Файл: Левиафан выпуск 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

40

41

Семинар 1: Геополитика многополярного мира

Это привело к критике модели однополярной глобализации, кото-

рая является продуктом либеральной идеологии с индивидуальными 

правами и свободами и осмыслению необходимости придерживаться 

стратегической культуры, которая настаивает на принадлежности к 

общности, а не индивиду . Кроме того, в основе стратегической куль-

туры заложена многосторонность и устойчивость, что немаловажно 

в международных отношениях, направленных на многополярность . 

Существуют  разные  определения  стратегической  культуры,  но 

все они так или иначе связаны с народом и пространством . Колин 

Грей  называет  ее  «обращением  к  способам  мышления  и  действия 

при решении вопросов применения силы, уходящее корнями в на-

циональный исторический опыт, отражающий модели поведения в 

критических  ситуациях,  при  этом  учитывается  развитие  граждан-

ской культуры общества и его образ жизни»

1

 . Лучиан Пай предложил 

рассматривать  стратегическую  культуру  в  качестве  динамической 

структуры, которая закрепляет и оживляет коллективные воспоми-

нания путем обращения к традиции . В таком случае стратегическая 

культура  является  генератором,  который  возобновляет  в  сознании 

людей их предпочтения, определенные традициями, а также высту-

пает как средство увековечивания и закрепления ценностей

2

 . Вид-

ный исследователь стратегической культуры Алистер Джонстон дал 

следующее ее определение — это интегрированный набор символов 

(аргументационных структур, языков, аналогий, метафор и т . д .), ко-

торый действует на установление распространяющихся и длитель-

ных  стратегических  предпочтений,  формулируя  концепции  роли  и 

эффективности силы в межгосударственных политических делах, и 

придавая этим концепциям такую ауру фактажа, что стратегическое 

предпочтение кажется уникально реалистичным и эффективным

3

 .

Сегодня можно с уверенностью сказать, что попытки США на-

вязать  свою  стратегическую  культуру  другим  странам  и  народам 

1

 Gray, Colin . “National Style in Strategy: The American Example,” International 

Security 6, no . 2 (Fall 1981): pp . 35-37 .

2

 Pye, Lucian W . Asian Power and Politics: The Cultural Dimension of Authority . 

Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1985, pp . 20-22 .

3

 Gray, Colin . “National Style in Strategy: The American Example,” International 

Security 6, no . 2 (Fall 1981): pp . 35-37 .

Л. В. Савин

 Геокультура, коммуникации и сокральная география

привели к провалу . Хотя такие деятели как Збигнев Бжезинский и 

Ральф  Петерс  и  настаивают  на  привлекательности  американской 

культуры из-за ее пошлости и суррогатности, в плане глобального 

доминирования она не может перейти как через физические грани-

цы, так и через границы виртуальные

1

 . Для примера можно привести 

другие виды суррогатной культуры, например, спорт и наиболее его 

глобалистскую версию — футбол . Однако футбольные ассоциации 

представляют собой координационный центр, в УЕФА состоит 655 

клубов,  имеющих  свою  символику  и  традиции  и,  если  говорить  с 

точки зрения этноцентрума, эти клубы четко различают себя среди 

других спортивных групп . Аналогично и в музыкальной культуре с 

местами проведения фестивалей и конкурсов . Третьим столпом по-

добной культуры можно назвать кинематограф . Хотя многие наста-

ивают на всемогуществе Голливуда, при ближайшем рассмотрении 

их претензии на монополию являются ошибочными . Не затрагивая 

престижные международные кинофестивали, можно лишь отметить 

экономическую сторону — индийская кинокомпания Болливуд при-

носит  больший  доход,  чем  Голливуд,  хотя  ее  фильмы  в  основном 

имеют региональное распространение (в год на студиях Болливуда 

снимается около 800 фильмов, в основном на хинди и других языках 

Индии) . 

Но культуры бывают не только суррогатными, но и религиозны-

ми . Никто не станет отрицать, что религия — это особый культур-

ный  феномен,  серьезно  влияющий  на  политику  и  международные 

отношения (в самой системе международных отношений существу-

ет ряд школ, противоречащих друг другу, что указывает на то, что 

не  может  быть  единого  глобального  унифицированного  подхода  к 

этому вопросу) .

 Если же проанализировать религиозную культуру, то с точки зре-

ния сакральной географии, т .е . различных мест паломничества или 

культа,  можно  заметить,  что  в  США,  за  исключением  нескольких 

сект,  нет  ни  одного  центра,  претендующего  на  мировое  значение . 

