ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
КЛУБ УЧЕБНОЙ АНАЛИТИКИ
В последние годы в отечественной и иностранной прессе, экспертных публикациях и официальном дискурсе небывало подробное освещение получило интенсивное сотрудничество России с рядом средних стран в удаленных регионах мира (Венесуэлой, Ираном, Кубой, Сирией), его характер и природа, стратегия и тактика. Нельзя не видеть, что у целого ряда комментаторов и обозревателей, особенно за рубежом (мало при этом знакомых со спецификой внешнеполитического процесса современной России), данные отношения вызывают спектр самых различных эмоций — от удивления и непонимания до откровенной иронии. Лейтмотивом подобных дискуссий должно быть, наверное, стремление выявить истинные факторы такого сближения, не всегда, в самом деле, проясненные в доступных источниках, проанализировать соотношение фундаментальных и ситуативных «исторических сил» того или иного поворота в российской дипломатии на отмеченных направлениях.
К сожалению, производимая на этот счет аналитика часто носит поспешный характер и ограничивается «скольжением по поверхности», что приводит к упрощенчеству в оценках, выводах и практических рекомендациях. Проигрывая качественно, подобные псевдоисследования количественно преобладают в мировом экспертно-аналитическом пространстве. Усугубляющим обстоятельством является то, что комплексные российские разработки в этой сфере немногочисленны и замыкаются в национальных дискурсивных рамках, в том числе концептуально-лингвистических, а следовательно — остаются малопонятными мировой экспертизе.
Между тем приходится констатировать, что некоторая кажущаяся «странность» таких отношений и нежелание разобраться в движущих пружинах отношений России с обсуждаемыми странами негативно сказывается на репутационной составляющей российской внешней политики. Все это подчеркивает актуальность и практическую востребованность более серьезного и осмысленного взгляда на то, что действительно толкает государства друг к другу.
Данная тематика оказалась в центре работы «Клуба учебной аналитики для молодых специалистов», проекта журнала «Международные процессы». Вниманию читателя предлагается первый очерк из цикла «Странные дружбы России», в котором через призму двусторонних российско-венесуэльских отношений авторы попробовали порассуждать на тему стратегических целей российской внешней политики, контуров мирового политического порядка и о роли малых и средних государств в международных отношениях.
Структурно доклад построен на базе традиционной схемы анализа внешнеполитической стратегии с акцентом на выявлении и уточнении интересов сторон и определения их совместимости. Такой анализ развернут по ключевым сферам взаимодействия. Мы убеждены, что целое складывается из частей, и понимание общего феномена — в его совокупности — напрямую зависит от интерпретации его отдельных элементов. Вот почему, не претендуя на полноту и окончательность заключений, мы предлагаем читателю самостоятельно изучить собранный материал по аспектам двусторонних отношений и не исключаем, что выводы, к которым можно прийти, двигаясь по нашему пути, будут иными. С этой целью в докладе приведены фактические и библиографические данные по каждому из пунктов темы.
Думается, что доклад может представлять интерес и для регионоведов — специалистов по латиноамериканскому региону, хотя авторы и не претендовали на исчерпывающий анализ страноведческой проблематики. Скорее, это — попытка на материале выбивающегося из общей канвы сюжетов взглянуть на сложности, парадоксы и противоречия международной среды реализации российской внешней политики в современных условиях и предложить собственные трактовки, подходы и решения.
