ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
высказывало заинтересованность в присоединении к клубу.
На двустороннем уровне в 2000-х годах Венесуэла стала уделять повышенное внимание укреплению сотрудничества с двумя центрами силы - Россией и Китаем. Каракас стремится придать связям с Москвой и Пекином комплексный и «связанный» характер. Во-первых, выдвигаются обоснованные прогнозы о том, что Китай в среднесрочной перспективе потеснит США в качестве основного импортёра венесуэльской нефти. Во-вторых, преимущественное положение в сфере военно-технического сотрудничества уже де-факто принадлежит России. В-третьих, по расчетам Каракаса, обе страны со временем заместят США в качестве источника инвестиций и технологий для нефтяной отрасли. Как видно, для Венесуэлы речь в этом контексте идет о треугольнике, а не о параллельных векторах внешней политики.
Ценностно-политический аспект взаимодействия Венесуэлы с членами БРИКС и вообще с восходящими гигантами нередко становится предметом спекуляций в прессе и экспертном сообществе. Его обсуждение, как правило, призвано вскрывать искусственность партнерства сторон, его оторванность от их прагматических интересов. Это касается прежде всего венесуэльско-российских отношений
И Москва, и Каракас выступают последовательными приверженцами полицен-тричного мироустройства в качестве основы более совершенного миропорядка. Как следствие, обе страны резко критически относятся к стремлению США утвердить своё доминирование в мировой политике. В самом деле, при анализе существующих трений по многим частным вопросам между Россией и США или между Венесуэлой и США, по-видимому, неразумно игнорировать фундаментальные идейные расхождений между ними. И это создает объективную (насколько ценности вообще могут восприниматься объективно) платформу для сближения наших стран.
Основу внешнеполитического целепола-гания и в венесуэльском, и в российском официальном дискурсе образует такая ценность, как «независимость» (понимаемая как невмешательство во внутренние дела). Обе стороны весьма активно и нелицеприятно обвиняют американцев в организации смены режимов в различных странах мира. Важно подчеркнуть, что и в случае России, и в случае Венесуэлы критика носит скорее оборонительный характер. Она становится ответом на попытки США и их союзников пересмотреть понятие национального суверенитета и утвердить собственное понимание демократии.
В годы правления У. Чавеса подобная схожесть в мировидении неизбежно стимулировала расширение политического диалога с Москвой. На этой основе происходило сближение и даже совпадение позиций России и Венесуэлы по ряду других ключевых и широко обсуждаемых международных проблем и ситуаций: например, ядерной программе Ирана или сирийскому кризису. Венесуэла стала третьей страной в мире (после России и Никарагуа), поддержавшей независимость Абхазии и Южной Осетии.
В то же время нельзя преувеличивать степень близости внешнеполитических идеологий. Для Каракаса характерно превалирование таких ценностей, как «справедливость», «демократия», «революция» и «независимость», выстраивающихся во внутри- и внешнеполитическом дискурсе страны в единую концептуальную последовательность. Настойчивое подчеркивание демократического (но антилиберального) характера венесуэльского режима идеологически противопоставляется политике США, которые изображаются в качестве «новой империи», безответственно и аморально преследующей корыстные интересы под маской распространения прав человека. Руководство Венесуэлы воспринимает мир как «враждебное капиталистическое окружение», что и порождает противопоставление «свободы» и «империи». Отсюда - необходимость создания антикапиталистической коалиции как непосредственная внешнеполитическая цель.
На фоне «перегруженного» идеологемами внешнеполитического дискурса Каракаса,
позиция Москвы выглядит несравнимо более взвешенной. Центральное место в российской риторике принадлежит концепции «стабильности». «Справедливость» же отходит на второй план. Если дискурс Венесуэлы можно охарактеризовать как «ревизионистский» и «моралистический», то российский - как «консервативный» и «прагматический». Россия придерживается сущностно иного подхода к международной реальности. Ни понятие капитализма, ни империи, ни дихотомия «свобода - империя» не являются главными в официальной риторике Москвы. Антикапитализм же тем более не органичен российской идеологии в силу того факта, что в настоящее время Россия все больше стремится интегрироваться в мировую капиталистическую систему.
