Файл: КЛУБ УЧЕБНОЙ АНАЛИТИКИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для Венесуэлы необходимость отноше­ний с Россией диктуется в первую очередь политическими императивами. Российские (наряду с китайскими) инвестиции в не­фтегазовый сектор фактически становятся фактором внутренней политической ста­бильности, а сам факт близости отноше­ний (пусть и имеющий преимущественно символическое значение) дает дополни­тельный ресурс Каракасу в его «игре в противоборство» с Вашингтоном.

4

В последнее десятилетие в периодиче­ской печати и в экспертных дискуссиях российско-венесуэльское партнерство не­редко становилось предметом сравнения с взаимодействием по линии Пекин-Кар­акас. Сотрудничество Каракаса с двумя центрами силы развивалось параллельно, а потому такое сопоставление представляет­ся аналитически корректным. Кроме того, оно выглядит логичным в свете отмеченно­го российско-китайского соперничества на военно-технических и нефтегазовых рын­ках Венесуэлы.

Оценка опыта китайско-венесуэльского взаимодействия дает богатую пищу и для уточнения представлений о партнерстве Москвы и Каракаса. Она проливает допол­нительный свет и на сущность современ­ного мировидения Китая. При поверхност­ном рассмотрении политические мотивы, связанные, например, со структурной пе­рестройкой международной системы, во многих случаях оказываются схожими и даже совпадающими. Вместе с тем более подробный анализ позволяет выявить эле­менты как подобия, так и различия в дву­стороннем сотрудничестве Венесуэлы с Россией и Китаем.

Активизация отношений с Китаем стала одним из первых результатов внешней по­литики У. Чавеса. Китай рассматривался ве­несуэльским руководством в качестве одно­го из ключевых направлений диверсифика­ции внешнеэкономической деятельности страны - которое, в свою очередь, воплоща­ет стремление Венесуэлы максимально сни­зить зависимость от Соединенных Штатов -«главного идеологического врага».

На официальном уровне Китай также вся­чески подчеркивает экономическое сотруд­ничество между странами. Оно определяется совместными проектами в энергетике, фи­нансовой сфере, сельском хозяйстве, строи­тельстве, инфраструктурных проектах и вы­соких технологиях. Китай уже стал крупней­шим кредитором Венесуэлы. Венесуэла вхо­дит в число стран, упоминаемых в официаль­ной энергетической стратегии КНР [China's Energy Policy 2012]. 16 мая 2013 г. Каракас и Пекин подписали соглашение, согласно ко­торому Венесуэле будет выделен дополни­тельный кредит в размере 4 млрд. долл. Он призван профинансировать увеличение до­бычи нефти компанией Sinovensa, которая стала совместным предприятием PDVSA и CNPC [Venezuela, China... 2013].

В 2001 г. страны объявили о начале стра­тегического сотрудничества. Постоянный рост объемов товарооборота между страна­ми с тех пор сопровождается и наращивани­ем институциональной базы двусторонних отношений. С этим процессом связывались перспективы дополнения экономического сотрудничества сближением политических подходов к реформированию международ­ного порядка [Romero C., Corrales J. 2009].

При этом остается и даже усиливается ощущение, что Китай эксплуатирует цен­ностно-идеологическую риторику Венесуэлы, используя ее для косвенного давления на США. На фоне радикализма Каракаса, пе­кинские предложения постепенного ре­формирования системы международного регулирования воспринимаются как более умеренные и благоразумные. Венесуэла своими действиями сама часто создает впе­чатление, что «играет на стороне Китая»12.


Сближение по вопросам мирорегулиро-вания на практике имеет четко обозначен­ные пределы, а полноценного «переливания» партнерства из экономической в политиче­скую область в духе неофункциональной логи­ки на деле не происходит. Важно помнить, что на международной арене Китай прово­дит инициативную политику по обеспече­нию своей страны природными ресурсами, не связанную с распространением какой-либо идеологической или ценностно-обусловленной программы [Sorj, Fausto 2010: 11]. Именно с таких позиций следует трактовать его отношения с Венесуэлой. На официальном уровне Пекин старается дис­танцироваться как от внутриполитической тематики [Anne 2012], так и от открытой идеологической дружбы с Каракасом13.

