Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нескольких лет мною были посвящены разработке того, что мы называем «Новой южноамериканской стратегией», которая, как все мы надеемся, станет нашим вкладом как американцев в создание многополярного мира.

Теория ромба

Мы разработали «теорию ромба», которая по существу яв­ляется геополитическим соединением городов Буэнос-Айре­са, Лимы, Каракаса и Бразилиа. В результате этого соединения появляется иррегулярный ромб. Первое, что появляется в ре­зультате этой операции — это создание биокеанических про­странств с выходами в Атлантический и Тихий океаны, где вну­тренний Хартланд контнента будет защищен стратегическими линиями, соединяющими вершины ромба.

Участие Аргентины в Хартланде, по нашему мнению, долж­но проходить через вал Сальта Санта Крус де ла Сьерра, потому что стратегия Бразилии не позволяет открыть нам водный до­ступ по линии Парана — Парагвай — Гуапоре. В дополнение к этому можно добавить неохотное участие Парагвая, который является чисто коммерческим игроком.

Конечно, наша южноамериканская геостратегия выступает против Соединенных Штатов в лице державы-гегемона на Аме­риканском континенте с их планом «Колумбия», подразумеваю­щим размещение баз морской пехоты в двух шагах от Амазон­ки, оказывая давление на линию Лима — Каракас. Более того, устанавливая зону своих стратегических интересов у тройной границы (Аргентина — Бразилия — Парагвай), США вмешива­ются непосредственно на водоносный горизонт Гуарани и давят на линию Буэнос-Айрес — Бразилиа. Размещение базы в Чако, согласно документам аргентинского политолога и исследовате­ля Карлоса Перейра Меле, будет препятствовать выстраиванию линии Буэнос-Айрес — Лима и оказывать непосредственное дав­ление на стратегический коридор Корумба — Санта-Крус — Пу-эрто де Тринидад.

Как видно, от этого гипотетического ромба вне прямого давления      со      стороны      США      остается      только      одна ось


между Бразилиа и Каракас, однако со стороны Гайаны и Суринам, которые моделируются в качестве независимых колониальных протекторатов, также могут исходить операции по дестабилизации.

Сегодня мир по-прежнему следует велениям США как гло­бальной талосократии. Их идеологические критерии и стра­тегические императивы по вмешательству постоянно поощ­ряются как в европейских канцеляриях, так и в Центральной и Южной Америках. При широком вмешательстве в государ­ственные дела и права человека НАТО (т.е. под руководством США) умалчивает геостратегические критерии по «борьбе с ис­ламским фундаментализмом», в то же время позволяя создание мусульманской республики Косово в европейском Хартленде.

Сегодня строительство многополярной системы является основной геополитической необходимостью для сохранения межгосударственного политического порядка, так же как вчера это было необходимо для государственного суверенитета. Ко­нечно, покупка политического сознания будет самым прибыль­ным бизнесом в течение следующих пятидесяти лет. Целью является стандартизация людей, гомогенизация через единого работодателя — либеральную демократии или социал-демо­кратию — и консолидация единого политически корректного мышления. Однако, народ не хочет идти на такое самоубийство, растворяясь в глобализации, и желает сохранить себя в бытии.


ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В

КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ Гнип А. Н.

Аспирант кафедры международных отношений и дипломатической службы, Львовский Национальный Университет им. И. Франко, Украина


Сегодня энергия стала настолько важным фактором в суще­ствовании государств, что от ее перманентного присутствия зависит стабильность любого государства, особенно с энерго­емким производством. В связи с этим, постоянно повышается значение энергоресурсов, провоцирующее открытое и скрытое противоборство между ведущими странами за их обладание. Государства, имеющие постоянный доступ к источникам энер­гии и являющиеся монополистами в этой области, имеют значи­тельные рычаги влияния на целую международную политику. Можно сказать, что сегодня энергетическая геополитика уже из­менила геополитику в ее классическом понимании. Если в про­шлых веках страны боролись за оккупацию территории, коло­нии и за материальные богатства, то в наше время весь интерес состоит из экономических и, в первую очередь, энергетических ценностей. Если богатое на энергетическое сырье государство желает осуществить давление на власть других государств, то ему нужно лишь приостановить поставки энергоносителей и увеличить цены на них. Однако иметь в собственности ресурсы развития, еще не значит эффективно ими управлять и реагиро­вать на вызовы извне. Кроме того неэффективное управление


