ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1212
Скачиваний: 2
40
41
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
Это привело к критике модели однополярной глобализации, кото-
рая является продуктом либеральной идеологии с индивидуальными
правами и свободами и осмыслению необходимости придерживаться
стратегической культуры, которая настаивает на принадлежности к
общности, а не индивиду . Кроме того, в основе стратегической куль-
туры заложена многосторонность и устойчивость, что немаловажно
в международных отношениях, направленных на многополярность .
Существуют разные определения стратегической культуры, но
все они так или иначе связаны с народом и пространством . Колин
Грей называет ее «обращением к способам мышления и действия
при решении вопросов применения силы, уходящее корнями в на-
циональный исторический опыт, отражающий модели поведения в
критических ситуациях, при этом учитывается развитие граждан-
ской культуры общества и его образ жизни»
1
. Лучиан Пай предложил
рассматривать стратегическую культуру в качестве динамической
структуры, которая закрепляет и оживляет коллективные воспоми-
нания путем обращения к традиции . В таком случае стратегическая
культура является генератором, который возобновляет в сознании
людей их предпочтения, определенные традициями, а также высту-
пает как средство увековечивания и закрепления ценностей
2
. Вид-
ный исследователь стратегической культуры Алистер Джонстон дал
следующее ее определение — это интегрированный набор символов
(аргументационных структур, языков, аналогий, метафор и т . д .), ко-
торый действует на установление распространяющихся и длитель-
ных стратегических предпочтений, формулируя концепции роли и
эффективности силы в межгосударственных политических делах, и
придавая этим концепциям такую ауру фактажа, что стратегическое
предпочтение кажется уникально реалистичным и эффективным
3
.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что попытки США на-
вязать свою стратегическую культуру другим странам и народам
1
Gray, Colin . “National Style in Strategy: The American Example,” International
Security 6, no . 2 (Fall 1981): pp . 35-37 .
2
Pye, Lucian W . Asian Power and Politics: The Cultural Dimension of Authority .
Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1985, pp . 20-22 .
3
Gray, Colin . “National Style in Strategy: The American Example,” International
Security 6, no . 2 (Fall 1981): pp . 35-37 .
Л. В. Савин
Геокультура, коммуникации и сокральная география
привели к провалу . Хотя такие деятели как Збигнев Бжезинский и
Ральф Петерс и настаивают на привлекательности американской
культуры из-за ее пошлости и суррогатности, в плане глобального
доминирования она не может перейти как через физические грани-
цы, так и через границы виртуальные
1
. Для примера можно привести
другие виды суррогатной культуры, например, спорт и наиболее его
глобалистскую версию — футбол . Однако футбольные ассоциации
представляют собой координационный центр, в УЕФА состоит 655
клубов, имеющих свою символику и традиции и, если говорить с
точки зрения этноцентрума, эти клубы четко различают себя среди
других спортивных групп . Аналогично и в музыкальной культуре с
местами проведения фестивалей и конкурсов . Третьим столпом по-
добной культуры можно назвать кинематограф . Хотя многие наста-
ивают на всемогуществе Голливуда, при ближайшем рассмотрении
их претензии на монополию являются ошибочными . Не затрагивая
престижные международные кинофестивали, можно лишь отметить
экономическую сторону — индийская кинокомпания Болливуд при-
носит больший доход, чем Голливуд, хотя ее фильмы в основном
имеют региональное распространение (в год на студиях Болливуда
снимается около 800 фильмов, в основном на хинди и других языках
Индии) .
Но культуры бывают не только суррогатными, но и религиозны-
ми . Никто не станет отрицать, что религия — это особый культур-
ный феномен, серьезно влияющий на политику и международные
отношения (в самой системе международных отношений существу-
ет ряд школ, противоречащих друг другу, что указывает на то, что
не может быть единого глобального унифицированного подхода к
этому вопросу) .
Если же проанализировать религиозную культуру, то с точки зре-
ния сакральной географии, т .е . различных мест паломничества или
культа, можно заметить, что в США, за исключением нескольких
сект, нет ни одного центра, претендующего на мировое значение .
