ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1095
Скачиваний: 2
6
Геополитика XIX
Несмотря на значительные изменения в индийской внешней полити-
ке за последние годы среди друзей Индии на Западе замечено много не-
терпения, и они считают, что в Дели должны сделать гораздо больше на
мировой арене, и сделать это быстро. В отличие от автократических и
авторитарных обществ, где сильный правитель может быстро устроить
перевоплощение основ внешней политики страны, адаптация демократий
к внешним и внутренним изменениям является медленной. В то время как
изменения протекают поступательно, Индия компенсирует это тем, что
из-за того, что ее демократия большая и разнообразная, ее внешняя поли-
тика является как надежной, так и предсказуемой. Несмотря на большие
многопартийные коалиции, которые правили в Индии в последние два
десятилетия, Дели удалось перенаправить свою внутреннюю и внешнюю
ориентацию на постоянную основу.
Забегая вперед, можно очертить пять главных задач, которые стоят
перед внешней политикой Индии в начале XXI века: (1) создание зоны
мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте; (2) строительство
стабильной архитектуры мира и сотрудничества в Азии; (3) мирное уре-
гулирование морского достояния Азии; (4) новый интернационализм, ко-
торый будет зависеть от углубления интеграции в мировую экономику и
эффективного вклада в управление глобальными проблемами, и (5 ) чет-
кая грань между своими собственными демократическими ценностями и
навязывании их другим.
Субконтинент в качестве зоны мира
Первая и самая важная задача для Индии состоит в создании зоны
мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте. С конца 1970-х гг.
в северо-западной части субконтинента происходили беспорядки и на-
сильственные конфликты, которые влияли не только на Индию, но и на
весь мир. Способность Индии справиться с этой турбулентностью была
подорвана ее напряженными отношениями с Пакистаном. Индия наме-
рена сотрудничать со своими соседями в регионе, а также с крупнейшими
мировыми державами, чтобы победить чуму насильственного экстремиз-
ма, которая пустила корни в этой части континента на северо-западе.
Индия потратила много энергии, как дипломатической, так и поли-
тической за последнее десятилетие в преобразовании своих отношений
с Пакистаном. Три премьер-министра, представляющие три различные
политических тренда — Индер Кумар Гуджрал, Атал Бихари Ваджпаи
и Манмохан Сингх настойчиво пытались нормализовать отношения с
Пакистаном. Усилия начали приносить плоды. Индия и Пакистан в на-
Раджа Мохан
7
Индия
стоящее время осуществляют дорожную карту для комплексной норма-
лизации двусторонних торговых отношений. Они также подписали согла-
шение в сентябре 2012 года по либерализации давности ограничительного
визового режима сорокалетней давности.
Индия намерена поддерживать усилия афганского народа по восста-
новлению своей разрушенной войной экономики. Ее интересы в области
безопасности афганского государства находят свое отражение в соглаше-
нии о стратегическом партнерстве, подписанном год назад.
С
тремление к нормализации отношений Индии с Пакистаном и углу-
блению стратегического партнерства с Афганистаном являются частью
единого видения, которое направлено на достижение политической ста-
бильности, экономической модернизации и региональной интеграции на
северо-западе континента.
Индия стремится работать с другими крупными державами в разви-
тии региональных связей, что отражается в понятии «нового шелкового
пути». Мир и процветание на северо-западе субконтинента будет зависеть
от успеха Индии в рекультивации роли региона в качестве моста между
различными частями Азии. Кроме того, Индия в одностороннем порядке
открывает свои рынки для своих других соседей на субконтиненте, что
способствует внутренней стабильности и процветанию Бангладеш, Непа-
ла, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивских островов.
Дели продемонстрировало политическую волю Индии вести субкон-
тинент в позитивном направлении. Тем не менее, это будет длинный путь,
прежде чем он сможет превратить Южную Азию в мирный и процветаю-
щий регион.
