Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обществ, которые, со своей стороны, размышляли о балансе собственных ценностей и критиковали культурный империа­лизм Запада.

2) Переход к мышлению в категориях цивилизаций. Первый пункт логически приводит нас к необходимости признания плюральности цивилизаций и отношения к этому как к фундаментальному историческому факту, составляюще­му богатство человечества. Если различие цивилизаций и не­сет в себе потенциал конфликта, то мы видим, что конфликты не только возможны, но и реально присутствуют в западном мире, где противоречия между западноевропейскими дер­жавами (со сложной, в целом, системой ценностей) привели только в течение ХХ века к двум самым чудовищным и кро­вопролитным мировым войнам, которые только знала исто­рия. Согласие с тем, что на Земле одновременно может су­ществовать не одна, а несколько параллельных цивилизаций с разной социальной парадигмой, не должно автоматически приводить к постулированию «столкновения цивилизаций» (как в случае С.Хантингтона ). В такой перспективе — чи­сто негативной и конфликтологической — видит различия только универсалистская западноцентричная глобалистская мысль. Конфликт между цивилизациями столь же вероятен, как и конфликт внутри одной и той же цивилизации. Переход к признанию множества цивилизаций не гарантирует автома­тически мира, но мирный диалог между ними вполне возмо­жен и желателен.

Признание равнозначности цивилизаций открывает возможность разным обществам, культурам, религиям, политическим и экономическим системам свободно существовать, развиваться и изменяться. Глобалисты пытаются настаивать на том, что рыночная экономика, парламентская демократия и гражданское общество являются общеобязательными признаками любого государства, с которым Запад может иметь дело. Остальные зачисляются в


«государства-изгои» и становится «париями». Это блокирует любые попытки развития солидарных экономических систем, основанных на социальной справедливости, поражает в правах все, отличные от парламентаризма, политические системы и ведет к принудительному распаду религиозных общин и десуверенизации, а затем и ликвидации национальных государств.

Признав множественность цивилизации, мы предоставим возможность разным культурам и обществам широко экс­периментировать в построении различных экономических систем — как на основе рынка, так и на иных принципах; создавать и реформировать политические системы на осно­ве традиционных представлений или свободного выбора; со­хранять или менять традиционные формы обществ и общин, не ориентируясь ни на какие жесткие нормативы социальной антропологии (кто-то может принять принципы гражданского общества на основе чисто индивидуальной идентичности, а кто-то может выбрать коллективные формы идентификации — этнической, религиозной, национальной и т.д.).

3) Определение стратегии интеграции и консолидации в рамках цивилизаций.

Многополярность предполагает интеграционные процессы по цивилизационным признакам. Иными словами, цивилиза­ции чаще всего не совпадают с границами национальных го­сударств, являются более широкими и масштабными, нежели страны. Исламская цивилизация включает в себя множество стран. Точно так же европейская цивилизация. Китайская ци­вилизация — шире, чем Китай, а индийская — чем Индия. В каждом конкретном случае интеграция может проходить по оригинальным сценариям, вытекающим из конкретных осо­бенностей данной цивилизации. Общего сценария интеграции едва ли можно найти, но в каждом конкретном случае действу­ет общая логика: переход от национальных государств с часто совершенно искусственными административными границами


к более сложным полицентрическим образованиям на основе субсидиарности и широких прав локальных и региональных автономий. Цивилизация в отличие от государства может пред­полагать широкое разнообразие внутреннего уклада, сложные федеративные и конфедеративные системы отношений. В неко­торых случаях вполне можно представить себе зоны с двойной или даже тройной цивилизационной идентичностью, которые могут иметь отдельный особый статус.

Для России интеграция на цивилизационной основе предпо­лагает воссоединение со странами СНГ на новой конфедератив­ной основе (наподобие предложенного Нурсултаном Назарбае­вым в 1994 год Евразийского Союза). Но вместе с тем, общие цивилизационные черты есть у славянского мира Восточной Европы, а также у православных неславянских государств (Гре­ция, Румыния, православная часть албанцев). Поэтому можно смело говорить о евразийской цивилизации, стратегическая и социальная интеграция которой будет естественной формой по­литического и социального выражения heartland^.

4) Построение цивилизационных альянсов.

