Файл: Геополитика номер 13.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1250

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Геополитика

Евразийцы и атлантисты противоположны друг другу. Они отстаи-

вают два разных, альтернативных, образа мира и его будущего. Именно 
противостояние евразийцев и атлантистов определит исторический об-
лик XXI века. 

Евразийское видение будущего мира 

Евразийцы последовательно отстаивают принцип многополярности, 

выступая против однополярной глобализации, навязываемой атланти-
стами. 

В качестве полюсов этого нового мира будут выступать не традици-

онные государства, а новые интеграционные цивилизационные образо-
вания («большие пространства»), объединенные в «геоэкономические 
пояса» («геоэкономические зоны»). 

Исходя из принципа многополярности, будущее мира представля-

ется как равные, доброжелательные партнерские отношения всех стран 
и народов, организованных по принципу географической, культурной, 
ценностной и цивилизационной близости в четыре геоэкономических 
пояса (каждый их геоэкономических поясов состоит, в свою очередь, из 
нескольких «больших пространств») 

Евро-африканский пояс

, включающий три «больших пространства»:

 

Европейский Союз, Исламско-арабская Африка, субтропическая (черная) 

Африка;

Азиатско-Тихоокеанский пояс

, включающий Японию, страны Юго-

Восточной Азии и Индокитая, Австралию и Новую Зеландию; 

Евразийский континентальный пояс

, включающий четыре «больших 

пространства — «Евразийский Союз» (куда входят Россия, страны СНГ 

плюс некоторые страны Восточной Европы), страны континентального 

ислама, Индию, Китай; 

Американский пояс

, включающий три «больших пространства» — 

Северную Америку, Центральную Америку и Южную Америку. 

При такой организации мирового пространства маловероятны гло-

бальные конфликты, кровопролитные войны, крайние формы конфрон-
тации, угрожающие самому бытию человечества. 

Россия и ее партнеры по евразийскому континентальному поясу 

установят гармоничные отношения не только с поясами-соседями (ев-
ро-африканским и тихоокеанским), но и с поясом-антиподом (амери-
канским) который также призван играть конструктивную роль в Запад-
ном полушарии в контексте многополярного устройства. 

Такое видение будущего человечества противоположно глобалист-

ским планам атлантистов по созданию однополярного стереотипного 


background image

7

www.geopolitika.ru

мира под контролем олигархических структур Запада, с перспективой 
создания «мирового правительства». 

Евразийское видение эволюции государства 

Евразийцы считают «государства-нации» в их современном виде 

устаревшей формой организации пространств и народов, характерной 
для исторического периода XV-XX вв. На место «государств-наций» 
должны прийти новые политические образования, сочетающие в себе 
стратегическое объединение больших континентальных пространств со 
сложной, многомерной системой национальных, культурных и хозяй-
ственных автономий внутри. Определенные черты такой организации 
пространств и народов можно увидеть как в великих империях прошло-
го (империи Александра Македонского, Римской империи и др.), так и в 
новейших политических структурах (Европейский Союз, СНГ). 

Нынешние государства сегодня имеют перед собой следующие пер-

спективы: 

1) самоликвидация и интеграция в единое планетарное пространство 

с доминацией США (атлантизм, глобализация); 

2) противостояние глобализации, попытка сохранить свои админи-

стративные структуры (формальный суверенитет) вопреки глоба-
лизации; 

3) вхождение в надгосударственные образования регионального типа 

(«большие пространства») на основании исторической, цивили-
зационной и стратегической общности. 

Третий вариант – евразийский. С точки зрения евразийского ана-

лиза только такой путь развития способен сохранить все самое цен-
ное и самобытное, что призвано защищать современные государства 
перед лицом глобализации. Чисто консервативное стремление сохра-
нить государство любой ценой обречено. Сознательную ориентацию 
политического руководства государств на растворение в глобалист-
ском проекте евразийцы расценивают как отказ от той относитель-
ной ценности, которой исторические государства обязаны своим 
существованием. 

XXI век будет ареной судьбоносных решений политическими элитами 

нынешних государств этой задачи с тремя возможными исходами. Борьба 
за третий вариант развития лежит в основе новой широкой международной 
коалиции политических сил, резонирующих с евразийским мировоззрением. 

Евразийцы видят в Российской Федерации и СНГ ядро будущего са-

мостоятельного политического образования – «Евразийского Союза» 
и, далее, одного из основных четырех мировых геоэкономических по-
ясов («Евразийский континентальный пояс»).


background image

8

Геополитика

В то же время, евразийцы являются убеждёнными сторонниками раз-

вития многомерной системы автономий

4

Автономия противоположна суверенитету – способу организации 

народов и пространств, характерному для государств-наций в их совре-
менном виде. В случае суверенитета речь идет о приоритетном праве на 
свободное и независимое распоряжение территорией. Автономия под-
разумевает независимость в вопросе организации коллективного бытия 
людей в областях, не связанных с распоряжением территорией. 

Принцип многомерных автономий рассматривается как оптималь-

ная структура организации жизни народов, этносов, социо-культурных 
групп как в РФ, так и в «Евразийском Союзе», в «Евразийском кон-
тинентальном поясе», во всех остальных «больших пространствах» и 
«геоэкономических поясах» («зонах»). 

Все земли (территории) новых политико-стратегических образова-

ний («больших пространств») должны находиться в прямом ведении 
центра стратегического управления. В компетенции автономий должны 
находиться вопросы, сопряженные с нетерриториальными аспектами 
управления коллективами. 

Евразийский принцип разделения властей 

Евразийский принцип политического устройства подразумевает два 

различных уровня управления: местный и стратегический. 

