ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1290
Скачиваний: 1
6
Геополитика
Евразийцы и атлантисты противоположны друг другу. Они отстаи-
вают два разных, альтернативных, образа мира и его будущего. Именно
противостояние евразийцев и атлантистов определит исторический об-
лик XXI века.
Евразийское видение будущего мира
Евразийцы последовательно отстаивают принцип многополярности,
выступая против однополярной глобализации, навязываемой атланти-
стами.
В качестве полюсов этого нового мира будут выступать не традици-
онные государства, а новые интеграционные цивилизационные образо-
вания («большие пространства»), объединенные в «геоэкономические
пояса» («геоэкономические зоны»).
Исходя из принципа многополярности, будущее мира представля-
ется как равные, доброжелательные партнерские отношения всех стран
и народов, организованных по принципу географической, культурной,
ценностной и цивилизационной близости в четыре геоэкономических
пояса (каждый их геоэкономических поясов состоит, в свою очередь, из
нескольких «больших пространств»)
Евро-африканский пояс
, включающий три «больших пространства»:
Европейский Союз, Исламско-арабская Африка, субтропическая (черная)
Африка;
Азиатско-Тихоокеанский пояс
, включающий Японию, страны Юго-
Восточной Азии и Индокитая, Австралию и Новую Зеландию;
Евразийский континентальный пояс
, включающий четыре «больших
пространства — «Евразийский Союз» (куда входят Россия, страны СНГ
плюс некоторые страны Восточной Европы), страны континентального
ислама, Индию, Китай;
Американский пояс
, включающий три «больших пространства» —
Северную Америку, Центральную Америку и Южную Америку.
При такой организации мирового пространства маловероятны гло-
бальные конфликты, кровопролитные войны, крайние формы конфрон-
тации, угрожающие самому бытию человечества.
Россия и ее партнеры по евразийскому континентальному поясу
установят гармоничные отношения не только с поясами-соседями (ев-
ро-африканским и тихоокеанским), но и с поясом-антиподом (амери-
канским) который также призван играть конструктивную роль в Запад-
ном полушарии в контексте многополярного устройства.
Такое видение будущего человечества противоположно глобалист-
ским планам атлантистов по созданию однополярного стереотипного
7
www.geopolitika.ru
мира под контролем олигархических структур Запада, с перспективой
создания «мирового правительства».
Евразийское видение эволюции государства
Евразийцы считают «государства-нации» в их современном виде
устаревшей формой организации пространств и народов, характерной
для исторического периода XV-XX вв. На место «государств-наций»
должны прийти новые политические образования, сочетающие в себе
стратегическое объединение больших континентальных пространств со
сложной, многомерной системой национальных, культурных и хозяй-
ственных автономий внутри. Определенные черты такой организации
пространств и народов можно увидеть как в великих империях прошло-
го (империи Александра Македонского, Римской империи и др.), так и в
новейших политических структурах (Европейский Союз, СНГ).
Нынешние государства сегодня имеют перед собой следующие пер-
спективы:
1) самоликвидация и интеграция в единое планетарное пространство
с доминацией США (атлантизм, глобализация);
2) противостояние глобализации, попытка сохранить свои админи-
стративные структуры (формальный суверенитет) вопреки глоба-
лизации;
3) вхождение в надгосударственные образования регионального типа
(«большие пространства») на основании исторической, цивили-
зационной и стратегической общности.
Третий вариант – евразийский. С точки зрения евразийского ана-
лиза только такой путь развития способен сохранить все самое цен-
ное и самобытное, что призвано защищать современные государства
перед лицом глобализации. Чисто консервативное стремление сохра-
нить государство любой ценой обречено. Сознательную ориентацию
политического руководства государств на растворение в глобалист-
ском проекте евразийцы расценивают как отказ от той относитель-
ной ценности, которой исторические государства обязаны своим
существованием.
XXI век будет ареной судьбоносных решений политическими элитами
нынешних государств этой задачи с тремя возможными исходами. Борьба
за третий вариант развития лежит в основе новой широкой международной
коалиции политических сил, резонирующих с евразийским мировоззрением.
Евразийцы видят в Российской Федерации и СНГ ядро будущего са-
мостоятельного политического образования – «Евразийского Союза»
и, далее, одного из основных четырех мировых геоэкономических по-
ясов («Евразийский континентальный пояс»).
8
Геополитика
В то же время, евразийцы являются убеждёнными сторонниками раз-
вития многомерной системы автономий
4
.
Автономия противоположна суверенитету – способу организации
народов и пространств, характерному для государств-наций в их совре-
менном виде. В случае суверенитета речь идет о приоритетном праве на
свободное и независимое распоряжение территорией. Автономия под-
разумевает независимость в вопросе организации коллективного бытия
людей в областях, не связанных с распоряжением территорией.
Принцип многомерных автономий рассматривается как оптималь-
ная структура организации жизни народов, этносов, социо-культурных
групп как в РФ, так и в «Евразийском Союзе», в «Евразийском кон-
тинентальном поясе», во всех остальных «больших пространствах» и
«геоэкономических поясах» («зонах»).
Все земли (территории) новых политико-стратегических образова-
ний («больших пространств») должны находиться в прямом ведении
центра стратегического управления. В компетенции автономий должны
находиться вопросы, сопряженные с нетерриториальными аспектами
управления коллективами.
Евразийский принцип разделения властей
Евразийский принцип политического устройства подразумевает два
различных уровня управления: местный и стратегический.