Все важнейшие религиозные центры находятся на территории Аф-
рики, Европы и Азии, являясь при этом еще международными акто-
рами . В любом случае, американские католики вынуждены считать-
1
Johnston, Alastair Iain . Cultural Realism: Strategic Culture and Grand Strategy
in Chinese History . Princeton: Princeton University Press, 1995 .
42
43
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
ся с центром в Ватикане, евреи — с Израилем и соответствующими
святынями в других местах (брацлавские хасиды совершают палом-
ничество в Умань к могиле цадика Нахмана), мусульмане смотрят
на Мекку, последователи Будды — в различные сакральные центры
Азии и т . д . Кроме того, религиозные центры обладают не только
духовным, но и финансовым капиталом, что немаловажно для ока-
зания влияния на политику .
К сказанному необходимо добавить повышение роли коммуни-
кационных технологий, что позволяет формировать свои социаль-
ные сообщества, которые часто являются транснациональными, но
с четкой идеологической идентификацией . Таким образом, ризома-
тическое общество (Ж . Делез, М . Кастельс) распространяется и в
географической плоскости, и границы не являются более сдержива-
ющим фактором . Анализ подобных сообществ показывает, что они
развиваются по принципу многополярности, их развитие по аналогу
теории глобального сообщества видится нереальным, о чем свиде-
тельствует постоянное появление новых альтернативных сетевых
сообществ со своими алгоритмами и интрефейсами . И если Дж . Ро-
зенау отметил, что после биполярной системы в мире все действу-
ющие лица стали делиться по принципу государствоцентричности
и мультицентричности, то при выборе любого из подходов с учетом
лавинообразного роста акторов, мультиполярность остается един-
ственной стратегией международных отношений будущего .
Семинар № 2
Г
еополитика
постсоветскоГо
пространства
Г
еополитика
постсоветскоГо
пространства
р
итманализ
структуры
снГ
р
еспублика
м
олдова
—
форпост
или
мост
?
Г
еополитика
Г
рузии
:
история
и
современность
«с
ообщественная
ГеГемония
» —
альтернативный
путь
евразийской
интеГрации
44
45
оБЗор
Центр Консервативных Исследований и Кафедра социологии
международных отношений, в рамках еженедельных
интеллектуальных семинаров, 23 марта 2011 года провели
заседание на тему «Геополитика постсоветского пространства» .
Вниманию участников семинара были представлены основной
доклад профессора А . Г . Дугина и ряд содокладов, к обзору
которых предлагается перейти .
Ректор кафедры Социологии международных отношений,
социологического факультета МГУ профессор А . Г . Дугин
высказал пожелание несколько сократить по времени свой доклад
«Геополитика постсоветского пространства» с тем, чтобы обсудить
быстроизменяющиеся актуальные события, которые развертываются
в международных отношениях .
В начале своего доклада А . Дугин воссоздал контекст, в котором
предложил рассматривать ситуацию на постсоветском пространстве
в конкретной привязке к тем процессам, которые происходят в мире .
Существуют три парадигмы, три модели рассмотрения ситуации в
отношении постсоветского пространства их следует разделять во
избежание путаницы . Итак:
Первая парадигма — однополярная . Предполагает, что
после распада Советского Союза мир стал однополярным,
в это понимание нужно вкладывать не только unipolarity, но
и multilateralism . Профессор Дугин обратил внимание, что в
современном тезаурусе есть два схожих по звучанию термина,
которые не стоит путать, так как они противоположны по смыслу:
multilateralism и multipolarity (многополярность), к обсуждению
последнего было предложено перейти позже . Unipolarity — идея,
предполагающая, что американская гегемония — единственный
полюс мира, классическая идея в издании Уильяма Кристола, т . е .
США правят миром как империя, а все остальные — их периферия .