Редколлегия
О КРИЗИСАХ, СТРАННЫХ ДРУЖБАХ РОССИИ И НОВОЙ РОЛИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОСУДАРСТВ
АНДРЕЙ БАЙКОВ, ИГОРЬ ИСТОМИН, АЛЕКСАНДР КОЛОДНЫЙ (отв. ред.)1 МГИМО-Университет, москва, россия
Резюме
В статье подробно анализируются отношения между Россией и Венесуэлой: не только их содержание, но и влияние на более широкий региональный и международный контекст. В этом смысле особое внимание уделено не столько США, сколько Китаю, который активно выходит на латиноамериканские рынки, где в настоящее время становится основным конкурентом России. Цель работы - выявление прагматики взаимоотношений Москвы и Каракаса. В ходе исследования авторы остановились на таких аспектах двустороннего сотрудничества, как ценностно-политическое, экономическое и военно-техническое. По мнению авторов, для России смысл отношений с Венесуэлой заключается в первую очередь в потенциальных экономических выгодах (значение которых не следует преувеличивать) и повышении влияния на мировых рынках энергоносителей и вооружения. Политический аспект отходит на второй план, однако в период тех или иных столкновений с США (югоосетинский конфликт и ситуация в Сирии - как последние примеры) Каракас превращается в полезного партнера. В то же самое время для Венесуэлы отношения с Россией необходимы именно с точки зрения политической прагматики. Российские инвестиции в нефтегазовый сектор фактически становятся залогом внутренней политической стабильности, а сам факт близости отношений (пусть и имеющий преимущественно символическое значение) дает дополнительный ресурс Каракасу в его игре с Вашингтоном. В завершение авторы предлагают три вероятных сценария развития отношений между обоими государствами. Ключевые слова:
БРИКС; полицентричный мир; Венесуэла; МЕРКОСУР.
Несмотря на все различия между Венесуэлой, Ираном, Кубой и Сирией с социально-политической, экономической и геостратегической точек зрения, примеры подобных российских «партнерства очевидно объединяет выпадение из традиционной логики российских внешнеполитических приоритетов, ориентированных на преференциальные отношения со странами ближайшего окружения (постсоветского пространства) и ведущими центрами силы (США, ЕС, Китаем, Индией). Отсюда внешняя «странность» этих отношений.
Не удивительно поэтому, что на фоне непростых отношений упомянутых государств со странами Запада, широкое распространение получили спекуляции относительно антиамериканской основы подобных контактов. Такой взгляд не отражает сложной структуры российской внешнеполитической мотивации и носит ущербный характер как минимум в силу двух обстоятельств.
С одной стороны, значение «периферийных» партнерств объективно возрастает в условиях исчерпания потенциала существующего мирового порядка и переконфигурации международной иерархии. Финансовые потрясения 2007-2009 годов и просчеты политики США в Ираке и Афганистане способствовали распространению представлений о кризисе американо-центричного мира. Экономический подъем расширяющейся группы стран (уже не только БРИК, но и Индонезии, Мексики, Турции)2 способствует возрастанию их политических амбиций. В этих условиях оборотной стороной растущей взаимозависимости государств становится обостряющаяся конкуренция за формирование правил миро-регулирования и международного экономического порядка.
Рассуждая логически, страны малого и среднего масштаба, неспособные в силу своего положения бросить реальный вызов Соединенным Штатам, обладают большей свободой в выражении недовольства нынешним миропорядком, чем восходящие центры силы (emerging markets), позиция которых в рамках существующего мироустройства институционально устоялась, а следовательно, менее гибка. Возможности дальнейшего подъема и расширения влияния этих государств в рамках существующей системы не исключаются, в то время как радикальная ломка порядка в рамках статус-кво и лобовое столкновение с США как его гарантом чреваты для них катастрофическими рисками экзистенциального характера. Парадоксальным образом само стремительное укрепление позиций малых и средних стран стало возможным благодаря сформированной по инициативе Соединенных Штатов системе мирорегулирования и международного экономического порядка.
С другой стороны, для ряда средних стран открытая фронда в отношении существующего миропорядка, даже не обеспеченная достаточным ресурсным потенциалом, создает возможность повысить международный статус, а их правительствам -укрепить поддержку в рядах собственного населения. Не предлагая жизнеспособной альтернативы существующему миропорядку, они, тем не менее, выступают наиболее последовательными критиками существующего положения дел.
Возникающая асимметрия порождает поле комплементарных интересов. «Амбициозные середняки» стремятся приобщиться к ресурсу более мощных партнеров, в то время как последние видят в их радикализме возможность протестировать пределы толерантности Соединенных Штатов и заодно оттенить свою более взвешенную позицию. Вместе с тем такая структура интересов создает и значительную долю двусмысленности в отношениях. С учетом того, что они находятся в разном положении и решают разные задачи на мировой сцене, в стратегическом плане потенциал расхождения в отношениях весьма велик.
Настоящее исследование призвано выявить, как реализуется описанная модель отношений на примере взаимодействия России с Венесуэлой - одним из наиболее «неожиданных» международных партнеров Москвы.
