ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2404
Скачиваний: 5
Главный доклад
12
Главный доклад
Основной доклад семинара на тему «Постгеополитика (Г. О'Туа-
тайл и Дж. Эгнью) vs геополитика многополярного мира» был прочи-
тан проф. А.Г. Дугиным.
Докладчиком были рассмотрены следующие тезисы:
На рубеже XX-XXI вв. в англосаксонском геополитическом со-
обществе появляется направление, получившее название «критической
геополитики», или «постгеополитики». Данное направление также
можно охарактеризовать как «слабую геополитику» (по анало-
гии с постмодернистскими «слабой философией» Дж. Ваттимо
«слабой теологией» Д. Капуто; под «слабостью» подразумева-
ется отказ от бинарного мышления, смягчение оппозиций,
свойственных «классической» рациональности). Школа «сла-
бой геополитики» (Г. О'Туатайл, Дж. Эгнью) утверждает, что
базовый принцип геополитики – дуализм Суши и Моря не ре-
левантен существующим реалиям. В глобальном мире эта ду-
альность должна быть снята.
Процессы глобализации, исходя из наличия которых по-
стгеополитики выстраивают свою модель организации про-
странства,
следует
рассматривать
как
процесс
универсализации кода одной из локальных культур – западной
культуры. Глобализация размывает и упраздняет идентичности
незападных культур, так же как Море размывает Сушу.
Общество, которое описывают представители критиче-
ской геополитики, общество в котором не будет геополитиче-
ских полюсов, не может возникнуть без того, чтобы один из
этих полюсов «снял» другой полюс.
Геополитический анализ современности показывает, что
глобализация представляет собой однополярную глобализа-
цию, возможную в случае победы полюса Моря над полюсом
Суши. Стратегия реванша со стороны Суши состоит в стрем-
лении к созданию многополярного мира в противовес нивелирующей
и универсализирующей однополярной американоцентричной глобали-
зации.
По сути, задачей критической геополитики является сокрытие та-
лассократического характера глобализации. Интеллектуальную и по-
литическую элиты сухопутных держав (в том числе России)
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
13
концептуально приучают к тому, что «Море затопило Сушу», внешнее
управление над heartland’ом со стороны Sea Power полностью установ-
лено. Представителям полюса Суши предлагается мыслить, исходя из
уже якобы свершившегося факта полной и окончательной доминации
Моря над Сушей. Для этого в дело вброшена постгеополитика или сла-
бая геополитика, чья практическая задача состоит в отведении внима-
ния от реальной геополитической структуры глобального мира.
Тем не менее, не принимая логику постгеополитиков, следует
проанализировать феномен «слабой геополитики», рассматривая его
как попытку западной мысли отразить новые условия совре-
менного мира, существующего в парадигме постмодерна.
В частности, следует обратить внимание на то, что крити-
ческая геополитика Г. О'Туатайла и Д. Эгнью рассматривает
Сушу и Море как «империалистические концепты», в основе
которых лежит проекция источник опасности на фигуру Дру-
гого. Анализируя данное утверждение, можно провести анало-
гию с воззрениями американского социолога, представителя
социал-дарвинистской школы У. Самнера. В основе концепции
Самнера лежат понятия «мы - группа», «они - группа» и «эт-
ноцентризм». Взаимоотношения в «мы - группе» трактуются
как согласие, а взаимоотношения между «мы - группой» и «они
- группой» - как враждебность. По О'Туатайлу и Д. Эгнью, про-
екция враждебности и страха на образ Другого, конституирует
ту бинарную модель, которая потом выливается в политику,
международную политику, стратегию. Так, постгеополитики
утверждают, что вся система атлантистской геополитики, гео-
политики цивилизации Моря направлена против Суши, по-
скольку на Сушу проецируется страх Моря.
По О'Туатайлу и Д. Эгнью, глобализация снимает
оппозицию между «мы-группами» и «они-группами».
Предлагается мыслить опасность (ранее конституирво-
вавшую образ Другого, Врага) как нечто внутреннее.
«Угроза исходит не от Другого, а от Того Же Самого». Факти-
чески предлагается интериоризировать страх, переместить его
извне вовнутрь.
О'Туатайл и другие представители школы «критической
геополитики» опираются на введенное социологами У. Беком и
Э. Гидденсом понятие «общества риска» (Risikogesellschaft,
Се
минар Левиафан
Главный доклад
14
risk-society). Смысл общества риска состоит в том, в том, что
люди должны понимать, что их враг внутри; Другой – это они
сами.