На местном уровне управление осуществляется автономиями – есте-

ственно сложившимися общинами различного типа (от многомиллион-
ных народов до трудовых коллективов в несколько человек). Управление 
это осуществляется совершенно свободно и не регламентируется ни-
какими высшими инстанциями. Модель каждого типа автономии выби-
рается свободно, исходя из традиций, предпочтений, прямого демокра-
тического волеизъявления органических коллективов – общин, групп, 
этносов, религиозных организаций. 

В ведении автономий находятся: 

гражданские и административные вопросы, 

социальная сфера, 

образование и медицинское обслуживание, 

все сферы хозяйственной деятельности. 

Это все, кроме стратегических отраслей, то есть вопросов, касающихся 

безопасности и территориальной целостности «большого пространства». 

Уровень гражданских свобод при организации общества по евразий-

4

 

Автономия (греч. самоуправление) – форма естественной организации коллектива людей, 

объединенных по какому-либо органическому признаку (национальному, религиозному, 
профессиональному, родовому и пр.). Для автономии характерна максимальная свобода в сферах, не 
касающихся стратегических интересов политических образований континентального масштаба.


background image

9

www.geopolitika.ru

скому автономному принципу, беспрецедентно высок. Человек получает 
невиданные в человеческой истории возможности для самореализации 
и творческого развития. 

Вопросы стратегической безопасности, международная деятель-

ность, осуществляемая за рамками единого континентального про-
странства, экономические проблемы макроуровня, контроль за страте-
гическими ресурсами и коммуникациями – находятся в ведении единого 
стратегического центра*. 

Единый стратегический центр – условное название инстанции, ко-

торой делегирован контроль за стратегическими областями управления 
«большим пространством». Представляет собой строго иерархизиро-
ванную структуру, сочетающую элементы военного, правового и адми-
нистративного ведомств. Полюс геополитического планирования и ру-
ководства «большим пространством». 

В его ведении находятся разрешение спорных вопросов между авто-

номиями, установление границ компетенции, рассмотрение арбитраж-
ных споров. 

Сферы компетенции властей стратегического и местного уровней 

строго разграничены. Любые попытки вмешательства автономий в во-
просы, находящиеся в компетенции единого стратегического центра, 
должны пресекаться. И наоборот. 

Таким образом, евразийские принципы управления органично сочета-

ют в себе традиционное и религиозное право, национальные и местные 
традиции, учитывают богатство исторически сложившихся обществен-
но-политических укладов, предоставляя при этом надежные гарантии ста-
бильности, безопасности и неприкосновенности территорий. 

Евразийское видение экономики 

Атлантисты стремятся навязать всем народам мира единую модель 

экономического устройства, присвоить опыту хозяйственного развития 
западной части человеческой цивилизации в XIX-XX вв. статус эталона. 
Хозяйственным системам других народов и эпох атлантисты отказывают 
в праве на существование, отрывая таким образом область хозяйствова-
ния от конкретных исторических, национальных и социальных условий. 
Евразийцы, напротив, убеждены в том, что экономический уклад является 
производным от исторических, культурных аспектов развития народов и 
обществ; следовательно, в экономической сфере закономерны многооб-
разие, многоукладность, творческий поиск, свободное развитие. 

Жестко контролироваться должны лишь масштабные стратегиче-

ские области, связанные с обеспечением общей безопасности (ВПК, 
транспорт, ресурсы, энергоснабжение, коммуникации). Все остальные 


background image

10

Геополитика

сектора экономики должны развиваться свободно и органично, в соот-
ветствии с условиями и традициями конкретных автономий, где непо-
средственно разворачивается хозяйственная деятельность. 

Евразийство настаивает на том, что в области экономики не суще-

ствует никаких абсолютных истин – рецепты либерализма  и марксиз-
ма** применимы только частично и в зависимости от конкретных ус-
ловий. На практике необходимы разные формы сочетания свободного 
рыночного подхода с контролем над стратегическими областями и пере-
распределением прибыли в зависимости от национальных и социальных 
задач общества в целом. Таким образом, в экономике евразийство при-
держивается модели «третьего пути». 

Либерализм — экономическое учение, утверждающее, что только 

максимальное освобождение рынка и приватизация всех хозяйственных 
инструментов создает оптимальные условия для экономического роста. 

 Экономика евразийства должна строиться на принципах: 

• подчинения хозяйства высшей цивилизационной духовной цели; 

макроэкономической интеграции и разделения труда в масштабе 
«больших пространств» («таможенный союз»); 

• создания единых финансовой, транспортной, энергетической, про-

мышленной, информационной систем в пространстве Евразии; 

• дифференцированных экономических границ с соседними «больши-

ми пространствами» и «геоэкономическими зонами»; 

• стратегического контроля центра за системообразующими отрасля-

ми с параллельным максимальным освобождением хозяйственной 
деятельности на уровне среднего и мелкого бизнеса; 

• органического сочетания форм хозяйствования (рыночных струк-

тур) с общественными, национальными и культурными традициями 
регионов, отсутствия единообразного экономического эталона в 
среднем и крупном предпринимательстве; 

• максимального освобождения рынка товаров и услуг. 

Евразийский взгляд на финансы 

Для единого стратегического центра Евразийского Союза вопрос 

контроля за денежным обращением должен быть также признан стра-
тегически важным. Ни одно платежное средство не должно претендо-
вать на роль универсальной мировой резервной валюты. Необходимо 
создать собственную, имеющую хождение на всех территориях, вхо-
дящих в Евразийский Союз, евразийскую резервную валюту. Никакие 
другие валюты в качестве резервных в Евразийском Союзе использо-
ваться не должны.