Файл: Геополитика номер 17.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1026

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

московскому правителю. Тем самым Путин приблизился здесь к евразийской мо­дели, предлагающей сочетать централизм большого пространства с этническим разнообразием и широкой федералистской автономией регионов на базе субси-диарности. Эта модель имеет, однако, мало общего с либеральной демократией и гражданским обществом, так как основана на совершенно иных принципах и ценностях, относящихся скорее к обществу традиционному, нежели современ­ному и постсовременному.

Кадыровская модель, продемонстрировавшая свою успешность и эффектив­ность в самой горячей точке Северного Кавказа, Чечне, не смогла быть автомати­чески перенесена на другие субъекты Федерации (например, Ингушетия в эпоху президентства Зязикова). Это можно объяснить различиями в поворотах новей­шей истории, отсутствием долгих кровопролитных столкновений или этнической структурой соответствующих республик. Возможно, объяснения следует искать в конкретной конфигурации местных элит и соотношении в них центростреми­тельных и центробежных факторов, а также эффективности соответствующих им сетей. Эмпирически следует констатировать, что на данный момент кроме Чечни кадыровская модель на Северном Кавказе не работает, а продолжает существо­вать система, сложившаяся в 90-е годы и основанная на ельцинской версии пост­советского северокавказского археомодерна.

Чечня и ее элиты являются сегодня изолированным случаем. А в других субъ­ектах Федерации имеет место противоборство элит, встроенных в централист-скую систему, и контрэлит, опирающихся на внешние центры поддержки. Наци­онализм как попытка придания этническому фактору политического содержания является основной ставкой, вокруг которой развертывается противостояние раз­личных сил и идеологий.

Со стороны Москвы в ход пущены экономический и силовой фактор под иде­ологическим знаменем либеральной демократии и гражданского общества (евра­зийство почти не используется). На стороне сепаратизма находятся контрэлиты, действующие под знаменем исламизма, национал-сепаратизма или защиты прав человека. Это противостояние является открытым и вероятно будет главным уравнением третьего срока президента Путина.


Русский вопрос на юге России в контексте адми­нистративных реформ федеральных округов и ис­пользования потенциала казачества


Эдуард Попов


Проблема роста насилия в Северокавказском регионе, проявляемого в форме террористических акций, этнорелигиозного экстремизма давно стала предметом изучения различных институтов федеральной власти. Стало общим местом обо­значать, что данную проблему нельзя решить без решения социально-экономи­ческих проблем региона. При этом забывается или замалчивается то очевидное обстоятельство, что социально-экономическая сфера «русских» регионов, краев или областей, подчас находится не в лучшем состоянии. При этом мы пока еще не столкнулись с феноменом «русского» терроризма, вызванного бедностью или социальной несправедливостью. Значительно реже поднимается и другая проблема — самочувствие русского (в том числе, казачьего) населения вновь образованного Северо-Кавказского федерального округа. Едва ли не первой де­кларацией подобного рода стало выступление президента Д.А. Медведева перед представителями неправительственных организаций Северного Кавказа 19 мая 2010 года. Было заявлено, что продолжающийся отток русского населения угро­жает стабильности всего региона. Как полагают многие эксперты, уход русских с Северного Кавказа нарушит и без того хрупкий межнациональный мир между «титульными» этносами.

Трагические события в Крымском районе Краснодарского края на время при­остановили дискуссию по проблеме переформатирования федеральных округов. Эта дискуссия практически сразу вышла за рамки экспертного обсуждения и ста­ла превращаться в предмет для острых общественно-политических споров и пре­красный повод для пиара некоторых политических сил. 20 июня сего года в Крас­нодаре и Ставрополе была проведена акция, направленная против включения/ оставления Кубани и Ставрополья в составе Северо-Кавказского федерального округа. Акция эта проводилась недавно образованной нацдемовской партией «Новая сила» Валерия Соловья. Стремление «московских националистов» сы­грать на этой болезненной струне заставляет серьезно задуматься о последствиях управленческого решения, возможно, подготавливаемого в недрах государствен­ного аппарата и намеренно вбрасываемого в информационное пространство.

Напомним, в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что в конце мая Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия могут быть вклю­чены в состав Приволжского федерального округа, а Ростовская область, Крас-




н
одарский край и Адыгея — в состав Северо-Кавказского федерального округа. При этом столица Северо-Кавказского округа будет перенесена из Пятигорска в Ростов-на-Дону. Таким образом, Южный федеральный округ (ЮФО) может быть расформирован после инаугурации избранного президента. Сейчас в ЮФО (центр — г.Ростов-на-Дону) входят Волгоградская, Ростовская и Астраханская области, Краснодарский край, республики Адыгея и Калмыкия. Северо-Кавказ­ский федеральный округ (СКФО) включает 6 национальных республик и один «русский» регион — Ставропольский край.

Прежде чем рассмотреть вопрос новой перекройки округов, напомним вкрат­це историю института полпредов президента в федеральных округах.


