Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2056

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глобализация — такая как она есть сейчас — для России несовместима с жизнью и равнозначна «всемирному потопу»: Море заливает Сушу, что означает «конец Суши».

Из этого вытекает совершенно однозначное отношение к глобализации: Россия как геополитическая реальность обяза­на противостоять глобализации, сопротивляться установлению однополярной американской гегемонии, оппонировать универ­сализации «западных» (по сути «талассократических», «мор­ских») ценностей.

Совершенно неверно представлять глобализацию как объек­тивный процесс. В человеческой истории нет ничего абсолютно объективного. Общество строит свое настоящее и будущее на основании выбора, мышления и воли. Человек отличается от зверей и природных явлений тем, что он является существом мо­ральным, то есть способным всегда и в любой ситуации сказать тому или иному процессу, явлению и событию «да» или «нет». «Цивилизация Моря» или «цивилизация Суши» — это вопрос ценностного выбора. Конечно, выбор делается не отдельным человеком и не на пустом месте. Это выбор общества на основе истории и традиций, на основе культуры и сложившихся куль­турных установок. Вместе с тем на практике сплошь и рядом борьба состоит в том, чтобы навязать выбор, сделанный одним обществом, другим обществам, которые его не делали, выбрали нечто иное или пока колеблются в выборе. Культурный импери­ализм часто сопровождает прямой силовой колониализм, осно­ванный на военном завоевании, а иногда и сопровождается им. Так решается спор между сторонниками «hard power» и «soft power» (Дж. Най ). Первые считают, что важнее всего силовая гегемония (интересы), вторые — что культурная (ценности). Но, по сути, в результате эти позиции сходятся: глобализация (как «жесткая», так и «мягкая») ведет к одному и тому же ре­зультату — к победе «цивилизации Моря». Общества основан­ные на иных принципах (традиционные, иерахизированные, ре­лигиозные, автократические или социалистические общества)


подлежат постепенной трансформации в сторону либерально-демократических норм. Это может происходить через военное вторжение (Сербия, Ирак, Афганистан), цветные революции (Грузия, Украина, Тунис) или через постепенное втягивание в контекст глобализации и построения глобального гражданского общества.

Ни тот, ни другой сценарий (с опорой на «hard power» или на «soft power») неприемлем для России. Включаясь в глобализа­цию, Россия заведомо соглашается на геополитическую капиту­ляцию. При этом принятие западных ценностей («цивилизация Моря») столь же разрушительно для российской идентичности, как и прямое следование американским стратегическим инте­ресам.

Россия будет сама собой в XXI веке только в том случае, если она сумеет уклониться от глобализации, отстоять свою теллурократическую идентичность, свой суверенитет, ориги­нальность своего исторического и социологического облика.

Но отвержение глобализации это лишь половина дела. Кро­ме этого необходимо предложить положительную позитивную альтернативу. Недостаточно отвергнуть глобализацию, как это делают антиглобалисты. Вместо нового мирового порядка и ге­гемонии Запада они предлагают лишь «новый мировой хаос», подыгрывая глобалистам и своей безответственностью, экстре­мизмом и хулиганством лишь подчеркивая «серьезность», «со-зидательность» и «дисциплинированность» глобалистов.

Реальную альтернативу глобализму надо искать в другом ме­сте. Ею может быть только многополярность.

Многополярность в стратегических документах Российской Федерации и ее семантический саботаж

Многополярность есть альтернативный глобализации про­ект. Многополярность исходит из базового принципа, что не­обходимо сохранить разные цивилизации, а не подверстать их все под одну — западную и талассократичсекую.


Очень важно заметить, что многополярность провозглашена основой национальной стратегии современной России. Но на это мало обращают внимание. Геополитическое развитие тео­рии многополярности, наполнение ее содержанием постоянно пробуксовывает. Обоснованных и содержательных дискуссий относительно сущности многополярности, ее философских и цивилизационных предпосылках, о стратегиях и тактиках по­строения многополярного мира в нашем обществе практически не ведется.

Складывается парадоксальная картина: Российская Федера­ция кладет в основу своей Оборонной доктрины и Концепции Национальной Безопасности принцип многополярности, но при этом совершенно не уточняет ни значение термина, ни со­держание концепта, не говоря уже о разработке теорий много­полярности. Складывается впечатление, что принципиальная декларация многополярности подвергается изнутри системати­ческому саботажу. Россия провозгласила ориентацию на много­полярный мир, но не пояснила, что имеется в виду.

