ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1442
Скачиваний: 1
46
Геополитика
женщин (феминизм). По мнению Джеймса Петраса «это позволяет со-
хранить устоявшийся климат в обществе, манипулируя новыми “есте-
ственными” политическими лидерами из религиозно-базарной элиты,
которые имеют свои структурированные сети. Новые исламистские
коллаборационисты называются “умеренными и респектабельными”
потому, что они согласны участвовать в выборах в рамках установлен-
ного политического и экономического порядка. Но они выгодны Западу
также для того, чтобы направлять их против светских режимов, а так-
же подавлять левые движения и профсоюзы, основанные на принципах
классовой борьбы»
1
.
Следует учитывать, что пристальное внимание к мусульманскому
миру со стороны оборонных, разведывательных и гражданских анали-
тических экспертных центров США на протяжении последних десяти
лет (что частично связано и с глобальной войной с терроризмом, объ-
явленной Дж. Бушем в 2001 г.), а также полевые исследования в афган-
ской и иракской кампаниях позволили американским стратегам создать
более менее цельную картину возможных сценариев, а также широкого
спектра намерений внутри мусульманского общества. Это означает, что
ряд процессов можно будет искусственно смоделировать. Как пример
можно привести находчивость Белого дома, для которого народные вол-
нения в Тунисе и Египте оказались неожиданностью, однако для предот-
вращения появления возможных движений они инициировали военные
бунты небольших вооруженных групп. Эта стратегия была успешно
протестирована в Ливии, а потом применена и для Сирии.
Но какую бы стратегию США ни проводили для мусульманских
стран, очевидно, что сами попытки создания «умеренного ислама»
представляют собой не что иное, как организацию еретических толков и
сектантского мышления, о чем проектировщики из Вашингтона забыли
спросить самих мусульман.
1
Petras, James. The Washington — “Moderate Islam” Alliance: Containing Rebellion Defending Empire.
Finis Mundi Press. Dec. 2011. [Электронный ресурс] URL:
http://finismundijournal.blogspot.com/2011/12/washington-moderate-islam-alliance.html (дата обращения
09.01.2012).
47
www.geopolitika.ru
Теория секьюритизации
в международных отношениях
Ольга Якушина
Введение
Вопреки нашим ожиданиям, мир не становится более безопасным и
стабильным, несмотря на все призывы к миру и согласию. Человечество
сталкивается с новыми серьезными угрозами как регионального, так и
мирового масштаба.
Безопасность не является строго определяемым понятием с точным
и неизменным значением, и оно применяется с различными целями в
разных контекстах. Однако традиционное использование безопасности
было связано с приданием ей узкой и осязаемой объективности, что и
было зафиксировано в общем понимании данного термина. Это в пер-
вую очередь объясняется господствовавшим позитивистским подходом,
который стремился к объективности и применению методов естествен-
ных наук при изучении отношений между государствами. Но на самом
деле понятие безопасности вызывает к жизни множество комплексных
отношений, в связи с чем появилась потребность радикального пере-
смотра такого подхода. Используя идеи философии и социологической
теории, представители ряда направлений в теориях международных
отношений, обратились к критике традиционного понимания безопас-
ности. В большинстве случаев это было вызвано событиями холодной
войны, поскольку существовавшие рамки безопасности не позволяли
проследить истинные причины и следствия происходивших событий.
Узкое, государство-центричное и сфокусированное лишь на военном
факторе понимание безопасности не могло отвечать потребностям дис-
циплины и ее способности раскрыть сущность международного поряд-
ка. Помимо того возникли вопросы, сопряженные с социологической
теорией, поскольку идея, что социальный порядок устроен отличным
образом по отношению к природному порядку материальной реаль-
ности, представляет собой одну из центральных тем таких социологов,
как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Происходил постепенный от-
ход от позитивизма, и всё чаще в теориях международных отношений,
например в рамках конструктивизма, стали обращаться к концепции
социального конструирования реальности, которая была предложе-
на П. Бергером и Т. Лукманом. Лишь благодаря появлению таких идей
48
Геополитика
в теориях международных отношений стала прослеживаться мысль
о том, что объектом может выступать социальный порядок, который
включает в себя не только внутреннюю сферу не меньше, чем междуна-
родную, но и внутрисоциетальные процессы не меньше, чем социеталь-
ные.