Китайские эксперты связывают подоб­ную позицию Пекина с нежеланием кон­фликтовать с США по венесуэльскому во-просу14. В результате Венесуэла намеренно рассматривается лишь как одно из госу­дарств в Латинской Америке, с которыми Китай выстраивает прагматические отно­шения. При этом ни одна из стран региона, по мнению китайских экспертов, не имеет особого положения во внешней политике КНР [Kunsheng Zhang. 2013]. На практике тема двусторонних отношений как на офи­циальном, так и на экспертном уровне об­суждается крайне редко, в основном в связи с проектами в нефтяной отрасли Венесуэлы.

Позиция политического дистанцирова­ния Китая понятна и американским анали­тикам, которые часто называют отноше­ния между Китаем и Венесуэлой «конъюн­ктурными» [Ratliff 2013]. Политические системы и концепции развития двух стран, не говоря уже о философских основах их поведения на мировой арене, сущност-но различны.

Не носят однозначно положительного характера и китайско-венесуэльские эко­номические отношения. Наблюдаемое экспоненциальное развитие торговли имеет и оборотную сторону: не только Венесуэла, но и другие латиноамерикан­ские страны испытывают растущую конку­ренцию со стороны китайских промыш­ленных товаров и рабочей силы. Растет страх превращения в сырьевой придаток Китая который, как считают многие в ре­гионе, намерен со временем претендовать на роль нового мирового гегемона. Вене­суэльское руководство отнюдь не стремит­ся к замене одной доминирующей сверх­державы на другую.

В Латинской Америке Китай вызывает интерес как одна из древнейших культур, обладающая значительным потенциалом во многих областях. Однако по тем же причинам распространено негативно-нас­тороженное отношение к Пекина. На бы­товом уровне его просто боятся. Яркой иллюстрацией деструктивного влияния ки­тайского гиганта на социально-экономи­ческую стабильность стало разорение мно­жества ремесленников в Перу и других стран. Потомки древних ацтеков и майя вынуждены искать новые способы заработ­ка после того как дешевые китайские суве­ниры стали вытеснять их товары с рынка.

Явно выраженная ориентация Китая на удовлетворение своих сырьевых запросов за счет сотрудничества с Венесуэлой влия­ет как на стратегическое восприятие Пекина венесуэльским руководством, так и непосредственно - на содержание со­трудничества. Подобная мотивация огра­ничивает возможности проецирования ки­тайского опыта на отношения Москвы и Каракаса: в последнем случае речь идет скорее о поиске рынка для товаров и инве­стиций, а не ресурсной базы (как в случае с


Пекином). Различие в структурном поло­жении России и Китая в мировой эконо­мике определяет расхождение в парадиг­мах экономического сотрудничества.

5

С приходом к власти нового президента Н. Мадуро в 2013 г. связаны ожидания воз­можной корректировки как внутриполити­ческого режима, так и внешнеполитиче­ской ориентации Венесуэлы. По оценкам экспертов американского Центра стратеги­ческих и международных исследований, несмотря на победу, президентский срок Мадуро будет трудным. Аналитики связы­вают это с минимальным отрывом от лиде­ра оппозиции Э. Каприлеса, а также с со­циальными проблемами и усталостью об­щества [Meacham 2013].

Еще до выборов Центр глобальных кон­фликтов и мира сформулировал два основ­ных сценария, оценивающих будущее российско-венесуэльского сотрудничества после смерти У. Чавеса и последующих президентских выборов [Rinna 2013]. В случае прихода к власти оппозиции пре­жде всего пострадали бы поставки воору­жений из России. При приходе к власти преемника У. Чавеса, поставки вооруже­ния сохранятся, однако возможно их не­большое снижение в случае попыток Н. Мадуро нормализовать отношения с США. Эксперты уверены, что при обоих исходах Россия останется важным партне­ром Венесуэлы, а нефтяные контракты не будут пересмотрены.

В настоящее время с учетом первых шагов нового венесуэльского правитель­ства можно сформулировать более нюан­сированные сценарии возможного буду­щего российско-венесуэльского взаимо­действия:

1. Наиболее благоприятным развитием событий для России будет сохранение внешнеполитической ориентации Вене­суэлы при улучшении внутренней эконо­мической ситуации. Это будет означать, что Каракасу удастся преодолеть эконо­мические проблемы и администрация Н. Мадуро продолжит политику сближе­ния с Россией, а намеченные совместные проекты получат реальное воплощение. Новое руководство должно быть заинтере­совано в подтверждении существующих экономических договоренностей с Китаем и Россией, поскольку как это единствен­ный способ сохранить ту позитивную ин­вестиционную динамику, которая началась при У. Чавесе. Парадоксально, но вероят­ность реализации этого сценария возрас­тает в случае ускорения роста мирового хозяйства, в том числе экономики США.