Стабильная архитектура для мира и сотрудничества в Азии
Вторая проблема для Индии заключается во внесении эффективного
вклада в строительство стабильной архитектуры мира и сотрудничества
в Азии. Идея азиатского единства и солидарности глубоко повлияла на
индийское национальное движение в первые десятилетия ХХ века, а со-
действие политической солидарности и экономическому сотрудничеству
в рамках недавно освобожденной Азии было одной из дипломатических
инициатив независимой Индии. Эти идеи шагнули далеко вперед со вре-
мен 1940-х и 1950-х гг.
Более шести десятилетий спустя многие из этих идей стали реальностью.
Азия никогда не была так интегрирована, как изнутри, так и с внешним
миром, как это происходит сейчас. Это привело к беспрецедентному
уровеню благосостояния и континент вновь становится важной движущей
Новая внешняя политика Индии
8
Геополитика XIX
силой мировой экономики. Внеочередные достижения Азии за последние
несколько десятилетий, однако, могут быть легко свернуты, если регион
станет жертвой соперничества между большими державами, национал-
шовинизма и необузданной гонки вооружений. Индии нужно помочь
предотвратить такой исход, ускорив ее экономическую интеграцию в
регионе, углубив двустороннее и многостороннее партнерство в области
безопасности, содействуя всеобъемлющему политическому порядку в
Азии и найдя баланс между интересами крупных держав. Прежде всего,
Индия должна помочь Азии заново открыть «универсализм» Рабиндраната
Тагора и других пионеров, которые помогли региону осознать свою общую
культурную идентичность, но отказались выставлять ее в оппозиции к
Западу.
Обеспечение безопасности морского достояния
Возникающие негативные тенденции в Азии наиболее ярко проявля-
ются в морской сфере. Усиление территориальных споров на небольших
островах начали угрожать азиатским водам. Растущая уверенность Китая
и «поворот к Азии» США, скорее всего, предвещают напряженный пери-
од в международных отношениях в регионе. В то же время, когда Азии
необходимо строго придерживаться принципов морского права, право-
вая основа для поддержания порядка на море, по-видимому, выходит из
строя. Конкурирующие интерпретации принципа свободы судоходства
угрожают жизненно важным коммуникациям, соединяющим различные
части Азии и связывающие ее с остальным миром.
Между тем, если роль морской торговли в экономической жизни Азии
растет, все крупные державы в регионе, в том числе Китай и Индия, укре-
пляют свой морской потенциал. Появление новых морских держав в Азии
связано с неизбежными трениями с США, которые уже давно были до-
минирующей морской державой в Индийском и Тихом океанах. Индия не
согласна с утверждением, что морская политика Азии представляет собой
игру с нулевой суммой. Она также не считает, что неизбежно произойдет
противостояние между Китаем и США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Индия уже сотрудничает с США по вопросам морской безопасности.
Она также планирует приступить к морскому диалогу с Китаем и присту-
пить к первым шагам в скоординированной борьбе с пиратством в Аден-
ском заливе. Индия поддержала предложение госсекретаря США Хиллари
Клинтон по трехстороннему взаимодействию между Вашингтоном, Пе-
кином и Дели, и надеется, что рано или поздно Китай согласится начать
переговоры в таких трехсторонних рамках. Сильное и устойчивое сотруд-
Раджа Мохан
9
Индия
ничество между США, Китаем и Индией является ключом для мирного
урегулирования морского достояния Азии.
Хотя некоторые будут склонны видеть такое сотрудничество как по-
пытку навязать «концерт в Азии», так как не все в регионе согласны, что
концерт великих держав, подобно развитию в Европе после наполеонов-
ских войн, является лучшим средством для региона. Тем не менее, трех-
стороннее сотрудничество между США, Китаем и Индией должно рассма-
триваться как один из многих механизмов, которые, вместе взятые, могут
способствовать миру и стабильности в регионе.