На местном уровне управление осуществляется автономиями – есте-
ственно сложившимися общинами различного типа (от многомиллион-
ных народов до трудовых коллективов в несколько человек). Управление
это осуществляется совершенно свободно и не регламентируется ни-
какими высшими инстанциями. Модель каждого типа автономии выби-
рается свободно, исходя из традиций, предпочтений, прямого демокра-
тического волеизъявления органических коллективов – общин, групп,
этносов, религиозных организаций.
В ведении автономий находятся:
гражданские и административные вопросы,
социальная сфера,
образование и медицинское обслуживание,
все сферы хозяйственной деятельности.
Это все, кроме стратегических отраслей, то есть вопросов, касающихся
безопасности и территориальной целостности «большого пространства».
Уровень гражданских свобод при организации общества по евразий-
4
Автономия (греч. самоуправление) – форма естественной организации коллектива людей,
объединенных по какому-либо органическому признаку (национальному, религиозному,
профессиональному, родовому и пр.). Для автономии характерна максимальная свобода в сферах, не
касающихся стратегических интересов политических образований континентального масштаба.
9
www.geopolitika.ru
скому автономному принципу, беспрецедентно высок. Человек получает
невиданные в человеческой истории возможности для самореализации
и творческого развития.
Вопросы стратегической безопасности, международная деятель-
ность, осуществляемая за рамками единого континентального про-
странства, экономические проблемы макроуровня, контроль за страте-
гическими ресурсами и коммуникациями – находятся в ведении единого
стратегического центра*.
Единый стратегический центр – условное название инстанции, ко-
торой делегирован контроль за стратегическими областями управления
«большим пространством». Представляет собой строго иерархизиро-
ванную структуру, сочетающую элементы военного, правового и адми-
нистративного ведомств. Полюс геополитического планирования и ру-
ководства «большим пространством».
В его ведении находятся разрешение спорных вопросов между авто-
номиями, установление границ компетенции, рассмотрение арбитраж-
ных споров.
Сферы компетенции властей стратегического и местного уровней
строго разграничены. Любые попытки вмешательства автономий в во-
просы, находящиеся в компетенции единого стратегического центра,
должны пресекаться. И наоборот.
Таким образом, евразийские принципы управления органично сочета-
ют в себе традиционное и религиозное право, национальные и местные
традиции, учитывают богатство исторически сложившихся обществен-
но-политических укладов, предоставляя при этом надежные гарантии ста-
бильности, безопасности и неприкосновенности территорий.
Евразийское видение экономики
Атлантисты стремятся навязать всем народам мира единую модель
экономического устройства, присвоить опыту хозяйственного развития
западной части человеческой цивилизации в XIX-XX вв. статус эталона.
Хозяйственным системам других народов и эпох атлантисты отказывают
в праве на существование, отрывая таким образом область хозяйствова-
ния от конкретных исторических, национальных и социальных условий.
Евразийцы, напротив, убеждены в том, что экономический уклад является
производным от исторических, культурных аспектов развития народов и
обществ; следовательно, в экономической сфере закономерны многооб-
разие, многоукладность, творческий поиск, свободное развитие.
Жестко контролироваться должны лишь масштабные стратегиче-
ские области, связанные с обеспечением общей безопасности (ВПК,
транспорт, ресурсы, энергоснабжение, коммуникации). Все остальные
10
Геополитика
сектора экономики должны развиваться свободно и органично, в соот-
ветствии с условиями и традициями конкретных автономий, где непо-
средственно разворачивается хозяйственная деятельность.
Евразийство настаивает на том, что в области экономики не суще-
ствует никаких абсолютных истин – рецепты либерализма и марксиз-
ма** применимы только частично и в зависимости от конкретных ус-
ловий. На практике необходимы разные формы сочетания свободного
рыночного подхода с контролем над стратегическими областями и пере-
распределением прибыли в зависимости от национальных и социальных
задач общества в целом. Таким образом, в экономике евразийство при-
держивается модели «третьего пути».
Либерализм — экономическое учение, утверждающее, что только
максимальное освобождение рынка и приватизация всех хозяйственных
инструментов создает оптимальные условия для экономического роста.
Экономика евразийства должна строиться на принципах:
• подчинения хозяйства высшей цивилизационной духовной цели;
макроэкономической интеграции и разделения труда в масштабе
«больших пространств» («таможенный союз»);
• создания единых финансовой, транспортной, энергетической, про-
мышленной, информационной систем в пространстве Евразии;
• дифференцированных экономических границ с соседними «больши-
ми пространствами» и «геоэкономическими зонами»;
• стратегического контроля центра за системообразующими отрасля-
ми с параллельным максимальным освобождением хозяйственной
деятельности на уровне среднего и мелкого бизнеса;
• органического сочетания форм хозяйствования (рыночных струк-
тур) с общественными, национальными и культурными традициями
регионов, отсутствия единообразного экономического эталона в
среднем и крупном предпринимательстве;
• максимального освобождения рынка товаров и услуг.
Евразийский взгляд на финансы
Для единого стратегического центра Евразийского Союза вопрос
контроля за денежным обращением должен быть также признан стра-
тегически важным. Ни одно платежное средство не должно претендо-
вать на роль универсальной мировой резервной валюты. Необходимо
создать собственную, имеющую хождение на всех территориях, вхо-
дящих в Евразийский Союз, евразийскую резервную валюту. Никакие
другие валюты в качестве резервных в Евразийском Союзе использо-
ваться не должны.