ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1437
Скачиваний: 1
56
Геополитика
того, что аудитория примет заявления, которые сделаны в попытке
секьюритизации.
Второе условие относится к чертам самой угрозы. Более вероятно, что
в воображении аудитории что-то станет угрозой безопасности, если про-
исходит обращение к тому, что в принципе является угрожающим — бу-
дут ли это танки, враждебные чувства или химическое заражение.
Сами по себе данные условия никогда не делают секьюритизацию обя-
зательной, но они увеличивают вероятность успешного прохождения
второго этапа и осуществления секьюритизации.
Поскольку секьюритизирующий актор и референтный объект яв-
ляются основными элементами, которые приводят в действие попытку
секьюритизации, Б. Бузан подробно рассматривает именно внешние ус-
ловия. Очевидно, что отношения среди акторов не являются равными
и симметричными, и что возможность для успешной секьюритизации
будет сильно варьироваться в зависимости от позиции, занимаемой ак-
тором. Таким образом, безопасность представляет собой структуриро-
ванное поле, в котором некоторые акторы обладают властью и являют-
ся «общепринятым голосом безопасности». Однако эта сила и власть
никогда не является абсолютной: никто не обладает гарантированной
способностью заставлять людей принимать заявление о необходимости
секьюритизации, а также никто не лишен возможности предлагать аль-
тернативные интерпретации безопасности.
1
Подход, предлагаемый теорией секьюритизации, выстраивает более
широкую концептуальную сеть, в пределах которой государство может
оказаться в центре, но это не предопределенный исход. Б. Бузан и О.
Вэйвер подчеркивают, что речь не идет о том, что безопасность связана
только с государством в качестве главного актора, ни, что безопасность
является в равной степени доступной для всех государств и социальных
движений. Безопасность — это область конкурирующих субъектов, это
предвзятая область, где государство остается в привилегированном по-
ложении как исторически наделенное задачами по обеспечению безо-
пасности. Это не означает, что государство оказывается в центре теории
секьюритизации, оно просто обладает более благоприятной позицией.
2
Поскольку Б. Бузан в своем анализе отдает предпочтение конструк-
тивизму, то вопросы безопасности необходимо прослеживать на соот-
ветствующих уровнях и секторах. Он отходит от традиции реализма
по формуле «государство государству волк», в которой подход к без-
опасности сводится лишь к борьбе за власть. Упоминаются три основ-
ных уровня безопасности: индивиды, государства, интернациональные
1
Buzan B., Wæver O., Wilde de J. Security: a new framework for analysis. London: Lynne Rienner Pub-
lishers, 1998. — P. 31-32.
2
Ibid. P. 36.
57
www.geopolitika.ru
системы. Но основным фокусом его анализа выступают именно сектора.
Концепция безопасности не та модель, где можно применять одинако-
вый подход в любой ситуации, на любом уровне или секторе. Задача со-
стоит в изолировании каждого сектора с целью анализа динамики без-
опасности, но при этом все сектора образуют взаимосвязанную сеть.
Каждый из них имеет собственное значение, хотя долгое время воен-
ные угрозы традиционно брали верх в повестке дня государств. Однако
с расширением представления о безопасности приобрели значение и
иные сферы. Все сектора должны приниматься во внимание, как отдель-
но, так и вместе при анализе безопасности. Б. Бузан выделяет следующие
сектора:
•
Военный
•
Политический
•
Экономический
•
Социетальный
•
Инвайронментальный
Военные угрозы затрагивают все компоненты государства. Они могут
поставить под вопрос самую основную обязанность государства — спо-
собность защищать граждан. Военная безопасность касается двухуров-
невого взаимодействия вооруженных наступательных и оборонитель-
ных возможностей государств, и восприятия государствами намерений
друг друга.
Политические угрозы также представляют собой постоянное беспо-
койство государства. Однако в ряде случаев их трудно отделить от во-
енных угроз. Поскольку само государство является политическим един-
ством, то угроза ослабления этого единства может рассматриваться на
одном уровне с военной угрозой. Политическая безопасность относит-
ся в первую очередь к стабильности государств, их систем управления и
идеологий.