Почему «неожиданных»? Во-первых, несмотря на значительные запасы углеводородных ресурсов и ситуативную конкуренцию за статус регионального лидера с более мощной Бразилией (с которой Россия активно развивает сотрудничество в формате БРИКС), Венесуэла не является наиболее развитой и влиятельной страной даже на своем континенте. Во-вторых, политическая риторика Венесуэлы проникнута последовательным антиамериканизмом, и ее отношения с сообществом развитых и респектабельных стран (к которым стремится примкнуть и естественным образом тяготеет Россия) довольно проблематичны. Наконец, в-третьих, на протяжении последних десятилетий Латинская
Америка «застряла» на периферии российской внешней политики.
На этом фоне контрастно звучат заявления, в частности, сделанные в 2010 г. во время встречи президентов У. Чавеса и Д.А. Медведева, о том, что отношения между двумя странами носят стратегический характер. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать общий контекст взаимодействия России и Венесуэлы, а также сделать выводы о состоянии и перспективах прагматической основы двустороннего сотрудничества.
1
Положение Венесуэлы прежде всего определяется ситуацией в Латинской Америке, в которой конкурируют две противоположные тенденции. С одной стороны, Соединенные Штаты сохраняют установку на лидерство в мировой политике. Они стремятся с этой целью закрепить, развить и дополнить ту систему режимов мирорегулирования, в создании которой они сыграли определяющую роль со времени окончания Второй мировой войны. Вашингтон пытается сохранить прежнее влияние на мировые политические процессы, в том числе и в Латинской Америке.
С другой - структурная реконфигурация в мировой экономике стимулирует тенденции децентрализации в международных отношениях. На этом фоне отчетливым становится стремление стран этого региона добиться большего политического веса в международных делах, ослабив политическое преобладание США. Развитие латиноамериканской региональной интеграции, «левый дрейф» стран региона стали одним из наиболее ярких примеров «провалов» политики США по установлению нового мирового порядка: пробуя нарастить своё влияние в отдалённых частях мира, США теряют влияние в том регионе, который раньше рассматривался как сфера их бесспорного доминирования.
Об изменении глобальной роли региона свидетельствуют и макроэкономические тенденции: Латинская Америка становится одним из центров промышленно-хозяйственного подъема. В последние 8 лет темпы роста местных экономик превышают аналогичные показатели развитых стран, уступая только Китаю и Индии. Стабилизируется социальная среда: средний уровень безработицы составляет 6,4%. Фиксируется возвращение на континент многих граждан, покинувших свои страны в поисках работы в нестабильных 1990-х годах. Численно множатся предприятия малого и среднего бизнеса, что приводит к расширению среднего класса, который, по данным Мирового банка, составляет в структуре населения порядка 30%. Количественные и качественные показатели указывают на то, что страны континента смогли перейти к новой парадигме экономического развития [Latin America.... 2012].
В самом регионе формируется собственный центр силы, в роли которого все более уверенно выступает Бразилия. По большинству основных показателей эта страна с ее многочисленным населением, протяженным океаническим побережьем, большим по региональным меркам объёмом экономики (ВВП Бразилии по паритету покупательной способности в 2012 г. составил почти 2,223 трлн. долл.) [Brazil overview 2013] - неоспоримый лидер региона.
Наращивая экономическое влияние, страны Латинской Америки и Карибского бассейна стремятся и к изменению своей роли на мировой арене, прикладывая усилия для ускорения интеграции как между собой, так и - в глобальное экономическое и политическое пространство. В этом позиции правящих элит большинства государств принципиально совпадают. Представляется совершенно закономерным, что в прошлом периферийные страны, стремящиеся преодолеть свое маргинальное положение, пробуют, в целях активизации участия в международных делах, заручиться поддержкой держав, обладающих политическим и экономическим весом и разделяющих с латиноамериканскими странами видение нового экономического и политического
глобального устройства других как минимум в том, мир не должен быть американо-центричным.
В русле этих усилий правительства государств Латинской Америки активно налаживают торговые отношения со странами Европы, Азии, Африки. В этом смысле существенно укрепляет свои позиции в регионе Китай. Для ряда государств (Бразилии, Чили, Перу) Пекин превращается в основного торгового партнера, вытесняя США с традиционных лидерских позиций. В свою очередь доля Латинской Америки в товарообороте Китая составляет около трети [Latin America.... 2012].
