ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1292
Скачиваний: 1
Мямлин К. Высокий коммунитаризм как русская идея.
– М.: Кислород. – 414 стр.
Алтухов В.А.
В издательском доме «Кислород» вышла книга Кирилла
Мямлина «Высокий коммунитаризм как русская идея».
Магистральной линией этой книги является тезис о том, что
западная цивилизация, да и остальной мир, подверженный её
колоссальному влиянию, находится в точки бифуркации, суть
которой, по мнению Кирилла Мямлина, заключается в том, что
в ходе развития любая цивилизация достигает предела своего
потенциала, после которого возникает выбор следующей траек-
тории развития. Либо это прорыв в новую область возможно-
стей, либо оптимизация старого поля возможностей, что всегда сопровождается
стагнацией и деградацией, приводящих к коллапсу.
Воссоздавая контекст этой точки перехода, Кирилл Мямлин, ссылаясь на из-
вестного французского интеллектуала Алена де Бенуа, говорит о том, что в ХХ
веке доминировали три идеологии – либерализм, коммунизм и фашизм, породив-
шие множество промежуточных идеологических течений. Все они хоть и были
пропитаны более глубокими цивилизационными лейтмотивами, но, тем не менее,
являлись, как сейчас принято говорить, более инновационными. Либерализм и
коммунизм имели в своем «коллективном бессознательном» монотеистические
корни, в то время как фашизм и его аналоги вобрали в себя в основном различные
эзотерические и мистические культы. Кирилл Мямлин выделяет борьбу либера-
лизма с коммунизмом как основную не только в идеологическом плане, но и в
контексте экономических теорий. При этом он отмечает - несмотря на то, что
экономические построения либерализма и марксизма противостояли друг другу,
тем не менее, оперировали основными базовыми понятиями и методами эконо-
мического анализа, так как были основаны на экономоцентризме и признавали
универсальность основных принципов. По различным причинам все три идеоло-
гии исчерпали свою историческую релевантность и уместно говорить о «конце
идеологий», несмотря на то, что к ХХI веку все же осталась одна - либерализм.
Переходя к рассмотрению траекторий цивилизационного развития, в первую
очередь хочется выделить понимание автором того, что он называет «оптимиза-
ция старого поля возможностей». В идеологическом плане речь идет о том, что
либерализм трансформируется в неолиберализм, в «глобальное рыночное обще-
ство». Основными чертами, со ссылкой на профессора Дугина, Кирилл Мямлин
называет отрицание государства и его контроль над экономикой, политикой и
гражданским обществом; любые формы общинного ведения хозяйства; любые
попытки перераспределять государственными или общественными инстанциями
результаты труда; этнические принадлежности; какую бы то ни было коллектив-
ную идентичность. При этом установки либерализма базируются на следующих
принципах: эгоизме, являющимся основным регулятором рынка; изолированно-
сти экономики от исторической реальности; анитисоциологизме; анитирегуля-
ционизме и т.д.
Строительство глобальной либеральной цивилизации, которую уже окрести-
ли «транснациональная цивилизация», в основе своей является сетевой, где уже
сейчас просматриваются основные структурные компоненты в виде ВТО, МВФ,
Мировой банк, Европейский банк развития и т.п. Контроль над этими структу-
рами осуществляется группами финансовой олигархии, продвигающими концеп-
цию «тоталитарной демократии», которая с одной стороны провозглашает вир-
туальную сферу личных свобод, а с другой накладывает табу на любые разговоры
о социальном государстве и масштабные коллективные действия, как ведущие к
«тоталитарному террору».
В книге огромное место занимает также тема виртуальных денег и связанных
с этим проблемами, в частности тотальный контроль за действиями человека, ис-
пользующего электронные деньги в повседневной жизни. Деньги проникли не
только во все сферы человеческой деятельности, но стали эквивалентами взаимо-
отношений внутри социума.
Стоит отметить, что критике либерализма, включая неолиберализм и финан-
сизм, посвящено очень много работ, поэтому не будем заострять внимание на
данном аспекте книги, а перейдем к тому, что автор предлагает в качестве альтер-
нативы.
Говоря о прорыве в новую область возможностей, Кирилл затрагивает тему
четвертой политической теории, которая еще не сложилась и не описана, но ко-
торая может возникнуть из несогласия со сложившимся порядком вещей, с глоба-
лизацией, с гегемонией, с отчуждением и разрозненностью общества и т.д. В ка-
честве альтернативы им предлагаются идеи Высокого Коммунитаризма, который
автор соотносит к направлению в социальной теории, набравшей популярность к
концу ХХ века. Основной сутью является стремление к сильному гражданскому
обществу, костяком которого служат местные сообщества и общественные орга-
низации, а не отдельные личности.
Затрагивая тему коммунитарности, Кирилл приводит теоритические выклад-
ки, при этом разделяя коммунитаризм на «высокий» и «низкий». Последний он
характеризует как странную смесь, безусловно, позитивных локальных советов и
наивного морализаторства, призванных к «прагматичному подновлению обще-
ства». Исследуя данный вопрос, автор в основном ссылается на идеи американ-
ского социолога Амитая Этциони и теорию о гражданственности Тери Купера.