Описанное несовпадение картин мира отчасти объясняет, почему в последние годы политическое сближение России и Венесуэлы «застопорилось». Стороны по-прежнему обмениваются заверениями в дружеском отношении, но подобная симпатия не получает практического выражения в совместных действиях на мировой арене: национальные интересы обеих стран разнятся и общая повестка дня не складывается. К тому же не стоит забывать, что стремление же России участвовать в формировании глобальной альтернативы (пусть пока и эфемерной) в рамках БРИКС не может не вызывать определенной настороженности в Каракасе, поскольку это означает выход на первый план Бразилии -одного из основных соперников Венесуэлы в регионе.
В последних российско-венесуэльских контактах на высшем уровне проявляются три элемента стратегии Москвы: во-первых, отношения с Латинской Америкой в целом являются более важным приоритетом, чем двустороннее сотрудничество. Во-вторых, вместо антиамериканской коалиции предлагается всестороннее развитие двусторонних отношений («продвижение вперед»). В-третьих, и это самое важное, экономика ставится над политикой: Россия фактически призывает к деполити-зации отношений.
Отмеченная разница в дискурсах не только отражает разное видение мира, себя и своих партнеров в Москве и Каракасе, но и влечет за собой принципиальные отличия в стратегиях двустороннего внешнеполитического торга. Венесуэла стремится представить себя как «политически значимого» игрока, в то время как для России на первый план выступают конкретные экономические выгоды и, в частности, практическое взаимодействие в военно-технической (ВТС) и нефтяной сферах.
Товарооборот России и Венесуэлы в 2012 г. составил 1,94 млрд. долл., что на 12,1% превышает показатель 2011 года. При этом в структуре российского экспорта основная доля приходится на машины, оборудование и транспортные средства (50,3%), чуть меньше на поставки в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) - 40,1%. Значительно меньшую роль в экспорте играют товары химической промышленности (5,6%), минеральные продукты (2,8%), металлы (1,1%). Основу импорта из Венесуэлы составляют химическая промышленность (77,8%), машины, оборудование и транспортные средства (14,6%), продовольственные товары, включая сель-хозсырье (7,2% [Торгово-экономическое. 2013]. Венесуэла - второй по значению внешнеэкономический партнер России в Латинской Америке, уступающий только Бразилии (5,9 млрд. долл. товарооборота) [Товарооборот.2013]. На общем фоне торгово-экономических связей России, взаимодействие с Венесуэлой, разумеется, не является приоритетным. В то же время данные свидетельствуют, что в этих отношениях прослеживается высокая динамика и значительный потенциал экспансии. Стремление Москвы развивать прагматические основы сотрудничества с Каракасом закономерно.
По прогнозам, приведенным министром энергетики Венесуэлы Р. Рамиресом в начале 2013 года, предполагается, что совместные российско-венесуэльские проекты по добыче нефти к 2019 г. увеличат совместные инвестиции в данной отрасли до 46 млрд. долл., при этом российская доля
составит 17 млрд., то есть чуть менее половины [Правительство.2013]. Руководство Венесуэлы планирует привлечь значительную часть инвестиций благодаря масштабным кредитным линиям, которые открывает для страны Россия. (Правда, в то время как Россия лишь начинает массовое инвестирование /основные кредитные линии России приходятся на контракты в области ВТС и ТЭК/, Китай в последние годы, по разным данным, уже вложил в венесуэльскую экономику от 36 до 48 млрд. долл. США, став безусловным инвестиционным лидером в стране.)
Стремление Венесуэлы к получению кредитов от своих стратегических партнеров можно объяснить неравномерной структурой ее национальной экономики. С 2003 г. большая часть прибыли от продажи энергоносителей уходит на обеспечение дорогостоящих социальных проектов: только в 2012 г. PDVSA (государственная нефтегазовая компания Венесуэлы) вложила в них 30 млрд. долл., при этом 18 млрд. потенциальной прибыли были потеряны из-за политики предоставления топливных субсидий населению [Gallegos 2012]. К этому добавляется тот факт, что с технической точки зрения отрасль практически не модернизируется. Из-за социальной ориентированности экономической политики У. Чавеса Венесуэла отказалась от самостоятельного финансирования нефтегазовой отрасли, активно привлекая для этих целей лояльных зарубежных инвесторов (прежде всего из России и Китая). Вкупе с политизированной ротацией кадров, которую У. Чавес практиковал в PDVSA, данные тенденции привели к снижению уровня добычи нефти и эффективности нефтегазовой отрасли в целом, что неминуемо привело к ослаблению позиций Каракаса в ОПЕК. Если учесть, что политическая стабильность правящего в Венесуэле режима строится на широких социальных обязательствах, то политические лидеры страны все в большей степени становятся зависимыми от Москвы (и, конечно, Пекина).
