ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
Для Венесуэлы необходимость отношений с Россией диктуется в первую очередь политическими императивами. Российские (наряду с китайскими) инвестиции в нефтегазовый сектор фактически становятся фактором внутренней политической стабильности, а сам факт близости отношений (пусть и имеющий преимущественно символическое значение) дает дополнительный ресурс Каракасу в его «игре в противоборство» с Вашингтоном.
4
В последнее десятилетие в периодической печати и в экспертных дискуссиях российско-венесуэльское партнерство нередко становилось предметом сравнения с взаимодействием по линии Пекин-Каракас. Сотрудничество Каракаса с двумя центрами силы развивалось параллельно, а потому такое сопоставление представляется аналитически корректным. Кроме того, оно выглядит логичным в свете отмеченного российско-китайского соперничества на военно-технических и нефтегазовых рынках Венесуэлы.
Оценка опыта китайско-венесуэльского взаимодействия дает богатую пищу и для уточнения представлений о партнерстве Москвы и Каракаса. Она проливает дополнительный свет и на сущность современного мировидения Китая. При поверхностном рассмотрении политические мотивы, связанные, например, со структурной перестройкой международной системы, во многих случаях оказываются схожими и даже совпадающими. Вместе с тем более подробный анализ позволяет выявить элементы как подобия, так и различия в двустороннем сотрудничестве Венесуэлы с Россией и Китаем.
Активизация отношений с Китаем стала одним из первых результатов внешней политики У. Чавеса. Китай рассматривался венесуэльским руководством в качестве одного из ключевых направлений диверсификации внешнеэкономической деятельности страны - которое, в свою очередь, воплощает стремление Венесуэлы максимально снизить зависимость от Соединенных Штатов -«главного идеологического врага».
На официальном уровне Китай также всячески подчеркивает экономическое сотрудничество между странами. Оно определяется совместными проектами в энергетике, финансовой сфере, сельском хозяйстве, строительстве, инфраструктурных проектах и высоких технологиях. Китай уже стал крупнейшим кредитором Венесуэлы. Венесуэла входит в число стран, упоминаемых в официальной энергетической стратегии КНР [China's Energy Policy 2012]. 16 мая 2013 г. Каракас и Пекин подписали соглашение, согласно которому Венесуэле будет выделен дополнительный кредит в размере 4 млрд. долл. Он призван профинансировать увеличение добычи нефти компанией Sinovensa, которая стала совместным предприятием PDVSA и CNPC [Venezuela, China... 2013].
В 2001 г. страны объявили о начале стратегического сотрудничества. Постоянный рост объемов товарооборота между странами с тех пор сопровождается и наращиванием институциональной базы двусторонних отношений. С этим процессом связывались перспективы дополнения экономического сотрудничества сближением политических подходов к реформированию международного порядка [Romero C., Corrales J. 2009].
При этом остается и даже усиливается ощущение, что Китай эксплуатирует ценностно-идеологическую риторику Венесуэлы, используя ее для косвенного давления на США. На фоне радикализма Каракаса, пекинские предложения постепенного реформирования системы международного регулирования воспринимаются как более умеренные и благоразумные. Венесуэла своими действиями сама часто создает впечатление, что «играет на стороне Китая»12.
Сближение по вопросам мирорегулиро-вания на практике имеет четко обозначенные пределы, а полноценного «переливания» партнерства из экономической в политическую область в духе неофункциональной логики на деле не происходит. Важно помнить, что на международной арене Китай проводит инициативную политику по обеспечению своей страны природными ресурсами, не связанную с распространением какой-либо идеологической или ценностно-обусловленной программы [Sorj, Fausto 2010: 11]. Именно с таких позиций следует трактовать его отношения с Венесуэлой. На официальном уровне Пекин старается дистанцироваться как от внутриполитической тематики [Anne 2012], так и от открытой идеологической дружбы с Каракасом13.
Китайские эксперты связывают подобную позицию Пекина с нежеланием конфликтовать с США по венесуэльскому во-просу14. В результате Венесуэла намеренно рассматривается лишь как одно из государств в Латинской Америке, с которыми Китай выстраивает прагматические отношения. При этом ни одна из стран региона, по мнению китайских экспертов, не имеет особого положения во внешней политике КНР [Kunsheng Zhang. 2013]. На практике тема двусторонних отношений как на официальном, так и на экспертном уровне обсуждается крайне редко, в основном в связи с проектами в нефтяной отрасли Венесуэлы.
