Файл: КЛУБ УЧЕБНОЙ АНАЛИТИКИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КЛУБ УЧЕБНОЙ АНАЛИТИКИ





В последние годы в отечественной и иностранной прессе, экспертных публикациях и офици­альном дискурсе небывало подробное освещение получило интенсивное сотрудничество России с рядом средних стран в удаленных регионах мира (Венесуэлой, Ираном, Кубой, Сирией), его характер и природа, стратегия и тактика. Нельзя не видеть, что у целого ряда коммента­торов и обозревателей, особенно за рубежом (мало при этом знакомых со спецификой внешне­политического процесса современной России), данные отношения вызывают спектр самых различных эмоций — от удивления и непонимания до откровенной иронии. Лейтмотивом по­добных дискуссий должно быть, наверное, стремление выявить истинные факторы такого сближения, не всегда, в самом деле, проясненные в доступных источниках, проанализировать соотношение фундаментальных и ситуативных «исторических сил» того или иного поворота в российской дипломатии на отмеченных направлениях.

К сожалению, производимая на этот счет аналитика часто носит поспешный характер и ограничивается «скольжением по поверхности», что приводит к упрощенчеству в оценках, выводах и практических рекомендациях. Проигрывая качественно, подобные псевдоисследова­ния количественно преобладают в мировом экспертно-аналитическом пространстве. Усугубляющим обстоятельством является то, что комплексные российские разработки в этой сфере немногочисленны и замыкаются в национальных дискурсивных рамках, в том числе концептуально-лингвистических, а следовательно — остаются малопонятными мировой экс­пертизе.

Между тем приходится констатировать, что некоторая кажущаяся «странность» таких отношений и нежелание разобраться в движущих пружинах отношений России с обсуждае­мыми странами негативно сказывается на репутационной составляющей российской внешней политики. Все это подчеркивает актуальность и практическую востребованность более се­рьезного и осмысленного взгляда на то, что действительно толкает государства друг к другу.

Данная тематика оказалась в центре работы «Клуба учебной аналитики для молодых спе­циалистов», проекта журнала «Международные процессы». Вниманию читателя предлагает­ся первый очерк из цикла «Странные дружбы России», в котором через призму двусторонних российско-венесуэльских отношений авторы попробовали порассуждать на тему стратегиче­ских целей российской внешней политики, контуров мирового политического порядка и о роли малых и средних государств в международных отношениях.

Структурно доклад построен на базе традиционной схемы анализа внешнеполитической стратегии с акцентом на выявлении и уточнении интересов сторон и определения их совме­стимости. Такой анализ развернут по ключевым сферам взаимодействия. Мы убеждены, что целое складывается из частей, и понимание общего феномена — в его совокупности — напря­мую зависит от интерпретации его отдельных элементов. Вот почему, не претендуя на полноту и окончательность заключений, мы предлагаем читателю самостоятельно изучить собранный материал по аспектам двусторонних отношений и не исключаем, что выводы, к которым можно прийти, двигаясь по нашему пути, будут иными. С этой целью в докладе при­ведены фактические и библиографические данные по каждому из пунктов темы.

Думается, что доклад может представлять интерес и для регионоведов — специалистов по латиноамериканскому региону, хотя авторы и не претендовали на исчерпывающий анализ страноведческой проблематики. Скорее, это — попытка на материале выбивающегося из общей канвы сюжетов взглянуть на сложности, парадоксы и противоречия международной среды реализации российской внешней политики в современных условиях и предложить соб­ственные трактовки, подходы и решения.

Редколлегия


О КРИЗИСАХ, СТРАННЫХ ДРУЖБАХ РОССИИ И НОВОЙ РОЛИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОСУДАРСТВ

АНДРЕЙ БАЙКОВ, ИГОРЬ ИСТОМИН, АЛЕКСАНДР КОЛОДНЫЙ (отв. ред.)1 МГИМО-Университет, москва, россия