Для России нефтегазовая отрасль Венесуэлы становится привлекательной по нескольким причинам: во-первых, страна обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти (по некоторым данным, до 298 млрд. баррелей). Во-вторых, Москва получает возможность расширить свое энергетическое влияние в мире, что отвечает российскому видению международной и национальной энергетической безопасности. Правда, значительная часть венесуэльской нефти относится к категории тяжелой и сверхтяжелой, что требует масштабных капиталовложений и инвестиций в технологии добычи.
В этом заключалась логика создания в 2008 г. Национального нефтяного консорциума (ННК), который на настоящий момент объединяет «Роснефть», «ЛУКойл», «Газпромнефть» (ранее из проекта вышел «Сургутнефтегаз», а доля ТНК-BP была поглощена «Роснефтью»). Ключевую роль в ННК играет государственная «Роснефть»8. По мнению экспертов, совместная добыча нефти в бассейне реки Ориноко позволит России заметно диверсифицировать свои источники добычи сырья9.
Китаю же поставляется значительная часть добытой Венесуэлой нефти: таким образом Каракас покрывает растущую долговую зависимость от Пекина. Причем, по оценкам экспертов Международного энергетического агентства, Китай покупает венесуэльские энергоносители не только для внутреннего пользования: в разные периоды от 35% до 70% покупаемой нефти перепродаются китайскими нефтегазовыми компаниями на латиноамериканском или между-
народном рынке [Ferchen 2013]. Попутно отметим парадоксальную ситуацию — являясь нетто-импортером, Китай становится серьезным игроком на мировом рынке продажи нефти, и Венесуэла занимает в этой цепочке стратегически важное место.
Кредитование венесуэльской экономики со стороны России прослеживается и в такой стратегически важной отрасли, как ВТС. С 2009 г. совокупный объем заключенных «Рособоронэкспортом» договоров на поставку вооружений и военной техники в страну составил 11 млрд. долл. США. С одной стороны, данные договоры заключаются на бестендерной основе: Россия является фактически единственным поставщиком вооружений для Венесуэлы. С другой - больше половины контрактов (6,2 млрд. долл. США) Россия покрывает собственными кредитными линиями, которые открываются специально для продажи оружия. В итоге, на начало второго десятилетия XXI века на Венесуэлу приходилось около 14% экспорта российского вооружения и военной техники [Военно-техническое. 2009].
На поставки российских вооружений в Венесуэлу сегодня влияют два ключевых обстоятельства: стратегическая безопасность и возрастающая конкуренция со стороны Китая на рынке ВТС. Изначальное сближение Москвы и Каракаса в военно-технической отрасли произошло на фоне наложенного Соединенными Штатами на Венесуэлу эмбарго на поставки оружия, что вынудило режим Чавеса диверсифицировать направления ВТС, причем Россия и Китай изначально не рассматривались как единственные партнеры данного взаимодействия. Тем не менее ориентация на российский рынок вооружений достаточно быстро стала основной для Венесуэлы, что было связано, в частности, с высокими тактико-техническими характеристиками российской военной техники.
Военно-техническое сотрудничество позволило укрепить взаимодействие вооруженных сил России и Венесуэлы, значение которого - подчеркнем - для Москвы определяется в первую очередь экономическими выгодами. В 2005 г. было подписано соглашение, согласно которому предусматривалось обучение в течение 11 месяцев 45 венесуэльских военных техников и инженеров в России. В 2006 г. - соглашение о создании учебно-тренировочного тренажерного центра, состоящего из пяти комплексных тренажеров, для экипажей вертолетной техники российского производства. Таким образом последовательно формируется долгосрочная зависимость Венесуэлы от российского вооружения и его стандартов.