Позиция политического дистанцирования Китая понятна и американским аналитикам, которые часто называют отношения между Китаем и Венесуэлой «конъюнктурными» [Ratliff 2013]. Политические системы и концепции развития двух стран, не говоря уже о философских основах их поведения на мировой арене, сущност-но различны.
Не носят однозначно положительного характера и китайско-венесуэльские экономические отношения. Наблюдаемое экспоненциальное развитие торговли имеет и оборотную сторону: не только Венесуэла, но и другие латиноамериканские страны испытывают растущую конкуренцию со стороны китайских промышленных товаров и рабочей силы. Растет страх превращения в сырьевой придаток Китая который, как считают многие в регионе, намерен со временем претендовать на роль нового мирового гегемона. Венесуэльское руководство отнюдь не стремится к замене одной доминирующей сверхдержавы на другую.
В Латинской Америке Китай вызывает интерес как одна из древнейших культур, обладающая значительным потенциалом во многих областях. Однако по тем же причинам распространено негативно-настороженное отношение к Пекина. На бытовом уровне его просто боятся. Яркой иллюстрацией деструктивного влияния китайского гиганта на социально-экономическую стабильность стало разорение множества ремесленников в Перу и других стран. Потомки древних ацтеков и майя вынуждены искать новые способы заработка после того как дешевые китайские сувениры стали вытеснять их товары с рынка.
Явно выраженная ориентация Китая на удовлетворение своих сырьевых запросов за счет сотрудничества с Венесуэлой влияет как на стратегическое восприятие Пекина венесуэльским руководством, так и непосредственно - на содержание сотрудничества. Подобная мотивация ограничивает возможности проецирования китайского опыта на отношения Москвы и Каракаса: в последнем случае речь идет скорее о поиске рынка для товаров и инвестиций, а не ресурсной базы (как в случае с
Пекином). Различие в структурном положении России и Китая в мировой экономике определяет расхождение в парадигмах экономического сотрудничества.
5
С приходом к власти нового президента Н. Мадуро в 2013 г. связаны ожидания возможной корректировки как внутриполитического режима, так и внешнеполитической ориентации Венесуэлы. По оценкам экспертов американского Центра стратегических и международных исследований, несмотря на победу, президентский срок Мадуро будет трудным. Аналитики связывают это с минимальным отрывом от лидера оппозиции Э. Каприлеса, а также с социальными проблемами и усталостью общества [Meacham 2013].
Еще до выборов Центр глобальных конфликтов и мира сформулировал два основных сценария, оценивающих будущее российско-венесуэльского сотрудничества после смерти У. Чавеса и последующих президентских выборов [Rinna 2013]. В случае прихода к власти оппозиции прежде всего пострадали бы поставки вооружений из России. При приходе к власти преемника У. Чавеса, поставки вооружения сохранятся, однако возможно их небольшое снижение в случае попыток Н. Мадуро нормализовать отношения с США. Эксперты уверены, что при обоих исходах Россия останется важным партнером Венесуэлы, а нефтяные контракты не будут пересмотрены.
В настоящее время с учетом первых шагов нового венесуэльского правительства можно сформулировать более нюансированные сценарии возможного будущего российско-венесуэльского взаимодействия:
1. Наиболее благоприятным развитием событий для России будет сохранение внешнеполитической ориентации Венесуэлы при улучшении внутренней экономической ситуации. Это будет означать, что Каракасу удастся преодолеть экономические проблемы и администрация Н. Мадуро продолжит политику сближения с Россией, а намеченные совместные проекты получат реальное воплощение. Новое руководство должно быть заинтересовано в подтверждении существующих экономических договоренностей с Китаем и Россией, поскольку как это единственный способ сохранить ту позитивную инвестиционную динамику, которая началась при У. Чавесе. Парадоксально, но вероятность реализации этого сценария возрастает в случае ускорения роста мирового хозяйства, в том числе экономики США.