Этой идее, причем в американском контексте, противопоставляется
multilateralism, т . е . США должны править миром не в одиночку, а
вместе с проамериканскими режимами в других странах, к примеру,
46
47
Семинар 2: Геополитика постсоветского пространства
проатланистская Европа (страны НАТО), Япония, Турция и т . д . В
однополярной парадигме идет спор о том, только ли США принимают
решения или они будут спрашивать мнение своих союзников . Споры
эти бесконечны, но в сути мир-системы это не меняет ничего, так как
не принципиально важно только лишь США входят в Ядро (Core)
или же туда помещают Запад (West) .
Стоит напомнить, что речь идет о концепции Томаса Барнетта,
в основу которой легла теория мир-системы И . Валлерстайна .
Разделение на Ядро (Core) и Провал (Gap) основано на факторе
Подключённости (Connectedness) страны к основным глобальным
процессам (экономическим, информационным, демографическим,
политическим и др .) .
Исходя из данной концепции и происходит рассмотрение
цивилизационного пространства мира, т . е . в ходе процесса
подключения (Connectedness) всех остальных (The Rest) к Ядру
(Core) создаются идентичные ценности, схожие социальные модели,
экономические институты, политические системы, идеология и т . д .
Применительно к теме семинара профессор А . Г . Дугин обозначил,
что в данной парадигме страны СНГ мыслятся как более или менее
подключенные . Самыми подключенными докладчик назвал страны
Балтии и Грузию, не плохая степень подключенности у Украины
и Молдовы . Остальные страны постсоветского пространства
недоподключенные или плохо подключенные, и с ними ведется
Зона провала (GAP) в концепции Томаса Барнетта
Алтухов В. В.
Обзор семинара
работа . Наихудшая подключенность не у Туркменистана, вопреки
расхожему мнению, а у России, так как считается, что такую
большую территорию в принципе нельзя подключить, поэтому ее
стоит фрагментировать для подключения по частям . Эта парадигма
доминирует в западном понимании и, что самое прискорбное, и в
элитных кругах России, включая руководство МГИМО, которое
готовит специалистов-международников . Основная идея unipolarity,
в общем-то, проста — каждый должен быть подключен, и в этом
парадигмальном ключе написаны все анализы постсоветского
пространства, в которых субъективная оценка того что есть дается
через то, как должно быть .
Вторая парадигма представляет собой Вестфальскую систему .
Профессор А . Дугин предлагает рассмотреть постсоветское
пространство с точки зрения кондовых конвенций международного
права, сложившихся в Европе начиная с XVII века, исходя из
которых, субъектом политики является суверенное государство .
И по сегодняшний день это составляет правовую модель
международных отношений . Это означает, что любое государство
взаимодействует с другим так, как посчитает нужным, тем
самым в международных отношениях конституируется хаос, т .е .
отношения между государствами не регулируются никакими
правовыми актами, которые были бы для них общими . ООН не
отрицает наличия хаоса в межгосударственных взаимоотношениях
и не пытается снять его, а лишь ставит перед собой задачу
гармонизации хаоса . Докладчик акцентировал внимание на тоМ,
что до последнего момента (вторжения в Ливию) ООН никогда не
брала на себя функции по ограничению суверенитета входящих в
организацию стран . Такие ограничения означали бы одно — конец
Вестфальской системы де-юре, хотя многие аналитики уже не раз
заявляли о конце Вестфальской системы де-факто . Голосование,
которое состоялось в Совете Безопасности ООН по Ливии, говорит
об одном — Вестфальской системе конец .
