ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2142
Скачиваний: 2
1
Laurent Ruseckas. The
«Geopolitics of Energy»: Less Than Meets the Eye.
//
The Faster Times. [Electronic resource].
—
Available at: http://www.
thefastertimes.com/internationalenergy/2009/07/04/the-geopolitics-of-energy-less-than-meets-the-eye/
ряда
отношений государств на энергетическом
рынке и при рассмотрении, в частности,
российско-германских отношений в
энергетической сфере, необходимо
различать понятия «энергетическая
независимость» и «энергобезопасность».
Государство может быть зависимым от
других через импорт энергоресурсов и,
тем не менее, сохранять собственную
энергобезопасность благодаря покупке
энергоресурсов по стабильным ценам у
политически стабильных государств, и
при условии существования между
государствами надежных контрактов.
Ярким примером такого сотрудничества
является именно энергетическая кооперация
России и Германии. Стоит отметить, что
два государства являются одними из
крупнейших в Европе и, оставив позади
эпоху конфликтов и политического
противостояния, осуществляют сегодня
политику равноправного партнерства.
Между этими государствами, несмотря на
определенную разницу в видении отдельных
вопросов, существует принципиальное
совпадение взглядов по широкому спектру
целевых установок в области политики,
экономики и гуманитарной сфере. Германия
не поддержала в апреле 2008 г. План действий
НАТО относительно членства Украины и
Грузии в связи с позицией РФ в этом
вопросе, а также заняла достаточно
мягкую позицию относительно военной
акции РФ в Грузии в августе 2008 г.1.
Россия является одной из немногих стран,
с которой Федеральное правительство
Германии проводит межправительственные
консультации под руководством Федерального
канцлера Германии и президента России.
Сегодня Германия сильно опережает
другие европейские страны в качестве
импортера российских товаров и занимает
первое место по прямым инвестициям
капитала в РФ. Она также пытается
максимально использовать отношения с
Россией, поскольку около 40% газа покупает
именно у нее.
Россия является енергодобывающей страной и прибыли от продажи энергоресурсов сегодня составляют основу российского бюджета и фундамент российской экономики. В связи с этим, от возможности организации сбыта энергии странам, которые в ней нуждаются, напрямую зависит современная российская экономика. Энергетическая геополитика России ориентирована на реализацию таких целей, как обеспечение прямого доступа к потребителям энергоресурсов в Евразии и создания общего энергетического консорциума с другими енергодобиваемыми странами Евразии1. Как указывает П. Усов, основным энергетическим средством в руках Москвы есть газ и в чуть меньшей степени нефть. Если по запасам и добыче нефти Россия находится на восьмом месте, то по залежам и поставке газа она занимает первое место и является фактическим монополистом2. Российская государственная система газопроводов включает широкую сеть трубопроводов и компрессорных станций, протянувшихся на более чем 150 тысяч километров по всей России. Согласно законодательству РФ лишь «Газпром» имеет право использовать эти трубопроводы. Эта сеть является, наверное, самым ценным владением России помимо нефти и газа. В ней сердце газовой политики Кремля и ядро конфликта с западными странами.
1 Дугин
А. Энергетическая
геополитика. [Электронный ресурс]. —
Режим доступа:
http://geopolitica.ru/Articles/1214/
2 Усов
П. Энергетические
войны. Новые механизмы геополитического
влияния. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:
http://n-europe.eu/
content/7p=1038
3 Ахтамзян
А. Геополитика
и энергетика России. [Электронный
ресурс]. — Режим
доступа:http://www.endf.ru/14_1.php
Энергетические
отношения Германии и России берут свое
начало еще с семидесятых годов прошлого
века с соглашения «газ — трубы», что
реализовывалось в сложных идеологических
условиях Холодной войны. Именно
газопроводы, построенные Советским
Союзом на кредиты немецких банков, дали,
и продолжают давать серьезный экономический
эффект3.
Важным
импульсом развития энергетического диалога между двумя странами на современном этапе стало совместное заявление на высшем уровне о сотрудничестве в области энергетики в рамках рабочего визита в ФРГ Президента России В. Путина 8 сентября 2005 г. и подписания соглашения о строительстве «Северного потока» между «Газпромом» и немецкими компаниями «Е. ОН Рургаз» и «БАСФ» в марте 2006 г., главой консорциума которого стал бывший канцлер Германии Г. Шредер, у которого еще в период канцлерства сложились дружеские отношения с В. Путиным. «Северный поток» — это один из крупнейших существующих подводных проектов, заложенный по дну Балтийского моря по нейтральной территории, который соединит газовый терминал в городе Выборг вблизи Санкт-Петербурга и город Грайфсвальд в Восточной Германии. Проект стоимостью около 4,7 млрд. евро стартовал в конце 2005 г., а уже в октябре 2011 г. планируется начало его эксплуатации. Российскому «Газпрому» принадлежит 51% акций, а немецким компаниям «БАСФ» и «Э. ОН Рургаз» по 24,5% каждой. Стоит также сказать, что Южнорусское газовое месторождение в Западной Сибири будет разрабатываться совместно «Газпромом» и «БАСФ». Как только проект североевропейского газопровода будет завершен, Германия будет получать почти на 55 млрд. кубометров российского газа в год больше.
