Файл: Геополитика номер 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многополярность как проект миропорядка с позиции Суши

Дугин А.Г.

Многополярность представляет собой резюме «геополитики-2»1 в актуальных условиях развертывания глобальных процессов. Это чрез­вычайно емкое понятие, требующее досконального рассмотрения.

Многополярность (multipolarism) - это реальная антитеза однопо-лярности во всех ее проявлениях: жестком (империализм, неоконсы, пря­мая доминация США), мягком («многосторонность», multilateralism) и критическом (альтерглобализм, постмодернизм, неомарксизм).

Жесткая еерсия однополярности (радикальный американский импе­риализм) основана на том, что США заявляют себя как последний оплот мирового порядка, процветания, комфорта, безопасности и развития, окруженный хаосом недоразвитых обществ. Многополярность утверж­дает прямо противоположное: США - это существующее среди многих других национальное государство, чьи ценности сомнительны (или, по крайней мере, относительны), претензии диспропорциональны, аппе­титы чрезмерны, методы ведения внешней политики неприемлемы, а технологический мессианизм губителен для культуры и экологии всего мира. В этом смысле многополярный проект является жесткой анти­тезой США как инстанции, которая методично строит однополярный мир, и нацелен на то, чтобы категорически не допустить, сорвать и пре­дотвратить это строительство.

Мягкая еерсия однополярности провозглашается действующей не толь­ко от имени США, но от имени «человечества», при том, что под ним понимается исключительно Запад и те общества, которые согласны с уни­версальностью западных ценностей. «Мягкая однополярность» призыва­ет не навязывать силой, а убеждать, не принуждать, а объяснять выгоды, которые народы и страны получат от вступления в глобализацию. Здесь полюсом выступает не одно национальное государство (США), а запад­ная цивилизация в целом как квинтэссенция всего человечества.

Такая, как ее иногда называют, «многосторонная» однополяр-ность (multilateralism, многосторонность) отвергается многопо­лярностью, считающей, что западная культура и западные ценности представляют собой лишь один ценностный набор среди многих иных, одну культуру среди разных других культур, что культуры и ценностные системы, построенные на совершенно иных принципах,


имеют полное право на существование, и поэтому у Запада в целом и у тех, кто разделяет его ценности, нет никаких оснований настаивать на универсальности демократии, прав человека, рынка, индивидуа­лизма, личной свободы, секулярности и т.п. и строить на базе этих нормативов глобальное общество.

Против альтерглобализма и постмодернистского антиглобализма многополярность выдвигает тезис о том, что капиталистическая фаза развития и построение глобального капитализма в мировом масштабе не является необходимой фазой развития общества, и само такое у ве-ождение есть произвол и стремление навязать разным обществам один единственный сценарий истории. В то же время, смешение человечества в единый мировой пролетариат является не путем к лучшему будущему, а побочным и абсолютно отрицательным эффектом глобального капи­тализма, не открывающим никаких новых перспектив и ведущим лишь к деградацию культур, обществ и традиций.

Если у народов и есть шансы организовать эффективное сопротивле­ние мировому капитализму, так только там, где социалистические идеи


сочетаются с элементами традиционного общества (архаическими, аграрными, этническими и т.д.), как это было в истории СССР, Китая, Северной Кореи, Вьетнама и имеет место сегодня в некоторых странах Латинской Америки (например, в Боливии, Венесуэле, на Кубе и т.д.).

Далее, многополярность - это совершенно иной езгляд на простран-стео земли, нежели биполярность, двухполюсный мир.

Многополярность представляет собой нормативный и императивный взгляд на нынешнюю ситуацию в мире с позиции Суши и качественно отличается от той модели, которая преобладала в Ялтинском мире в эпо­ху «холодной войны».

Двухполюсный мир строился по идеологическому принципу, где в качестве полюсов выступали две идеологии - социализм и капитализм. Социализм как идеология не ставил под вопрос универсализм западноев­ропейской культуры и представлял собой социо-культурную и политиче­скую традицию, уходящую корнями в европейское Просвещение. В опре­деленном смысле, капитализм и социализм конкурировали между собой как две версии Просвещения, две версии прогресса, две версии универса­лизма, две версии западноевропейской социально-политической мысли.

Социализм и марксизм вошли в резонанс с определенными параметрами «цивилизации Суши» и поэтому победили не там, где предполагал Маркс, а там, где он эту возможность исключал - в аграрной стране с преобладаю­щим укладом традиционного общества и имперской организацией полити­ческого пространства. Другой случай (самостоятельной) победы социализ­ма - Китай - представлял собой также аграрное, традиционное общество.

