ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2143
Скачиваний: 2
проведенных нами экспериментах было обнаружено ухудшение физиологического состояния потомства, нарушение поведения крыс и отсутствие второго поколения, в корм которых добавляли ГМ-сою (RR, 40.3.2). У животных наблюдалась повышенная тревожность и агрессивность, у некоторых самок - нарушение материнского инстинкта [Ermakova, 2006, 2007; Ермакова, 2009]. Было выдвинуто несколько версий патогенного воздействия ГМ-сои линии 40-3-2 на животных. Помимо мутагенного эффекта генетических вставок, накопления токсичного гербицида и проникновения трансгенов в клетки внутренних органов животных выдвигалась также версия о патогенном действии бактериальных плазмид, используемых для внедрения генов при создании ГМО («эффект плазмид»).
В настоящее время основную причину бесплодия, токсикозов и патологических изменений во внутренних органах после использования ГМО в пище связывают с несовершенством технологий получения ГМО, а, именно, с самим процессом «встраивания» чужого гена в геном другого организма [Кузнецов с соавт., 2004; Wilson et al., 2004]. Известно, что для внедрения генов используют вирусы, плазмиды (кольцевые ДНК) или др., способные проникнуть в клетку организма и затем использовать клеточные ресурсы для создания множества собственных копий или внедриться в клеточный геном (как и «выпрыгнуть» из него) [World scientific statement..., 2000]. Плазмиды и ГМ-вставки были обнаружены в клетках разных органов не только животных, использующих в пищу ГМО, но и их потомства [Schubbert и др., 1994, 1998; Doerfler, 1995; Netherwood et al.,
1999].
И если выше речь шла о применении специальной технологии «терминатор», то вскоре стало ясно, что сам способ получения ГМО является терминаторным, который запускал процесс глобального бесплодия живых организмов.
Масштабное распространение опасных ГМО привело к высокому уровню заболеваемости и смертности людей, сокращению биоразнообразия, резкому ухудшению состояния
природной среды, что, в конечном счёте, может стать причиной необратимого разрушения биосферы планеты. Небольшая, на первый взгляд, ошибка в биотехнологии превратила ГМО в оружие массового поражения (ОМП), а глобализация процессов по их внедрению и распространению поставила жизнь на планете на грань исчезновения, что ещё раз подчёркивает важность многополярного мира, когда ошибочные действия в одной стране могут быть нейтрализованы адекватными действиями в других странах. На примере ГМО можно видеть, как при глобализации из-за одной биотехнологической ошибки может быть уничтожена жизнь на Земле.
Литература:
-
Кузнецов В. В., Куликов А. М. Генетически модифицированные риски и полученные из них продукты: реальные и потенциальные риски// Российский химический журнал. 2005. 69 (4). С.70-83.
-
Ермакова И. В. Влияние сои с геном EPSPS CP4 на физиологическое состояние и репродуктивные функции крыс в первых двух поколениях// Современные проблемы науки и образования. Биологические науки. 2009. №5, с.15-21.
-
Энгдаль Уильям Ф. Семена разрушения. Тайная подоплёка генетических манипуляций. Нестор-история, СПб, 2009, С. 319 .
-
Doerfler W. The insertion of foreign DNA into mammalian genomes and its consequences: a concept in oncogenesis. Adv Cancer Res. 1995, 66, 313-344.
-
Ermakova I.V. Genetically modified organisms and biological risks. Proceedings of IDRC, Switzerland, 2006, pp.168-171.
-
Ermakova I.V. GM soybeans—revisiting a controversial format// Nature Biotechnology, V.25, N12, 2007, pp 1351-1354.
-
Engdahl F.William. Seeds of destruction. The Hidden Agenda of Genetic Manipulation. Global Research, 2007.
-
Quist, D.; Chapela, I. Transgenic DNA Introgressed into Traditional Maize Landraces in Oaxaca, Mexico// Nature 414, 6863. Р. 541-543.
-
Malatesta M., Caporalony C., Gavaudan S., Rocchi M.B.L., Tiberi C., Gazzanelli G. Ultrastructural, morphometrical and immunocytochemical analysis of hepatocyte nuclei from mice fed on genetically modiied soybean// Cell Struct. Funct., 2002. 27. P. 173-180.
-
Netherwood T., Bowden R., Harrison P., O'Donnell A. G., Parker D. S., and Gilbert H. J.
-
Gene Transfer in the Gastrointestinal Tract// Appl Environ Microbiol. 1999. 65(11). P. 5139—5141.
-
Prescott, V. E., Campbell, P. M., Moore, A., Mattes, J., Rothenberg, M.E., Foster, P.S., Higgins, T.J.V. and Hogan, S.P. Transgenic expression of bean alpha-amylase inhibitor in peas results in altered structure and immunogenicity// Journal of Agricultural and Food
Chemistry. 2005. 53. P.9023-9030.
-
Pusztai A. Report of Project Coordinator on data produced at the Rowett Research Institute. SOAEFD flexible Fund Project RO 818. 22 October
1998.
-
Schubbert R., Lettmann C. and Doerfler W. Ingested foreign (phage M13) DNA survives transiently in the gastrointestinal tract and enters the blood stream of mice// Molecules, Genes and Genetics. 1994. 242.
P.495-504.
-
Schubbert R., Hohlweg U., Renz D. and Doerfler W. On the fate of orally ingested foreign DNA in mice: chromosomal association and placental transmission in the fetus// Molecules, Genes and Genetics. 1998. 259.
P.569-576.
-
Seralini G.E., Cellier D., Vendomois JS. New Analysis of a Rat Feeding Study with a Genetically Modiied Maize Reveals Signs of Hepatorenal Toxicity// Arch. Environ. Contam. Toxicol, 2007.