Данная группа прогнозов предполагает стабилизацию экономической системы Венесуэлы, что в полной мере отвечает стратегическим интересам России, поскольку в таком случае Каракас сможет выполнять свои финансовые обязательства перед Москвой, связанные как с участием в совместных предприятиях, так и с выплатой государственного долга. Это станет гарантией продолжения дорогостоящих энергетических проектов, которые в стабильных политических условиях могут достичь уровня рентабельности лишь через 4-5 лет.
2. Второй сценарий представляет собой сохранение внешнеполитической стратегии при ослаблении национальной экономики и усугублении существующих социальных проблем. В этом случае Россия, равно как и Китай, могут стать заложниками роста социальной напряженности и экономических проблем в стране. Каракас неизбежно встанет перед сложным выбором: либо вкладывать средства в модернизацию нефтегазового сектора и выполнять финансовые обязательства перед своими торговыми партнерами, либо продолжать направлять прибыль от продажи энергоресурсов в нестабильный социальный сектор.
Углубление кризиса чревато двумя серьезными для России последствиями: во-первых, Венесуэла не сможет расплачиваться по кредитам и выполнять свои обязательства - в результате российские бизнес-проекты окончательно утратят экономический смысл и перейдут в разряд исключительно политических. (Впрочем, для
поддержания своего союзника в регионе, Москва может решиться на безвозмездную помощь с целью сохранения собственного влияния.) Во-вторых, это приведет к дестабилизации режима, что запустит процесс эскалации политической напряженности внутри страны и может спровоцировать революционный сценарий.
3. Третий сценарий представляет собой смену внешнеполитического курса Венесуэлы, что может по-разному отразиться на перспективах российского бизнеса в стране. Возможно две основные модели развития данного сценария: эволюционная и революционная.
Первая модель означает постепенную, мягкую корректировку внешнеполитического курса - предпосылки для этого существуют уже сегодня. После смерти харизматического лидера Венесуэла неизбежно начнет терять позиции в группе АЛБА и, следовательно, она, как и весь «леворадикальный пояс», может перестать претендовать на статус альтернативного центра влияния. При Н. Мадуро Венесуэла, как и ее ближайшие союзники, скорее начнет переориентироваться на более умеренный блок МЕРКОСУР и его лидера - Бразилию, что, впрочем, не должно серьезно отразиться на средне- и долгосрочных перспективах партнерства с Россией, если не будет сопровождаться экономическим кризисом, описанном во втором сценарии.
Наиболее неблагоприятной для России становится вторая - революционная модель, так как в результате возможного переворота к власти почти наверняка придет проамериканская оппозиция. Такое развитие событий поставит под сомнение перспективы российского бизнеса в Венесуэле. Впрочем, возможность расширения экономического присутствия США существует и вне рамок революционного развития событий. Смягчение внешнеполитической риторики при Н. Мадуро создает предпосылки частичного восстановления отношений с американским бизнесом, прежде всего, в нефтегазовом секторе. Представители компаний ConocoPhillips и ExxonMobil, обладающих богатым опытом работы на венесуэльских шельфах и изгнанных из страны У. Чавесом, уже заявили о своей готовности вернуться.
В любом случае российскому бизнесу нужно быть готовым к увеличению инвестиционных рисков и значительному росту конкуренции, причем не только со стороны США, но и со стороны партнеров по БРИКС - Китая, Индии и Бразилии -которые, в случае сохранения политической стабильности в Венесуэле, будут претендовать на расширение своего экономического присутствия. Очевидно, что политические задачи России на настоящий момент перевешивают экономические. В то же время без создания системных основ сотрудничества с венесуэльским бизнес-сообществом, позиции Москвы будут оставаться уязвимыми перед лицом постоянно меняющейся политической конъюнктуры.
* * *
Преждевременная смерть У. Чавеса в 2013 г. может стать поводом для частичной переоценки его внешнеполитического наследия со стороны президента Н. Мадуро и стоящих у власти политических сил. Нельзя исключать определённой коррекции венесуэльской внешнеполитической линии и её трансформации из проактивной (наступательной) в реактивную (оборонительную). Логика расширения политического и идейного влияния Каракаса в регионе может смениться логикой удержания у власти в условиях углубления раскола в политической элите. Исходя из подобных соображений, руководство Венесуэлы может постараться «сэкономить» на внешней политике: в частности, свернуть значительную часть льготных экономических программ партнерам по АЛБА и снизить политическую активность в отношениях с рядом государств за пределами Латинской Америки, не относящихся к числу лидеров незападного мира.
