ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1082
Скачиваний: 2
16
Геополитика XIX
за пределами индийской территории [10]. Инцидент в Мумбаи, когда исламские
террористы, успешно переправившись с территории Пакистана устроили не-
большой «джихад» в экономической сто-
лице Индии, вынудил руководство страны
задуматься и о других мерах сдерживания
и контроля, в том числе, за информацион-
ными системами.
Но с Пакистаном все более-менее
понятно. Образ врага вполне укладывается
в эту схему — завоеватели Индии (имеется
в виду не мифические арийские вторжения,
а вполне конкретные мусульманские армии,
построившие на севере Индии империю
Моголов) пришли с северо-запада
—
нынешних территорий Афганистана и
Пакистана. С ними пришлось бороться
не только последователям индуизма, но
и приверженцам новой синкретической
монотеистической религии сикхизма,
святилище которой
— Золотой храм
находится в нескольких десятках
километров от границы с Пакистаном — в г. Амритсар. Если мусульманское
вторжение происходило по суше, то белые колонизаторы прибыли морем —
португальцы, голландцы и британцы по очереди контролировали южный
Индостан и эксплуатировали его природные богатства. С Китаем несколько
сложней. Исторически китайские императоры не беспокоили индусов из-за
природной границы в виде горной цепи Гималаев и непроходимых джунглей на
юге. Хотя сейчас Индия имеет спорные с Китаем территории, скорее, больше
претензий именно у Китая к Индии, в том числе за приют тибетского далай-
ламы, штаб-квартира которого находится в приграничном с Поднебесной штате
Химачал-Прадеш. Индию же в отношениях с Китаем скорее волнуют водные
ресурсы — истоки Брахмапутры и Ганга начинаются в китайском Тибете.
Но и в самой Индии существуют различные точки зрения на проблематичные
отношения с соседями. Канти Баджпай отмечает, что после окончания Холодной
войны в Индии появилось три ветви, претендующих на выработку стратегии.
Он называет их нерувианизмом, неолиберализмом и гиперреализмом. Баджпай
настаивает, что самый пессимистический взгляд на международные отношения
у гиперрреалистов. «Если нерувианисты и либералы полагают, что международ-
ные отношения могут быть преобразованы либо посредством коммуникации и
контакта, либо в соответствии с экономическими реформами свободного рынка
Леонид Савин
Карта Империи Моголов
17
Индия
и логикой сравнительных преимуществ, то гиперреалисты усматривают в межго-
сударственных взаимоотношениях бесконечный цикл повторений (вообще, ин-
дуизм рассматривает время как бесконечную череду циклов, человеческая душа
также претерпевает эти круговращения, постоянно перевоплощаясь из одной
сущности в другую — отсюда не совсем понятная для западного человека с его
линейным восприятием времени, индусская неспешность). Для них конфликты и
конкуренция между государствами не могут быть преобразованы в мир и дружбу
(кроме как временного союза против общего противника), поэтому лучшими ин-
струментами являются угрозы и применение насилия, из-за чего они считают, что
самый верный способ достичь мира и стабильности — это накопление военной
силы и готовность к ее применению»[11]. Кроме того, гиперреалисты отклоня-
ют возражения своих оппонентов по поводу безудержных расходов на вооруже-
ния, а также высказывают сомнение относительно роли институций, законов и
соглашений. Для гиперреалистов в международных отношениях в счет берется
только власть и сила; все остальное — иллюзия. Соответственно, для нерувиани-
стов и необлибералов война — это всего одна из возможностей, которая может
произойти между суверенными государствами. Для «нерувианистов» природ-
ное состояние анархии может быть уменьшено путем договоренностей между
государствами, поэтому подготовка к войне и баланс сил, что становится цен-
тральным фактором для безопасности и внешней политики являются разоритель-
ными и бесполезными. Для неолибералов взаимное усиление является обуслав-
ливающим фактором естественного состояния анархии между государствами,
в частности, так как они становятся взаимозависимыми. Поэтому они считают
экономическую силу жизненно важной целью для государств, что должно быть
достигнуто путем свободного рынка и свободной торговли за рубежом [12]. У
гиперреалистов точка зрения немного иная. Брахма Челлэни отмечает, что «вой-
на наступает, когда конкурирующие государства приходят к пониманию, что дру-
гая сторона стала либо слишком сильной, либо слабой» [13]. Поэтому подготов-
ка к войне является ответственной и мудрой политической прозорливостью, а не
каким-либо подстрекательством. Поэтому агрессию в отношении своих соседей,
если вопрос касается территориальных споров или каких-либо других противо-
речий, гиперреалисты считают не только допустимой, но и необходимой.