Уже на заре современной российской государственности обозначилась ее от­личительная черта — слабый центр и силтные регионы. Ельцинский лозунг: «Бе­рите суверенитета столько, сколько сможете унести» был простой констатацией факта (плюс отдельные провокативные деяния наподобие намеренного сброса кремлевской верхушкой Северного Кавказа). В известной мере децентрализация Российской Федерации оказалась благом для страны: повышение управляемости из Москвы резко усилило бы разрушительные последствия правления пьяной ельцинской камарильи. А так они хотя бы отчасти минимизировались в регио­нах. Точнее, в тех из них, которым более или менее повезло с местными элитами. На юге России крупно повезло Краснодарскому краю, возглавляемому опытным и ответственным хозяйственником Николаем Кондратенко. Столь же крупно не повезло Ростовской области, коей 18 с лишним лет правил бывший партай-геноссе Владимир Чуб, сумевший полностью разрушить сельское хозяйство и промышленность некогда цветущего региона, превративший Дон в пристанище для тысяч мигрантов, резко обостривших криминогенную ситуацию. Степень не­зависимости национальных республик Северного Кавказа была еще выше. Фак­тически они находились вне правовых рамок федерации; в их конституциях, как правило, был прописан принцип примата республиканского законодательства над федеральным. Буква закона лишь скрепляла политическое статус-кво: бессилие и неспособность ельцинской верхушки контролировать процессы во всей стране. Процесс «возвращения государства» в начале 2000-х годов не мог не затронуть ключевую проблему взаимоотношений центра и регионов. В мае 2000 г. было объявлено о создании института полпредов президента в федеральных округах. Идея не совсем новая: институт полпредов президента в субъектах федерации существовал и ранее, правда, без особой результативности. Полпреды выполняли роль «смотрящих» Ельцина над строптивыми губернаторами, не обладая осо­быми полномочиями. Не сейчас появилась и идея федеральных округов, которая выпестовывалась примерно с середины 90-х годов. Тем не менее, решающий шаг был сделан в мае 2000-го. На «великолепную семерку» возлагалась главная зада­ча: привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Если быть более точным — восстановить главенство общегосударственного законо­дательства над региональным, прежде всего, республиканским. В конституциях национальных республик содержались недвусмысленные заявления о суверени­тете над территорией и недрами. Субъектом суверенитета объявлялись народы соответствующих республик (подобные заявления подкреплялись более чем двусмысленными местами ельцинской конституции 13 декабря 1993 г.). Имелись и другие вопиющие расхождения с федеральным законодательством. Пожалуй, самым нашумевшим стал избирательный закон Республики Адыгея, согласно которому право избираться на должность президента республики имел лишь че­


ловек, владеющий адыгейским языком. Этот закон закрывал доступ на высший республиканский пост русскому большинству (самих адыгейцев на тот момент в республике проживало около 22% от общего состава населения).

Цель, поставленная перед первыми полпредами, была достигнута. Устране­ны наиболее вопиющие противоречия регионального законодательства с феде­ральным. Наряду с участием в редактировании законотворческой базы полпреды были наделены функциями политических комиссаров, докладывающих в центр о положении на местах. Приняли участие полпреды и в региональных избира­тельных кампаниях. В течение первой трети 2000-х годов была проведена смена глав ряда регионов. Насколько оправданной оказалась ставка на «крепких хозяй­ственников» - другой вопрос. Но активность полпредов на этом этапе не под­лежит сомнению.

А дальше началась пробуксовка. Институт полпредов мог бы развиваться при условии наделения его представителей властными полномочиями. Этот си­стемный недостаток был виден уже на заре существования полпредств. В ЮФО, всегда бывшем на особом счету в Москве, при таких влиятельных полпредах, как Дмитрий Козак, этот недостаток отчасти компенсировался возможностью кон­тролировать реализацию федеральных целевых программ (прежде всего, ФЦП «Юг России»). Однако деньги направляла Москва, а распоряжались ими прези­денты (губернаторы). За полпредами оставалось наблюдение. Эта функция так и не не была логически развита в институт финансовых инспекторов. Попытка Д. Козака ввести институт антикризисного управления для дотационных регио­нов встретила дружное сопротивление всех региональных руководителей. Тем не менее, мониторинг расходования средств в рамках этой и других ФЦП позволял временами «срезать» излишние расходы в тех случаях, когда республики не мог­ли обосновать расходование средств.

Спустя несколько лет после создания институт полпредов в федеральных округах превратился в пушку, стреляющую по воробьям. Положительный эффект мая 2000-го оказался давно израсходован. Однако 19 января 2010 года последова­ло решение, на время, казалось бы, вдохнувшее жизнь в постепенно отмирающую затею. В этот день было объявлено о разделении ЮФО на два округа: собствен­но, Южный и Северо-Кавказский. В качестве дополнения к 6-ти национальным республикам в состав СКФО был включен преимущественно русский (более 80% от общего состава населения) Ставропольский край.

Объявление о создании «кавказского» округа было воспринято одними с на­деждой, другими — с неприкрытой тревогой. Тревожиться пришлось, главным образом, русскому населению «титульных» республик и Ставропольского края, психологически оказавшихся оторванными от остальной России. Напротив, эт-нокланами республик создание СКФО было воспринято как карт-бланш на коло­низацию русского Ставрополья. Действия в этом направлении не заставили себя