих на другие религии, в результате, общность всех верующих мира понимается как «умма умм», общность различных религиозных путей, ведущих к единой цели3. Босния — пример наиболее сложного взаимопереплетения религий, регион, где представители различных религиозных общин расселены традиционно проживают в тесном контакте друг с другом4.
1 Mahmutcehajic R. With the Other. URL: http://www.worldwisdom. com/public/viewpdf/default.aspx?article-title=With_the_Other_by_Rusmir_ Mahmutcehajic.pdf
2 Mahmutcehajic R. Bosnia, the good: tolerance and tradition. Op.cit. P. 117.
3 Young M. Op.cit.
4 Mahmutcehajic R. Bosnia the good: tolerance and tradition. Op.cit. P. 31.
С точки зрения Махмутчехаича не Запад должен учить Боснию, но Босния обратившись к самой себе, может научить Запад истинной толерантности, предложив модель общественных отношений основанных на обращении к Традиции, взаимоуважении религиозных общин и общем поиске сакрального. Хотя
и не критикуя яро либерализм, но утверждая примат духовного начала над материальным и критикуя универсалистскую сторону либерального проекта, Махмутчехаич стоит ближе к идее многополярного мира, мира основанного как раз на принципе плюрализма, ценности диверсификации народов и культур. Его ценностный консерватизм, неприятие экономоцентричной и гомогенизирующей мир глобализации, также сближает его концепцию с идеями философской многополярности.
Ориентированная на противостояние либерально-капиталистической модели и сохранение национальной идентичности часть восточноевропейских обществ уже сейчас выдвигает геополитические проекты альтернативной организации этого пространства, которые выглядят благоприятными для России. Общность геополитических и ценностных вызовов рождает в некоторых случаях и общность проектов по решению схожих проблем получают свое развитие в восточноевропейской правой мысли, в теоретических концепциях и программах конкретных партий и движений. Здесь представлен лишь беглый обзор основных концепций и персоналий, но думаем, что и он будет полезен в условиях, настоящего идейного «железного занавеса», что пал между Россией и востоком Европы после разрушения социалистической системы.
Главными составляющими концепций многополярности, предлагаемых интеллектуалами Восточной Европы являются: отвержение ценностной системы современного Запада, стремление найти ей как геополитическую, так и мировоззренческую альтернативу, ориентация на Россию как особый духовный центр и главный гарант безопасности на евразийском континенте, либо попытка представить свой регион в качестве такого центра в будущей многополярной мировой системе.
С точки зрения теории социокультурной динамики Питирима Сорокина, те вызовы, с которыми сталкиваются восточноевропейские общества, идентичны тем, с которыми сталкивается и Россия. Как отмечает В.И. Добреньков, постсоциалистическое общество, выйдя из идеационной фазы,
1 Добреньков
В.И., Кризис
нашего времени в контексте теории
социокультурной динамики Питирима
Сорокина // Русское Время. Журнал
консервативной мысли, январь-март
2010. №1 (2). С. 4-11.
2 Мнацаканян
М.О. «Нации:
психология, самосознание, национализм
(интегральная теория). М.: Анкил,1999. С.
95.
3 Уткин.
А. И. Мировой
порядок XXI века. М.: Алгоритм, 2001. С. 23.
«проскочило
идеалистическую и сорвалось в чувственную
культуру»1.
Общность проблем вполне может быть
конвертирована в концептуальную общность
их решений и в виде «мягкой силы» — в
геополитический ресурс, если Россия
поддержит иную цивилизационную
альтернативу, нежели та, что предлагается
Восточной Европе в рамках западной
социокультурной суперсистемы,
принадлежность к которой определяет и
геополитическую ориентацию на ее центр
— США. Запрос на такую альтернативу
существует. Принятие социокультурной
системы современности обществами
Восточной Европы, присоединение к
суперсистеме, где в качестве базовых
ценностей выделяются «демократия, права
человека, этика и нормы предпринимательской
деятельности»2
означает
ценностную ориентацию на Запад и
сближение с ее историческим центром,
где данный тип проявляет себя наиболее
долго и интенсивно, то есть с США, где
находятся основные продуцирующие центры
данной культуры3.
Отвержение, чувственной социокультурной
системы современности в геополитическом
плане будет означать и выбор
антиатлантистского геополитического
вектора.
ГЕОПОЛИТИКА И МНОГОПОЛЯРНОСТЬ. ВЗГЛЯД ИЗ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Альберто Буэла
Доктор философских наук, профессор Технического Университета в Буэнос-Айресе, Аргентина
«Новая южноамериканская стратегия» как появление отложенного пространства
С распадом Советского Союза в 1991 г., наиболее значительным политическим событием второй половины ХХ века, закончилось более чем сорокалетнее биполярное противостояние СССР и США. Аналитики и мыслители представляли себе переход к «однополярному миру» во главе с США, где их превосходство будет обеспечено наличием обширной глобальной сети стратегических диспозитивов. Но новое тысячелетие сразу же началось с кризиса однополярной парадигмы, что позволяет пересмотреть стратегические и геополитические постулаты, которые были направлены на обеспечение «конца истории» и увековечивание гегемонии атлантизма, что позволяет идеологически, геополитически и стратегически актуализировать новый номос, то есть новое разделение Земли. Именно в этом смысле мы говорим о многополярности как о геополитической концепции, которая дает обоснование идее мира как вселенной, потому что, как утверждал Карл Шмитт, мир — это «плюриверсум».
Южная Америка, пространство, где мы задаемся вопросом о мире и его проблемах, должна быть одним из полюсов — или большим пространством — с которым связана его судьба, защита его основных стратегических целей и решение задач этого времени, в том числе, связанных с врагами этого пространства. Именно в этом смысле большая часть времени последних