Многополярность оппонирует однополярности не с позиции од­ной идеологии, которая могла бы претендовать на второй полюс, но с позиции многих идеологий, многих культур, мировоззрений и рели­гий, которые (каждая -- по своим причинам) не имеют ничего общего с западным либеральным капитализмом. В ситуации, когда Море имеет единое идеологическое выражение (правда, все более уходящее в сфе­ру подразумеваний, а не открытых деклараций), а сама Суша не имеет такового, представляя собой несколько различных мировоззренческих и цивилизационных ансамблей, многополярность предлагает создание единого фронта Суши протие Моря

Многополярность отличается и от консервативного проекта сохра­нения и укрепления национальных государств. С одной стороны, нацио­нальные государства в колониальную и в постколониальную эпохи отра­жают в своих структурах западноевропейское понимание нормативного политического устройства (игнорирующего религиозные, социальные, этнические, культурные особенности конкретных обществ), то есть сами нации частично являются продуктами глобализации. А с другой стороны,


из двухсот пятидесяти шести стран, официально числящихся сегодня в списке ООН, только незначительная часть способна при необходимости отстоять свой суверенитет самостоятельно, не входя в блок или альянс с другими странами. Это значит, что не каждое номинально суверенное го­сударство можно считать полюсом, так как степень стратегической свобо­ды у подавляющего большинства из признанных стран ничтожна. Поэто­му укрепление Вестфальской системы, которая по инерции существует и сегодня, не является задачей многополярности.

Многополярность, будучи противоположностью однополярности, не призывает ни к возврату к двухполюсному миру на идеологической основе, ни к закреплению порядка национальных государств, ни к простому сохра­нению статус кво. Все эти стратегии будут играть только на руку центрам глобализации и однополярности, так как у них есть проект, план, цель и ра­циональный маршрут движения в будущее, а все перечисленные сценарии в лучшем случае являются призывом к замедлению процесса глобализации, а в худшем (например, проект восстановления двуполярности на идеологиче­ской основе) выглядят как ностальгия или безответственные фантазии.

Многополярность - это вектор геополитики Суши, обращенный в будущее. Он основывается на социологической парадигме, чья состо­ятельность исторически доказана в прошлом, реалистично учитывает сложившееся в современном мире положение дел и основные тенден­ции и силовые линии его вероятных трансформаций. Но многополяр­ность выстраивается как проект, как план того миропорядка, который только еще предстоит создать.

Неразработанность теории многополярности

Несмотря на то, что термин «многополярность» в последнее вре­мя довольно часто употребляется в политических и международных дискуссиях, его значение довольно размыто и неконкретно. Различ­ные политические круги и отдельные аналитики вкладывают в него разный смысл. Основательные исследования и солидные научные монографии, посвященные многополярности, можно пересчитать по пальцам2. Даже серьезные статьи на эту тему довольно редки3. При­чина этого вполне понятна: параметры нормативного политического


и идеологического дискурса в глобальном масштабе сегодня задают США и страны Запада и по этим правилам можно обсуждать все, что угодно, но только не наиболее острые и болезненные вопросы. Даже те, кто считают, что однополярность была лишь «моментом4» в 1990-е годы и сейчас происходит переход к новой неопределенной модели, готовы обсуждать любые версии, но только не «многополярную». Так, например, современный глава CFR Ричард Хаасс говорит о «не­полярности» (Non-Polarity), имея в виду такую стадию глобализации, где потребность в наличии жесткого центра отпадет сама собой5. По­добные ухищрения объясняются тем, что одной из задач глобализации является, как мы видели, маргинализация «цивилизации Суши». А по­скольку многополярность может быть только формой активной стра­тегии «цивилизации Суши» в новых условиях, то обращение к ней в общем глобальном контексте Западом, задающим тон в структуре политического анализа, не приветствуется. Тем более не следует ожи­дать, что конвенциональные идеологи Запада возьмутся за разработку теории многополярности.

Логично было бы предположить, что теория многополярности будет выстраиваться в тех странах, которые открыто провозглашают ориентацию на многополярный мир как основной вектор своей внеш­ней политики. К числу таких стран относятся Россия, Китай, Индия и некоторые другие. Кроме того, обращение к многополярности можно встретить в текстах и документах некоторых европейских политиче­ских деятелей (например, бывшего министра иностранных дел Фран­ции Юбер Видрин6). Но в данный момент и в этой области мы едва ли можем найти нечто большее, чем материалы нескольких симпозиумов и конференций с довольно смутными формулировками. Приходиться констатировать, что тема многополярности должным образом не ос­мысляется и в тех странах, которые ее провозглашают в качестве своей стратегической цели, не говоря уже об отсутствии внятной и цельной «теории многополярности».

Тем не менее на основании геополитического метода с позиции «ци­вилизации Суши» и с учетом анализа явления глобализма, вполне мож­но сформулировать некоторые безусловные принципы, которые долж­ны лечь в основание теории многополярности, когда дело дойдет до ее более систематизированной и развернутой разработки.