О'Туатайл и Эгнью переформулируют положения Бека и Гидденса
об «обществе риска» в геополитических (точнее, постгеополитиче-
ских) терминах. С этой точки зрения, источником страха является не
какая-то внешняя угроза, не геополитическая конструкция («Левиафан
или Бегемот»), а само данное общество или государство. Например,
таким образом, в качестве «внутреннего врага» США следует рассмат-
ривать правительство самих США. Изменение локализации ис-
точника угрозы, перенесение ее на собственные власти
позволяет провести параллель между логикой постгеополити-
ков и анархическими идеями П. Кропоткина, Л. Толстого или
Ф. Оппенгеймера. В этом коренится деструктивный потенциал
критической геополитики.
Впрочем, не следует рассматривать постгеополитику как
инструмент для некоей мобилизации масс против своей же вла-
сти. Напротив, речь идет прежде всего о проецировании нена-
висти на самого себя. Интериоризация «геополитического
страха», «проецирование геополитики вовнуть», превращение
Суши и Моря во внутри-индивидуальные явления фактически
конституирует раскол сознания. Состояние такого общества
риска, Risikogesellschaft, можно сопоставить с шизоморфными
расстройствами. Суша и Море (рассматриваемые как источник
порядка и хаоса) становятся эндопсихическими категориями.
Пределом такой геополитики является появление постмо-
дернистского глобального общества, которое будет представ-
лять собой шизоморфные массы («шизомассы», по Ж. Делезу
и Ф. Гваттари). Шизоконструкция «внутренней геополитики»
неспособна экстериоризировать свой страх, поскольку это не-
толерантно, поэтому она страх интериоризирует. Интериори-
зируя свой страх, индивидуум раздваивается. Вместо
неразделенного индивидуума возникает фигура дивидуума.
На практике такая постгеополитика ведет к сокрытию реальной
стратегической структуры современного мира и делает ее корректный
анализ невозможным. Прагматическая сторона критической геополи-
тики заключается в ее «демобилизационном» посыле. Не следует при
этом забывать, что О’Туатайл и Эгнью, предлагающие незападным
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
15
элитам отказаться от классической геополитики в пользу «постмодер-
нистской постгеополитики», сами при этом могут оперировать на
практике методологией и инструментарием классической геополитики,
что они неоднократно доказывали на практике.
Се
минар Левиафан
Обзор
16
Замечания и предложения по итогам главного до-
клада
Проф. Дугин отметил следующее:
Если мы примем критическую геополитику в том ее виде, в кото-
ром предлагают принять О’Туатайл и его единомышленники, мы, по
сути дела, примем состоявшийся факт однополярной глобализации;
мы начнем мыслить «внутри» этого факта.
Критическая постгеополитика становится понятной, осмыслен-
ной и действенной лишь при условии нашего понимания того,
что такое классическая геополитика, и при умении применять
ее принципы.
Постгеополитику можно применять на практике, лишь
проведя ее деконструкцию. Можно сделать шаг навстречу
«слабой геополитике», и пользуясь терминологией внутренней
геополитики О’Туатайла, рассмотреть Сушу и Море как внут-
ренние явления. «Внутреннюю Сушу» и «внутреннее Море»
следует помыслить как проявление в психике человека двух
типов: героического, жертвенного, «римского» и индивидуа-
листического, материалистического, «карфагенского» («герои»
и «торговцы», по В. Зомбарту). Согласившись с интериориза-
цией этих двух типов, можно поставить вопрос о внутренней
геополитике человека. Великая война континентов это не
только глобальная драма человечества, но и личная психоло-
гическая драма каждого из нас.
Если экстраполировать этот подход на социальный уро-
вень, то «внутреннюю Сушу» и «внутреннее Море» и внутри
российского общества, которое классическая геополитика од-
нозначно относит к цивилизациям сухопутного типа. Наши ли-
берально-западнические элиты можно определить как
тяготеющие к принципам цивилизации Моря, а патерналист-
ски настроенные массы скорее придерживаются «римских»
приниципов. Русский народ есть внутренняя Суша, а элиты – внутрен-
нее Море.
Это рассуждение подводит нас к проблематике роли социального
фактора в геополитических процессах. Формула Рудольфа Челлена
«геополитика – это отношение государства к пространству», не очень
удачна, поскольку забыт второй аспект геополитики, предложенный
Се
минар Левиафан