ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2369
Скачиваний: 5
хозяйничать адыгейские мальчики, произошел крупный конфликт. Туда
выехал президент и весь кабинет министров, однако, стоило мне ска-
зать, что это случилось на национальной почве, прокуратура вынесла
мне предупреждение.
До тех пор, пока не названа болезнь – лечить ее невозможно. А
назвать эту болезнь власть очень боится. И в Адыгее, и в России. Си-
туация сложная: русская молодежь уезжает, уезжает грамотная ады-
гейская молодежь они не видят здесь перспективы. Если все будет
продолжаться в том же духе, ни о какой стабилизации на Кавказе речи
быть не может. Это вопрос действий власти, вопрос ее чест-
ного взгляда на ситуацию, и поисков достойного выхода их нее.
Библиография:
1) Липина С.А. «Стратегические приоритеты социально-экономического раз-
вития Республик Северного Кавказа: пути и методы их достижения». 2010.
2) Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
«Социально-экономические проблемы и перспективы развития Северо-Кав-
казского Федерального округа». 2010.
3) Красинский В.В., Шапиев С.М. Актуальные проблемы безопасности выбо-
ров в Северо-кавказском федеральном округе. // Представительная власть:
XXI век, 2010, № 5,6.
Митинг Союза славян Адыгеи
Се
минар Левиафан
137
Семинар № 3 Третья кавказская война
Интеллектуальный дискурс ваххабитского
подполья на Северном Кавказе
Степан Василенко
редактор Северо-Кавказского
новостного агентства СКФОnews
Переломным моментом в истории
подполья на Северном Кавказе
стал 2006 г., когда случился ради-
кальный переворот в понимании
идей движения: была упразднена
Чеченская Республика Ичкерия, на
месте которой появился более
крепкий и идеологически основа-
тельный Имарат Кавказ. Инициато-
ром разрыва стал Абдул-Халим Садулаев, а после своей смерти
его дело продолжил Докку Умаров. Этот шаг не мог не приве-
сти к расколу в рядах властных структур ЧРИ, и больнее всего
он ударил по «иммиграционному правительству» Ахмеда За-
каева. Дело в том, что вместе с ликвидацией ЧРИ как образо-
вания произошел отказ от старых догм и представлений,
выразителем которых и являлся Ахмед Закаев.
ЧРИ - это светская модель, идея независимого чечен-
ского государства, которое обладает суверенитетом и меж-
дународным признанием. Легитимным основанием для
провозглашения независимости Чечни служит право на на-
циональное самоопределение, которое чеченцы отстаивали
с оружием в руках в ходе военных событий. В данном случае
Ахмед Закаев повторяет либеральные истины, показывая в
одном из своих обращений каким он видит будущее Ичке-
рии: «Все люди, живущие на земле, должны руководство-
ваться общими правилами для человечества, выработанными и
изложенными в международном праве, которое должно быть уни-
версально для всех народов, вне зависимости от цвета кожи, нацио-
нальной или конфессиональной принадлежности». При этом надо
заметить, что в дискурсе «закаевского» периода речь идет только об
одной Чечне, судьба остальных частей Северного Кавказа даже не
Доку Умаров
Се
минар Левиафан
138
Доклады
рассматривается. Таким образом, создавался ореол борцов за сво-
боду и демократию, а бывшие боевики были выразителями воли че-
ченской нации.
Однако в 2006 г. всем этим идеям был положен конец. Абдул-
Халим Садулаев упраздняет ЧРИ. Как пишет об этом Мовлади Удугов:
« Вопрос давно вышел за рамки Чечни. Надо понимать, что придется
решать проблему не только Чечни, но и всего Северного Кавказа. Да
мы и сами понимаем, что нет смысла скукоживаться в пределах ичке-
рийских 17 тысяч кв. км». Удугов развивает эту
мысль далее, говоря о том, что подполье раз-
очаровалось в либеральной модели нацио-
нального государства со всеми атрибутами в
виде парламента, президента, разделения
властей. Они отказались мыслить в катего-
риях международного права: отныне подпо-
лью не нужно «признание» России, ОБСЕ,
ООН. Легитимность их действий теперь
определяется исламской традицией, однако,
по своему интерпретированной. Таким образом, подполье рас-
стается с идей этно-национального сепаратизма, ограничен-
ного рамками Чечни. На смену приходит новый Исламский
проект.
Доку Умаров объявляет о создании на Северном Кавказе
единого Исламского государства. Главной целью постулиру-
ется установление Законов Аллаха на всей территории под-
контрольной Имарату. В одном из своих интервью
самопровозглашенный амир боевиков Северного Кавказа гово-
рит так: « Я раньше был наивен, думал, что Европа и Америка
это действительно демократии, страны на которые надо рав-
няться, но потом я уже понял, что здесь нет их интересов, что
им наплевать на самобытность этого региона, и поэтому наша
тактика поменялась. Мы должны прийти к конечной цели:
установить шариат на Кавказе, добиться независимости Кавказа и Ис-
лама».