Все важнейшие религиозные центры находятся на территории Аф-

рики, Европы и Азии, являясь при этом еще международными акто-

рами . В любом случае, американские католики вынуждены считать-

1

 Johnston, Alastair Iain . Cultural Realism: Strategic Culture and Grand Strategy 

in Chinese History . Princeton: Princeton University Press, 1995 .


background image

42

43

Семинар 1: Геополитика многополярного мира

ся с центром в Ватикане, евреи — с Израилем и соответствующими 

святынями в других местах (брацлавские хасиды совершают палом-

ничество в Умань к могиле цадика Нахмана), мусульмане смотрят 

на Мекку, последователи Будды — в различные сакральные центры 

Азии и т . д . Кроме того, религиозные центры обладают не только 

духовным, но и финансовым капиталом, что немаловажно для ока-

зания влияния на политику .

К  сказанному  необходимо  добавить  повышение  роли  коммуни-

кационных  технологий,  что  позволяет  формировать  свои  социаль-

ные сообщества, которые часто являются транснациональными, но 

с четкой идеологической идентификацией . Таким образом, ризома-

тическое  общество  (Ж .  Делез,  М .  Кастельс)  распространяется  и  в 

географической плоскости, и границы не являются более сдержива-

ющим фактором . Анализ подобных сообществ показывает, что они 

развиваются по принципу многополярности, их развитие по аналогу 

теории глобального сообщества видится нереальным, о чем свиде-

тельствует  постоянное  появление  новых  альтернативных  сетевых 

сообществ со своими алгоритмами и интрефейсами . И если Дж . Ро-

зенау отметил, что после биполярной системы в мире все действу-

ющие лица стали делиться по принципу государствоцентричности 

и мультицентричности, то при выборе любого из подходов с учетом 

лавинообразного  роста  акторов,  мультиполярность  остается  един-

ственной стратегией международных отношений будущего .

Семинар № 2

Г

еополитика

 

постсоветскоГо

 

пространства

Г

еополитика

 

постсоветскоГо

 

пространства

р

итманализ

 

структуры

 снГ

р

еспублика

 м

олдова

 — 

форпост

 

или

 

мост

?

Г

еополитика

 Г

рузии

история

 

и

 

современность

«с

ообщественная

 

ГеГемония

» — 

альтернативный

 

путь

евразийской

 

интеГрации


background image

44

45

оБЗор

Центр Консервативных Исследований и Кафедра социологии 

международных отношений, в рамках еженедельных 

интеллектуальных семинаров, 23 марта 2011 года провели 

заседание на тему «Геополитика постсоветского пространства» . 

Вниманию участников семинара были представлены основной 

доклад профессора А . Г . Дугина и ряд содокладов, к обзору 

которых предлагается перейти .

Ректор  кафедры  Социологии  международных  отношений, 

социологического  факультета  МГУ  профессор  А .  Г .  Дугин 

высказал  пожелание  несколько  сократить  по  времени  свой  доклад 

«Геополитика постсоветского пространства» с тем, чтобы обсудить 

быстроизменяющиеся актуальные события, которые развертываются 

в международных отношениях .

В начале своего доклада А . Дугин воссоздал контекст, в котором 

предложил рассматривать ситуацию на постсоветском пространстве 

в конкретной привязке к тем процессам, которые происходят в мире . 

Существуют три парадигмы, три модели рассмотрения ситуации в 

отношении  постсоветского  пространства  их  следует  разделять  во 

избежание путаницы . Итак:

Первая  парадигма  —  однополярная .  Предполагает,  что 

после  распада  Советского  Союза  мир  стал  однополярным, 

в  это  понимание  нужно  вкладывать  не  только  unipolarity,  но 

и  multilateralism .  Профессор  Дугин  обратил  внимание,  что  в 

современном  тезаурусе  есть  два  схожих  по  звучанию  термина, 

которые не стоит путать, так как они противоположны по смыслу: 

multilateralism  и  multipolarity  (многополярность),  к  обсуждению 

последнего  было  предложено  перейти  позже .  Unipolarity  —  идея, 

предполагающая,  что  американская  гегемония  —  единственный 

полюс мира, классическая идея в издании Уильяма Кристола, т . е . 

США правят миром как империя, а все остальные — их периферия . 

