Файл: Геополитика номер 19.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1053

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Геополитика XIX

Несмотря на значительные изменения в индийской внешней полити-

ке за последние годы среди друзей Индии на Западе замечено много не-

терпения, и они считают, что в Дели должны сделать гораздо больше на 

мировой арене, и сделать это быстро. В отличие от автократических и 

авторитарных обществ, где сильный правитель может быстро устроить 

перевоплощение основ внешней политики страны, адаптация демократий 

к внешним и внутренним изменениям является медленной. В то время как 

изменения протекают поступательно, Индия компенсирует это тем, что 

из-за того, что ее демократия большая и разнообразная, ее внешняя поли-

тика является как надежной, так и предсказуемой. Несмотря на большие 

многопартийные коалиции, которые правили в Индии в последние два 

десятилетия, Дели удалось перенаправить свою внутреннюю и внешнюю 

ориентацию на постоянную основу.

 

 Забегая вперед, можно очертить пять главных задач, которые стоят 

перед внешней политикой Индии в начале XXI века: (1) создание зоны 

мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте; (2) строительство 

стабильной архитектуры мира и сотрудничества в Азии; (3) мирное уре-

гулирование морского достояния Азии; (4) новый интернационализм, ко-

торый будет зависеть от углубления интеграции в мировую экономику и 

эффективного вклада в управление глобальными проблемами, и (5 ) чет-

кая грань между своими собственными демократическими ценностями и 

навязывании их другим.

  

Субконтинент в качестве зоны мира

  

Первая и самая важная задача для Индии состоит в создании зоны 

мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте. С конца 1970-х гг. 

в северо-западной части субконтинента происходили беспорядки и на-

сильственные конфликты, которые влияли не только на Индию, но и на 

весь мир. Способность Индии справиться с этой турбулентностью была 

подорвана ее напряженными отношениями с Пакистаном. Индия наме-

рена сотрудничать со своими соседями в регионе, а также с крупнейшими 

мировыми державами, чтобы победить чуму насильственного экстремиз-

ма, которая пустила корни в этой части континента на северо-западе.

Индия потратила много энергии, как дипломатической, так и поли-

тической за последнее десятилетие в преобразовании своих отношений 

с Пакистаном. Три премьер-министра, представляющие три различные 

политических тренда — Индер Кумар Гуджрал, Атал Бихари Ваджпаи 

и Манмохан Сингх настойчиво пытались нормализовать отношения с 

Пакистаном. Усилия начали приносить плоды. Индия и Пакистан в на-

Раджа Мохан


background image

7

Индия

стоящее время осуществляют дорожную карту для комплексной норма-

лизации двусторонних торговых отношений. Они также подписали согла-

шение в сентябре 2012 года по либерализации давности ограничительного 

визового режима сорокалетней давности.

Индия намерена поддерживать усилия афганского народа по восста-

новлению своей разрушенной войной экономики. Ее интересы в области 

безопасности афганского государства находят свое отражение в соглаше-

нии о стратегическом партнерстве, подписанном год назад.

С

тремление к нормализации отношений Индии с Пакистаном и углу-

блению стратегического партнерства с Афганистаном являются частью 

единого видения, которое направлено на достижение политической ста-

бильности, экономической модернизации и региональной интеграции на 

северо-западе континента.

Индия стремится работать с другими крупными державами в разви-

тии региональных связей, что отражается в понятии «нового шелкового 

пути». Мир и процветание на северо-западе субконтинента будет зависеть 

от успеха Индии в рекультивации роли региона в качестве моста между 

различными частями Азии. Кроме того, Индия в одностороннем порядке 

открывает свои рынки для своих других соседей на субконтиненте, что 

способствует внутренней стабильности и процветанию Бангладеш, Непа-

ла, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивских островов.

Дели продемонстрировало политическую волю Индии вести субкон-

тинент в позитивном направлении. Тем не менее, это будет длинный путь, 

прежде чем он сможет превратить Южную Азию в мирный и процветаю-

щий регион.