Формулируя основные требования, которые Кирилл Мямлин предъявляет к
«высокому» коммунитаризму можно выделить ряд основных, это:
1.
Создание гармоничного общества социальной справедливости, уважаю-
щего права человека и права общества.
2.
Признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рас-
сматривать в отрыве от развития социальной среды.
108
Геополитика
3.
Основной мировой концепцией должна являться система мно-
гополярного мира, признание возможности сосуществования разных
цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, отказ от
европоцентризма, признание равной ценностью каждой из цивилиза-
ций с построением между ними диалектической системы отношений, в
которой различные культуры должны находиться в диалоге друг с дру-
гом и для каждого народа должны оставаться возможности следовать
собственной истории.
4. Выдвижение концепции «общества совладельцев», которая
рассматривает современную корпорацию не как машину исключитель-
но для производства прибыли акционерам, а как социальный институт,
защищающий гармонизированные интересы акционеров, менеджмента
и персонала.
5. Экономическая система должна сохранять свою рыночность
и свободу, но не абсолютную беспринципную свободу получения при-
были; втягивание менее развитых экономик в общий рынок на условии
полной открытости недопустимо, таким рынкам необходимо применять
принципы автаркии.
Экономический аспект Высокого Коммунитаризма Кирилл Мямлин
обосновывает на альтернативных экономических теориях, которые со-
вокупно называют неортодоксальными. Как уже было сказано, много
материала в книге уделено деньгам, но в свете Высокого Коммунитариз-
ма рассматривается концепция свободных денег (нем. Freigeld) Сильвио
Гезеля.
По мнению Гезеля, традиционные формы денег предельно неэффек-
тивны, так как деньги должны быть лишь инструментом обмена, вместо
этого в современных денежных системах преобладает кредитная систе-
ма, предлагая не только лишить деньги возможности приносить при-
быль за счет процентов, но и «их самих обложить процентами». При-
водя множество исторических примеров по введению свободных денег,
при этом всегда достигался ошеломляющий положительный результат,
Кирилл Мямлин в своих выкладках оперирует деньгами с демерреджем,
даже в тех случаях, когда речь идет об электронных деньгах.
Кстати, на территории Башкирии экономист Рустам Давлетбаев, как
лекарство от с финансового кризиса предлагает предлагают систему
свободных и справедливых расчетов, основанную на гезелевских день-
гах.
Так же в названии книги присутствует словосочетание русская идея,
в качестве которой и предлагается Высокий Коммунитаризм. Стоит от-
метить, что на страницах книги часто приводятся цитаты русских мыс-
лителей Николая Бердяева, Владимира Соловьева, встречаются цитаты
109
www.geopolitika.ru
и поэта Пушкина, тем не менее, можно было бы проанализировать и
теории государственности, предлагаемые Никалаем Алексеевым (так
называемое обязательное государство), Павла Флоренского, Сергея Ка-
ра-Мурзы и т.д. Однако, стоит отметить, что понятие коммунитаризм
пришло к нам с Запада, поэтому не удивительно, что попытка формали-
зации данного концепта возведенного в ранг Высокого Коммунитариз-
ма основывается на западном научно-теоритическом базисе.
Все же нужно отдать должное Кириллу Мямлину за то, что в наш век,
когда основная часть российского общества находится под влиянием
идей индивидуализма, предлагается концепция нового общественного
устройства, основанная на таком понятном для русского человека прин-
ципе как общинность или коллективность.
Сведения об авторах
Алтухов Вячеслав Викторович
– сотрудник информационно-аналитиче-
ского отдела Международного «Евразийского движения».
Гудрич, Лорен
(Lauren Goodrich) - эксперт разведывательно-аналитиче-
ского центра Stratfor (США)
Гулевич Владислав Александрович
- политический аналитик
(Украина).
Дугин Александр Гельевич
- доктор политических наук, профессор,
и.о. зав. кафедрой социологии международных отношений Социологи-
ческого факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лурье Светлана Владимировна
– доктор культурологии, ведущий на-
учный сотрудник Социологического института РАН.
Матвиенко Юрий Андреевич
- кандидат технических наук, профессор
Академии Военных наук, АНО «Центр проблем стратегических ядер-
ных сил АВН».
Пурушоттам, Смита
(Smita Purushott am) - старший научный сотрудник
Института оборонных исследований и анализа. Нью-Дели, Индия.
Савин Леонид Владимирович
- главный редактор журнала «Геополи-
тика» и интернет портала Геополитика.Ру.
Солозобов Юрий Михайлович
- политолог, директор по международ-
ным проектам Института национальной стратегии, Россия.
Токмакова М. В.
- аспирант кафедры социологии международных отно-
шений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Шаповалова Александра Игоревна
- кандидат политических наук,
Дипломатическая академия при МИД Украины.