Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1086

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Евразийцы и атлантисты противоположны друг другу. Они отстаи­вают два разных, альтернативных, образа мира и его будущего. Именно противостояние евразийцев и атлантистов определит исторический об­лик XXI века.

Евразийское видение будущего мира

Евразийцы последовательно отстаивают принцип многополярности, выступая против однополярной глобализации, навязываемой атланти-стами.

В качестве полюсов этого нового мира будут выступать не традици­онные государства, а новые интеграционные цивилизационные образо­вания («большие пространства»), объединенные в «геоэкономические пояса» («геоэкономические зоны»).

Исходя из принципа многополярности, будущее мира представля­ется как равные, доброжелательные партнерские отношения всех стран и народов, организованных по принципу географической, культурной, ценностной и цивилизационной близости в четыре геоэкономических пояса (каждый их геоэкономических поясов состоит, в свою очередь, из нескольких «больших пространств»)

Евро-африканский пояс, включающий три «больших пространства»: Европейский Союз, Исламско-арабская Африка, субтропическая (черная) Африка;

Азиатско-Тихоокеанский пояс, включающий Японию, страны Юго-Восточной Азии и Индокитая, Австралию и Новую Зеландию;

Евразийский континентальный пояс, включающий четыре «больших пространства — «Евразийский Союз» (куда входят Россия, страны СНГ плюс некоторые страны Восточной Европы), страны континентального ислама, Индию, Китай;

Американский пояс, включающий три «больших пространства» — Северную Америку, Центральную Америку и Южную Америку.

При такой организации мирового пространства маловероятны гло­бальные конфликты, кровопролитные войны, крайние формы конфрон­тации, угрожающие самому бытию человечества.

Россия и ее партнеры по евразийскому континентальному поясу установят гармоничные отношения не только с поясами-соседями (ев­ро-африканским и тихоокеанским), но и с поясом-антиподом (амери­канским) который также призван играть конструктивную роль в Запад­ном полушарии в контексте многополярного устройства.

Такое видение будущего человечества противоположно глобалист-ским планам атлантистов по созданию однополярного стереотипного


мира под контролем олигархических структур Запада, с перспективой создания «мирового правительства».

Евразийское видение эволюции государства

Евразийцы считают «государства-нации» в их современном виде устаревшей формой организации пространств и народов, характерной для исторического периода XV-XX вв. На место «государств-наций» должны прийти новые политические образования, сочетающие в себе стратегическое объединение больших континентальных пространств со сложной, многомерной системой национальных, культурных и хозяй­ственных автономий внутри. Определенные черты такой организации пространств и народов можно увидеть как в великих империях прошло­го (империи Александра Македонского, Римской империи и др.), так и в новейших политических структурах (Европейский Союз, СНГ).

Нынешние государства сегодня имеют перед собой следующие пер­спективы:

  1. самоликвидация и интеграция в единое планетарное пространство с доминацией США (атлантизм, глобализация);

  2. противостояние глобализации, попытка сохранить свои админи­стративные структуры (формальный суверенитет) вопреки глоба­лизации;

  3. вхождение в надгосударственные образования регионального типа («большие пространства») на основании исторической, цивили-зационной и стратегической общности.

Третий вариант - евразийский. С точки зрения евразийского ана­лиза только такой путь развития способен сохранить все самое цен­ное и самобытное, что призвано защищать современные государства перед лицом глобализации. Чисто консервативное стремление сохра­нить государство любой ценой обречено. Сознательную ориентацию политического руководства государств на растворение в глобалист-ском проекте евразийцы расценивают как отказ от той относитель­ной ценности, которой исторические государства обязаны своим существованием.

XXI век будет ареной судьбоносных решений политическими элитами нынешних государств этой задачи с тремя возможными исходами. Борьба за третий вариант развития лежит в основе новой широкой международной коалиции политических сил, резонирующих с евразийским мировоззрением.

Евразийцы видят в Российской Федерации и СНГ ядро будущего са­мостоятельного политического образования - «Евразийского Союза» и, далее, одного из основных четырех мировых геоэкономических по­ясов («Евразийский континентальный пояс»).


В то же время, евразийцы являются убеждёнными сторонниками раз­вития многомерной системы автономий4.

Автономия противоположна суверенитету - способу организации народов и пространств, характерному для государств-наций в их совре­менном виде. В случае суверенитета речь идет о приоритетном праве на свободное и независимое распоряжение территорией. Автономия под­разумевает независимость в вопросе организации коллективного бытия людей в областях, не связанных с распоряжением территорией.

Принцип многомерных автономий рассматривается как оптималь­ная структура организации жизни народов, этносов, социо-культурных групп как в РФ, так и в «Евразийском Союзе», в «Евразийском кон­тинентальном поясе», во всех остальных «больших пространствах» и «геоэкономических поясах» («зонах»).

Все земли (территории) новых политико-стратегических образова­ний («больших пространств») должны находиться в прямом ведении центра стратегического управления. В компетенции автономий должны находиться вопросы, сопряженные с нетерриториальными аспектами управления коллективами.