Тем не менее, постсоветские страны можно рассмотреть, заявил
профессор, как сообщество национальных суверенных государств
исходя из логики реалистических, классических моделей
международных отношений . Тем более что к этой парадигме
апеллируют сами страны СНГ, получившие свой суверенитет
48
49
Семинар 2: Геополитика постсоветского пространства
после распада Советского Союза . Но для того, чтобы состояться
как самостоятельное национальное государство, не имеющее над
собой никакой высшей юридической инстанции в международных
отношениях, по отношению к другим национальным государствам,
как это было в Европе, особо обратил внимание А . Дугин,
необходимо лет двести бурного национализма (обязательно
с войнами и с миллионами жертв) . А как по-другому можно
выяснить, кто состоялся как суверенное государство, а кто failed
states несостоявшееся государство . Другими словами, если мы
хотим протестировать Вестфальскую систему на постсоветском
пространстве, нам необходимо подождать минимум сто лет и
посмотреть, как будут разворачиваться взаимоотношения, к
примеру, между Казахстаном и Киргизией, между Узбекистаном
и Таджикистаном воюя за водные ресурсы, исключительно так
и создавались государства в Европе . Передел собственности
между Францией и Испанией, между Францией и Германией,
напомнил Александр Гельевич, лежит в основе тех границ, которые
существуют между этими государствами на сегодняшний день .
И совершенно не известно, какова будет судьба Украины в таких
условиях, или Белоруссии, или Молдовы и т . д .
Однако идеологи первой парадигмы, комментирует докладчик,
настаивают на несуразности такого подхода и, говоря, что нужно
отказаться от этого, заявляют, что этот путь Запад уже прошел,
в том числе и за страны СНГ, и предлагают сразу вписываться в
мировое сообщество . Для безболезненного подключения обещают
прислать НПО, которые инсталлируют на данное пространство
либеральную демократию, рыночную экономику, права человека и
прочие общечеловеческие ценности, взамен требуя отказаться от
своих архаических и традиционных ценностей .
Тем не менее вторая парадигма вестфальского суверенизма
есть, более того наши политические ведомства, наши ведомства
международных отношений постсоветского пространства мыслят
именно так . Но, накладываясь на первую парадигму, получаем
взаимоисключающие вещи . Одни говорят: «побольше бы
национализма», а другие им отвечают: «ну-ка быстро сложили
свои суверенные полномочия, отказывайтесь от репрессий своей
Алтухов В. В.
Обзор семинара
оппозиции, а не то мы вам покажем» .
Грегори Бейтсон, британский, затем американский философ,
антрополог и психолог, методолог биологии и человекознания,
утверждал, что шизофрения в детском возрасте часто возникает и
развивается из-за речевых сбоев у паталогически косноязычных
родителей, которые говорят взаимоисключающие вещи . Осмыслять
одновременно в двух парадигмах постсоветское пространство,
когда предлагается усилить свое государство и тут же поступиться
своим суверенитетом, это, скажем так, для молодых институтов
международных отношений стран СНГ наилучший способ
заработать шизофрению, подытожил профессор .
Третья парадигма, в которой можно осмыслять постсоветское
пространство, абсолютно исключающая первую парадигму, с
большим трудом сочетающуюся со второй парадигмой, заключается
в гипотезе полицентрического мира . Это евразийская идеологическая
модель, которая теоретически возможна с точки зрения исторических
прецедентов, с точки зрения цивилизационных пределекций, с
точки зрения имплементации культурных кодов, структур наших
обществ . Она эфемерна, теоретична, но эта модель есть, заверил
профессор А . Г . Дугин, хоть и работает как фантомные боли
исторического единства . Но для того чтоб оно мыслилось как нечто
единое, как нечто подлежащее интеграции, а такие проекты есть
и они институализированы (ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный Союз,
Евразийский Союз Н . Назарбаева), необходимо фундаментально
реформатировать архитектуру международных отношений, т . е .
нужностроительство многополярного, полицентричного мира . Мира
предполагающего районирование планеты Земля исходя из более
менее равных, уравновешивающих друг друга геополитических
блоков . Это будет альтернатива однополярному миру, включая и
unipolarity, и multilateralism, и миру, состоящему из национальных
государств Вестфальской системы .
Все три парадигмы применяемы к анализу не только
постсоветского пространства, но и к остальному миру, подвел итог
докладчик . Находясь в этой полисемии, разделяя эти парадигмы, мы
становимся геополитическими трилингвами .
Воссоздав контекст, А . Дугин заявил о том, что недавние
события в арабском мире, оказывают непосредственное влияние на