1
Такой объект как социальный порядок по своей сути нестабилен
в отношении любой попытки наблюдателя создать модель, способную
на осуществление процедуры анализа естественных наук, как это пред-
лагал позитивизм. Здесь источником послужили также и идеи Р. Кокса
2
,
что позволило поставить под сомнение исключительно позитивистский
подход. Через К. Маркса и А. Грамши, Р. Кокс пришел к сходной пози-
ции, как Т. Лукман через идеи Э. Дюркгейма, и к сходному осознанию,
что социальный порядок, а вместе с этим и международный порядок,
является конструктом социальных практик. Понимание различных
концептов требовало анализа, способного произвести деконструкцию
и раскрыть данные социальные практики, скрываемые позитивистской
объективностью. Критика преимущественно позитивистского подхода
была направлена на познание того, как акторы конструируют свои вза-
имоотношения и как они причастны к созданию мира, в котором они
существуют. Безопасность и небезопасность, с точки зрения такого под-
хода, представляют собой относительные качества, а не материальное
распределение возможностей, угроз и уязвимостей.
Часть I
Теоретические основы секьюритизации
Одной из самых новаторских разработок в связи с концепцией без-
опасности по праву считается теория секьюритизации, которая была
предложена в рамках Копенгагенской школы Б. Бузаном при совмест-
ной разработке с О. Вэйвером. Более того, пишут о том, что Б. Бузан
своей работой «Люди, государства и страх» (1983 г.) открыл «ящик
Пандоры», то есть он был тем, кто инициировал множество последу-
ющих исследований по вопросам проблемы безопасности, и он с радо-
стью признает свою «вину».
3
Для того чтобы понять, почему именно разработки в рамках теории
секьюритизации считаются столь инновационными и значимыми, следу-
ет сначала обратиться к той теоретической базе, которая лежала в осно-
ве данного подхода.
1
McSweeney B. Security, Identity and Interests. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 104.
2
McSweeney B. Security, Identity and Interests. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. 110.
3
Schouten P. Theory Talk #35: Barry Buzan on International Society, Securitization, and an English
School Map of the World // Theory Talks, 2009. — P. 8.
49
www.geopolitika.ru
Отнести фигуру Б. Бузана к одному направлению в рамках теорий
международных отношений не представляется возможным. Его кон-
цепция находится на пересечении идей реализма и конструктивизма, в
последнее время столь удачно сочетаемых Английской школой, но сама
теория секьюритизации чаще всего обозначается просто как «разработ-
ка Копенгагенской школы». Б. Бузан сам отмечает, что не относит себя
к определенной школе международных отношений. Он утверждает, что
выбор теории должен зависеть от характера вопроса, а не априорно вы-
бранной теории.
Международные отношения рассматриваются Б. Бузаном как об-
ширное поле, которое не может повторять остальные дисциплины в со-
циальных науках, большинство из которых сосредотачиваются на одном
определенном направлении исследований. Он сравнивает такое функци-
онально-дифференцированное понимание мира по аналогии с различ-
ными областями специализации. Право отделено от социологии, кото-
рая в свою очередь отделена от политики и т.д. Говоря о международных
отношениях, некоторые люди думают о них, как, к примеру, междуна-
родной политике, то есть о разделе политики. Но другие, как в случае
Английской школы и конструктивистов, разрабатывают иной подход. Б.