1 S. Taylor. «Why Russia's Nord Stream is winning the pipeline race». [Electronic resource]. — Available at: http://www.europeanvoice.com/article/ imported/why-russia%E2%80%99s-nord-stream-is-winning-the -pipeline-race/63780.aspx.
«Северный поток» направлен заложить основу российско-германского сетевого межгосударственного союза. Этот проект в той или иной степени затронул все европейские страны и привел к ряду напряжений между Россией и Западом. Наибольшее неудовлетворение проект вызвал у стран-транзитеров — Польши, Украины и Балтийских стран. Польский министр иностранных дел Радек Сикорский даже назвал этот проект «газовая труба Молотова-Риббентропа»1. Польша и другие соседние страны
Германии для противодействия строительству трубопроводной пытались использовать конвенцию по окружающей среде «ЭСПО», что привело к задержке его строительства фактически на несколько лет. Именно эту конвенцию сегодня использует Германия в качестве противодействия польскому терминалу СПГ в Свиноустье для сгущенного природного газа из Катара, для чего она дополнительно использует рычаги влияния на ЕС и в чем ее активно поддерживает Россия. Для Германии в будущем будет выгодной возможность стать монопольным экспортером газа для Польши и продавать ей российский газ, но уже по собственным ценам. В связи с этим польский проект является значительным конкурентом для Германии.
1 A.Petersen.
The
Russo-German Energy Pincer. [Electronic resource].
— Available
at:
http://blogs.euobserver.com/petersen/2010/09/12/russo-german-energy-pincer/
2 Russia-Germany
Nord Stream Pipeline Under Way. Written by Global Intelligence
Report. [Electronic resource].
—
Available at: http://oilprice.com/
Geo-Politics/Europe/Russia-Germany-Nord-Stream-Pipeline-Under-Way.html
Проект
«Северный поток» стал ярким показателем
растущего немецко-российского
сотрудничества и фактической переориентации
германской дипломатии, даже когда это
происходит не на пользу интересам
европейских партнеров Германии.
Уникальный газопровод делает Германию
фактическим дистрибьютором российского
газа в Центральной Европе1.
Несмотря на свои тесные связи с
администрацией США и внешнеполитическую
линию, которая была провозглашена в ее
правительстве, Меркель была вынуждена
смириться и принять проект «Северный
поток», что является ярким свидетельством
ее прагматичной политики. Важным фактором
реализации «Северного потока» несмотря
на все протесты, стало то, что Брюссель
занял нейтральную позицию и не мешал
Германии. Она с легкостью получила
финансирование от европейских финансовых
институтов. Это было достигнуто благодаря
лоббированию в ЕС идеи включить
трубопровод в качестве проекта, входящего
в общий европейский интерес совместной
энергетической сети2.
Несмотря на массовые
протесты,
Великобритания подписала с Газпромом долгосрочный контракт о транспортировке газа через «Северный поток», что внесло значительные геополитические изменения в европейскую энергетическую политику1. Газопровод «Северный поток» позволит России и Германии проводить независимую политику и еще больше влиять в регионе Восточной и Центральной Европы, однако это не значит, что поставки газа через Украину и Польшу прекратятся. В. Путин неоднократно заявлял о том, что чем больше существует возможностей для экспорта российского газа в Европу, тем лучше для России и Европы.
1
Russia-Germany Nord Stream Pipeline Under Way. Written by Global
Intelligence Report. [Electronic resource].
—
Available at: http://oilprice.com/
Geo-Politics/Europe/Russia-Germany-Nord-Stream-Pipeline-Under-Way.html
Еще
одной важной сферой российско-германского
сотрудничества является сотрудничество
в области электроэнергетики. К сожалению,
действующее в странах ЕС законодательство
в этой области ограничивает экспорт
электроэнергии из стран, не являющихся
членами ЕС. С начала 2011 г. вся произведенная
в России электроэнергия продается по
рыночным ценам, также произведено
разделение энергетических компаний на
генерирующие, сетевые и сбытовые. В
результате масштабной приватизации
большая часть генерирующих мощностей
перешла в собственность европейских
энергетических компаний. Эти изменения
в целом соответствуют европейским
стандартам, поэтому имеет смысл
сотрудничество в данном направлении,
поскольку для европейских стран выгоднее
будет покупать произведенную в России
электроэнергию, чем транспортировать
в Европу газ для ее производства. Стоит,
в частности, отметить, что кооперация
между Германией и Россией также все
больше охватывает и такие темы, как
энергоэффективность и возобновляемые
источники энергии. Именно рост интереса
к эффективному использованию энергии
обусловливает не в последнюю очередь
создание летом 2009 г. российско-немецкого
энергетического агентства.