Из этого можно извлечь вполне понятные выводы — индийские гиперреалисты
могут использоваться внешними силами для эскалации конфликта, в то время как
нерувианисты будут стараться достичь консенсуса, а неолибералы решать вопросы
с прагматической (экономической) точки зрения. Россия в этом отношении
имеет значительные преимущества. У нас нет общих границ с Индией, к нашей
стране довольно хорошее отношение, что подкрепляется историческим опытом.
Индия, наряду с Россией входит в БРИКС и готова участвовать в выработке новых
международных правил. Мы можем мудро взаимодействовать с представителями
Идеология и стратегия
18
Геополитика XIX
всех трех ветвей стратегической культуры Индии. Гиперреалисты будут
крайне заинтересованы в поставках российского вооружения, программах
модернизации и вообще, широком спектре военного сотрудничества. При
случае, Россия может использовать smart power, чтобы посредством индийских
гиперреалистов послать определенные сигналы соседним странам — Пакистану
и Китаю (Бангладеш и Непал не стоит брать во внимание, так как они пока не
оказывают какого либо влияния на расклад сил в регионе). Подход неолибералов
может быть использован с сугубо прагматической точки зрения — торгового,
экономического и промышленного сотрудничества. Довольно перспективным
для России может быть сфера атомной энергетики (эти интересы входят и в
генеральную линию нерувианистов), информационных и высоких технологий, в
том числе аэрокосмической промышленности.
Кроме того, из стратегической культуры Индии можно извлечь еще и один
немаловажный урок — это их экономическая и рыночная система. Они построены
таким образом, что большинство товаров и услуг ориентированы на внутреннего
потребителя, поэтому любые финансовые катаклизмы, происходящие во
внешней среде и действующие эффектом домино, для Индии не будут являться
катастрофой. Если разумно подойти к этому вопросу, то такая модель рыночного
устройства, основанная на принципе автаркии (самодостаточности) вполне
может быть применима и для ряда регионов Российской Федерации. С другой
стороны, внешний капитал поступает в Индию за счет рабочих мигрантов,
которые находятся в других странах — США, Великобритании, Персидском
заливе и т.д., что создает дополнительный источник доходов для государства.
Необходимо отметить, что Индия на данный момент склонна к пересмо-
тру своих стратегий. Это относится не только к военной доктрине «Холодный
старт», которая недавно была видоизменена, но и к стратегической культуре в
целом. Советник по национальной безопасности Шившанкар Менон считает, что
необходимо разработать новый словарь и концепции, чтобы работать с вопро-
сами 21 века. По его мнению, из-за роста возможностей Индии ей необходимо
больше взаимодействовать с Западным миром, хотя основная линия стратегиче-
ской культуры страны останется неизменной, так как это «туземный конструкт,
которому больше тысячи лет, модифицированный за последние два столетия... и в
трех основных школах, к счастью, нет изоляционизма» [14].
[1] Ken Booth, Strategy and Ethnocentrism. New York: Homes & Meier Publishers, 1979, р 65.
[2] Colin Gray, Modern Strategy, New York: Oxford University Press, 1999, р 129.
[3] Коul А. К. The North-South Dialogue and the NIEO//New horizons of international law
and developing countries. New Delhi, 1983. P. 171.
[4] Anand R. P. International law and the developing countries. New Delhi, 1986. P. 107.
[5] Stephen P. Cohen. India: Emerging Power. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 2001.