Бузан считает международные отношения не отдельной дисциплиной, а
междисциплинарным полем, и предлагает наиболее инклюзивную кон-
цептуализацию международных отношений. Он говорит, что это обо
всём: о том, как человечество в принципе организует себя.
1
В связи с этим самый большой вызов для международных отноше-
ний состоит в воссоединении их с мировой историей и социологией.
Необходимость первой связи Б. Бузан обосновывает тем, что без этого
исследователь в своем понимании процессов оказывается ограничен-
ным лишь Вестфальской системой, не видя за ней всей мировой исто-
рии. Большинство теорий международных отношений предполагает
определенные обстоятельства Вестфалии, что означает разделение мира
на суверенные и автономные «ячейки» под названием «государства».
Такой статичный взгляд на текущие международные отношения не
представляется возможным. Большая часть мировой истории, истории
Европы и современного развития в различных частях мира подтвержда-
ет это. По мнению Б. Бузана, лишь связь с всемирной историей позволит
увидеть и снять многие из ограничений теорий, которые лежат в осно-
вании нашего понимания мира. Вторая связь представляется еще более
значимой. В этом состоит причина того, почему Б. Бузан в последние
годы активно сотрудничает с Английской школой международных отно-
шений, разрабатывающей концепцию интернационального общества, в
1
Schouten P. Theory Talk #35: Barry Buzan on International Society, Securitization, and an English
School Map of the World // Theory Talks, 2009. — P. 3.
50
Геополитика
центре внимания которой находится именно общество, а не интернаци-
ональная (международная) политика, которая сводится к государствам.
Социологический взгляд оказывается наиболее подходящим мыслитель-
ным инструментом, в отличие от государство-центричного.
1
В связи с этим следует отметить, каким образом Б. Бузан сопоставля-
ет международные отношения и социологию. Например:
Социология исходит из внутренней перспективы, рассматривается
структура уже данного объекта, обозначенного как общество. А теории
международных отношений в основном исходят из внешнего, и постро-
ение идет в терминах системы.
Для социологов общество всегда состоит из индивидов. В свою оче-
редь в международных отношениях, если речь идет об обществах, то
исследователи обращаются к обществам государств или к мировому
обществу, которое чаще всего понимается как состоящее из негосудар-
ственных акторов и государств. Это подтверждает, что международные
отношения всё равно остаются замкнутыми в рамках государство-цен-
тричной модели.
Социология предлагает холизм по отношению к обществу, включая
в себя весь спектр человеческой деятельности, а теории международных
отношений в основном стоят на позициях механицизма и сконцентри-
рованы на политике.
Следствием предыдущего пункта оказывается, что все явления зам-
кнуты на политической сфере, а не как в социологии, где политика лишь
одна из сфер и далеко не самая главная. Таким образом, всё сводится
лишь к военно-политическому фактору, что объясняет, почему пред-
лагается механистический концепт системы, а не социологический, т.е.
общество.
2
Именно связью международных отношений с историей и социологи-
ей Б. Бузан обосновывает, почему в последние годы он работает в рамках
Английской школы, истоки которой были заложены ещё в 1930-е годы.
В отличие от теорий, имеющих свои основания в бихевиористской или
позитивистской традиции, Английская школа обращается к моральным,
политическим, социальным особенностям интернационального обще-
ства.
3
При этом многие представители Английской школы нового поко-
ления сочетают исходные положения реализма с опорой на конструкти-
визм. Для данной школы в последние десятилетия характерен взгляд, что
1
Schouten P. Theory Talk #35: Barry Buzan on International Society, Securitization, and an English
School Map of the World // Theory Talks, 2009. — P. 1.
2
Albert M., Buzan B. Functional differentiation and sectors: between Sociology and International Rela-
tions / Paper presented at the Sixth Pan-European International Relations Conference, Turin, 2007.
3
Griffiths M., Roach S.C., Solomon M.S. Fifty Key Thinkers in International Relations (Second Edition).
London and New York: Routlege, 2009. — PP. 211-213.