ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1019
Скачиваний: 1
серьезные шаги с целью слома данной негативной для российской экономики схемы.
Несмотря на сырьевой характер экономики, Россия была и остается ведущим игроком в Евразии, и это позволяет кардинально по-новому обрисовать геополитическое положение России в мире. Как известно, отечественные и мировые эксперты давно пытаются решить извечный геополитический вопрос — что такое Россия? Это — Запад или Восток? На мой взгляд, давно пора уйти от этой тупиковой дихотомичной схемы, т.к. Россия и не Запад, и не Восток в чистом виде. Геополитическая роль России — это Север. Конечно, это тема не для данной статьи, а для отдельного большого материала. Тем не менее, все предпосылки для такого позиционирования России давно уже созрели, и появление нового геополитического знака для России станет отражением реальной картины современного многополюсного мира.
В этом контексте особенно значимым является расширение энергетического сотрудничества России с азиатским регионом, прежде всего, с Китаем и Японией. Это сотрудничество является существенным и необходимым дополнением в энергетической стратегии России, позволяя ей соединить Евразию стальными скрепами в единое целое, в котором России будет занимать центральное место. Но энергетическая стратегия сама по себе явна недостаточна. Она должна быть дополнена серьезной логистической проработкой и инвестициями в развитие транспортной инфраструктуры от границы России с КНР до границы с ЕС, но, прежде всего, а Северный морской путь, который может стать основным торговым путем между Азией и Европой.
По сути дела, энергетическое сотрудничество, создание развитой инфраструктуры энергетических потоков является предварительной и необходимой работой по превращению территории России в главную торговую магистраль Евразии. Решение этой задачи поможет созданию равномерной и развитой по примеру стран Европы и США жилой и производственной инфраструктуры в России.
Конец лимитрофов
Вся недолгая история существования Восточной Европы после распада социалистического блока в очередной раз показывает, что элиты этих стран — лимитрофы по определению и никогда не будут проводить самостоятельную внешнюю политику. В этой связи эти страны не могут быть
равнозначными партнерами для России, к которым можно относиться с уважением. Следовательно, подход к ним должен быть исключительно потребительский, аналогично тому, как к ним относятся США.
В этой связи, в контексте снижения геополитического влияния Восточной Европы, значение Южного и Северного потоков исключительно велико, т.к. поможет разрушить намечающиеся лимитрофные связки в треугольнике Беларусь-Польша-Украина. Северный поток позволит Германии стать не только конечным получателем российского газа, но и, по сути, главной страной-транзитером, что существенно усилит геополитическую связку России и Германии и послужит делу реального объединения Евразии в единый финансово-экономический организм. Аналогично Северному потоку, Южный поток наведет такой же порядок с транзитом газа через Украину, транзитная значимость которой резко снизится и будет соответствовать реальному геополитическому весу Украины.
В результате России и Германии удалось бы экономически разбить намечающийся транзитно-лимитрофный треугольник Беларуси-Польши и Украины и привести те элиты этих стран, которые в настоящее время стоят во главе этого процесса к более реальному пониманию соотношения сил в Восточной Европе. Результатом Северного и Южного потока станет резкое снижение геополитической роли Восточной Европы в контексте интеграционный евразийских процессов, что, возможно, будет способствовать отказу США от усиленной поддержки стран-лимитрофов и налаживанию более продуктивного диалога с ключевыми странами региона.
О том, что в строительстве сильной Евразии заинтересована не только Россия, но и другие страны континента, в частности, Китай, пишет в своей статье «Китайский сухопутный мост в Турцию создает новый евразийский геополитический потенциал» и такой известный и авторитетный эксперт, как Уильям Энгдаль, который дополняет нашу картину стальных скреп Евразии в виде трубопроводов, железнодорожными «шелковыми путями», которые уже начал строить Китай в Европу, один из которых пройдет через территорию Казахстана, России и Белоруссии, а второй — через Турцию.