Данная группа прогнозов предполагает стабилизацию экономической системы Венесуэлы, что в полной мере отвечает стратегическим интересам России, по­скольку в таком случае Каракас сможет выполнять свои финансовые обязатель­ства перед Москвой, связанные как с участием в совместных предприятиях, так и с выплатой государственного долга. Это станет гарантией продолжения дорогосто­ящих энергетических проектов, которые в стабильных политических условиях могут достичь уровня рентабельности лишь через 4-5 лет.

2. Второй сценарий представляет собой сохранение внешнеполитической страте­гии при ослаблении национальной эко­номики и усугублении существующих со­циальных проблем. В этом случае Россия, равно как и Китай, могут стать заложни­ками роста социальной напряженности и экономических проблем в стране. Каракас неизбежно встанет перед сложным выбо­ром: либо вкладывать средства в модер­низацию нефтегазового сектора и выпол­нять финансовые обязательства перед своими торговыми партнерами, либо про­должать направлять прибыль от продажи энергоресурсов в нестабильный социаль­ный сектор.

Углубление кризиса чревато двумя се­рьезными для России последствиями: во-первых, Венесуэла не сможет распла­чиваться по кредитам и выполнять свои обязательства - в результате российские бизнес-проекты окончательно утратят эко­номический смысл и перейдут в разряд ис­ключительно политических. (Впрочем, для


поддержания своего союзника в регионе, Москва может решиться на безвозмездную помощь с целью сохранения собственного влияния.) Во-вторых, это приведет к деста­билизации режима, что запустит процесс эскалации политической напряженности внутри страны и может спровоцировать революционный сценарий.

3. Третий сценарий представляет собой смену внешнеполитического курса Вене­суэлы, что может по-разному отразиться на перспективах российского бизнеса в стра­не. Возможно две основные модели разви­тия данного сценария: эволюционная и революционная.

Первая модель означает постепенную, мягкую корректировку внешнеполитиче­ского курса - предпосылки для этого суще­ствуют уже сегодня. После смерти харизма­тического лидера Венесуэла неизбежно начнет терять позиции в группе АЛБА и, следовательно, она, как и весь «леворади­кальный пояс», может перестать претендо­вать на статус альтернативного центра вли­яния. При Н. Мадуро Венесуэла, как и ее ближайшие союзники, скорее начнет пере­ориентироваться на более умеренный блок МЕРКОСУР и его лидера - Бразилию, что, впрочем, не должно серьезно отразиться на средне- и долгосрочных перспективах пар­тнерства с Россией, если не будет сопрово­ждаться экономическим кризисом, опи­санном во втором сценарии.

Наиболее неблагоприятной для России становится вторая - революционная мо­дель, так как в результате возможного пе­реворота к власти почти наверняка придет проамериканская оппозиция. Такое разви­тие событий поставит под сомнение пер­спективы российского бизнеса в Венесуэле. Впрочем, возможность расширения эконо­мического присутствия США существует и вне рамок революционного развития со­бытий. Смягчение внешнеполитической риторики при Н. Мадуро создает предпо­сылки частичного восстановления отноше­ний с американским бизнесом, прежде всего, в нефтегазовом секторе. Представи­тели компаний ConocoPhillips и ExxonMobil, обладающих богатым опытом работы на венесуэльских шельфах и изгнанных из страны У. Чавесом, уже заявили о своей готовности вернуться.

В любом случае российскому бизнесу нужно быть готовым к увеличению инве­стиционных рисков и значительному росту конкуренции, причем не только со стороны США, но и со стороны партнеров по БРИКС - Китая, Индии и Бразилии -которые, в случае сохранения полити­ческой стабильности в Венесуэле, будут претендовать на расширение своего эко­номического присутствия. Очевидно, что политические задачи России на настоя­щий момент перевешивают экономиче­ские. В то же время без создания систем­ных основ сотрудничества с венесуэль­ским бизнес-сообществом, позиции Москвы будут оставаться уязвимыми перед лицом постоянно меняющейся по­литической конъюнктуры.

* * *

Преждевременная смерть У. Чавеса в 2013 г. может стать поводом для частичной переоценки его внешнеполитического на­следия со стороны президента Н. Мадуро и стоящих у власти политических сил. Нельзя исключать определённой коррекции вене­суэльской внешнеполитической линии и её трансформации из проактивной (насту­пательной) в реактивную (оборонитель­ную). Логика расширения политического и идейного влияния Каракаса в регионе может смениться логикой удержания у вла­сти в условиях углубления раскола в поли­тической элите. Исходя из подобных сооб­ражений, руководство Венесуэлы может постараться «сэкономить» на внешней по­литике: в частности, свернуть значитель­ную часть льготных экономических про­грамм партнерам по АЛБА и снизить по­литическую активность в отношениях с рядом государств за пределами Латинской Америки, не относящихся к числу лидеров незападного мира.