Евразийский принцип разделения властей

Евразийский принцип политического устройства подразумевает два различных уровня управления: местный и стратегический.

На местном уровне управление осуществляется автономиями - есте­ственно сложившимися общинами различного типа (от многомиллион­ных народов до трудовых коллективов в несколько человек). Управление это осуществляется совершенно свободно и не регламентируется ни­какими высшими инстанциями. Модель каждого типа автономии выби­рается свободно, исходя из традиций, предпочтений, прямого демокра­тического волеизъявления органических коллективов - общин, групп, этносов, религиозных организаций.

В ведении автономий находятся:

гражданские и административные вопросы,

социальная сфера,

образование и медицинское обслуживание, все сферы хозяйственной деятельности.

Это все, кроме стратегических отраслей, то есть вопросов, касающихся безопасности и территориальной целостности «большого пространства». Уровень гражданских свобод при организации общества по евразий­


скому автономному принципу, беспрецедентно высок. Человек получает невиданные в человеческой истории возможности для самореализации и творческого развития.

Вопросы стратегической безопасности, международная деятель­ность, осуществляемая за рамками единого континентального про­странства, экономические проблемы макроуровня, контроль за страте­гическими ресурсами и коммуникациями - находятся в ведении единого стратегического центра*.

Единый стратегический центр - условное название инстанции, ко­торой делегирован контроль за стратегическими областями управления «большим пространством». Представляет собой строго иерархизиро-ванную структуру, сочетающую элементы военного, правового и адми­нистративного ведомств. Полюс геополитического планирования и ру­ководства «большим пространством».

В его ведении находятся разрешение спорных вопросов между авто­номиями, установление границ компетенции, рассмотрение арбитраж­ных споров.

Сферы компетенции властей стратегического и местного уровней строго разграничены. Любые попытки вмешательства автономий в во­просы, находящиеся в компетенции единого стратегического центра, должны пресекаться. И наоборот.

Таким образом, евразийские принципы управления органично сочета­ют в себе традиционное и религиозное право, национальные и местные традиции, учитывают богатство исторически сложившихся обществен­но-политических укладов, предоставляя при этом надежные гарантии ста­бильности, безопасности и неприкосновенности территорий.

Евразийское видение экономики

Атлантисты стремятся навязать всем народам мира единую модель экономического устройства, присвоить опыту хозяйственного развития западной части человеческой цивилизации в XIX-XX вв. статус эталона. Хозяйственным системам других народов и эпох атлантисты отказывают в праве на существование, отрывая таким образом область хозяйствова­ния от конкретных исторических, национальных и социальных условий. Евразийцы, напротив, убеждены в том, что экономический уклад является производным от исторических, культурных аспектов развития народов и обществ; следовательно, в экономической сфере закономерны многооб­разие, многоукладность, творческий поиск, свободное развитие.

Жестко контролироваться должны лишь масштабные стратегиче­ские области, связанные с обеспечением общей безопасности (ВПК, транспорт, ресурсы, энергоснабжение, коммуникации). Все остальные


сектора экономики должны развиваться свободно и органично, в соот­ветствии с условиями и традициями конкретных автономий, где непо­средственно разворачивается хозяйственная деятельность.

Евразийство настаивает на том, что в области экономики не суще­ствует никаких абсолютных истин - рецепты либерализма и марксиз­ма** применимы только частично и в зависимости от конкретных ус­ловий. На практике необходимы разные формы сочетания свободного рыночного подхода с контролем над стратегическими областями и пере­распределением прибыли в зависимости от национальных и социальных задач общества в целом. Таким образом, в экономике евразийство при­держивается модели «третьего пути».

Либерализм — экономическое учение, утверждающее, что только максимальное освобождение рынка и приватизация всех хозяйственных инструментов создает оптимальные условия для экономического роста.

Экономика евразийства должна строиться на принципах:

  • подчинения хозяйства высшей цивилизационной духовной цели; макроэкономической интеграции и разделения труда в масштабе «больших пространств» («таможенный союз»);

  • создания единых финансовой, транспортной, энергетической, про­мышленной, информационной систем в пространстве Евразии;

  • дифференцированных экономических границ с соседними «больши­ми пространствами» и «геоэкономическими зонами»;

  • стратегического контроля центра за системообразующими отрасля­ми с параллельным максимальным освобождением хозяйственной деятельности на уровне среднего и мелкого бизнеса;

  • органического сочетания форм хозяйствования (рыночных струк­тур) с общественными, национальными и культурными традициями регионов, отсутствия единообразного экономического эталона в среднем и крупном предпринимательстве;

  • максимального освобождения рынка товаров и услуг.

Евразийский взгляд на финансы

Для единого стратегического центра Евразийского Союза вопрос контроля за денежным обращением должен быть также признан стра­тегически важным. Ни одно платежное средство не должно претендо­вать на роль универсальной мировой резервной валюты. Необходимо создать собственную, имеющую хождение на всех территориях, вхо­дящих в Евразийский Союз, евразийскую резервную валюту. Никакие другие валюты в качестве резервных в Евразийском Союзе использо­ваться не должны.