ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1120
Скачиваний: 2
Мямлин К. Высокий коммунитаризм как русская идея. - М.: Кислород. - 414 стр.
Алтухов В.А.
В издательском доме «Кислород» вышла книга Кирилла Мямлина «Высокий коммунитаризм как русская идея».
Магистральной линией этой книги является тезис о том, что ШВДНШЙШ западная цивилизация, да и остальной мир, подверженный её колоссальному влиянию, находится в точки бифуркации, суть которой, по мнению Кирилла Мямлина, заключается в том, что в ходе развития любая цивилизация достигает предела своего потенциала, после которого возникает выбор следующей траектории развития. Либо это прорыв в новую область возможностей, либо оптимизация старого поля возможностей, что всегда сопровождается стагнацией и деградацией, приводящих к коллапсу.
Воссоздавая контекст этой точки перехода, Кирилл Мямлин, ссылаясь на известного французского интеллектуала Алена де Бенуа, говорит о том, что в ХХ веке доминировали три идеологии - либерализм, коммунизм и фашизм, породившие множество промежуточных идеологических течений. Все они хоть и были пропитаны более глубокими цивилизационными лейтмотивами, но, тем не менее, являлись, как сейчас принято говорить, более инновационными. Либерализм и коммунизм имели в своем «коллективном бессознательном» монотеистические корни, в то время как фашизм и его аналоги вобрали в себя в основном различные эзотерические и мистические культы. Кирилл Мямлин выделяет борьбу либерализма с коммунизмом как основную не только в идеологическом плане, но и в контексте экономических теорий. При этом он отмечает - несмотря на то, что экономические построения либерализма и марксизма противостояли друг другу, тем не менее, оперировали основными базовыми понятиями и методами экономического анализа, так как были основаны на экономоцентризме и признавали универсальность основных принципов. По различным причинам все три идеологии исчерпали свою историческую релевантность и уместно говорить о «конце идеологий», несмотря на то, что к XXI веку все же осталась одна - либерализм.
Переходя к рассмотрению траекторий цивилизационного развития, в первую очередь хочется выделить понимание автором того, что он называет «оптимизация старого поля возможностей». В идеологическом плане речь идет о том, что либерализм трансформируется в неолиберализм, в «глобальное рыночное общество». Основными чертами, со ссылкой на профессора Дугина, Кирилл Мямлин называет отрицание государства и его контроль над экономикой, политикой и гражданским обществом; любые формы общинного ведения хозяйства; любые попытки перераспределять государственными или общественными инстанциями результаты труда; этнические принадлежности; какую бы то ни было коллектив
ную идентичность. При этом установки либерализма базируются на следующих принципах: эгоизме, являющимся основным регулятором рынка; изолированности экономики от исторической реальности; анитисоциологизме; анитирегуля-ционизме и т.д.
Строительство глобальной либеральной цивилизации, которую уже окрестили «транснациональная цивилизация», в основе своей является сетевой, где уже сейчас просматриваются основные структурные компоненты в виде ВТО, МВФ, Мировой банк, Европейский банк развития и т.п. Контроль над этими структурами осуществляется группами финансовой олигархии, продвигающими концепцию «тоталитарной демократии», которая с одной стороны провозглашает виртуальную сферу личных свобод, а с другой накладывает табу на любые разговоры о социальном государстве и масштабные коллективные действия, как ведущие к «тоталитарному террору».
В книге огромное место занимает также тема виртуальных денег и связанных с этим проблемами, в частности тотальный контроль за действиями человека, использующего электронные деньги в повседневной жизни. Деньги проникли не только во все сферы человеческой деятельности, но стали эквивалентами взаимоотношений внутри социума.
Стоит отметить, что критике либерализма, включая неолиберализм и финан-сизм, посвящено очень много работ, поэтому не будем заострять внимание на данном аспекте книги, а перейдем к тому, что автор предлагает в качестве альтернативы.
Говоря о прорыве в новую область возможностей, Кирилл затрагивает тему четвертой политической теории, которая еще не сложилась и не описана, но которая может возникнуть из несогласия со сложившимся порядком вещей, с глобализацией, с гегемонией, с отчуждением и разрозненностью общества и т.д. В качестве альтернативы им предлагаются идеи Высокого Коммунитаризма, который автор соотносит к направлению в социальной теории, набравшей популярность к концу XX века. Основной сутью является стремление к сильному гражданскому обществу, костяком которого служат местные сообщества и общественные организации, а не отдельные личности.