Новая международная роль Индии
Существует значительный интерес в США и Европе к тому, какой бу-
дет глобальная роль, которую Индия могла бы взять на себя в XXI веке,
и вклад, который она должна сделать, чтобы решить многие глобальные
проблемы, стоящие сейчас перед миром. В Индии также проходят ин-
тенсивные дебаты о значении нового качества Дели как ответственной
державы в XXI веке. Новый интернационализм в Индии, вероятно, бу-
дет сформирован двумя факторами. Во-первых, углублением интеграции
Индии в мировую экономику. Два десятилетия назад остальной мир не
был настолько важным для внутренне-ориентированной экономической
стратегии Индии. После двух десятилетий реформ более 40% ВВП Индии
в настоящее время связано с международной торговлей. Индия нуждает-
ся в огромном количестве импортированной энергии и минеральных ре-
сурсов для поддержания высоких темпов роста, что являются жизненно
важным для благополучия народа. Это только один пример растущей вза-
имозависимости Индии с остальным миром. В свою очередь, это делает
Индию приверженной интернационализму меньше по идейной убежден-
ности и больше из-за жизненно важных личных интересов.
Не менее важным является второй фактор. Рост Индии — это не про-
сто дополнительный фактор в мировой экономике. Продвижение Индии
будет иметь системные последствия для мира в целом ряде вопросов, от
энергетической безопасности и глобального потепления до менеджмента
морским достоянием и глобального управления. Проще говоря, Индия не
может процветать без эффективного вклада в управление глобальными
проблемами что, следовательно, подталкивает Индию к развитию много-
сторонних отношений.
Чтобы быть надежным и эффективным Дели утверждает, что
многосторонний процесс должен стать более представительным и
учитывать изменения в глобальном распределении власти. В настоящее
Новая внешняя политика Индии
10
Геополитика XIX
время разрыв между международными ожиданиями глобальной роли
Индии и тем, что Дели готово сделать, действительно, огромный, но для
Индии в ее собственных интересах более энергично способствовать делу
построения глобальных норм и приведения их в действие.
Демократические ценности Индии
Один из величайших политических успехов Индии после обретения
независимости состоял в ревностной защите демократических ценностей.
После окончания холодной войны и в последнее время, в связи с арабской
весной, возникло много вопросов о том, что демократические силы долж-
ны сделать, чтобы помочь другим двигаться в направлении политического
плюрализма, верховенства права и представительного правительства. Тем
не менее, Индия проводит четкую грань между удовлетворением от своих
собственных демократических ценностей и навязывания их другим. Де-
мократия — это не подарок, которым один человек может осчастливить
другого. Надо остановиться и задуматься о недавнем опыте использова-
ния внешней силы для содействия переменам внутри различных странах,
а также затратах и выгодах от международного вмешательства. Как и в
оказании медицинской помощи, так и в случае применения силы для про-
движения демократических преобразований, руководящий принцип дол-
жен быть простым: не навреди.
Применение силы в чрезвычайных обстоятельствах было довольно
большой частью истории международных отношений. Но применение
силы было успешным только тогда, когда оно сопровождалось зрелой по-
литической оценкой и признанием ограниченности силы. Ни одна сила
или группа стран сегодня не имеет права успешно менять другие обще-
ства по заранее определенной схеме. Демократические силы должны да-
вать другим достаточно времени и пространства, чтобы там смирились с
необходимостью политической свободы в стремлении к экономической
и социальной модернизации. Повестка дня для свободы лучше всего уда-
ется путем углубления демократии в таких странах, как Индия. И Дели
готово поделиться своим опытом и предложить свою поддержку тем, кто
ищет ее.
Выводы: Индия сегодня посягает на мир невиданными доселе способа-
ми. В то же время она все больше зависит от остального мира в вопросах
своей собственной безопасности и процветания. Это создает основу для
все большей и широкой роли Индии на мировой арене.
Раджа Мохан