Файл: Геополитика номер 13.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96

Геополитика

После поражения Германии и стран Оси во Второй мировой во-

йне теллурократическая геополитика была дискредитирована и надолго 
отошла в тень. Американские авторы даже предложили отличать англо-
саксонскую «geopolitics» от германской «Geopolitik», считая первую 
вполне «приемлимым политологическим методом анализа международ-
ных отношений», а другую – «империалистическими фантазиями». 
Но  за таким определением «научности» и «ненаучности» невоору-
женным взглядом видятся двойные стандарты и прямая политическая 
пропаганда победителей. Море победило Сушу и установило колони-
альную дисциплину – в том числе и в научной области, ведь знание, как 
показал в частности, М. Фуко, есть синоним могущества.

Тем не менее, эта континентальная школа теллурократической гео-

политики продолжала существовать в Европе в маргинальных условиях 
и после Второй мировой войны – примером чего являются работы ав-
стрийского генерала Йордиса фон Лохаузена, бельгийца Жана Тириара 
(с которым по воле случая Карло Террачано познакомился в Москве в 
моей квартире) и выдающегося французского философа Алена де Бенуа. 
Взгляд на мир с позиции Суши - вот особенность этой континентальной 
Геполитики-2. Из него вытекает четкое определение идентичности ро-
лей в «великой войне континентов». Те, кто за Сушу, те против Моря, 
то есть против англосаксонского мира, против американской домина-
ции и против западноцентричной глобализации (мондиализма).

Теллурократическое свидетельство Карло Террачано

Карло Террачано был продолжателем именно этой континенталь-

ной геополитической традиции, ярчайшим и последовательным те-
оретиком и практиком Геополитики-2. Причем его работы являют-
ся, пожалуй, наиболее полными и последовательными. Он не просто 
продолжает рециклирование ранее существовавших теорий, но при-
меняет базовые принципы Геополитики-2, теллурократии к анализу 
современной ситуации в мире. При этом он не оставляет сомнений 
в своем собственном выборе: он говорит от имени континента, Ев-
ропы, теллурократии. А это в условиях атлантистской оккупации 
равносильно жесту восстания. Тем самым Террачано осуществляет 
важнейшее символическое действие: он конституирует субъектный 
полюс, наделенный волей и мышлением, который прорастает из-под 
постмодернистской свалки современной Европы, становясь револю-
ционным проектом альтернативной Европы, другой Европы, под-
нимащейся – пусть в теории – над развалинами современности. Тер-
рачано выполняет функцию геополитического свидетельствования 
– то, что он есть, и тот факт, что он пишет и действует, уже означает, 


background image

97

www.geopolitika.ru

что победа Моря не абсолютна, что в Европе есть очаги сопротив-
ления и что эти очаги прекрасно и трезво осознают сущность, цели 
и ставки великой войны континентов. Тем самым, Карло Террачано, 
спасая традицию европейской континентальной геополитики, осу-
ществляет теоретический перезапуск Европы.

Террачано как евразиец

Второй момент, описывающий суть теорий Карло Террачано, это 

его встреча с евразийской геополитической традицией, воссозданной 
в России с конца 80-х годов. Современная евразийская школа россий-
ской геополитики была образована в конце 80-х как постсоветская реф-
лексия на геополитическую карту Макиндера, в духе того ответа, кото-
рые дали на его теории немецкие геополитики школы Хаусхофера. Но 
в случае России симметрия была еще более совершенной: Макиндер 
в качестве главного врага талассократии выделял Heartland, контроль 
над которым обеспечивал талассократии мировое господство. Русские 
евразийцы конца 80-х приняли эту ситуацию на свой счет, признав 
теллурокартию как сущность русской судьбы. Россия есть Heartland, 
поэтому Геополитика-2 это русское дело. Так были заложены основы 
современного неоевразийства. 

Российская евразийская геополитика осуществила встречу с евро-

пейским континентализмом в 1992 г. – во время одновременного визита 
в Москву Жана Тириара и Карло Террачано. Жан Тириар был автором 
концепта «Евросоветской Империи от Владивостока до Дублина», а 
Карло Террачано в то время уже написал свою программную работу «В 
пене истории». Так европейский континентализм и русское евразий-
ство сомкнулись. Нечто подобное тому, что Хаусхофер описал в про-
екте континентального блока Берлин-Москва-Токио, было возрождено 
на теоретическом уровне в начале 90-х годов в российско-европейском 
геополитическом диалоге, начавшемся в Москве, и продолжающемся и 
развивающемся до сих пор. В то же время Москву посетили и другие 
европейские геополитики, в частности, Ален де Бенуа, Клаудио Мутти. 
Во Франции очень сходных взглядов придерживался удивительный пи-
сатель-традиционалист Жан Парвулеско. 

Карло Террачано играл в этом сближении одну из ведущих ролей, 

так как со страстной энергией принялся развивать именно это евразий-
ское направление, призванное объединить все континентальные силы в 
единый антиталассократический, теллурократический блок. Пусть пока 
это было на уровне интеллектуальной элиты и геополитических школ. 
Идеи имеют значение, и любое политическое действие всегда начинает-
ся с проекта, программы, стратегии.


background image

98

Геополитика

Ислам и теллурократия

Анализ актуальной ситуации привел Карло Террачано к выводу о том, 

что многие исламские страны и исламская цивилизация в целом должны 
рассматриваться как важнейший союзник теллурократии в борьбе с аме-
риканской гегемонией и глобализмом. Так, значение исламского факто-
ра как союзного стало важнейшей составляющей современного неокон-
тинентализма, одним из создателей которого является Террачано. Ислам 
как теллурократическая сила – вот вывод Террачано. Это стало своего 
рода геополитической аксиомой современного евразийства. 