Разумеется, в некоторых случаях тесные военно-экономические связи могут стать основой и для более широкого политического сотрудничества, в частности для проведения военных демонстраций. Так, на фоне кардинально обострившихся отношений с Вашингтоном в ходе грузино-югоосетинского кризиса августа 2008 года совместные военно-морские учения в территориальных водах Венесуэлы, получившие широкий международный резонанс.
В последнее время российский экспорт вооружений в Венесуэлу встречает конкуренцию со стороны Китая. Пекин, как и Москва, выступает с позиций желательности полицентричного мирового порядка, является и для руководства правящих кругов Венесуэлы не менее важным стратегическим партнером в области безопасности. Хотя разрыв в долях России и Китая в структуре ВТС Венесуэлы остается достаточно большим, России следует совершенствовать качество вооружений и предлагать долгосрочные контракты по техническому обслуживанию поставляемых вооружений. Китай постоянно наращивает свое влияние на рынках вооружений Латинской Америки, и в условиях обострения ценовой и технологической конкуренции с Китаем эти факторы могут сыграть важную роль в сохранении ведущих позиций России.
Анализ показывает, что в основе российско-венесуэльского взаимодействия в значительной мере лежат объективные экономические мотивы и тяготения. Между тем следует помнить о высокой степени политизации ВТС и рынка энергоно
сителей и рисков с ней связанных. Политизация в принципе свойственна этим секторам, поскольку состояние в них влияет на характеристики национальной и глобальной безопасности. Применительно к двусторонним отношениям, политизация подразумевают высокую степень зависимости от общего климата международных отношений, меры интенсивности региональных конфликтов в ключевых точках планеты, специфики отношений России с ведущими мировыми державами и Венесуэлы с соседями по региону. Аналогичной изменчивостью отличается мировая энергетическая конъюнктура. То и другое подчеркивают крайнюю неустойчивость российско-венесуэльских связей.
В этом смысле упрочение стратегических отношений требует диверсификации экономического взаимодействия10. Определенные шаги в этом направлении были сделаны уже на завершающем этапе правления У. Чавеса. Впрочем, многие совместные проекты существуют лишь в режиме предварительных договоренностей11. Работающих торговых контрактов в отраслях, помимо энергетической и ВТС, немного. В СМИ часто фигурирует статистика, согласно которой совокупный объем экономических отношений двух стран сегодня составляет 30-40 млрд. долл., однако эти цифры не подтверждены никакими точными данными и, скорее, указывают на максимальный экономический потенциал намеченных совместных проектов.
В качестве примера перспективного, но не вполне реализованного потенциала совместного сотрудничества можно привести проекты в области финансовых и золотовалютных операций. В 2011 г. был создан российско-венесуэльский банк, основные доли в котором принадлежат Газпромбанку и группе ВТБ - с российской стороны (по 25%) и Фонду национального развития -со стороны Венесуэлы (50%). Очевидно, что банк создавался под совместные инвестиционные проекты, однако на сегодня сведений о целевой деятельности не существует.
Неопределенной остается и судьба золотовалютных резервов Венесуэлы. В 2011 г. У. Чавес вернул национальные запасы золота в страну, объясняя это ненадежностью банковских систем США и ЕС. За несколько месяцев в страну было ввезено 176 т драгоценного металла, а общий объем золота в хранилищах ЦБ Венесуэлы составил более 230 т. Между тем обещание У. Чавеса передать золотовалютные запасы на хранение в страны БРИКС, в том числе в Россию, так и не было выполнено. После прихода к власти Н. Мадуро все разговоры о передаче золотых запасов в третьи страны и вовсе прекратились.
Таким образом, прагматический аспект отношений с Венесуэлой для России обусловливается в первую очередь возможными экономическими приобретениями: усилением собственного влияния на мировых рынках энергоносителей и вооружения. Политический аспект отходит на второй план. В то же время в период тех или иных столкновений с США (югоосетинский конфликт и ситуация в Сирии) Каракас «превращается» в полезного партнера.