На мой взгляд, это происходит из-за существенного влияния агентов глобализма, атлантизма и Запада в российском обществе. Здесь не место подробно развивать генеалогию прозападных либеральных сетей в современном российском обществе: они дали о себе знать в последние периоды СССР, поднялись к вершинам власти в эпоху распада Советского Союза и стали основной прозападного, ликвидаторского режима Ельцина. При Путине они несколько маргинализировались, но в последнее время снова активизируются и претендуют на выработку основного стратегического курса России во внутренней и внешней политике (ИНСОР). Инерция перестройки и 1990-х, часть российской олигархической элиты, интегрированной в мировую систему, космополитический и либеральный сегмент в российских СМИ и образовательных структурах составляют питательную среду для сетей «цивилизации Моря» в самом центре heartland^. Это геополитическая «пятая


колонна» и эффективное орудие «soft power» по блокированию геополитического возрождения России. Именно из этих кругов исходят регулярные попытки отказаться от принципа многополярности, признать однополярность и глобализм, а когда им это не удается, обессмыслить тезис о многополярности или превратить его в нечто несостоятельное и бессодержательное.

Многополярность как концепт

Если отвлечься от привычной размытости и неопределенно­сти в трактовке многополярности в современной России (стро­го говоря, никакой трактовки вообще не существует), можно на основании принципов российской геополитики выделить не­сколько признаков, определяющих в самых общих чертах сущ­ность этого концепта.

Многополярность как концепт складывается из следующих фундаментальных моментов:

1) Отказ от однополярной глобализации и развенчание пре­тензий Запада на универсальность его ценностей.

Это предполагает в первую очередь систематическое фило­софское усилие, которое показало бы ограниченность и вну­тренний этноцентризм, присущие западноевропейской, а в ХХ веке и американской культуре в самых ее основаниях. Западное общество исторически складывалось как общество, отождест­влявшее свои ценности, идеалы, нормативы и принципы с уни­версальными. Начиная с IX века, Западная Европа постепен­но размежевывалась со своими греческими корнями, создавая особую романо-германскую социокультурную систему, уже претендующую на универсализм и монополию на истину. Че­рез средневековую схоластику, продолжившую эту линию, За­падная Европа постепенно продолжила тот же самый подход и в философии Нового времени, заменив универсальность ка­толической церкви на универсальность демократии, свободы, либерализма, а после Канта — «гражданского общества». Сами ценности, социальные и политические формы менялись, но


убежденность Запада в том, что именно европейское общество обладает монополией на истину, сохранялась и сохраняется по сей день. В этом проявляется культурный империализм и куль­турный расизм Запада, убежденного в том, что только западное общество является венцом цивилизации, а все остальные типы культур призваны ему подражать, его имитировать и ему следо­вать под страхом остаться вне «цивилизованного мира».

Такую претензию Запада на универсализм жестко критико­вали русские философы-славянофилы, а еще более последова­тельно и глубоко — евразийцы 1920-х годов. И на самом Западе постоянно раздавались протесты против таких претензий на универсализм — от Шпенглера и Бергсона до Ф. Боаса, М. Мос-са и К.Леви-Стросса . Начиная с 1980-х годов, философы-пост­модернисты подвергли «универсализм» уничтожающей крити­ке, показав, что все претензии Нового времени на демократию, равенство и толерантность есть завуалированные формы кон­троля, репрессивного подавления и исключения «другого».

Многополярность начинается именно с этого философского удара по убежденности западной цивилизации (геополитиче­ски — «цивилизации Моря») в том, что их ценности являются высшими, а их общество служит единственным образцом для подражания. Модернизация, осмысленная как вестернизация, должна быть отброшена на глубинном философском уровне. Поэтому многополярность должна начинаться с философской установки на плюрализм цивилизационных ценностей, культур, обществ, политических и религиозных форм. В основе всего должна лежать многополярная философия, высшим принципом которой является позитивное понимание различий, признание права на существование «другого» и отказ от расистских мо­делей оценки тех или иных социальных форм как низших или высших.

В этом вопросе русская философия может быть важнейшим подспорьем наряду с западными критиками «Заката Европы», социологами, этнологами, антропологами, постмодернистами. Не менее важно обратиться к философам стран Азии или иных