Восстановление интенсивных полити­ческих связей с США нельзя исключать, но оно маловероятно в силу того, что по этому вопросу правящим силам сложно


составить конкуренцию оппозиции. Вряд ли руководство Венесуэлы может рассчи­тывать на прекращение поддержки своих конкурентов со стороны США даже в слу­чае серьёзных внешнеполитических усту­пок. По-видимому, в своей политике ру­ководство Венесуэлы будет опираться в большей мере не на двусторонние отноше­ния (в том числе с Россией и Китаем), а на деятельность в межгосударственных груп­пировок на региональном и глобальном уровне. Обоснованность такой стратегии обусловлена тем, что в случае кризисного сценария во внутренней политике, ни Россия, ни Китай по отдельности не ока­жут Венесуэле решающей поддержки -у России не хватит для этого ресурсов, а у Китая - мотивации.

Российско-венесуэльские отношения, скорее всего, будут углубляться за счет развития контактов в нефтегазовом секто­ре и поставок вооружений, поскольку это - те области мировой экономики, где конкурентоспособность России не вызы­вает сомнений. Если говорить о политиче­ском сотрудничестве, то развитие отноше­ний на антиамериканской основе практи­чески исключено. По крайней мере, до тех пор пока Россия не решится выдвинуть собственный альтернативный проект гло-


Список литературы

бального переустройства. В нынешних условиях такой сценарий представляется маловероятным: для этого недостаточно внешнеполитических ресурсов, а главное желания - в российской мотивации в от­ношении лидеров современного мира коо-перативность явно перевешивает кон-фронтационность.

Вероятнее, акцент будет сделан на мак­симально благоприятное встраивание в глобальные управленческие структуры, формирование которых происходит в на­стоящее время. В этом плане дружеские отношения с Венесуэлой могут послужить «разменной картой» в переговорах с теми же США или Европейским Союзом. Впрочем, в среднесрочной перспективе сворачивание отношений прогнозировать не стоит. Россия может извлечь выгоды от декларативного «партнерства» со страной, которая пытается противопоставить себя текущей мировой повестке дня. И не толь­ко экономические. Прагматика поведения Москвы может объясняться желанием про­демонстрировать наличие подлинно гло­бальных, трансконтинентальных интере­сов (естественный признак мировой дер­жавы) и независимость внешней полити­ки, в первую очередь от суждений Вашинг­тона, Брюсселя и Пекина.

военно-техническое сотрудничество россии и венесуэлы. Справка // рИА-новости. [Электронный

ресурс]. URL:: http://ria.ru/defense_safety/20090909/184153994.html. Правительство венесуэлы обнародовало указ о создании СП с «роснефтью» // рИА новости. 2013.

24 апр. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20130424/934235941.html. российские нефтяники получили в венесуэле первую нефть // рбк Daily. 2012. 28 сент. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/tek/562949984809924. Товарооборот россии с венесуэлой в 2012 году составил 1944,7 млн долларов при положительном

для рФ сальдо 1943,1 млн долларов // Бинес-ТАСС. 2013. 6 марта. [Электронный ресурс]. URL:

http:// http://www.biztass.ru/news/id/61141. Торгово-экономическое сотрудничество между россией и венесуэлой // минэкономразвития россии.

2013. 8 апр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/

economylib4/mer/resources/20e2c8004f3888faab9aaf79bffb76c0/tes_venezuela.doc. Anne T. China-Venezuela commercial cooperation benefits two peoples // Chinese Governmental^ Official

Web Portal. 2012. 25 Nov. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/misc/2012-09/25/

content_2233096.htm.

Brazil Overview // World bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/en/country/ brazil/overview (дата последнего обращения 23 июня 2013)

China Loses a Friend in Venezuela // China Digital Times. 2013. 7 March. [Электронный ресурс]. URL: http://chinadigitaltimes.net/2013/03/china-loses-a-friend-in-venezuela/.

China's Energy Policy 2012 // Chinese Governmental^ Official Web Portal. 2012. 24 October [Элек­тронный ресурс]. URL: http://english.gov.cn/official/2012-10/24/content_2250497_10.htm.