Важнейшей стороной многополярности является определе­ние стратегических осей, которые связывали бы между собой различные цивилизации, отличающиеся по основным призна­кам. Так для России в ее максимальном (евразийском) измерении можно предположить западную ось мирного сотрудничества с Евросоюзом (объединяющим уже сейчас страны европейской цивилизации). На юге можно предположить сразу несколько осей: Россия — исламский мир (арабские страны, Турция, Ки­тай), Россия — Индия, Россия — Китай. На востоке — альянс с Японией, если, конечно, она сумеет выйти из-под геополитиче­ского контроля «цивилизации Моря», то есть США.

Оси альянсов между цивилизациями предполагают менее тесную связь, нежели интеграция внутри каждой из цивилиза­ций, но тем не менее их баланс должен служить залогом гло­бального многополярного равновесия.


Здесь важно дать определение полюса многополярного мира. Полюс многополярного мира это не просто страна, националь­ное государство. Это именно цивилизация.

В случае России как русско-евразийской цивилизации речь идет не только о РФ, но и всех примыкающих к ней зонах, объ­единенных историей, культурой, экономическим, социальным сходством, подчас религией, этнической близостью, социаль­ными особенностями.

Логика построения многополярного мира

На основе базовых принципов можно предложить ряд кон­кретных направлений действия для построения многополярного мира.

Необходимо:

1) Теоретически разработать фронтальную критику глобализации, универсализма, опровержение претензий Запада на то, что он выражает собой общую для всего человечества и единственную нормативную цивилизационную модель; вернуть Запад к его цивилизационным границам и к его локальной историко-географической среде, где его претензии оправданы, а его критерии приемлемы (территория Западной Европы, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии); разоблачить его несостоятельность в качестве всемирного образца. Это значит, что мы должны вступить с глобализацией концептуальную и семантическую систематическую войну. Следует учесть в вопросе теоретического оснащения философии многополярности всех — славянофилов (особенно поздних—К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Ламанский и т.д.), русскую религиозную философию (в частности, о. С. Булгаков и о. П. Флоренский), евразийцев (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Н. Алексеев, Л. Гумилев и т.д.), также критику Запада самими западными мыслителями (структуралистами, феноменологами, антропологами, экзистенциалистами, неомарксистами, консерваторами, постмодернистами и т.д.), а кроме того теории, созданные на Востоке, в исламском мире, в Китае, в Африке и Латинской


Америке. Эта идейная борьба имеет принципиальное значение. Теорий глобализации сегодня множество, но им практически нечего противопоставить на серьезном академическом уровне. Нам нужна теория, опровергающая глобализацию в ее основаниях, в ее идейных и исторических предпосылках.

2) Надо разработать теорию многополярности как альтер­нативу глобализации. Для этого следует тщательно описать цивилизации, имеющиеся в современном мире — евразийско-православную, китайскую, исламскую, индусскую, а также аф­риканскую и латиноамериканскую, выделить их основополага­ющие интегрирующие черты, очертить ценностные системы, исследовать структуру социальной идентичности и базовые он­тологические, гносеологические и антропологические установ­ки. В этой работе следует обращать внимание на морфологию времени и пространства, картину мира, глубинные социокуль­турные архетипы, свойственные разным цивилизациям — на этом пути нас ждет много сюрпризов (антропологи и этносо-циологи знают, что разные культуры имеют дело с совершен­но различными формами времени и пространства, качествен­но отличающимися от тех, которые современным европейцам представляются единственными «очевидными», «реальными» и «объективными»).

При следует развивать связи с Евросоюзом, содействуя, по возможности, укреплению в Европе самостоятельной циви-лизационой идентичности и геополитического самосознания, качественно отличных от США. Разделение нынешней атлан­тической цивилизации («цивилизации Моря») на два больших пространства (ЕС и США) существенно ослабило бы структу­ру однополярного мира, затормозило бы глобализацию и соз­дало бы предпосылки для становления многополярности. Надо выработать теорию и практику региональной интеграции, так как для создания полюса необходимо объединить потенциа­лы несколько стран. В этом контексте важно сделать упор на концепцию «большого пространства» , разработанную Кар­лом Шмиттом и ставшую сегодня чрезвычайно актуальной. Ни