Файл: Геополитика номер 13.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Мямлин К. Высокий коммунитаризм как русская идея. 
– М.: Кислород. – 414 стр.

Алтухов В.А.

В издательском  доме «Кислород» вышла книга Кирилла 

Мямлина «Высокий коммунитаризм как русская идея». 

Магистральной линией этой книги является тезис о том, что 

западная цивилизация, да и остальной мир, подверженный её 
колоссальному влиянию, находится в точки бифуркации, суть 
которой, по мнению Кирилла Мямлина, заключается в том, что 
в ходе развития любая цивилизация достигает предела своего 
потенциала, после которого возникает выбор следующей траек-
тории развития. Либо это прорыв в новую область возможно-

стей, либо оптимизация старого поля возможностей, что всегда сопровождается 
стагнацией и деградацией, приводящих к коллапсу.

Воссоздавая контекст этой точки перехода, Кирилл Мямлин, ссылаясь на из-

вестного французского интеллектуала Алена де Бенуа, говорит о том, что в ХХ 
веке доминировали три идеологии – либерализм, коммунизм и фашизм, породив-
шие множество промежуточных идеологических течений. Все они хоть и были 
пропитаны более глубокими цивилизационными лейтмотивами, но, тем не менее, 
являлись, как сейчас принято говорить, более инновационными. Либерализм и 
коммунизм имели в своем «коллективном бессознательном» монотеистические 
корни, в то время как фашизм и его аналоги  вобрали в себя в основном различные 
эзотерические и мистические культы. Кирилл Мямлин выделяет борьбу либера-
лизма с коммунизмом как основную не только в идеологическом плане, но и в 
контексте экономических теорий.  При этом он отмечает - несмотря на то, что 
экономические построения либерализма и марксизма противостояли друг другу, 
тем не менее, оперировали основными базовыми понятиями и методами эконо-
мического анализа, так как были основаны на экономоцентризме и признавали 
универсальность основных принципов. По различным причинам все три идеоло-
гии исчерпали свою историческую релевантность и уместно говорить о «конце 
идеологий», несмотря на то, что к ХХI веку все же осталась одна - либерализм.

Переходя к рассмотрению траекторий цивилизационного развития, в первую 

очередь хочется выделить понимание автором того, что он называет «оптимиза-
ция старого поля возможностей». В идеологическом плане речь идет о том, что 
либерализм трансформируется в неолиберализм, в «глобальное рыночное обще-
ство». Основными чертами, со ссылкой на профессора Дугина, Кирилл Мямлин 
называет отрицание государства и его контроль над экономикой, политикой и 
гражданским обществом; любые формы общинного ведения хозяйства; любые 
попытки перераспределять государственными или общественными инстанциями 
результаты труда; этнические принадлежности; какую бы то ни было коллектив-


background image

ную идентичность. При этом установки либерализма базируются на следующих 
принципах: эгоизме, являющимся основным регулятором рынка; изолированно-
сти экономики от исторической реальности; анитисоциологизме; анитирегуля-
ционизме и т.д. 

Строительство  глобальной либеральной цивилизации, которую уже окрести-

ли «транснациональная цивилизация», в основе своей является сетевой, где уже 
сейчас просматриваются основные структурные компоненты в виде ВТО, МВФ, 
Мировой банк, Европейский банк развития и т.п. Контроль над этими структу-
рами осуществляется группами финансовой олигархии, продвигающими концеп-
цию «тоталитарной демократии», которая с одной стороны провозглашает вир-
туальную сферу личных свобод, а с другой накладывает табу на любые разговоры 
о социальном государстве и масштабные коллективные действия, как ведущие к 
«тоталитарному террору».

В книге огромное место занимает также тема виртуальных денег и связанных 

с этим проблемами, в частности тотальный контроль за действиями человека, ис-
пользующего электронные деньги в повседневной жизни. Деньги проникли не 
только во все сферы человеческой деятельности, но стали эквивалентами взаимо-
отношений внутри социума. 

Стоит отметить, что критике либерализма, включая неолиберализм и финан-

сизм, посвящено очень много работ, поэтому не будем заострять внимание на 
данном аспекте книги, а перейдем к тому, что автор предлагает в качестве альтер-
нативы.

Говоря о прорыве в новую область возможностей, Кирилл затрагивает тему 

четвертой политической теории, которая еще не сложилась и не описана, но ко-
торая может возникнуть из несогласия со сложившимся порядком вещей, с глоба-
лизацией, с гегемонией, с отчуждением и разрозненностью общества и т.д. В ка-
честве альтернативы им предлагаются идеи Высокого Коммунитаризма, который 
автор соотносит к направлению в социальной теории, набравшей популярность к 
концу ХХ века. Основной сутью является стремление к сильному гражданскому 
обществу, костяком которого служат местные сообщества и общественные орга-
низации, а не отдельные личности. 

Затрагивая тему коммунитарности, Кирилл приводит теоритические выклад-

ки, при этом разделяя коммунитаризм на «высокий» и «низкий». Последний он 
характеризует как странную смесь, безусловно, позитивных локальных советов и 
наивного морализаторства, призванных к «прагматичному подновлению обще-
ства». Исследуя данный вопрос, автор в основном ссылается на идеи американ-
ского социолога Амитая Этциони и теорию о гражданственности Тери Купера.

