Файл: Геополитика номер 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1013

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его индивидуальность, а также влияет на судьбу. В то время как простран­ство определяется физическими свойствами, положение, в свою очередь, размещает каждое «пространство» на территории планеты, обуславливая отношения между ними. В этом смысле положение может являться факто­ром истории всей планеты, что делает его значение переменным со стра­тегической точки зрения, в условиях технологических и политических пре­образований, которые связаны с распределением власти в мире.

Три основных характеристики положения Бразилии это западное, тро­пическое и южное. Хотя это основывается на геометрической концепции распределения континентальных плит относительно географических ко­ординат, каждая из этих характеристик создает предпосылки для истори­ческой, культурной и политической жизни.

Западное положение является доминирующей характеристикой не только потому, что вся Южная Америка лежит к западу от Гринвича, но в первую очередь потому, что бразильское общество стремится к ценностям и образу жизни так называемых западных стран, промышленно развитых и демократических. Это предполагает не только географическую, но и культурно-идеологическую неразрывную связь с Европой и США. Самым ярким примером этой связи и влияния США стало подписание Межаме­риканского договора о взаимной помощи (договор о взаимной обороне) после Второй мировой войны в 1947 году в Рио-де-Жанейро.

Этот договор, довольно выгодный в рамках военного положения с 1964 года, был подорван действиями США во время Фолклендской войны, когда они поддержали агрессию Великобритании против страны на американ­ском континенте — Аргентины.

Кроме того, западничество не учитывает наши демографические осо­бенности; значительная часть бразильского населения — в частности, ин­дейского и африканского происхождения — не разделяет духовные евро­пейские ценности. И, наконец, идеология Запада стремится закрепить за Бразилией подчиненное положение на международной арене.

Вторая характеристика — тропическое положение — работает на про­тивоположную точку зрения, антизападническую, подчеркивая роль «ко­лониального народа» в противостоянии «колониальному государству».

Отказываясь от разбавления национальной идентичности в вихре капи­талистической современности, тропикализм предлагает своего рода изо­ляционизм третьего мира (в этом случае термин «тропикализм» выходит


за рамки своего географического значения, если учесть, что южная значи­тельная часть Бразилии лежит за пределами тропиков), но он не принима­ет во внимание тот факт, что не только элита, но и большая часть населения придерживается ценностей потребительского индивидуализма. Кроме того, необходимо добавить, что огромная доля иностранного капитала в бразильской экономике и значение внешнего рынка не позволят вести эко­номику самостоятельно, как это было в 50-60-е годы, но это не значит, что в этой сфере полностью отсутствуют перспективы.

Меридиональность, представляя собой синтез двух предыдущих харак­теристик, является фактором, наиболее полно отражающим реалии насто­ящего времени, а также обеспечивает перспективы развития на междуна­родном уровне.

С одной стороны, тенденция к многополярности призывает нас быть острожными в плане выравнивания роли регионов — вспомните, как по­ложительно на нашей стране сказался относительный изоляционизм во время двух мировых войн — а с другой, с приходом третьей промышлен­ной революции, мы должны расширить нашу деятельность в коммерче­ском и дипломатическом плане настолько, насколько это возможно.

Бразилия занимает выдающееся положение в южном полушарии не только благодаря своим размерам, но и благодаря высокому уровню тех­нического оснащения своего производства. Хотя оно и отстает от силь­нейших держав, но в отдельных секторах, таких как самолетостроение или производство стали, оно развивается самостоятельно, не получая новинок из мировых технологических центров. Это дает нам по праву выступать основным «электронно-механическим комплексом» южного полуша­рия. А если «глобализация в сфере финансовых рынков и проникновение бизнес-структур разорвали все национальные границы в странах первого мира, исключая такие страны, как Бразилия, которые требуют слишком много инвестиций», то меридиональная альтернатива выглядит не только возможной, но и необходимой. Это справедливо и для других южных госу­дарств, таких как Индия, но в первую очередь относится к Бразилии — нас всегда будут держать за «импортеров традиционной промышленной про­дукции и импортеров продукции высоких технологий», не взирая на наш передовой промышленный парк среди так называемого третьего мира.

Бразильская экономика переживает дилемму: с одной стороны, она не может повысить скорость накопления за счет жесткости внутреннего рын­


ка, а с другой, не может расширить этот рынок в связи с необходимостью повысить скорость накопления, чтобы быть в состоянии оплатить импорт технологий. Эта проблема не может быть решена в условиях изоляции. Даже если предположим, что государство способно своими силами подго­товить технический персонал и расширить научные исследования, то для внешнего рынка принципиальное значение имеет то, какие новые техноло­гии и какая продукция здесь изготовлена.

Для других стран Юга должно выглядеть привлекательным сотрудни­чество с Бразилией как с поставщиком дешевых технологий, необходимых для их развития. Между странами Юга есть неизбежная связь, которая требует разработки новой парадигмы в области отношения этого блока с Севером. Давайте посмотрим, какой может быть эта новая парадигма.

Меридионализм

Меридионализм с идеологической точки зрения означает использова­ние потенциала меридиональности в глобальном международном контек­сте. Естественно, что слабые объединяются, а сильные соперничают — по­этому, несмотря на отставание от стран Севера, у Юга есть одно важное стратегическое преимущество: среди южных стран отсутствует напря­женность, препятствующая международной солидарности и сотрудниче­ству в их отношениях с каждым из северных блоков.