-
Velimirov A, Binter C and Zentek J. (2008) Biological effects of transgenic maize NK603xMON810 fed in long term reproduction studies in mice. Report, Forschungsberichte der Sektion IV, Band 3., Vienna, Austria, 2008.
-
Vecchio L., Cisterna B., Malatesta M., Martin T.E., Biggiogera B. Ultrastructural analysis of testes from mice fed on genetically modiied soybean// Eur. J. Histochem. 2003. 48. P. 449-453.
-
Wilson A., Latham J., Steinbrecher R. Transformation-Induced Mutations in Transgenic plants: Analysis and biosafety implications// Biotechnology and Genetic Engineering Reviews. 2006. 23. P.209-237.
-
World Scientists Statement. Supplementary Information of the Hazards of Genetic Engineering Biotechnology». Third World Network, 2000.
ИДЕЯ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» И ЕЁ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ
Клименко А. Н.
Аспирант Института международных отношений и социально-политических наук (кафедра теории и истории международных отношений) Московского Государственного Лингвистического
Университета
1
Вернадский Г. В. История
России. Россия в средние века. Тверь —
Москва. ЛЕАН АГРАФ. 1997. С. 18.
Во второй половине XV века Московское княжество представляло собой лишь одно из многих русских государств и земель. С духовной точки зрения, в русских землях преобладало двоеверие, т.е. смесь христианства и дохристианских древнес-лавянских верований. Однако, конечно, с течением времени учения византийских духовных подвижников проникали в Русь всё глубже. Пропорционально этому процессу восточное христианство становилось для Руси цивилизационной основой, что исторически обусловило цивилизационную границу между Западом и Русью (эта граница была тождественна границе между православием и католичеством). «Хотя основания христианской культуры в Руси и в католической Европе были тождественными, — пишет Г. В. Вернадский, — раскол между греко-православной и римско-католической деноминациями имел своим следствием постепенное создание культурного барьера между Русью и 3ападом»1. Можно предположить, что и сама идея «Москва — третий Рим» во многом стала результатом этого «культурного барьера» между Западом и Русью, переросшего в противостояние.
Что касается исторического контекста, в котором была сформулирована идея «Третьего Рима», изучая сам текст послания (старца Филофея к Василию III), где звучит знаменитая формула, становится понятно, что Филофей не восхваляет московского князя, а тонко его обличает, намекая на несоответствие Василия III и некоторых представителей Церкви идеалу «Третьего Рима».
В условиях несправедливости и самочинства со стороны московских властей был насильно присоединён к Московскому княжеству Псков. В «Плаче о городе Пскове» автор сравнил Москву с многокрылым орлом, который вырвал Ливанский кедр (то есть силу) — за грехи псковичей. Происходившее вселяло такое горе и отчаяние в сердца псковичей, что они интерпретировали постигшую их трагедию как приближение Антихриста. В таких обстоятельствах псковичи решили обратиться за помощью к настоятелю Елеазарова монастыря в Пскове, монаху Филофею, который пользовался у них большим почтением. Филофей отправил послания дьяку Мисюрь-Мунехину и самому московскому правителю Василию III. В этих посланиях псковский монах предпринял попытку повлиять на московского князя и как на политика, и как на христианина.
Во-первых, Филофей указывает на «вдовство» Новгородского епископского престола (после послания изменений не последовало, и епископ так и не был избран). Во-вторых, на самодурство, жестокость и даже содомию московских должностных лиц. Следует отметить, что Василий III послушался Филофея и удалил «угнетателей» из Пскова, заменив их благонамеренными наместниками. Наконец, в посланиях Василию III Филофей пишет о том, что после падения Константинополя Русь остаётся единственной хранительницей православия, а сам Василий III — единственным православным христианским правителем на Земле. Стало быть, он несёт особую ответственность перед Церковью и государством.
Послания Филофея не были направлены на восхваление московской власти и менее всего являлись идеологической концепцией. Видя несправедливость и горе, которое московские наместники приносили псковичам, Филофей, как сын своей земли и как христианин, указал на то, что Московский князь несёт особую ответственность за происходящее.
Таким образом, говоря о «Москве — третьем Риме» как о концепции (в т.ч. геополитической), не следует понимать её, во-первых, в качестве обоснования для экспансии и/или империалистических претензий и, во-вторых, в качестве идеологии теократического государства. Концепция «Москва — третий Рим» связывает три звена: правитель — Церковь — народ (государство). Достойный христианский правитель должен хранить и защищать веру и Церковь, чтобы тем самым был защищён и весь народ. «Третий Рим» в данном случае не мессианская идеология, а призыв к высочайшей ответственности за хранение восточного христианства — православия и за православный народ Руси. Указывая на то, что «Москва — третий Рим», Фило-фей является не идеологом и не апологетом, а обличителем.
Г. Флоровский пишет по этому поводу: «Если Москва есть Третий Рим, то и последний, — то есть: наступила последняя эпоха, последнее земное «царство», конец приближается. «Твое христианское царство инеем не останется». С тем большим смирением и с «великим опасением» подобает блюсти и хранить чистоту веры и творить заповеди. В послании к великому князю Филофей именно предостерегает и даже грозит, но не славословит. Только уже вторично эта апокалиптическая схема была использована и перетолкована официальными книжниками в панегирическом смысле»1.
1
Протоиерей Георгий Флоровский. Пути
русского богословия. Минск. Белорусская
Православная Церковь. 2006. С. 15
Впрочем,
роль идеи «Москва — третий Рим»
превосходит исторические рамки правления
Василия
III.
Она стала одновременно и выражением
культуры, ценностей русского народа.