Соединенные Штаты осознают риски неблагоприятных для них тенденций регионального развития и стараются переломить ситуацию, в том числе посредством создания новых интеграционных объединений, прежде всего Тихоокеанского альянса (участники - Мексика, Чили, Колумбия, Перу), выступающего обновленной редакцией давних планов создания панамериканской зоны свободной торговли.
На фоне отмеченных тенденций и разворачивающейся внутрирегиональной конкуренции за первенство Венесуэла, ВВП которой составляет 402 млрд. долл., по-видимому, не обладает достаточными ресурсами для полноценного лидерства в Южной Америке. Вместе с тем нынешнее руководство страны открыто претендует на этот статус и проводит соответствующую декларируемым амбициям внешнюю политику.
Под руководством У. Чавеса Венесуэла стала придерживаться ярко выраженной антикапиталистической и антиимпериалистической риторики, пропагандируя социалистические ценности и «революционную» эстетику. В основу «чавизма» как официальной идеологии Венесуэлы были положены вера в моральное и историческое превосходство социализма, неизбежность его конфликта с капитализмом, углубление классовой борьбы на глобальном уровне и как следствие стремление к солидарности с промарксистски настроенными общественно-политическими движениями по всему миру. Отсюда - высокая роль антиамериканской (и далее шире - антикапиталистической) риторики страны. Нарочито противопоставляя себя США и их «глобальному либеральному проекту» Каракас стремится увеличить собственный вес на международной арене.
Между тем при оценке идеологической подоплеки политики Венесуэлы следует проявлять сдержанность и осторожность. Описанное мировидение вступает в реальное противоречие с насущными практическими интересами кратко- и среднесрочного характера, обусловленными глубокой ин-тегрированностью Венесуэлы в глобальную экономику.
При пламенной антикапиталистической риторике венесуэльского руководства экономический базис внешнеполитических амбиций страны имеет исключительно капиталистическое рыночное происхождение и обусловлен ее ролью на мировом энергетическом рынкекак мировой энергетической державы. Основой экономического роста страны и ее активного поведения на международной арене, как известно, служат обширные природные ресурсы. По данным ОПЕК, в 2011 г. Венесуэла обеспечивала 4,1% мировой добычи нефти и 3,8% мирового экспорта нефти и нефтепродуктов. Стоимостный объём экспорта нефти составил 86,1 млрд. долл. В последние годы Венесуэла существенно укрепила свои позиции среди крупнейших экспортеров углеводородов -в 2007 - 2011 годы резко возросли оценки объема разведанных запасов нефти (с 99 до 298 млрд. барр.), и соответственно доля страны в мировых запасах увеличилась с 8,2% до 20,1%, а в Латинской Америке аналогичный показатель достиг 87,3% [OPEC 2012]. В результате с 2010 г. она вышла на первое место в мире по объему запасов. На Венесуэлу также приходится 2,8% мировых запасов природного газа, однако его промышленная добыча пока не ведется.
Диалектика венесуэльской политики контрастно проявляется в ее отношениях с США. Изобличая американскую гегемо
нию3, Венесуэла сохраняет тесные экономические связи с Вашингтоном, выражающиеся прежде всего в поставках венесуэльской нефти в Соединенные Штаты. Создается впечатление, что два измерения взаимодействия стран — идеологическое и торгово-экономическое — не пересекаются4. Показательно, что даже в периоды обострения двусторонних отношений Венесуэла ни разу не отказывалась от выполнения заключенных контрактов.
Высокие цены на нефть на протяжении большей части 2000-х годов позволили руководству страны существенно улучшить экономическое положение страны и перейти, пользуясь благоприятной экономической конъюнктурой, к активизации внешней политики на путях более деятельного участия в пересмотре статус-кво и формирования по-лицентричной мировой системы.
В качестве неотъемлемых элементов более справедливой системы мирорегули-рования Венесуэлой постулируется радикальная перестройка международных институтов. Венесуэльский антиамериканизм, правда, носит по преимуществу информационно-пропагандистский характер и по большей части ограничивается:
-
предложениями реформирования ООН, включая отмену права вето постоянных членов Совета Безопасности;
-
постоянной критикой внешнеполитической активности США, в частности, их операций в Афганистане, Ираке, Ливии, а также позиции, занятой по сирийскому вопросу;
- призывами к отказу от использования доллара в качестве мировой резервной валюты.
