ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2133
Скачиваний: 2
нескольких лет мною были посвящены разработке того, что мы называем «Новой южноамериканской стратегией», которая, как все мы надеемся, станет нашим вкладом как американцев в создание многополярного мира.
Теория ромба
Мы разработали «теорию ромба», которая по существу является геополитическим соединением городов Буэнос-Айреса, Лимы, Каракаса и Бразилиа. В результате этого соединения появляется иррегулярный ромб. Первое, что появляется в результате этой операции — это создание биокеанических пространств с выходами в Атлантический и Тихий океаны, где внутренний Хартланд контнента будет защищен стратегическими линиями, соединяющими вершины ромба.
Участие Аргентины в Хартланде, по нашему мнению, должно проходить через вал Сальта Санта Крус де ла Сьерра, потому что стратегия Бразилии не позволяет открыть нам водный доступ по линии Парана — Парагвай — Гуапоре. В дополнение к этому можно добавить неохотное участие Парагвая, который является чисто коммерческим игроком.
Конечно, наша южноамериканская геостратегия выступает против Соединенных Штатов в лице державы-гегемона на Американском континенте с их планом «Колумбия», подразумевающим размещение баз морской пехоты в двух шагах от Амазонки, оказывая давление на линию Лима — Каракас. Более того, устанавливая зону своих стратегических интересов у тройной границы (Аргентина — Бразилия — Парагвай), США вмешиваются непосредственно на водоносный горизонт Гуарани и давят на линию Буэнос-Айрес — Бразилиа. Размещение базы в Чако, согласно документам аргентинского политолога и исследователя Карлоса Перейра Меле, будет препятствовать выстраиванию линии Буэнос-Айрес — Лима и оказывать непосредственное давление на стратегический коридор Корумба — Санта-Крус — Пу-эрто де Тринидад.
Как видно, от этого гипотетического ромба вне прямого давления со стороны США остается только одна ось
между Бразилиа и Каракас, однако со стороны Гайаны и Суринам, которые моделируются в качестве независимых колониальных протекторатов, также могут исходить операции по дестабилизации.
Сегодня мир по-прежнему следует велениям США как глобальной талосократии. Их идеологические критерии и стратегические императивы по вмешательству постоянно поощряются как в европейских канцеляриях, так и в Центральной и Южной Америках. При широком вмешательстве в государственные дела и права человека НАТО (т.е. под руководством США) умалчивает геостратегические критерии по «борьбе с исламским фундаментализмом», в то же время позволяя создание мусульманской республики Косово в европейском Хартленде.
Сегодня строительство многополярной системы является основной геополитической необходимостью для сохранения межгосударственного политического порядка, так же как вчера это было необходимо для государственного суверенитета. Конечно, покупка политического сознания будет самым прибыльным бизнесом в течение следующих пятидесяти лет. Целью является стандартизация людей, гомогенизация через единого работодателя — либеральную демократии или социал-демократию — и консолидация единого политически корректного мышления. Однако, народ не хочет идти на такое самоубийство, растворяясь в глобализации, и желает сохранить себя в бытии.
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ Гнип А. Н.
