Файл: Геополитика номер 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 988

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

серьезные шаги с целью слома данной негативной для российской эконо­мики схемы.

Несмотря на сырьевой характер экономики, Россия была и остается ведущим игроком в Евразии, и это позволяет кардинально по-новому об­рисовать геополитическое положение России в мире. Как известно, от­ечественные и мировые эксперты давно пытаются решить извечный гео­политический вопрос — что такое Россия? Это — Запад или Восток? На мой взгляд, давно пора уйти от этой тупиковой дихотомичной схемы, т.к. Россия и не Запад, и не Восток в чистом виде. Геополитическая роль Рос­сии — это Север. Конечно, это тема не для данной статьи, а для отдельного большого материала. Тем не менее, все предпосылки для такого позицио­нирования России давно уже созрели, и появление нового геополитиче­ского знака для России станет отражением реальной картины современ­ного многополюсного мира.

В этом контексте особенно значимым является расширение энерге­тического сотрудничества России с азиатским регионом, прежде всего, с Китаем и Японией. Это сотрудничество является существенным и необхо­димым дополнением в энергетической стратегии России, позволяя ей со­единить Евразию стальными скрепами в единое целое, в котором России будет занимать центральное место. Но энергетическая стратегия сама по себе явна недостаточна. Она должна быть дополнена серьезной логисти­ческой проработкой и инвестициями в развитие транспортной инфра­структуры от границы России с КНР до границы с ЕС, но, прежде всего, а Северный морской путь, который может стать основным торговым путем между Азией и Европой.

По сути дела, энергетическое сотрудничество, создание развитой инфраструктуры энергетических потоков является предварительной и необходимой работой по превращению территории России в главную торговую магистраль Евразии. Решение этой задачи поможет созданию равномерной и развитой по примеру стран Европы и США жилой и про­изводственной инфраструктуры в России.

Конец лимитрофов

Вся недолгая история существования Восточной Европы после распа­да социалистического блока в очередной раз показывает, что элиты этих стран — лимитрофы по определению и никогда не будут проводить само­стоятельную внешнюю политику. В этой связи эти страны не могут быть


равнозначными партнерами для России, к которым можно относиться с уважением. Следовательно, подход к ним должен быть исключительно по­требительский, аналогично тому, как к ним относятся США.

В этой связи, в контексте снижения геополитического влияния Вос­точной Европы, значение Южного и Северного потоков исключительно велико, т.к. поможет разрушить намечающиеся лимитрофные связки в тре­угольнике Беларусь-Польша-Украина. Северный поток позволит Германии стать не только конечным получателем российского газа, но и, по сути, главной страной-транзитером, что существенно усилит геополитическую связку России и Германии и послужит делу реального объединения Евра­зии в единый финансово-экономический организм. Аналогично Северно­му потоку, Южный поток наведет такой же порядок с транзитом газа через Украину, транзитная значимость которой резко снизится и будет соответ­ствовать реальному геополитическому весу Украины.

В результате России и Германии удалось бы экономически разбить на­мечающийся транзитно-лимитрофный треугольник Беларуси-Польши и Украины и привести те элиты этих стран, которые в настоящее время стоят во главе этого процесса к более реальному пониманию соотношения сил в Восточной Европе. Результатом Северного и Южного потока станет рез­кое снижение геополитической роли Восточной Европы в контексте инте­грационный евразийских процессов, что, возможно, будет способствовать отказу США от усиленной поддержки стран-лимитрофов и налаживанию более продуктивного диалога с ключевыми странами региона.

О том, что в строительстве сильной Евразии заинтересована не толь­ко Россия, но и другие страны континента, в частности, Китай, пишет в своей статье «Китайский сухопутный мост в Турцию создает новый евра­зийский геополитический потенциал» и такой известный и авторитетный эксперт, как Уильям Энгдаль, который дополняет нашу картину стальных скреп Евразии в виде трубопроводов, железнодорожными «шелковыми путями», которые уже начал строить Китай в Европу, один из которых пройдет через территорию Казахстана, России и Белоруссии, а второй — через Турцию.

«Перспектива беспрецедентного евразийского экономического бума в течение всего следующего столетие и даже дольше уже на пороге. Пер­вые скрепы обширного экономического пространства уже заложены или строятся с помощью этой сети железнодорожных сообщений. Становится


ясным большему количеству людей в Европе, Африке, на Ближнем Восто­ке и в Евразии, включая Китай и Россию, что их естественное стремление выстроить эти рынки стоит только перед одним главным препятствием: НАТО и навязчивая идея Полного спектра доминирования американского Пентагона. В период до Первой мировой войны в Берлине было принято решение построить от Берлина до Багдада через турецкую Османскую им­перию железную дорогу, что стало катализатором для британских страте­гов для провоцирования событий, которые погрузили Европу в самую раз­рушительную войну в истории на тот момент. На сей раз у нас есть шанс избежать подобной судьбы с евразийским развитием»