Резюме

В статье подробно анализируются отношения между Россией и Венесуэлой: не только их содер­жание, но и влияние на более широкий региональный и международный контекст. В этом смысле особое внимание уделено не столько США, сколько Китаю, который активно выходит на латиноамериканские рынки, где в настоящее время становится основным конкурентом России. Цель работы - выявление прагматики взаимоотношений Москвы и Каракаса. В ходе исследования авторы остановились на таких аспектах двустороннего сотрудничества, как ценностно-политическое, экономическое и военно-техническое. По мнению авторов, для России смысл отношений с Венесуэлой заключается в первую очередь в потенциальных эконо­мических выгодах (значение которых не следует преувеличивать) и повышении влияния на мировых рынках энергоносителей и вооружения. Политический аспект отходит на второй план, однако в период тех или иных столкновений с США (югоосетинский конфликт и ситуация в Сирии - как последние примеры) Каракас превращается в полезного партнера. В то же самое время для Венесуэлы отношения с Россией необходимы именно с точки зрения политической прагматики. Российские инвестиции в нефтегазовый сектор фактически становятся залогом внутренней политической стабильности, а сам факт близости отношений (пусть и имеющий преимущественно символическое значение) дает дополнительный ресурс Каракасу в его игре с Вашингтоном. В завершение авторы предлагают три вероятных сценария развития отношений между обоими государствами. Ключевые слова:

БРИКС; полицентричный мир; Венесуэла; МЕРКОСУР.

Несмотря на все различия между Вене­суэлой, Ираном, Кубой и Сирией с соци­ально-политической, экономической и ге­остратегической точек зрения, примеры подобных российских «партнерства оче­видно объединяет выпадение из традици­онной логики российских внешнеполити­ческих приоритетов, ориентированных на преференциальные отношения со страна­ми ближайшего окружения (постсоветско­го пространства) и ведущими центрами силы (США, ЕС, Китаем, Индией). Отсюда внешняя «странность» этих отношений.

Не удивительно поэтому, что на фоне не­простых отношений упомянутых государств со странами Запада, широкое распростране­ние получили спекуляции относительно ан­тиамериканской основы подобных контак­тов. Такой взгляд не отражает сложной структуры российской внешнеполитиче­ской мотивации и носит ущербный характер как минимум в силу двух обстоятельств.

С одной стороны, значение «перифе­рийных» партнерств объективно возраста­ет в условиях исчерпания потенциала су­ществующего мирового порядка и пере­конфигурации международной иерархии. Финансовые потрясения 2007-2009 годов и просчеты политики США в Ираке и Аф­ганистане способствовали распростране­нию представлений о кризисе американо-центричного мира. Экономический подъ­ем расширяющейся группы стран (уже не только БРИК, но и Индонезии, Мексики, Турции)2 способствует возрастанию их по­литических амбиций. В этих условиях обо­ротной стороной растущей взаимозависимо­сти государств становится обостряющаяся конкуренция за формирование правил миро-регулирования и международного экономи­ческого порядка.

Рассуждая логически, страны малого и среднего масштаба, неспособные в силу своего положения бросить реальный вызов Соединенным Штатам, обладают большей свободой в выражении недовольства ны­нешним миропорядком, чем восходящие центры силы (emerging markets), позиция которых в рамках существующего миро­устройства институционально устоялась, а следовательно, менее гибка. Возможнос­ти дальнейшего подъема и расширения влияния этих государств в рамках суще­ствующей системы не исключаются, в то время как радикальная ломка порядка в рамках статус-кво и лобовое столкновение с США как его гарантом чреваты для них катастрофическими рисками экзистенци­ального характера. Парадоксальным обра­зом само стремительное укрепление пози­ций малых и средних стран стало возмож­ным благодаря сформированной по ини­циативе Соединенных Штатов системе мирорегулирования и международного экономического порядка.

С другой стороны, для ряда средних стран открытая фронда в отношении суще­ствующего миропорядка, даже не обеспе­ченная достаточным ресурсным потенциа­лом, создает возможность повысить меж­дународный статус, а их правительствам -укрепить поддержку в рядах собственного населения. Не предлагая жизнеспособной альтернативы существующему миропоряд­ку, они, тем не менее, выступают наиболее последовательными критиками существу­ющего положения дел.

Возникающая асимметрия порождает поле комплементарных интересов. «Амби­циозные середняки» стремятся приоб­щиться к ресурсу более мощных партне­ров, в то время как последние видят в их радикализме возможность протестировать пределы толерантности Соединенных Штатов и заодно оттенить свою более взвешенную позицию. Вместе с тем такая структура интересов создает и значитель­ную долю двусмысленности в отношениях. С учетом того, что они находятся в раз­ном положении и решают разные задачи на мировой сцене, в стратегическом плане по­тенциал расхождения в отношениях весь­ма велик.

Настоящее исследование призвано выя­вить, как реализуется описанная модель отношений на примере взаимодействия России с Венесуэлой - одним из наиболее «неожиданных» международных партнеров Москвы.

