ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1111
Скачиваний: 3
л
едяных
массивов и водных ресурсов Алматинки.
Он принес 4 миллиона кубических метров
обломков горных пород к большой плотине
и водохранилищу выше Алматы. Необходимы
огромные суммы денег, чтобы оплатить
инженерно-технические работы для решения
этих проблем, что представляет собой
значительные дополнительные экономические
издержки
из-за изменения
климата.
Вопрос лишком серьезный, чтобы его игнорировать.
Пример с Казахстаном показывает две вещи: 1) насколько тесно связаны климат, ландшафт, политическая и экономическая системы; 2) что оценка рисков, связанных с будущим изменением климата — это нечто большее, чем составление карт опасности наводнения или знание о том, где подъем уровня моря затронет побережье.
Свидетельства изменения климата в глобальном масштабе небольших удаленных ледников, например, в Южном Казахстане, имеет неоценимое значение, так как на эти данные не влияют тепловые факторы, связанные с городами. Поскольку подавляющее большинство ледников в регионе Центральной Азии находятся в процессе таяния, мы можем быть уверены, что существуют убедительные доказательства того, что в этом регионе изменяется климат.
В более широком масштабе изменение климата потенциально может нарушить тот контекст, в котором работают экономические и политические решения. Некоторые люди, не являющиеся учеными, признают ту чрезвычайную быстроту, с которой может измениться климат, а также нелинейный и динамичный характер климатической системы. Политики постоянно игнорируют эти предупреждения или не воспринимают их всерьез. Это означает, что изменение климата может иметь для нас очень неприятные сюрпризы.
Евразийская интеграция: pro et contra
Зохра Азизова
Вопросы интеграции в современном мире являются одними из ключевых при осознании происходящих перемен, осмыслении тенденций в политической и социально-экономической сферах человеческого бытия. Этот вопрос становится тем более актуальным в быстро меняющихся геополитических реалиях, становясь стратегическим императивом времени для подавляющего большинства государств мира — таков общемировой тренд на текущий момент.
Республика Казахстан изначально является инициатором и последовательным сторонником и участником интеграционных проектов на постсоветском пространстве, и поэтому идея евразийской интеграции является ключевым направлением внешнеполитического курса государства и важнейшей стратегической ориентацией дальнейшего его развития.
Впервые концепция евразийской интеграции в виде идеи о создании Евразийского Союза (ЕАС) была озвучена Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым 29 марта 1994 года в ходе посещения Московского Государственного Университета им М.В. Ломоносова в рамках официального визита в Российскую Федерацию. В основу данной идеи легли принципы добровольной, равноправной интеграции, совместного политико-экономического развития постсоветских государств, общего продвижения стран СНГ на сильные позиции в глобальном мире.
Эта идея начала воплощаться в создании Евразийского экономического сообщества, а в дальнейшем и Таможенного Союза.
В марте 2009 года в российской газете была опубликована статья Нурсултана Назарбаева «Евразийский экономический союз: теория или реальность», в которой Президент Казахстана особо подчеркнул отсутствие альтернатив евразийской интеграции в долгосрочной перспективе и действующие совместные проекты и перспективы как факторы, способствующие созданию Евразийского экономического союза 74.
В декабре 2010 года в Москве была подписана декларация о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), в которой заявлено стремление «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и
взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом» 75.
В октябре 2011 года тогда еще председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» заявил следующее: «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов. (...) Вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу» 76.
Ответом на данную статью стало интервью советника президента РК Ермухамета Ертысбаева, в котором он напомнил, что идея создания Евразийского Союза принадлежит Президенту Казахстана. Ертысбаев озвучил официальную позицию Астаны: Казахстан готов участвовать в создании Евразийского союза, но исключительно на равных позициях с Россией. При этом последняя, по его словам, должна показать «высочайший уровень политической демократии, прав человека, политической и экономической конкуренции, защиты собственности и капитала, минимальный уровень коррупции» 77.
Свое современное видение будущего Евразийского Союза Нурсултан Назарбаев приводит в статье «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего», расставляя основные акценты на следующих принципах функционирования интеграционного объединения:
1. развитие
евразийской интеграции исключительно
на
эволюционной
и добровольной основе без какого-либо
искусственного
ускорения;
2. многовекторность
интеграционного процесса,
предполагающая
участие постсоветских стран в
различных
региональных
организациях, а также возможность
создания наряду
с
ЕАС других межгосударственных объединений
и, прежде всего,
Центрально-Азиатского
союза;
3. учреждение
евразийской наднациональной
расчетной
единицы
— ЕНРЕ;
-
широкая общественная поддержка как неотъемлемое условие создания ЕАС;
-
необходимость размещения исполнительных органов ЕЭП в Астане, что «стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции»78.
Очередной вехой в развитии евразийского интеграционного проекта стало принятие 18 ноября 2011 года в Москве Декларации о евразийской экономической интеграции, Договора о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Решения о Регламенте последней.
В целом образование Евразийского союза не превратится в некое рядовое событие регионального масштаба, — оно, прежде всего, отражая новую эпоху в истории стран-участников интеграционного процесса, новый этап интернационализации всех сфер жизни народов и государств, будет способствовать развитию разносторонних международных взаимосвязей во всех без исключения сферах.
Этот тезис также нашел свое отражение в статье Нурсултана Назарбаева, посвященной идее евразийской интеграции, в котором он подчеркивает открытость ЕАС без географических ограничений: «В евразийском проекте недальновидно видеть только лишь возможность коллективно закрыться от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз. При таком узком понимании исторической перспективы ЕАС, велик будет соблазн выкраивания нового подобия «железного занавеса», но уже по другим геополитическим лекалам. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо. Мы рассматриваем Евразийский Союз как открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями»79.
Этот же принцип в полной мере раскрыт и в статье Владимира Путина: «Речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе — это веление времени. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз. Евразийский союз — это открытый проект. Мы приветствуем