Леонид Савин
19
Индия
[6] Мухаев Р.Т. Геополитика. — М.: Юнити, 2007, С. 553
[7] Rodney W. Jones. India’s Strategic Culture. Defense Threat Reduction Agency Advanced
Systems and Concepts Office. 31 October 2006, р.5.
[8] Alastair Iain Johnston, Cultural Realism: Strategic Culture and Grand Strategy in Chinese
History, Princeton: Princeton University Press, 1995.
[9] Rodney W. Jones. Conventional Military Imbalance and Strategic Stability in South Asia.
SASSU Research Paper No. 1, March 2005, р. 9.
[10] Ibid. p. 13.
[11] Kanti Bajpai. Indian Strategic Culture. — South Asia in 2020: Future Strategic Balances
and Alliances, Strategic Studies Institute, November 2002, P. 245 — 305.// http://www.stramod.
ru/SP_001.html
[12] Shiv Shankar Menon. K. Subrahmanyam and India’s Strategic Culture. National Maritime
Foundation, 19 January 2012 http://www.maritimeindia.org/article/k-subrahmanyam-and-
indias-strategic-culture
[13] On the importance of national power or strength, См. Brahma Chellaney, .Preface,. in idem,
ed., Securing India’s Future in the New Millennium, p. xviii.
[14] India needs to modernise strategic culture. Sify News. Jan 20, 2012. http://www.sify.com/
news/india-needs-to-modernise-strategic-culture-news-national-mbus4jccahb.html
Идеология и стратегия
20
Геополитика XIX
Глобальный индиец
Шаши Тхарур
Ни одна другая страна не имеет ничего подобного — ежегодный слет своей
диаспоры, проводящийся с большой помпой ее правительством. Индия делает
это в течение десяти лет с большим успехом, приурочив к воспоминанию о воз-
вращении в Индию одного из самых известных индийских экспатриантов Махат-
мы Ганди, который сошел с трапа южноафриканского судна в Бомбее 9 января
1915 года. Когда я пишу эти строки, южный портовый город Кочи переполнен
иностранных индейцев, которые празднуют свою связь с родиной.
Индия является единственной страной, которая имеет официальный акроним
для своих мигрантов — NRI, или «нерезиденты индийцы». В своей книге «Ин-
дия: от полуночи до тысячелетия», я в шутку предложил, что вопрос доложен
быть поставлен таким образом: являются ли NRI «не реальными индийцами»
или «никогда не отказывающимися от Индии».
Конечно, почти 25 миллионов человек индийского происхождения, прожива-
ющих за рубежом, попадают в обе категории. Но 1600 делегатов, которые прибы-
ли в Кочи из 61 стран уже в одиннадцатый раз на празднование Pravasi Bharatiya
Divas (День экспатриантов индусов) в январе 2013 г. однозначно принадлежат
к последнему лагерю. Они были в Индии для того, чтобы подтвердить свои пре-
тензии на нее.
Было любопытно, что соответствующее мероприятие, организованное Ми-
нистерством по заморских делам индейцев (еще одно уникальное творение
Индии) в сотрудничестве с Федерацией торгово-промышленных палат Индии,
состоялось в Кочи в этом году. В конце концов, хотя в штате Керала проживает
всего 3% населения страны, на его долю приходится наибольшее число индийцев,
живущих и работающих за рубежом.
На съезде делегатов присутствовали: президент Маврикия, бывший генерал-
губернатор Новой Зеландии, бывшие премьер-министры Фиджи и Гайаны, по-
литики из Малайзии, предприниматели из Персидского залива, магнаты из Гон-
конга и корпоративные титаны из США, объединенные простым фактом общего
наследия — бесспорной реальностью, что даже ссыльные не могут избежать зер-
кала. Как заявил премьер-министр Индии Манмохан Сингх в своей инаугураци-
онной речи, они также были едины «идеей индийскости».
Индийскость воплощает в себе разнообразие и плюрализм как самой страны,
так и ее диаспоры. Индия снова с помощью празднования Pravasi Bharatiya Divas
обеспечивает индейцам — в том числе бывшим индейцам — со всех уголков мира
гарантию, что они действительно дома.