Аспирант кафедры международных отношений и дипломатической службы, Львовский Национальный Университет им. И. Франко, Украина
Сегодня энергия стала настолько важным фактором в существовании государств, что от ее перманентного присутствия зависит стабильность любого государства, особенно с энергоемким производством. В связи с этим, постоянно повышается значение энергоресурсов, провоцирующее открытое и скрытое противоборство между ведущими странами за их обладание. Государства, имеющие постоянный доступ к источникам энергии и являющиеся монополистами в этой области, имеют значительные рычаги влияния на целую международную политику. Можно сказать, что сегодня энергетическая геополитика уже изменила геополитику в ее классическом понимании. Если в прошлых веках страны боролись за оккупацию территории, колонии и за материальные богатства, то в наше время весь интерес состоит из экономических и, в первую очередь, энергетических ценностей. Если богатое на энергетическое сырье государство желает осуществить давление на власть других государств, то ему нужно лишь приостановить поставки энергоносителей и увеличить цены на них. Однако иметь в собственности ресурсы развития, еще не значит эффективно ими управлять и реагировать на вызовы извне. Кроме того неэффективное управление
может привести к значительным потерям для государства1. Итак, мировое стратегическое равновесие определяется сегодня преимущественно энергетической составляющей. Историк А. Крылов отметил, что в XXI веке энергетический фактор приобретет особую остроту. Страны «золотого миллиарда» потребляют сегодня до восьмидесяти процентов всех мировых ресурсов. Развивающиеся страны стремятся ускоренными темпами догнать это развитие и всем им для этого нужно все больше энергоресурсов. Однако ограниченность этих ресурсов ставит под сомнение возможность развивающихся стран когда-нибудь догнать страны «золотого миллиарда»2.
1 Ангелов
В. ,Турко
Н. Энергетика и геополитика. [Электронный
ресурс]. — Режим доступа:
http://www.bg-znanie.ra/article.php7nicN22070
2 Маслов
О. ТОП
Геополитика «труб»: украино-европейский
сепаратный сговор, межстрановая
конкуренция и Глобальная энергетическая
Хартия. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:
http://www.imperiya.
by/economics.html?id=5016
Итак,
изменения конфигурации мировой политики,
связанные с экономическим ростом в
Южноазиатском регионе, который все
больше нуждается в энергоресурсах,
глобальное потепление, которое
сделает добычу нефти и газа вполне
реальной в недоступных ранее зонах и
отсутствие альтернативных источников
энергии указывают на то, что в ближайшее
время традиционные энергоресурсы
будут играть важную роль в мировой
политике. Немаловажным является и тот
факт, что добыча и реализация углеводородов
является сегодня самым выгодным видом
предпринимательства, с чем Европа
активно борется, путем снижения доходов
посредников и либерализацией
энергетического рынка. Неравномерное
расположение энергетических ресурсов
и соответствующее положение государства
на энергетическом рынке влияет на
выстраивание стратегии как во внешней,
так и во внутренней политике и приводит
к возникновению у ряда государств
таких внешнеполитических линий, как
энергетическая дипломатия. В связи со
всеми этими факторами
можно говорить о том, что для многих государств понятие энергетической политики дополняет понятие внешней политики, а порой они являются даже тождественными понятиями. Ввиду этого можно говорить о такой новой отрасли геополитических исследований как энергетическая геополитика, основой которой становится формула — кто контролирует энергетические ресурсы, тот контролирует мир.
Энергетика является нестатической сферой и при рассмотрении любых процессов или направлений сотрудничества в этой области следует учитывать ситуацию в планетарном масштабе. Наибольшее влияние на изменение энергетических показателей и расстановки сил играет нестабильная экономическая, а теперь уже и политическая ситуация в странах Северной Африки, которые всегда были значительными поставщиками углеводородов в Европу, строительство проекта «Набукко», который активно продвигается Европейским союзом, нахождение сланцевого газа в США, что делает их менее зависимыми от экспорта, безуспешность создания единого газового рынка, последние трагические события на атомных реакторах в Японии, в связи с чем, произошел пересмотр энергетической политики Евросоюза.
1 Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. — М.: ООО Ист Брук, 2005 с. 58. 64. 65.
В последние десятилетия XX века внешняя энергетическая политика государств сформировалась как самостоятельное функциональное направление. Ее понимают, как сферу деятельности государства в международных отношениях по защите и отстаиванию национальных интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергоресурсов1. Сегодня чрезвычайно важным понятием, которым оперируют в международных отношениях, есть понятие «энергетической безопасности». Оно было введено после нефтяного эмбарго 1973 г. и в то время трактовалось как энергетическая независимость государства. Но сегодня, ввиду