Почему «неожиданных»? Во-первых, несмотря на значительные запасы углево­дородных ресурсов и ситуативную конку­ренцию за статус регионального лидера с более мощной Бразилией (с которой Россия активно развивает сотрудничество в формате БРИКС), Венесуэла не является наиболее развитой и влиятельной страной даже на своем континенте. Во-вторых, по­литическая риторика Венесуэлы проник­нута последовательным антиамериканиз­мом, и ее отношения с сообществом раз­витых и респектабельных стран (к которым стремится примкнуть и естественным об­разом тяготеет Россия) довольно пробле­матичны. Наконец, в-третьих, на протя­жении последних десятилетий Латинская


Америка «застряла» на периферии россий­ской внешней политики.

На этом фоне контрастно звучат заявле­ния, в частности, сделанные в 2010 г. во время встречи президентов У. Чавеса и Д.А. Медведева, о том, что отношения между двумя странами носят стратегиче­ский характер. В настоящей работе пред­принята попытка проанализировать общий контекст взаимодействия России и Венесуэлы, а также сделать выводы о со­стоянии и перспективах прагматической основы двустороннего сотрудничества.

1

Положение Венесуэлы прежде всего определяется ситуацией в Латинской Аме­рике, в которой конкурируют две проти­воположные тенденции. С одной сторо­ны, Соединенные Штаты сохраняют уста­новку на лидерство в мировой политике. Они стремятся с этой целью закрепить, развить и дополнить ту систему режимов мирорегулирования, в создании которой они сыграли определяющую роль со вре­мени окончания Второй мировой войны. Вашингтон пытается сохранить прежнее влияние на мировые политические про­цессы, в том числе и в Латинской Америке.

С другой - структурная реконфигу­рация в мировой экономике стимулиру­ет тенденции децентрализации в между­народных отношениях. На этом фоне от­четливым становится стремление стран этого региона добиться большего полити­ческого веса в международных делах, ослабив политическое преобладание США. Развитие латиноамериканской ре­гиональной интеграции, «левый дрейф» стран региона стали одним из наиболее ярких примеров «провалов» политики США по установлению нового мирового порядка: пробуя нарастить своё влияние в отдалённых частях мира, США теряют влияние в том регионе, который раньше рассматривался как сфера их бесспорного доминирования.

Об изменении глобальной роли регио­на свидетельствуют и макроэкономические тенденции: Латинская Америка становит­ся одним из центров промышленно-хозяйственного подъема. В последние 8 лет темпы роста местных экономик пре­вышают аналогичные показатели разви­тых стран, уступая только Китаю и Индии. Стабилизируется социальная среда: сред­ний уровень безработицы составляет 6,4%. Фиксируется возвращение на кон­тинент многих граждан, покинувших свои страны в поисках работы в нестабильных 1990-х годах. Численно множатся пред­приятия малого и среднего бизнеса, что приводит к расширению среднего класса, который, по данным Мирового банка, со­ставляет в структуре населения порядка 30%. Количественные и качественные по­казатели указывают на то, что страны континента смогли перейти к новой пара­дигме экономического развития [Latin America.... 2012].

В самом регионе формируется соб­ственный центр силы, в роли которого все более уверенно выступает Бразилия. По большинству основных показателей эта страна с ее многочисленным населением, протяженным океаническим побережьем, большим по региональным меркам объё­мом экономики (ВВП Бразилии по пари­тету покупательной способности в 2012 г. составил почти 2,223 трлн. долл.) [Brazil overview 2013] - неоспоримый лидер региона.

Наращивая экономическое влияние, страны Латинской Америки и Карибского бассейна стремятся и к изменению своей роли на мировой арене, прикладывая уси­лия для ускорения интеграции как между собой, так и - в глобальное экономическое и политическое пространство. В этом по­зиции правящих элит большинства госу­дарств принципиально совпадают. Пред­ставляется совершенно закономерным, что в прошлом периферийные страны, стремя­щиеся преодолеть свое маргинальное по­ложение, пробуют, в целях активизации участия в международных делах, заручиться поддержкой держав, обладающих политиче­ским и экономическим весом и разделяющих с латиноамериканскими странами видение нового экономического    и политического


глобального устройства других как минимум в том, мир не должен быть американо-центричным.

В русле этих усилий правительства госу­дарств Латинской Америки активно нала­живают торговые отношения со странами Европы, Азии, Африки. В этом смысле су­щественно укрепляет свои позиции в ре­гионе Китай. Для ряда государств (Бразилии, Чили, Перу) Пекин превраща­ется в основного торгового партнера, вы­тесняя США с традиционных лидерских позиций. В свою очередь доля Латинской Америки в товарообороте Китая составляет около трети [Latin America.... 2012].