Экономические угрозы сложно определить из-за самой природы
экономики. Нормальное состояние акторов в рыночной экономике —
рискованное, агрессивное соперничество и неопределенность. Граница
между стабильностью и угрозой четко не выражена. Б. Бузан обраща-
ется к важной связи между экономической и военной безопасностью.
Легко увидеть, что военная безопасность зависит от экономической
хотя бы ввиду бюджетных ограничений. Экономическая безопасность
связана с доступом к ресурсам, финансам и рынкам, необходимым для
поддержания достаточного уровня благополучия населения и государ-
ственной власти.
Социетальные угрозы связаны с обществом в целом и идентично-
стью людей, его составляющих. Государства могут быть неспособны
58
Геополитика
иметь дело с различиями в идентичности и культуре. Сейчас большин-
ство конфликтов несет в себе неизменный социетальный элемент. Но
социетальную безопасность, конечно, сложно исследовать, посколь-
ку идентичность и культура — это субъективные и контекстуальные
конструкты, что легко может приводить к политике дискриминации и
исключения.
Инвайронментальные угрозы. Говоря о возможных экологических
угрозах, часто думают о «борьбе людей с природой», т.е. о стихийных
бедствиях. Эти события, сами по себе, невозможно контролировать. Но
современное воздействие человека на планету, которое выражается в
таких явлениях, как глобальное потепление, загрязнение окружающей
среды и разрушение озонового слоя, это то, где наиболее явно можно
сформулировать угрозу безопасности.
1
Если же обратиться к референтным объектам, то вместо традици-
онного главного объекта безопасности в лице государства мы получаем
их широкий набор в связи с каждым из секторов. В принципе секьюри-
тизирующие акторы могут попытаться конструировать что угодно как
референтный объект. Однако на практике ограничения благоприятных
условий означают, что некоторые объекты легче секьюритизировать,
чем другие.
В военном секторе референтным объектом обычно выступает госу-
дарство, но также и отдельные политические лица. Традиционные иссле-
дования безопасности склонны считать все военные вопросы угрозами
безопасности, но это так не всегда. Вооруженные силы могут использо-
ваться в таких гуманитарных акциях как миротворчество или для ликви-
дации последствий стихийных бедствий. В этом случае мы имеем дело с
политикой, не выходящей за рамки существующих норм.
В политическом секторе экзистенциальные угрозы традиционно
определены в терминах принципа суверенности. Суверенности может
угрожать всё что угодно, что посягает на ее легитимность или властный
авторитет. Но сегодня появился широкий выбор наднациональных ре-
ферентных объектов, например, Европейский Союз. Экзистенциальные
угрозы в данном секторе — это в первую очередь те, что обесценивают
правила, нормы и институты таких объектов.
В экономическом секторе референтные объекты и экзистенциаль-
ные угрозы сложнее указать в связи с обозначенной ранее природой сек-
тора. Фирмы достаточно часто оказываются в условиях угрозы, напри-
мер, ввиду возможности банкротства. В рыночной экономике фирмы
ожидаемо приходят и уходят, и очень редки случаи попыток их секью-
ритизации. Ситуация может быть иной только, если появляется угроза
1
Buzan B. People, States and Fear: The National Security Problem in International Relations. London:
Harvester Wheatsheaf, 1983. — PP. 75-83.
59
www.geopolitika.ru
выживания всего населения. В ином случае шансы на секьюритизацию
крайне ограничены. Но, например, «либеральная экономика мира» или
«свободная торговля» уже имеют определенный статус в качестве ре-
ферентных объектов.
В социетальном секторе референтным объектом выступают в основ-
ном коллективные идентичности. Социетальная безопасность — спо-
собность общества воспроизводить его традиционные формы языка,
культуры, ассоциации, а также религиозной и национальной идентично-
сти. Такую способность возможно секьюритизировать. Например, мож-
но заявить, что миграция создает угрозу столкновения культур, и легко
нарисовать сценарий своего рода социальной холодной войны между за-
падным и исламским миром, где необходимы надполитические меры для
сохранения западных или исламских культурных ценностей.