Смена вектора многое дала подполью, которое теперь
смело можно называть ваххабитским. Прежде всего, идеологи-
чески Исламский проект, лишенный этнического содержания,
с т а л о в о зм ож н ы м р а с п р о с т р а н и т ь з а п р ед е л ы Ка в ка з а .
Мовлади
Удугов
Се
минар Левиафан
139
Семинар № 3 Третья кавказская война
Северный Кавказ в интерпретации идеологов Имарата есть
лишь поле битвы моджахедов против сил зла, против всего того,
что не является Исламом. Магомед Вагапов (Амир Сейфуллах)
поясняет: «Мы ведем Священную войну против мирового сата-
низма, против системы, которую враги Аллаха называют циви-
лизацией и мировым порядком, частью этой системы является
и Русское государство – оно пытается отвратить людей от ис-
лама. Сегодня мусульмане Кавказа, Поволжья и Урала объеди-
нились в борьбе за веру».
Религиозный универсализм ваххабитов простира-
ется далеко за пределы России. Это возможно благодаря
особой трактовке сообщества верующих. Когда Вагапов
говорит «Мы одна умма – один народ» он имеет в виду
всех мусульман, даже шиитов (исключая их духовных
деятелей). Необходимо отметить, что важную роль в са-
мосознании подполья играет идея мученичества и един-
ства своего пути с мусульманами других стран, которые
противостоят агрессии Запада и демократии как олице-
творения зла. Иностранный наемник Амир Ислам опре-
деляет это положение так: «США и англосаксонский мир
нападает на Ирак, Афганистан. Россия крепко стоит за
Сербию. Сербия и Россия – это одна нация, славяне.
Братья Кавказа – это Хамас. Исламский Имарат Кавказ
это - объединение мусульман для создания одного ис-
ламского государства».
Постулируя единство всех мусульман, ваххабиты
утверждают, что мусульмане России ведут неправедный
образ жизни. Так, они заявляют, что мусульманину жить
на вражеской территории строго запрещено, то есть на
той территории, где открыто не действуют законы Ша-
риата. Исключение должно делаться только для моджа-
хедов. Более того, считается, что мусульмане, которые
словом или делом помогают неверным против мусульман, будь
то чиновники, военные, милиционеры, религиозные деятели и
т.д. — противостоят Аллаху, и поэтому с ними следует сра-
жаться так же, как и с неверными. В такой ситуации «осажден-
ной крепости», джихад является обязательным предписанием
для каждого мусульманина, таким же как пост и намаз.
Се
минар Левиафан
140
Доклады
В этом плане ваххабиты проделывают следующую логическую
операцию. Выступая с требованиями джихада, они говорят о «джихаде
меча» - вооруженной борьбе с неверными, падшие в которой обретают
вечное блаженство. Такой военный джихад объявляют в следующих
случаях, если:
1
А) требуется выступить в защиту веры Аллаха, но не на завоева-
ние во имя Его;
Б) если есть необходимость освобождения от тирании;
С) если появляется духовный наставник, призванный к восста-
новлению попранной справедливости.
Успехи ваххабитской пропаганды связаны со слабостью
исламской традиции на Кавказе (су-
физма), которая была сама «в под-
полье»
в
советское
время.
Внедрению радикальных идей спо-
собствовали войны в Чечне и эконо-
мическая
отсталость
якобы
«забытого» властями региона. Все
это дало почву для ваххабитов объ-
явить Россию враждебным госу-
дарством, а территории Кавказа,
Урала и Татарстана оккупирован-
ными. Духовными наставниками в
данном случае становятся лидеры и идеологи подполья, об
одном из таких людей пойдет речь далее.
Все лекции, публичные выступления и обращения Саида
Бурятского объединены и подчинены исламской идее в самом
строгом и радикальном варианте ее интерпретации. Это дает
весьма эффективные результаты в плане подготовки активного
и мотивированного моджахеда. Однако при всем при этом, весь
комплекс мотивационных структур Бурятского оказывается ни
чем иным, как своеобразным экспресс-курсом молодого бойца,
сугубо утилитарного характера, не смотря на то, что основанием для
него являются священные тексты Ислама.
Огромные усилия Бурятский прилагает к тому, чтобы внедрить в
сознание его аудитории систему самомотивации, черпающей свою ле-
гитимность из сферы священного предания Ислама. В своей риторике
Тихомиров умело приводит деятельность современных моджахедов
Саид Бурятский
Се
минар Левиафан
141
Семинар № 3 Третья кавказская война