«Перспектива беспрецедентного евразийского экономического бума в течение всего следующего столетие и даже дольше уже на пороге. Первые скрепы обширного экономического пространства уже заложены или строятся с помощью этой сети железнодорожных сообщений. Становится
ясным большему количеству людей в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Евразии, включая Китай и Россию, что их естественное стремление выстроить эти рынки стоит только перед одним главным препятствием: НАТО и навязчивая идея Полного спектра доминирования американского Пентагона. В период до Первой мировой войны в Берлине было принято решение построить от Берлина до Багдада через турецкую Османскую империю железную дорогу, что стало катализатором для британских стратегов для провоцирования событий, которые погрузили Европу в самую разрушительную войну в истории на тот момент. На сей раз у нас есть шанс избежать подобной судьбы с евразийским развитием»
Таким образом, Северный и Южный поток это не просто газовые трубопроводы. Это — стальные скрепы Евразии, которыми Россия объединяет континент и благодаря которым резко снижается вероятность военных конфликтов на континенте. Россия привязывает к себе Европу и серьезно снижает ее зависимость от США и Англии. Для стабильности Евразии будет очень полезно, если эта стратегия России будет дополнена железнодорожной стратегией Китая, которая еще больше усилит формирование в Евразии единого экономического пространства. Сегодня уже видны очертания трех больших блоков на евразийском континенте, между которыми отсутствуют военно-геополитические противоречия. Это — Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский союз и Евросоюз. В перспективе эти блоки могут объединиться в один, после чего мечта о единой Евразии от Атлантического до Тихого океана станет реальностью. «Глобальный континент» станет единым. Тогда и место «мирового острова» станет соответствующей его реальному статусу.
Этнопсихологическая предпосылка
стран БРИКС
Адгезал Мамедов
Союз пяти быстро развивающихся стран БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa) — новая геополитическая конфигурация на мировом арене.
Члены БРИКС характеризуются как наиболее мобильные и быстро развивающиеся крупные страны.
Прогнозируется, что значительные размеры экономки этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой геополитической силы в мире и снизит влияние Евроатлантического союза.
Многие аналитики утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они к 2050г. могут стать четверкой доминирующих экономических систем.
Таким образом, у БРИКC есть потенциал сформировать сильный экономический и политический блок (эти страны занимают более чем 30% суши в мире, 45% населения) против мирового доминанта.
По оценке известного аргентинского политолога К. Перейры, «БРИКС окончательно становится одной из ключевых фигур на всемирной шахматной доске». Поэтому союз этих государств может стать фактором, серьезно влияющим на мировую политическую и экономическую жизнь.
В такой системе все более востребованы не только сближение интересов, но и сближение ментальных взглядов данных государств.
Поэтому сугубо аналитический подход к изучению разрозненных геополитических процессов не давал, да и не мог дать, представления о многогранности и тесной взаимосвязи всех компонентов ментальных явлений.
Каждый исторический период имеет свои особенности, у каждого исторического события свои предпосылки, и нельзя одно отрывать от другого.
Для понимания этнопсихологических факторов как предпосылки или как ускорителя сближения стран БРИКС надо полагаться не на стереотипные оценки, а на факты из истории этих народов, их генеалогического
кода, его влияния для самопрограммирования психики. Эти факты играют основную роль в формировании ментального мышления каждого народа.
Любая идеологическая или экономическая теория без системы понятий каждого менталитета приведет к большим ошибкам. Эта обстановка создает условия для спектрального изучения общества в целом, уточняя расклад взглядов, и помогает подойти к этим обществам со знанием, осмысливая их мышление и понимание. Изучение законов ментального мышления есть вернейшая исходная точка всякого познания. Как бы ни старался человек, он не сможет избавиться от своей ментальности, потому что она проникает в корни его нервной системы и определяет то, каким образом он воспринимает мир.
Потому что это — законы психофизиологической природы ментальной памяти.
Эти страны пока вынуждены все время делать дружественные жесты в адрес США, но, тем не менее, они не доверяют им и не хотят допускать ошибки прошлого века. Основная причина такого подхода в том, что за ними стоит имперский прошлый.
Пока не забыта колониальная политика европейских стран и безудержная экспансия США. Пользуясь своим преимуществом европейские страны и США вывозили из стран Африки и Ближнего Востока дешевое сырье и ресурсы. Не думая о том, какой катастрофой все это обернется для стран третьего мира. А у России нет такого прошлого. Например, мы народы бывшего Советского союза никогда не считали свои народы порабощенными Россией, а были и ощущали себя полноценными гражданами одного единого интернационального государства, которые дружили и ссорились между собой независимо от национальности, вместе радовались, вместе горевали и культура у всех была одна общая — шветская, а национальные особенности разных народов лишь обогащали и украшали эту общую культуру. Поэтому исторический опыт показывает, что пока существует одно-полярный мир, остается и реальная опасность для народов нашего региона и для всего человечества.
Поэтому многополярный мир будет способствовать развитию экономики этих стран.
В этом плане Россия занимает особое положение, и выступает как инициатор многополярного мира. В феврале 2007г. в Мюнхене В. В. Путин произнес этапную речь, в которой резко выступил против однополярного