Формулируя основные требования, которые Кирилл Мямлин предъявляет к 

«высокому» коммунитаризму можно выделить ряд основных, это:

1. 

Создание гармоничного общества социальной справедливости, уважаю-

щего права человека и права общества.

2. 

Признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рас-

сматривать в отрыве от развития социальной среды.


background image

108

Геополитика

3. 

Основной мировой концепцией должна являться система мно-

гополярного мира, признание возможности сосуществования разных 
цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, отказ от 
европоцентризма, признание равной ценностью каждой из цивилиза-
ций с построением между ними диалектической системы отношений, в 
которой различные культуры должны находиться в диалоге друг с дру-
гом и для каждого народа должны оставаться возможности следовать 
собственной истории.

4.  Выдвижение концепции «общества совладельцев», которая 

рассматривает современную корпорацию не как машину исключитель-
но для производства прибыли акционерам, а как социальный институт, 
защищающий гармонизированные интересы акционеров, менеджмента 
и персонала.

5.  Экономическая система должна сохранять свою рыночность 

и свободу, но не абсолютную беспринципную свободу получения при-
были; втягивание менее развитых экономик в общий рынок на условии 
полной открытости недопустимо, таким рынкам необходимо применять 
принципы автаркии.

Экономический аспект Высокого Коммунитаризма Кирилл Мямлин 

обосновывает на альтернативных экономических теориях, которые со-
вокупно называют неортодоксальными. Как уже было сказано, много 
материала в книге уделено деньгам, но в свете Высокого Коммунитариз-
ма рассматривается концепция свободных денег (нем. Freigeld) Сильвио 
Гезеля. 

По мнению Гезеля, традиционные формы денег предельно неэффек-

тивны, так как деньги должны быть лишь инструментом обмена, вместо 
этого в современных денежных системах преобладает кредитная систе-
ма, предлагая  не только лишить деньги возможности приносить при-
быль за счет процентов, но и «их самих обложить процентами».  При-
водя множество исторических примеров по введению свободных денег, 
при этом всегда достигался ошеломляющий положительный результат, 
Кирилл Мямлин в своих выкладках оперирует деньгами с демерреджем, 
даже в тех случаях, когда речь идет об электронных деньгах.

Кстати, на территории Башкирии экономист Рустам Давлетбаев, как 

лекарство от с финансового кризиса предлагает предлагают систему 
свободных и справедливых расчетов, основанную на гезелевских день-
гах.

Так же в названии книги присутствует словосочетание русская идея, 

в качестве которой и предлагается Высокий Коммунитаризм. Стоит от-
метить, что на страницах книги часто приводятся цитаты русских мыс-
лителей Николая Бердяева, Владимира Соловьева, встречаются цитаты 


background image

109

www.geopolitika.ru

и поэта Пушкина, тем не менее, можно было бы проанализировать и 
теории государственности, предлагаемые Никалаем Алексеевым (так 
называемое обязательное государство), Павла Флоренского, Сергея Ка-
ра-Мурзы и т.д. Однако, стоит отметить, что понятие коммунитаризм 
пришло к нам с Запада, поэтому не удивительно, что попытка формали-
зации данного концепта возведенного в ранг Высокого Коммунитариз-
ма основывается на западном научно-теоритическом базисе.

Все же нужно отдать должное Кириллу Мямлину за то, что в наш век, 

когда основная часть российского общества находится под влиянием 
идей индивидуализма, предлагается концепция  нового общественного 
устройства, основанная на таком понятном для русского человека прин-
ципе как общинность или коллективность.


background image

Сведения об авторах 

Алтухов Вячеслав Викторович

 – сотрудник информационно-аналитиче-

ского отдела Международного «Евразийского движения».

Гудрич, Лорен

 (Lauren Goodrich) - эксперт разведывательно-аналитиче-

ского центра Stratfor (США) 

Гулевич Владислав Александрович

 - политический аналитик 

(Украина).

Дугин Александр Гельевич

 - доктор политических наук, профессор, 

и.о. зав. кафедрой социологии международных отношений Социологи-
ческого факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Лурье Светлана Владимировна

 – доктор культурологии, ведущий на-

учный сотрудник Социологического института РАН.

Матвиенко Юрий Андреевич

 - кандидат технических наук, профессор 

Академии Военных наук, АНО «Центр проблем стратегических ядер-
ных сил АВН».

Пурушоттам, Смита

 (Smita Purushott am)  - старший научный сотрудник 

Института оборонных исследований и анализа. Нью-Дели, Индия.

Савин Леонид Владимирович

 - главный редактор журнала «Геополи-

тика» и интернет портала Геополитика.Ру.

Солозобов Юрий Михайлович

 - политолог, директор по международ-

ным проектам Института национальной стратегии, Россия. 

Токмакова М. В.

 - аспирант кафедры социологии международных отно-

шений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Шаповалова Александра Игоревна

 - кандидат политических наук, 

Дипломатическая академия при МИД Украины.