Сам Террачано совершил серию поездок и дал ряд конференций в ис-

ламских странах – Иран, Сирия и т.д., где пропагандировал евразийскую 
континентальнаю геополитику. Идеи и действия, как всегда у Террачано, 
не расходились между собой.

Национал-коммунизм

Становление геополитических взглядов у Террачано сопровожда-

лось соответствующими идеологическими и политическими обобще-
ниями. Введение геополитического критерия, концептов континен-
тализма и теллурократии требовали пересмотра политических основ 
классического европейского патриотизма, который обычно относил-
ся к «Третьей позиции» (антилиберализм и антикоммунизм), в духе 
Эволы, Хайдеггера или Йоки. Если мы становились на позицию Суши, 
то СССР превращался из одного из двух врагов Европы - в союзника. 
Это требовало радикального пересмотра «Третьей позиции» и пере-
хода к синтезу между европеизмом и советизмом, то есть, к национал-
большевизму. Аналогичную эволюцию претерпели в середине 80-х го-
дов взгляды главного теоретика европейских «новых правых» Алена 
де Бенуа.  В отличие от многих других «национал-революционеров», 
Карло Террачано, не колеблясь, принял это идеологическое направле-
ние, и стал одним из лидеров национал-коммунизма в Италии. Антисо-
ветизм и антикоммунизм (особенно сегодня, после конца СССР) игра-
ют на руку только талассократам, либералам и глобалистам. Потому 
надо решительно покончить с этим и активно сотрудничать со всеми 
левыми силами, борющимися с американской гегемонией и либерал-
капитализмом, которые воплощают в себе суть талассократии, циви-
лизации Моря. Это движение влево для Террачано стало логическим 
выводом из геополитического анализа, и он не замедлил решитель-
но двинуться в этом направлении, став как продолжателем традиции 
«Юной Европы» (вслед за Клаудио Мутти, другом и соратником Кар-
ло Террачано), так и зачинателем нового национал-коммунистическо-
го  и евразийского направления в современной итальянской, и шире, 


background image

99

www.geopolitika.ru

европейской политике. Этому Карло посвятил отдельную программ-
ную книгу под выразительным названием «Национал-коммунизм».

Социальная справедливость – это ценность традиционного обще-

ства. Иерархия, построенная по материальному принципу, классовое 
расслоение, лежащее в основе капитализма, это абсолютное зло, ко-
торое должно быть ниспровергнуто.  Борьба с либерализмом, капи-
тализмом и мировой олигархией за свободу, справедливость и соци-
альный строй, основанный на солидарности и взаимовыручке – вот 
главная задача национальных революций. Никаких компромиссов с 
буржуазией и их меркантильными, материалистическими и эгоисти-
ческими ценностями. Человек - существо коллективное. Традиция - 
это дело всех. Чтобы утвердить ее в мировом масштабе, необходимо 
разрушить до основания Вселенную «золотого тельца». И в этом 
деле левые силы, борющиеся за социальную справедливость - союз-
ники и друзья, равно как и правые, отстаивающие цености духа, веры 
и верности корням (ведь эти ценности также несовместимы с капи-
тализмом и торгашеским духом). 

Традиционализм и сакральная геополитика

И, наконец, огромное значение имеет тот аспект мысли Карло Тер-

рачано, который связан с традиционализмом и Традицией. Сам Тер-
рачано следовал по пути, намеченному Юлиусом Эволой, считая себя 
носителем духовной традиции Запада, уходящей в недра Античности, 
греко-римского неоплатонизма. Он с уважением относился к исламу и 
индуизму, испытывал симпатию к греческому и русскому Православию, 
но до конца своих дней воздерживался от уточнения своей религиозной 
принадлежности. Он был традиционалистом и поборником древних 
индоевропейских ценностей. И именно эти ценности, по его мнению, 
должны были стоять в центре той священной войны, которую он вел с 
современным миром. 

Традиция связана с Сушей. Современность - с Морем. Традиция - 

теллурократия, современность – талассократия. Поэтому геополитика 
у Террачано прибретает сакральное измерение; она есть не просто тех-
нический инструментарий для корректного политического анализа или 
стратегического планирования, но идеология, духовный выбор, призыв 
к священной эсхатологической битве, Endkampf, требующей от нас пол-
ной мобилизации всех жизненных усилий, всего нашего бытия.

Карло Террачано дает нам пример того, чем должна быть жизнь на-

стоящего геополитика, геополитика экзистенциального, онтологическо-
го, эсхатологического. Это тотальная мобилизация души, полная оплата 
своих убеждений всем содержанием героической и трагической жизни. 


background image

100

Геополитика

Сегодня многие сетуют: для подвига и борьбы не осталось места, все за-

ведомо проиграно, ничто не дает результатов. Это слабость, трусость и ни-
зость. Если мы во что-то верим, мы всегда способны изменить окружающий 
мир. Нет такого врага, который являлся бы непобедимым для пылающего 
человеческого духа. Карло Террачано дает нам пример человека, до послед-
него дыхания отстаивающего свои убеждения. Его убеждения – наши убеж-
дения. Его борьба – наша борьба. И борьба тех, кто придет вслед за нами. 

Мне, признаться, совсем не интересно, каким человеком был Карло 

Террачано; его друзья утверждают, что прекрасным. Это не имеет зна-
чения. Это субъективно. Объективно он был героем. Настоящим героем 
континента, цивилизации Суши, Евразии. И это намного важнее. Только 
это имеет значение – идея, и брошенная в ее костер - до конца, полно-
стью - человеческая жизнь.