Восстановление интенсивных политических связей с США нельзя исключать, но оно маловероятно в силу того, что по этому вопросу правящим силам сложно
составить конкуренцию оппозиции. Вряд ли руководство Венесуэлы может рассчитывать на прекращение поддержки своих конкурентов со стороны США даже в случае серьёзных внешнеполитических уступок. По-видимому, в своей политике руководство Венесуэлы будет опираться в большей мере не на двусторонние отношения (в том числе с Россией и Китаем), а на деятельность в межгосударственных группировок на региональном и глобальном уровне. Обоснованность такой стратегии обусловлена тем, что в случае кризисного сценария во внутренней политике, ни Россия, ни Китай по отдельности не окажут Венесуэле решающей поддержки -у России не хватит для этого ресурсов, а у Китая - мотивации.
Российско-венесуэльские отношения, скорее всего, будут углубляться за счет развития контактов в нефтегазовом секторе и поставок вооружений, поскольку это - те области мировой экономики, где конкурентоспособность России не вызывает сомнений. Если говорить о политическом сотрудничестве, то развитие отношений на антиамериканской основе практически исключено. По крайней мере, до тех пор пока Россия не решится выдвинуть собственный альтернативный проект гло-
Список литературы
бального переустройства. В нынешних условиях такой сценарий представляется маловероятным: для этого недостаточно внешнеполитических ресурсов, а главное желания - в российской мотивации в отношении лидеров современного мира коо-перативность явно перевешивает кон-фронтационность.
Вероятнее, акцент будет сделан на максимально благоприятное встраивание в глобальные управленческие структуры, формирование которых происходит в настоящее время. В этом плане дружеские отношения с Венесуэлой могут послужить «разменной картой» в переговорах с теми же США или Европейским Союзом. Впрочем, в среднесрочной перспективе сворачивание отношений прогнозировать не стоит. Россия может извлечь выгоды от декларативного «партнерства» со страной, которая пытается противопоставить себя текущей мировой повестке дня. И не только экономические. Прагматика поведения Москвы может объясняться желанием продемонстрировать наличие подлинно глобальных, трансконтинентальных интересов (естественный признак мировой державы) и независимость внешней политики, в первую очередь от суждений Вашингтона, Брюсселя и Пекина.
военно-техническое сотрудничество россии и венесуэлы. Справка // рИА-новости. [Электронный
ресурс]. URL:: http://ria.ru/defense_safety/20090909/184153994.html. Правительство венесуэлы обнародовало указ о создании СП с «роснефтью» // рИА новости. 2013.
24 апр. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20130424/934235941.html. российские нефтяники получили в венесуэле первую нефть // рбк Daily. 2012. 28 сент. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/tek/562949984809924. Товарооборот россии с венесуэлой в 2012 году составил 1944,7 млн долларов при положительном
для рФ сальдо 1943,1 млн долларов // Бинес-ТАСС. 2013. 6 марта. [Электронный ресурс]. URL:
http:// http://www.biztass.ru/news/id/61141. Торгово-экономическое сотрудничество между россией и венесуэлой // минэкономразвития россии.
2013. 8 апр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/
economylib4/mer/resources/20e2c8004f3888faab9aaf79bffb76c0/tes_venezuela.doc. Anne T. China-Venezuela commercial cooperation benefits two peoples // Chinese Governmental^ Official
Web Portal. 2012. 25 Nov. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/misc/2012-09/25/
content_2233096.htm.
Brazil Overview // World bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/en/country/ brazil/overview (дата последнего обращения 23 июня 2013)
China Loses a Friend in Venezuela // China Digital Times. 2013. 7 March. [Электронный ресурс]. URL: http://chinadigitaltimes.net/2013/03/china-loses-a-friend-in-venezuela/.
China's Energy Policy 2012 // Chinese Governmental^ Official Web Portal. 2012. 24 October [Электронный ресурс]. URL: http://english.gov.cn/official/2012-10/24/content_2250497_10.htm.