Этой идее, причем в американском контексте, противопоставляется 

multilateralism, т . е . США должны править миром не в одиночку, а 

вместе с проамериканскими режимами в других странах, к примеру, 


background image

46

47

Семинар 2: Геополитика постсоветского пространства

проатланистская Европа (страны НАТО), Япония, Турция и т . д . В 

однополярной парадигме идет спор о том, только ли США принимают 

решения или они будут спрашивать мнение своих союзников . Споры 

эти бесконечны, но в сути мир-системы это не меняет ничего, так как 

не принципиально важно только лишь США входят в Ядро (Core) 

или же туда помещают Запад (West) . 

Стоит  напомнить,  что  речь  идет  о  концепции  Томаса  Барнетта, 

в  основу  которой  легла  теория  мир-системы  И .  Валлерстайна . 

Разделение  на  Ядро  (Core)  и  Провал  (Gap)  основано  на  факторе 

Подключённости  (Connectedness)  страны  к  основным  глобальным 

процессам  (экономическим,  информационным,  демографическим, 

политическим и др .) .

  Исходя  из  данной  концепции  и  происходит  рассмотрение 

цивилизационного  пространства  мира,  т .  е .  в  ходе  процесса 

подключения  (Connectedness)  всех  остальных  (The  Rest)  к  Ядру 

(Core) создаются идентичные ценности, схожие социальные модели, 

экономические институты, политические системы, идеология и т . д . 

Применительно к теме семинара профессор А . Г . Дугин обозначил, 

что в данной парадигме страны СНГ мыслятся как более или менее 

подключенные . Самыми подключенными докладчик назвал страны 

Балтии  и  Грузию,  не  плохая  степень  подключенности  у  Украины 

и  Молдовы .  Остальные  страны  постсоветского  пространства 

недоподключенные  или  плохо  подключенные,  и  с  ними  ведется 

Зона провала (GAP) в концепции Томаса Барнетта

Алтухов В. В.

 Обзор семинара

работа .  Наихудшая  подключенность  не  у  Туркменистана,  вопреки 

расхожему  мнению,  а  у  России,  так  как  считается,  что  такую 

большую  территорию  в  принципе  нельзя  подключить,  поэтому  ее 

стоит фрагментировать для подключения по частям . Эта парадигма 

доминирует в западном понимании и, что самое прискорбное, и в 

элитных  кругах  России,  включая  руководство  МГИМО,  которое 

готовит специалистов-международников . Основная идея unipolarity, 

в  общем-то,  проста  —  каждый  должен  быть  подключен,  и  в  этом 

парадигмальном  ключе  написаны  все  анализы  постсоветского 

пространства, в которых субъективная оценка того что есть дается 

через то, как должно быть . 

Вторая парадигма представляет собой Вестфальскую систему . 

Профессор А . Дугин предлагает рассмотреть постсоветское 

пространство с точки зрения кондовых конвенций международного 

права, сложившихся в Европе начиная с XVII века, исходя из 

которых, субъектом политики является суверенное государство . 

И по сегодняшний день это составляет правовую модель 

международных отношений . Это означает, что любое государство 

взаимодействует с другим так, как посчитает нужным, тем 

самым в международных отношениях конституируется хаос, т .е . 

отношения между государствами не регулируются никакими 

правовыми актами, которые были бы для них общими . ООН не 

отрицает наличия хаоса в межгосударственных взаимоотношениях 

и не пытается снять его, а лишь ставит перед собой задачу 

гармонизации хаоса . Докладчик акцентировал внимание на тоМ, 

что до последнего момента (вторжения в Ливию) ООН никогда не 

брала на себя функции по ограничению суверенитета входящих в 

организацию стран . Такие ограничения означали бы одно — конец 

Вестфальской системы де-юре, хотя многие аналитики уже не раз 

заявляли о конце Вестфальской системы де-факто . Голосование, 

которое состоялось в Совете Безопасности ООН по Ливии, говорит 

об одном — Вестфальской системе конец .

 Тем не менее, постсоветские страны можно рассмотреть, заявил 

профессор, как сообщество национальных суверенных государств 

исходя из логики реалистических, классических моделей 

международных отношений . Тем более что к этой парадигме 

апеллируют сами страны СНГ, получившие свой суверенитет 


background image

48

49

Семинар 2: Геополитика постсоветского пространства

после распада Советского Союза . Но для того, чтобы состояться 

как самостоятельное национальное государство, не имеющее над 

собой никакой высшей юридической инстанции в международных 

отношениях, по отношению к другим национальным государствам, 

как это было в Европе, особо обратил внимание А . Дугин, 

необходимо лет двести бурного национализма (обязательно 

с войнами и с миллионами жертв) . А как по-другому можно 

выяснить, кто состоялся как суверенное государство, а кто failed 

states несостоявшееся государство . Другими словами, если мы 

хотим протестировать Вестфальскую систему на постсоветском 

пространстве, нам необходимо подождать минимум сто лет и 

посмотреть, как будут разворачиваться взаимоотношения, к 

примеру, между Казахстаном и Киргизией, между Узбекистаном 

и Таджикистаном воюя за водные ресурсы, исключительно так 

и создавались государства в Европе . Передел собственности 

между Францией и Испанией, между Францией и Германией, 

напомнил Александр Гельевич, лежит в основе тех границ, которые 

существуют между этими государствами на сегодняшний день . 