может привести к значительным потерям для государства1. Итак, мировое стратегическое равновесие определяется сегод­ня преимущественно энергетической составляющей. Историк А. Крылов отметил, что в XXI веке энергетический фактор при­обретет особую остроту. Страны «золотого миллиарда» потре­бляют сегодня до восьмидесяти процентов всех мировых ресур­сов. Развивающиеся страны стремятся ускоренными темпами догнать это развитие и всем им для этого нужно все больше энергоресурсов. Однако ограниченность этих ресурсов ставит под сомнение возможность развивающихся стран когда-нибудь догнать страны «золотого миллиарда»2.

1 Ангелов В. ,Турко Н. Энергетика и геополитика. [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.bg-znanie.ra/article.php7nicN22070

2 Маслов О. ТОП Геополитика «труб»: украино-европейский сепа­ратный сговор, межстрановая конкуренция и Глобальная энергетическая Хартия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imperiya. by/economics.html?id=5016


Итак, изменения конфигурации мировой политики, связан­ные с экономическим ростом в Южноазиатском регионе, кото­рый все больше нуждается в энергоресурсах, глобальное поте­пление, которое сделает добычу нефти и газа вполне реальной в недоступных ранее зонах и отсутствие альтернативных источ­ников энергии указывают на то, что в ближайшее время тради­ционные энергоресурсы будут играть важную роль в мировой политике. Немаловажным является и тот факт, что добыча и реализация углеводородов является сегодня самым выгодным видом предпринимательства, с чем Европа активно борется, путем снижения доходов посредников и либерализацией энер­гетического рынка. Неравномерное расположение энергетиче­ских ресурсов и соответствующее положение государства на энергетическом рынке влияет на выстраивание стратегии как во внешней, так и во внутренней политике и приводит к возникно­вению у ряда государств таких внешнеполитических линий, как энергетическая дипломатия. В связи со всеми этими факторами


можно говорить о том, что для многих государств понятие энер­гетической политики дополняет понятие внешней политики, а порой они являются даже тождественными понятиями. Ввиду этого можно говорить о такой новой отрасли геополитических исследований как энергетическая геополитика, основой кото­рой становится формула — кто контролирует энергетические ресурсы, тот контролирует мир.

Энергетика является нестатической сферой и при рассмо­трении любых процессов или направлений сотрудничества в этой области следует учитывать ситуацию в планетарном мас­штабе. Наибольшее влияние на изменение энергетических по­казателей и расстановки сил играет нестабильная экономиче­ская, а теперь уже и политическая ситуация в странах Северной Африки, которые всегда были значительными поставщиками углеводородов в Европу, строительство проекта «Набукко», ко­торый активно продвигается Европейским союзом, нахождение сланцевого газа в США, что делает их менее зависимыми от экспорта, безуспешность создания единого газового рынка, по­следние трагические события на атомных реакторах в Японии, в связи с чем, произошел пересмотр энергетической политики Евросоюза.

1 Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, полити­ка, практика. — М.: ООО Ист Брук, 2005 с. 58. 64. 65.


В последние десятилетия XX века внешняя энергетическая политика государств сформировалась как самостоятельное функциональное направление. Ее понимают, как сферу деятельности государства в международных отношениях по защите и отстаиванию национальных интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергоресурсов1. Сегодня чрезвычайно важным понятием, которым оперируют в международных отношениях, есть понятие «энергетической безопасности». Оно было введено после нефтяного эмбарго 1973 г. и в то время трактовалось как энергетическая независимость государства. Но сегодня, ввиду