Правда, в финансовой сфере правительство У. Чавеса пошло дальше громогласной риторики. Практическими шагами по ограничению роли доллара в международных финансах стало использование особой валютной единицы (сукре) для безналичных расчетов в рамках группы АЛБА (Боливарианский альянс для народов нашей Америки), объединившей близкие Венесуэле страны, а китайский кредит в размере 20 млрд. долл. Каракас наполовину деноминирован в юанях.
На фоне подобных планов рельефно проявляется ограниченность повестки дня, масштаба и структуры международных взаимодействий Венесуэлы. В число ее основных партнеров входят в основном страны, открыто и резко выражающие недовольство гегемонией США: Иран, Белоруссия, Ливия (до 2011 г.), Сирия. Взаимодействие с ними носит политически обусловленный характер и не сулит особых выгод, за исключением, пожалуй, одной - яркой демонстрации перед США своей оппозиционности: все эти страны относятся в Америке к числу неблагонадежных.
Вместе с тем в Каракасе не могут не осознавать три фундаментальных фактора, определяющие диапазон его внешнеполитической активности: Венесуэла не соответствует «глобализации по-американски» (а другой пока нет); страна существенно
зависит экономически от стабильных отношений с США; сам Вашингтон обладает многократно превосходящими военными, политическими, экономическими и культурными ресурсами, чтобы Венесуэла смогла выиграть в открытом противостоянии. В этом смысле, как представляется, откровенно провокационное поведение является не более чем попыткой сузить для американцев пространство для маневра в двусторонних отношениях, не позволяя им активно вмешиваться во внутреннюю политику и содействовать отстранению действующих элит от власти.
На региональном уровне Венесуэла, как уже отмечалось, стремится позиционировать себя в роли одного из лидеров Латинской Америки. Формально признавая ведущую идейно-политическую роль Кубы, Венесуэла стала основным спонсором «левых» режимов и всерьез рассчитывала замкнуть на себя кубинское идеологическое наследство.
Однако «левый поворот» в Латинской Америке, в ходе которого к власти в большинстве стран региона пришли правительства социальной ориентации, не принес Венесуэле существенных политических приобретений. Во многих странах он принял умеренные, социал-демократические формы (классический пример - Бразилия). В результате на идейном поле Латинской Америки наметилась конкуренция двух групп социально-ориентированных сил, создающая для Венесуэлаы трудности внешнеполитического позиционирования. В этих условиях Каракас придерживается двойственного подхода к развитию региональной подсистемы. С одной стороны, он сохраняет ориентацию на формирование и расширение блока левых режимов под своим патронатом. С другой - стремится не позволить соперничеству с умеренно левыми правительствами перерасти в раскол перед лицом попыток США восстановить прежнее влияние в регионе. Для достижения первой цели был создан блок АЛБА, куда, помимо Венесуэлы, вошли Куба, Боливия, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Сближение с умеренными режимами нашло выражение в подключении к группировкам МЕРКОСУР5, УНАСУР6 и СЕЛАК7.
Все эти объединения воспринимаются в Венесуэле как части единой «матрешечной архитектуры» латиноамериканской региональной подсистемы. АЛБА призвана стать объединением, в котором экономическое и идейное влияние Венесуэлы обеспечивают ей ведущее политическое положение. В рамках МЕРКОСУР она отстаивает идею экономической интеграции на взаимовыгодной, равноправной основе. УНАСУР рассматривается Каракасом прежде всего как инструмент координации южноамериканских государств по военно-политическим вопросам. СЕЛАК мыслится как наиболее широкий политический форум, который может заменить Организацию американских государств, в которых преобладающее влияние сохраняют Соединенные Штаты.
В конечном счёте, согласованная политика на всех уровнях и во всех форматах регионального сотрудничества должна, по мысли Каракаса, способствовать расширению возможностей политического маневра, укреплению независимости страны как в международных делах, так и в определении приоритетов внутриполитического развития.
3
Построение полицентричной мировой системы должно, по мысли венесуэльского руководства, способствовать укреплению позиций Венесуэлы и ввести ее в круг ведущих держав развивающегося мира. В русле этих задач правительство уделяет приоритетное внимание выстраиванию отношений со странами группы БРИКС и даже