Основной принцип, на котором базируется меридионализм, — равен­ство между государствами, которое было закреплено на международной конференции в Гааге в 1907 году, в чем есть заслуга бразильской делегации во главе с Руи Барбозой. Актуализация этого принципа на сегодняшний день заключается в устранении юридических препятствий с целью добить­ся выравнивания экономических, политических и социальных возможно­стей государств.

Конечно, идеальное равновесие всегда останется утопией. Но не забу­дем, что в начале ХХ века международный арбитраж при урегулировании конфликтов казался маловероятным, и, несмотря на огромные препят­ствия, мы постепенно улучшаем систему международного права, стремясь добиться более справедливого распределения власти и богатств, что оста­ется желаемым для большинства людей на планете.

Как только государство-нация обрело свою идеальную форму и стало основой политической организации общества, было объявлено о том, что оно исчерпало себя. Если количество людей не соответствует европейской


формуле национального государства, то возникает риск экономической и политической сегрегации, и не только на периферии, где люди еще только борются за свои государства, но и в странах первого эшелона, где растет население.

В этом отношении меридионализм приобретает универсальное, в не локальное значение: он выступает против экономической дискримина­ции, расовых и социальных предрассудков и противопоставления стран первого и третьего миров.

Странно, что глобализация, во имя растущей взаимозависимости, на самом деле способствует большему экономическому разрыву и делению мира по признаку богатства. Сегодня все чаще можно услышать разговоры о том, что голод в Сомали является эндемическим заболеванием, а не эпи­демией, как в четвертом мире. С этой точки зрения, обратите внимание, мировая пирамида имеет тенденцию расти вниз.

Поэтому, меридионализм исходит из реалистичной точки зрения на международные отношения, считая сомнительной «существенную ино­странную помощь» от стран Севера. Поэтому именно Юг должен взять на себя инициативу и сместить вектор внешней политики с экономико-во­енного на политико-дипломатический (что более перспективно для стран Юга) с целью уменьшить разрыв между полушариями.

Кажется, что исчерпала себя не только теория экономической природы разделения мира, но и конкретные политические инициативы, основанные на этой теории. «Неприсоединившиеся» испытывают кризис, их аудито­рия и влияние все меньше, что говорит о несостоятельности их политики с упором на военно-экономический сектор, что подходит странам Севера, но не Юга. То есть, это не просто случайное совпадение проблем, кото­рые пережили «неприсоединившиеся» на последней встрече на высшем уровне в Джакарте в 1992 году, где было отвергнуто предложение Егип­та слиться с Группой -77 и исключить Аргентину, которая не чувствовала себя представителем этого объединения.

Опыт Европейского сообщества вдохновил робкие попытки в области интеграции нашего региона, примером тому служат Меркосур и Тихооке­анский рынок. Изолированные, они не представляют собой вариант, спо­собный противостоять пяти северным мегаблокам, но тем не менее, любые инициативы, направленные на укрепление отношений Юг — Юг, имеют позитивные последствия. Они способствуют не только реализации теории


меридионализма, но и способствуют строительству новых международ­ных отношений, более справедливых и сбалансированных.

Для Бразилии меридионализм является возможностью преодоления традиционной дихотомии, о которой так долго спорили наши лидеры. Преодолевая экономизм, он гарантирует альтернативу между оборони­тельным западничеством, которое навсегда бы закрепило за нами роль ве­домой страны на международной арене, и агрессивной политикой третье­го мира, которая загнала бы нашу страну в рамки изоляционизма. Мир не может быть полон без Бразилии, и Бразилия не может мыслиться в отрыве от остального мира. Таким образом, лишь меридионализм способен устра­нить данную дихотомию.

Задачи меридионализма

Чтобы сформулировать задачи, стоящие сегодня перед меридионализ-мом, сперва нужно обобщить повестку дня международных отношений, касающихся непосредственно южного полушария, и максимально прибли­зиться к блоку, который может создать вокруг себя Бразилия.

В отличие от обычных предложений по созданию блоков, меридиона-лизм не предлагает интеграции государств, которая предполагает враще­ние вокруг одного центра, а выступает за их сочленение с целью решения конкретных задач и лучшего распределения власти. Следовательно, он не требует принятия уставов или конституционных хартий, как в случае с Движением неприсоединения, а лишь предлагает совместно более скоор­динированно работать, в том числе с международными организациями, в частности ООН, в целях улучшения сотрудничества между полушариями и внутри них.

Перед нами стоит множество разнообразных задач, но чрезмерная пе­регруженность повестки дня отрицательно скажется на сотрудничестве, поэтому необходимо урегулировать количество вопросов, принимая во внимание, что нужно действовать не только в интересах Юга, хотя из-за неоднородности взглядов разных полушарий на проблемы это будет не­просто.

Следуя методическим указаниям Грамши, невозможно решить конкрет­ные задачи, стоящие перед южным полушарием. Ведь в данном случае речь идет не о двух автономных системах, как в случае с делением на Запад и Восток, но с двумя частями целого.