  

Стабильная архитектура для мира и сотрудничества в Азии

Вторая проблема для Индии заключается во внесении эффективного 

вклада в строительство стабильной архитектуры мира и сотрудничества 

в Азии. Идея азиатского единства и солидарности глубоко повлияла на 

индийское национальное движение в первые десятилетия ХХ века, а со-

действие политической солидарности и экономическому сотрудничеству 

в рамках недавно освобожденной Азии было одной из дипломатических 

инициатив независимой Индии. Эти идеи шагнули далеко вперед со вре-

мен 1940-х и 1950-х гг.

Более шести десятилетий спустя многие из этих идей стали реальностью. 

Азия никогда не была так интегрирована, как изнутри, так и с внешним 

миром, как это происходит сейчас. Это привело к беспрецедентному 

уровеню благосостояния и континент вновь становится важной движущей 

Новая внешняя политика Индии


background image

8

Геополитика XIX

силой мировой экономики. Внеочередные достижения Азии за последние 

несколько десятилетий, однако, могут быть легко свернуты, если регион 

станет жертвой соперничества между большими державами, национал-

шовинизма и необузданной гонки вооружений. Индии нужно помочь 

предотвратить такой исход, ускорив ее экономическую интеграцию в 

регионе, углубив двустороннее и многостороннее партнерство в области 

безопасности, содействуя всеобъемлющему политическому порядку в 

Азии и найдя баланс между интересами крупных держав. Прежде всего, 

Индия должна помочь Азии заново открыть «универсализм» Рабиндраната 

Тагора и других пионеров, которые помогли региону осознать свою общую 

культурную идентичность, но отказались выставлять ее в оппозиции к 

Западу.

Обеспечение безопасности морского достояния

Возникающие негативные тенденции в Азии наиболее ярко проявля-

ются в морской сфере. Усиление территориальных споров на небольших 

островах начали угрожать азиатским водам. Растущая уверенность Китая 

и «поворот к Азии» США, скорее всего, предвещают напряженный пери-

од в международных отношениях в регионе. В то же время, когда Азии 

необходимо строго придерживаться принципов морского права, право-

вая основа для поддержания порядка на море, по-видимому, выходит из 

строя. Конкурирующие интерпретации принципа свободы судоходства 

угрожают жизненно важным коммуникациям, соединяющим различные 

части Азии и связывающие ее с остальным миром.

Между тем, если роль морской торговли в экономической жизни Азии 

растет, все крупные державы в регионе, в том числе Китай и Индия, укре-

пляют свой морской потенциал. Появление новых морских держав в Азии 

связано с неизбежными трениями с США, которые уже давно были до-

минирующей морской державой в Индийском и Тихом океанах. Индия не 

согласна с утверждением, что морская политика Азии представляет собой 

игру с нулевой суммой. Она также не считает, что неизбежно произойдет 

противостояние между Китаем и США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Индия уже сотрудничает с США по вопросам морской безопасности. 

Она также планирует приступить к морскому диалогу с Китаем и присту-

пить к первым шагам в скоординированной борьбе с пиратством в Аден-

ском заливе. Индия поддержала предложение госсекретаря США Хиллари 

Клинтон по трехстороннему взаимодействию между Вашингтоном, Пе-

кином и Дели, и надеется, что рано или поздно Китай согласится начать 

переговоры в таких трехсторонних рамках. Сильное и устойчивое сотруд-

Раджа Мохан


background image

9

Индия

ничество между США, Китаем и Индией является ключом для мирного 

урегулирования морского достояния Азии.

Хотя некоторые будут склонны видеть такое сотрудничество как по-

пытку навязать «концерт в Азии», так как не все в регионе согласны, что 

концерт великих держав, подобно развитию в Европе после наполеонов-

ских войн, является лучшим средством для региона. Тем не менее, трех-

стороннее сотрудничество между США, Китаем и Индией должно рассма-

триваться как один из многих механизмов, которые, вместе взятые, могут 

способствовать миру и стабильности в регионе.