Затрагивая тему коммунитарности, Кирилл приводит теоритические выкладки, при этом разделяя коммунитаризм на «высокий» и «низкий». Последний он характеризует как странную смесь, безусловно, позитивных локальных советов и наивного морализаторства, призванных к «прагматичному подновлению общества». Исследуя данный вопрос, автор в основном ссылается на идеи американского социолога Амитая Этциони и теорию о гражданственности Тери Купера.
Формулируя основные требования, которые Кирилл Мямлин предъявляет к «высокому» коммунитаризму можно выделить ряд основных, это:
-
Создание гармоничного общества социальной справедливости, уважающего права человека и права общества.
-
Признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды.
-
Основной мировой концепцией должна являться система многополярного мира, признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, отказ от европоцентризма, признание равной ценностью каждой из цивилизаций с построением между ними диалектической системы отношений, в которой различные культуры должны находиться в диалоге друг с другом и для каждого народа должны оставаться возможности следовать собственной истории.
-
Выдвижение концепции «общества совладельцев», которая рассматривает современную корпорацию не как машину исключительно для производства прибыли акционерам, а как социальный институт, защищающий гармонизированные интересы акционеров, менеджмента и персонала.
-
Экономическая система должна сохранять свою рыночность и свободу, но не абсолютную беспринципную свободу получения прибыли; втягивание менее развитых экономик в общий рынок на условии полной открытости недопустимо, таким рынкам необходимо применять принципы автаркии.
Экономический аспект Высокого Коммунитаризма Кирилл Мямлин обосновывает на альтернативных экономических теориях, которые совокупно называют неортодоксальными. Как уже было сказано, много материала в книге уделено деньгам, но в свете Высокого Коммунитариз-ма рассматривается концепция свободных денег (нем. Freigeld) Сильвио Гезеля.
По мнению Гезеля, традиционные формы денег предельно неэффективны, так как деньги должны быть лишь инструментом обмена, вместо этого в современных денежных системах преобладает кредитная система, предлагая не только лишить деньги возможности приносить прибыль за счет процентов, но и «их самих обложить процентами». Приводя множество исторических примеров по введению свободных денег, при этом всегда достигался ошеломляющий положительный результат, Кирилл Мямлин в своих выкладках оперирует деньгами с демерреджем, даже в тех случаях, когда речь идет об электронных деньгах.
Кстати, на территории Башкирии экономист Рустам Давлетбаев, как лекарство от с финансового кризиса предлагает предлагают систему свободных и справедливых расчетов, основанную на гезелевских деньгах.
Так же в названии книги присутствует словосочетание русская идея, в качестве которой и предлагается Высокий Коммунитаризм. Стоит отметить, что на страницах книги часто приводятся цитаты русских мыслителей Николая Бердяева, Владимира Соловьева, встречаются цитаты
и поэта Пушкина, тем не менее, можно было бы проанализировать и теории государственности, предлагаемые Никалаем Алексеевым (так называемое обязательное государство), Павла Флоренского, Сергея Кара-Мурзы и т.д. Однако, стоит отметить, что понятие коммунитаризм пришло к нам с Запада, поэтому не удивительно, что попытка формализации данного концепта возведенного в ранг Высокого Коммунитариз-ма основывается на западном научно-теоритическом базисе.
Все же нужно отдать должное Кириллу Мямлину за то, что в наш век, когда основная часть российского общества находится под влиянием идей индивидуализма, предлагается концепция нового общественного устройства, основанная на таком понятном для русского человека принципе как общинность или коллективность.
Сведения об авторах
Алтухов Вячеслав Викторович - сотрудник информационно-аналитического отдела Международного «Евразийского движения».
Гудрич, Лорен (Lauren Goodrich) - эксперт разведывательно-аналитического центра Stratfor (США)
Гулевич Владислав Александрович - политический аналитик (Украина).
Дугин Александр Гельевич - доктор политических наук, профессор, и.о. зав. кафедрой социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лурье Светлана Владимировна - доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН.
Матвиенко Юрий Андреевич - кандидат технических наук, профессор Академии Военных наук, АНО «Центр проблем стратегических ядерных сил АВН».
Пурушоттам, Смита (Smita Purushottam) - старший научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа. Нью-Дели, Индия.
Савин Леонид Владимирович - главный редактор журнала «Геополитика» и интернет портала Геополитика.Ру.
Солозобов Юрий Михайлович - политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии, Россия.
Токмакова М. В. - аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Шаповалова Александра Игоревна - кандидат политических наук, Дипломатическая академия при МИД Украины.