Соединенные Штаты осознают риски неблагоприятных для них тенденций реги­онального развития и стараются перело­мить ситуацию, в том числе посредством создания новых интеграционных объеди­нений, прежде всего Тихоокеанского аль­янса (участники - Мексика, Чили, Колум­бия, Перу), выступающего обновленной редакцией давних планов создания пана­мериканской зоны свободной торговли.

На фоне отмеченных тенденций и раз­ворачивающейся внутрирегиональной конкуренции за первенство Венесуэла, ВВП которой составляет 402 млрд. долл., по-видимому, не обладает достаточными ресурсами для полноценного лидерства в Южной Америке. Вместе с тем нынешнее руководство страны открыто претендует на этот статус и проводит соответствую­щую декларируемым амбициям внешнюю политику.

Под руководством У. Чавеса Венесуэла стала придерживаться ярко выраженной антикапиталистической и антиимпериали­стической риторики, пропагандируя соци­алистические ценности и «революцион­ную» эстетику. В основу «чавизма» как официальной идеологии Венесуэлы были положены вера в моральное и историче­ское превосходство социализма, неизбеж­ность его конфликта с капитализмом, углу­бление классовой борьбы на глобальном уровне и как следствие стремление к соли­дарности с промарксистски настроенными общественно-политическими движениями по всему миру. Отсюда - высокая роль ан­тиамериканской (и далее шире - антика­питалистической) риторики страны. Нарочито противопоставляя себя США и их «глобальному либеральному проекту» Каракас стремится увеличить собственный вес на международной арене.

Между тем при оценке идеологической подоплеки политики Венесуэлы следует проявлять сдержанность и осторожность. Описанное мировидение вступает в реаль­ное противоречие с насущными практиче­скими интересами кратко- и среднесрочно­го характера, обусловленными глубокой ин-тегрированностью Венесуэлы в глобальную экономику.

При пламенной антикапиталистиче­ской риторике венесуэльского руковод­ства экономический базис внешнеполити­ческих амбиций страны имеет исключи­тельно капиталистическое рыночное про­исхождение и обусловлен ее ролью на ми­ровом энергетическом рынкекак мировой энергетической державы. Основой эконо­мического роста страны и ее активного поведения на международной арене, как известно, служат обширные природные ресурсы. По данным ОПЕК, в 2011 г. Венесуэла обеспечивала 4,1% мировой до­бычи нефти и 3,8% мирового экспорта нефти и нефтепродуктов. Стоимостный объём экспорта нефти составил 86,1 млрд. долл. В последние годы Венесуэла суще­ственно укрепила свои позиции среди крупнейших экспортеров углеводородов -в 2007 - 2011 годы резко возросли оценки объема разведанных запасов нефти (с 99 до 298 млрд. барр.), и соответственно доля страны в мировых запасах увеличилась с 8,2% до 20,1%, а в Латинской Америке аналогичный показатель достиг 87,3% [OPEC 2012]. В результате с 2010 г. она вышла на первое место в мире по объему запасов. На Венесуэлу также приходится 2,8% мировых запасов природного газа, однако его промышленная добыча пока не ведется.

Диалектика венесуэльской политики контрастно проявляется в ее отношениях с США. Изобличая американскую гегемо­


нию3, Венесуэла сохраняет тесные эконо­мические связи с Вашингтоном, выражаю­щиеся прежде всего в поставках венесуэль­ской нефти в Соединенные Штаты. Создается впечатление, что два измерения взаимодействия стран — идеологическое и торгово-экономическое — не пересекаются4. Показательно, что даже в периоды обо­стрения двусторонних отношений Вене­суэла ни разу не отказывалась от выполне­ния заключенных контрактов.

Высокие цены на нефть на протяжении большей части 2000-х годов позволили руко­водству страны существенно улучшить эко­номическое положение страны и перейти, пользуясь благоприятной экономической конъюнктурой, к активизации внешней по­литики на путях более деятельного участия в пересмотре статус-кво и формирования по-лицентричной мировой системы.

В качестве неотъемлемых элементов более справедливой системы мирорегули-рования Венесуэлой постулируется ради­кальная перестройка международных ин­ститутов. Венесуэльский антиамерика­низм, правда, носит по преимуществу информационно-пропагандистский харак­тер и по большей части ограничивается:

  • предложениями реформирования ООН, включая отмену права вето постоян­ных членов Совета Безопасности;

  • постоянной критикой внешнеполи­тической активности США, в частности, их операций в Афганистане, Ираке, Ливии, а также позиции, занятой по сирийскому вопросу;

- призывами к отказу от использова­ния доллара в качестве мировой резервной валюты.