И совершенно не известно, какова будет судьба Украины в таких 

условиях, или Белоруссии, или Молдовы и т . д .

Однако  идеологи  первой  парадигмы,  комментирует  докладчик, 

настаивают  на  несуразности  такого  подхода  и,  говоря,  что  нужно 

отказаться  от  этого,  заявляют,  что  этот  путь  Запад  уже  прошел, 

в  том  числе  и  за  страны  СНГ,  и  предлагают  сразу  вписываться  в 

мировое  сообщество .  Для  безболезненного  подключения  обещают 

прислать  НПО,  которые  инсталлируют  на  данное  пространство 

либеральную демократию, рыночную экономику, права человека и 

прочие  общечеловеческие  ценности,  взамен  требуя  отказаться  от 

своих архаических и традиционных ценностей . 

Тем  не  менее  вторая  парадигма  вестфальского  суверенизма 

есть,  более  того  наши  политические  ведомства,  наши  ведомства 

международных  отношений  постсоветского  пространства  мыслят 

именно  так .  Но,  накладываясь  на  первую  парадигму,  получаем 

взаимоисключающие  вещи .  Одни  говорят:  «побольше  бы 

национализма»,  а  другие  им  отвечают:  «ну-ка  быстро  сложили 

свои  суверенные  полномочия,  отказывайтесь  от  репрессий  своей 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара

оппозиции, а не то мы вам покажем» .

Грегори  Бейтсон,  британский,  затем  американский  философ, 

антрополог  и  психолог,  методолог  биологии  и  человекознания, 

утверждал,  что  шизофрения  в  детском  возрасте  часто  возникает  и 

развивается  из-за  речевых  сбоев  у  паталогически  косноязычных 

родителей, которые говорят взаимоисключающие вещи . Осмыслять 

одновременно  в  двух  парадигмах  постсоветское  пространство, 

когда предлагается усилить свое государство и тут же поступиться 

своим  суверенитетом,  это,  скажем  так,  для  молодых  институтов 

международных  отношений  стран  СНГ  наилучший  способ 

заработать шизофрению, подытожил профессор . 

Третья  парадигма,  в  которой  можно  осмыслять  постсоветское 

пространство,  абсолютно  исключающая  первую  парадигму,  с 

большим трудом сочетающуюся со второй парадигмой, заключается 

в гипотезе полицентрического мира . Это евразийская идеологическая 

модель, которая теоретически возможна с точки зрения исторических 

прецедентов,  с  точки  зрения  цивилизационных  пределекций,  с 

точки  зрения  имплементации  культурных  кодов,  структур  наших 

обществ .  Она  эфемерна,  теоретична,  но  эта  модель  есть,  заверил 

профессор  А .  Г .  Дугин,  хоть  и  работает  как  фантомные  боли 

исторического единства . Но для того чтоб оно мыслилось как нечто 

единое,  как  нечто  подлежащее  интеграции,  а  такие  проекты  есть 

и  они  институализированы  (ЕврАзЭС,  ОДКБ,  Таможенный  Союз, 

Евразийский  Союз  Н .  Назарбаева),  необходимо  фундаментально 

реформатировать    архитектуру  международных  отношений,  т .  е . 

нужностроительство многополярного, полицентричного мира . Мира 

предполагающего  районирование  планеты  Земля  исходя  из  более 

менее  равных,  уравновешивающих  друг  друга  геополитических 

блоков .  Это  будет  альтернатива  однополярному  миру,  включая  и 

unipolarity, и multilateralism, и миру, состоящему из национальных 

государств Вестфальской системы .

Все  три  парадигмы  применяемы  к  анализу  не  только 

постсоветского пространства, но и к остальному миру, подвел итог 

докладчик . Находясь в этой полисемии, разделяя эти парадигмы, мы 

становимся геополитическими трилингвами . 

Воссоздав  контекст,  А .  Дугин  заявил  о  том,  что  недавние 

события в арабском мире, оказывают непосредственное влияние на