  

Новая международная роль Индии

  

Существует значительный интерес в США и Европе к тому, какой бу-

дет глобальная роль, которую Индия могла бы взять на себя в XXI веке, 

и вклад, который она должна сделать, чтобы решить многие глобальные 

проблемы, стоящие сейчас перед миром. В Индии также проходят ин-

тенсивные дебаты о значении нового качества Дели как ответственной 

державы в XXI веке. Новый интернационализм в Индии, вероятно, бу-

дет сформирован двумя факторами. Во-первых, углублением интеграции 

Индии в мировую экономику. Два десятилетия назад остальной мир не 

был настолько важным для внутренне-ориентированной экономической 

стратегии Индии. После двух десятилетий реформ более 40% ВВП Индии 

в настоящее время связано с международной торговлей. Индия нуждает-

ся в огромном количестве импортированной энергии и минеральных ре-

сурсов для поддержания высоких темпов роста, что являются жизненно 

важным для благополучия народа. Это только один пример растущей вза-

имозависимости Индии с остальным миром. В свою очередь, это делает 

Индию приверженной интернационализму меньше по идейной убежден-

ности и больше из-за жизненно важных личных интересов.

Не менее важным является второй фактор. Рост Индии — это не про-

сто дополнительный фактор в мировой экономике. Продвижение Индии 

будет иметь системные последствия для мира в целом ряде вопросов, от 

энергетической безопасности и глобального потепления до менеджмента 

морским достоянием и глобального управления. Проще говоря, Индия не 

может процветать без эффективного вклада в управление глобальными 

проблемами что, следовательно, подталкивает Индию к развитию много-

сторонних отношений.

Чтобы быть надежным и эффективным Дели утверждает, что 

многосторонний процесс должен стать более представительным и 

учитывать изменения в глобальном распределении власти. В настоящее 

Новая внешняя политика Индии


background image

10

Геополитика XIX

время разрыв между международными ожиданиями глобальной роли 

Индии и тем, что Дели готово сделать, действительно, огромный, но для 

Индии в ее собственных интересах более энергично способствовать делу 

построения глобальных норм и приведения их в действие.

  

Демократические ценности Индии

Один из величайших политических успехов Индии после обретения 

независимости состоял в ревностной защите демократических ценностей. 

После окончания холодной войны и в последнее время, в связи с арабской 

весной, возникло много вопросов о том, что демократические силы долж-

ны сделать, чтобы помочь другим двигаться в направлении политического 

плюрализма, верховенства права и представительного правительства. Тем 

не менее, Индия проводит четкую грань между удовлетворением от своих 

собственных демократических ценностей и навязывания их другим. Де-

мократия — это не подарок, которым один человек может осчастливить 

другого. Надо остановиться и задуматься о недавнем опыте использова-

ния внешней силы для содействия переменам внутри различных странах, 

а также затратах и выгодах от международного вмешательства. Как и в 

оказании медицинской помощи, так и в случае применения силы для про-

движения демократических преобразований, руководящий принцип дол-

жен быть простым: не навреди.

Применение силы в чрезвычайных обстоятельствах было довольно 

большой частью истории международных отношений. Но применение 

силы было успешным только тогда, когда оно сопровождалось зрелой по-

литической оценкой и признанием ограниченности силы. Ни одна сила 

или группа стран сегодня не имеет права успешно менять другие обще-

ства по заранее определенной схеме. Демократические силы должны да-

вать другим достаточно времени и пространства, чтобы там смирились с 

необходимостью политической свободы в стремлении к экономической 

и социальной модернизации. Повестка дня для свободы лучше всего уда-

ется путем углубления демократии в таких странах, как Индия. И Дели 

готово поделиться своим опытом и предложить свою поддержку тем, кто 

ищет ее.

 

 

Выводы: Индия сегодня посягает на мир невиданными доселе способа-

ми. В то же время она все больше зависит от остального мира в вопросах 

своей собственной безопасности и процветания. Это создает основу для 

все большей и широкой роли Индии на мировой арене.

Раджа Мохан