Правда, в финансовой сфере правитель­ство У. Чавеса пошло дальше громогласной риторики. Практическими шагами по ограничению роли доллара в международ­ных финансах стало использование особой валютной единицы (сукре) для безналич­ных расчетов в рамках группы АЛБА (Боливарианский альянс для народов нашей Америки), объединившей близкие Венесуэле страны, а китайский кредит в размере 20 млрд. долл. Каракас наполови­ну деноминирован в юанях.

На фоне подобных планов рельефно проявляется ограниченность повестки дня, масштаба и структуры международ­ных взаимодействий Венесуэлы. В число ее основных партнеров входят в основ­ном страны, открыто и резко выражаю­щие недовольство гегемонией США: Иран, Белоруссия, Ливия (до 2011 г.), Сирия. Взаимодействие с ними носит политиче­ски обусловленный характер и не сулит особых выгод, за исключением, пожалуй, одной - яркой демонстрации перед США своей оппозиционности: все эти страны относятся в Америке к числу не­благонадежных.

Вместе с тем в Каракасе не могут не осознавать три фундаментальных фактора, определяющие диапазон его внешнеполи­тической активности: Венесуэла не соот­ветствует «глобализации по-американски» (а другой пока нет); страна существенно

зависит экономически от стабильных от­ношений с США; сам Вашингтон обладает многократно превосходящими военными, политическими, экономическими и куль­турными ресурсами, чтобы Венесуэла смогла выиграть в открытом противостоя­нии. В этом смысле, как представляется, откровенно провокационное поведение является не более чем попыткой сузить для американцев пространство для маневра в двусторонних отношениях, не позволяя им активно вмешиваться во внутреннюю по­литику и содействовать отстранению дей­ствующих элит от власти.

На региональном уровне Венесуэла, как уже отмечалось, стремится позициониро­вать себя в роли одного из лидеров Латинской Америки. Формально призна­вая ведущую идейно-политическую роль Кубы, Венесуэла стала основным спонсо­ром «левых» режимов и всерьез рассчиты­вала замкнуть на себя кубинское идеологи­ческое наследство.

Однако «левый поворот» в Латинской Америке, в ходе которого к власти в боль­шинстве стран региона пришли правитель­ства социальной ориентации, не принес Венесуэле существенных политических приобретений. Во многих странах он принял умеренные, социал-демократические фор­мы (классический пример - Бразилия). В результате на идейном поле Латинской Америки наметилась конкуренция двух групп социально-ориентированных сил, создающая для Венесуэлаы трудности внеш­неполитического позиционирования. В этих условиях Каракас придерживается двой­ственного подхода к развитию региональной подсистемы. С одной стороны, он сохраняет ориентацию на формирование и расшире­ние блока левых режимов под своим патро­натом. С другой - стремится не позволить соперничеству с умеренно левыми прави­тельствами перерасти в раскол перед лицом попыток США восстановить прежнее влия­ние в регионе. Для достижения первой цели был создан блок АЛБА, куда, помимо Вене­суэлы, вошли Куба, Боливия, Эквадор, Ни­карагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Сближение с уме­ренными режимами нашло выражение в под­ключении к группировкам МЕРКОСУР5, УНАСУР6 и СЕЛАК7.

Все эти объединения воспринимаются в Венесуэле как части единой «матрешечной архитектуры» латиноамериканской регио­нальной подсистемы. АЛБА призвана стать объединением, в котором экономическое и идейное влияние Венесуэлы обеспечива­ют ей ведущее политическое положение. В рамках МЕРКОСУР она отстаивает идею экономической интеграции на взаимовы­годной, равноправной основе. УНАСУР рассматривается Каракасом прежде всего как инструмент координации южноамери­канских государств по военно-поли­тическим вопросам. СЕЛАК мыслится как наиболее широкий политический форум, который может заменить Организацию американских государств, в которых пре­обладающее влияние сохраняют Соеди­ненные Штаты.

В конечном счёте, согласованная полити­ка на всех уровнях и во всех форматах регио­нального сотрудничества должна, по мысли Каракаса, способствовать расширению воз­можностей политического маневра, укре­плению независимости страны как в между­народных делах, так и в определении прио­ритетов внутриполитического развития.

3

Построение полицентричной мировой системы должно, по мысли венесуэльского руководства, способствовать укреплению позиций Венесуэлы и ввести ее в круг веду­щих держав развивающегося мира. В русле этих задач правительство уделяет приори­тетное внимание выстраиванию отноше­ний со странами группы БРИКС и даже