В инвайронментальном секторе перечень возможных референтных
объектов крайне обширен — от относительно конкретных вещей, таких
как выживание отдельных видов (тигры, киты, человечество) и типов
обитания (тропические леса, озера) до более размытых и крупномас-
штабных проблем, таких как поддержание планетарного климата и био-
сферы. Многие из таких референтных объектов происходят из отноше-
ний между людьми и биосферой. Окружающая среда становится очень
удобным объектом для использования логики секьюритизации, которая
точно следует формуле: окружающая среда должна выжить, поэтому
этот вопрос должен иметь приоритет над всеми остальными, потому
что если среда деградирует до точки невозврата, все остальные вопро-
сы теряют смысл. «Если нормальная система (политика в соответствии
с правилами, как они существуют) не в состоянии справиться с этой
ситуацией, мы (Гринпис, экотеррористы) примем чрезвычайные меры
по спасению окружающей среды». Идея устойчивого развития может
быть инвайронментальным эквивалентном суверенитета государства,
потому что это образующий принцип, который должен быть защищен.
1
Использование секторов, будь то отдельно или в комбинации, выяв-
ляет спектр возможных объектов секьюритизации, каждый из которых
может оказаться самым приоритетным. Этот способ позволяет разло-
жить целое на части для поэтапного анализа, обращая внимание на от-
личительные закономерности взаимодействия в каждом из секторов и
акторов, связанных с ними. Но ни сами сектора, ни референтные объек-
ты, не существуют независимо, они всё равно остаются неотъемлемыми
частями сложного целого. Сектора выделяются для упрощения и облег-
чения процедуры анализа. Пять секторов, конечно, не окончательный и
1
Ibid. P. 38.
60
Геополитика
законченный набор, он может изменяться в соответствии с ростом чело-
веческого знания или имеющихся приоритетов.
Суть процесса секьюритизации базируется на речевом акте. Начиная
дискурс о безопасности, мы уже производим некоторое действие, т.е.
секьюритизирующее движение в надежде на его принятие аудитори-
ей. Поскольку такое качество представления экзистенциальных угроз и
проблем в политике поднимает их над нормальными правовыми проце-
дурами, то проблема чаще всего драматизируется и представляется как
проблема наивысшего приоритета. Но это вовсе не означает, что она
становится проблемой безопасности потому, что существует реальная
угроза. Она является таковой только потому, что проблема представлена
в речи как угроза.
1
Просто говоря «безопасность», секьюритизирую-
щие акторы претендуют на получение права использовать любые необ-
ходимые средства, чтобы остановить угрожающее развитие.
Б. Бузан подчеркивает, что в исследовании вопросов безопасности,
задача состоит в том, чтобы «ухватить это действие», а не в том, чтобы
дать оценку неким объективным угрозам для референтного объекта.
2
Невозможность применения объективных стандартов безопасности
относится к тривиальной, но редко замечаемой черте аргументов без-
опасности. Они касаются будущего, альтернативных будущих, которые
всегда гипотетические. Мы не знаем наверняка, окажется ли та или иная
угроза, действительно, угрозой существования объекта.
К секьюритизации, конечно, можно отнестись и объективно (суще-
ствует реальная угроза), и субъективно (существует объект, восприни-
маемый как угроза, но он не обязательно представляет собой реальную
угрозу). Даже если попытаться подойти к этому вопросу объективно,
то неясно как это можно осуществить, за исключением случаев, в кото-
рых угроза выражена недвусмысленно и непосредственно. Но тут опять
же возникает проблема, например, рассмотрим случай, если вражеские
танки пересекают границу. Даже здесь «вражеский» — это атрибут
не самого танка, а социальное отношение. Чужой танк может быть и
представителем миротворческой миссии. Что еще больше усложняет
ситуацию — факт того, что объективной и всеобъемлющей меры без-
опасности в принципе не существует.
Но секьюритизация должна пониматься даже не как субъективный
процесс, а именно интерсубъективный и социально конструируемый.
Понимание чего-либо как угрозы не содержится в изолированных умах
людей, это социальное качество, часть дискурса, социально конструиро-
ванного, интерсубъективного мира. Просто говорить о безопасности
еще не гарантирует успех. Успешная секьюритизация решается не самим
1
Ibid. P. 24.
2
Ibid. P. 26.