Таким образом, Северный и Южный поток это не просто газовые тру­бопроводы. Это — стальные скрепы Евразии, которыми Россия объединя­ет континент и благодаря которым резко снижается вероятность военных конфликтов на континенте. Россия привязывает к себе Европу и серьез­но снижает ее зависимость от США и Англии. Для стабильности Евразии будет очень полезно, если эта стратегия России будет дополнена железно­дорожной стратегией Китая, которая еще больше усилит формирование в Евразии единого экономического пространства. Сегодня уже видны очер­тания трех больших блоков на евразийском континенте, между которыми отсутствуют военно-геополитические противоречия. Это — Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский союз и Евросоюз. В перспек­тиве эти блоки могут объединиться в один, после чего мечта о единой Евразии от Атлантического до Тихого океана станет реальностью. «Гло­бальный континент» станет единым. Тогда и место «мирового острова» станет соответствующей его реальному статусу.


Этнопсихологическая предпосылка

стран БРИКС


Адгезал Мамедов


Союз пяти быстро развивающихся стран БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa) — новая геополитическая конфигурация на мировом арене.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее мобильные и быстро раз­вивающиеся крупные страны.

Прогнозируется, что значительные размеры экономки этих стран в бу­дущем позволит им трансформировать экономический рост в политиче­ское влияние, что приведёт к формированию новой геополитической силы в мире и снизит влияние Евроатлантического союза.

Многие аналитики утверждают, что экономический потенциал Брази­лии, России, Индии и Китая таков, что они к 2050г. могут стать четверкой доминирующих экономических систем.

Таким образом, у БРИКC есть потенциал сформировать сильный эко­номический и политический блок (эти страны занимают более чем 30% суши в мире, 45% населения) против мирового доминанта.

По оценке известного аргентинского политолога К. Перейры, «БРИКС окончательно становится одной из ключевых фигур на всемирной шахмат­ной доске». Поэтому союз этих государств может стать фактором, серьез­но влияющим на мировую политическую и экономическую жизнь.

В такой системе все более востребованы не только сближение интере­сов, но и сближение ментальных взглядов данных государств.

Поэтому сугубо аналитический подход к изучению разрозненных гео­политических процессов не давал, да и не мог дать, представления о много­гранности и тесной взаимосвязи всех компонентов ментальных явлений.

Каждый исторический период имеет свои особенности, у каждого исто­рического события свои предпосылки, и нельзя одно отрывать от другого.

Для понимания этнопсихологических факторов как предпосылки или как ускорителя сближения стран БРИКС надо полагаться не на стерео­типные оценки, а на факты из истории этих народов, их генеалогического


кода, его влияния для самопрограммирования психики. Эти факты играют основную роль в формировании ментального мышления каждого народа.

Любая идеологическая или экономическая теория без системы понятий каждого менталитета приведет к большим ошибкам. Эта обстановка созда­ет условия для спектрального изучения общества в целом, уточняя расклад взглядов, и помогает подойти к этим обществам со знанием, осмысливая их мышление и понимание. Изучение законов ментального мышления есть вернейшая исходная точка всякого познания. Как бы ни старался человек, он не сможет избавиться от своей ментальности, потому что она прони­кает в корни его нервной системы и определяет то, каким образом он вос­принимает мир.

Потому что это — законы психофизиологической природы менталь­ной памяти.

Эти страны пока вынуждены все время делать дружественные жесты в адрес США, но, тем не менее, они не доверяют им и не хотят допускать ошибки прошлого века. Основная причина такого подхода в том, что за ними стоит имперский прошлый.

Пока не забыта колониальная политика европейских стран и безудерж­ная экспансия США. Пользуясь своим преимуществом европейские стра­ны и США вывозили из стран Африки и Ближнего Востока дешевое сырье и ресурсы. Не думая о том, какой катастрофой все это обернется для стран третьего мира. А у России нет такого прошлого. Например, мы народы бывшего Советского союза никогда не считали свои народы порабощен­ными Россией, а были и ощущали себя полноценными гражданами одного единого интернационального государства, которые дружили и ссорились между собой независимо от национальности, вместе радовались, вместе горевали и культура у всех была одна общая — шветская, а национальные особенности разных народов лишь обогащали и украшали эту общую куль­туру. Поэтому исторический опыт показывает, что пока существует одно-полярный мир, остается и реальная опасность для народов нашего региона и для всего человечества.

Поэтому многополярный мир будет способствовать развитию эконо­мики этих стран.

В этом плане Россия занимает особое положение, и выступает как ини­циатор многополярного мира. В феврале 2007г. в Мюнхене В. В. Путин произнес этапную речь, в которой резко выступил против однополярного