Файл: Геополитика номер 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многополярность: геополитика и мета-идеология

Наметим теоретические источники, на основании которых должна строиться полноценная теория многополярности.

Осноеой этой теории е актуальныхуслоеиях может быть только гео­политика. Никакая религиозная, экономическая, политическая, соци­альная, культурная или экономическая идеология не способна в данный момент сплотить критическую массу стран и обществ, относящихся к «цивилизации Суши» в единый планетарный фронт, необходимый для того, чтобы составить серьезную и эффективную антитезу глобализ­му и однополярного миру. В этом и состоит специфика исторического момента («момента однополярности»7): у доминирующей идеологии (глобального либерализма/постлиберализма) нет симметричной оппо­зиции на ее собственном уровне. Поэтому надо обратиться к геополи­тике напрямую, взяв принцип Суши, Land Power вместо оппонирующей идеологии. Это возможно лишь в том случае, если в полной мере будут осознаны социологическое, философское и цивилизационное измере­ния геополитики.

Для доказательства этого утверждения нам послужит «цивилизация Моря». Мы видели, что матрица этой цивилизации встречается не толь­ко в Новое время, но и в талассократических империях древности, на­пример, в Карфагене, античных Афинах или Венецианской республике. В рамках самого современного мира атлантизм и либерализм обретают полное превосходство над другими тенденциями далеко не сразу. Мы можем проследить определенную концептуальную последовательность: как «цивилизация Моря» (как геополитическая категория) движется сквозь историю, через серию социальных формаций, принимая разные формы, пока не находит своего наиболее законченного и совершенного выражения в идее глобального мира, где ее внутренние установки ста­новятся доминирующими в планетарном масштабе. Идеология соеремен-ного мондиализма есть только историческая форма более общей геополи­тической парадигмы. И между этой (возможно, наиболее совершенной) формой и геополитической матрицей существует прямая связь.

В случае «цивилизации Суши» аналогичной симметрии не существу­ет. Идеология коммунизма лишь частично (за счет героизма, коллективиз­ма и антилиберализма) резонировала с геополитическими установками «сухопутного» общества, да и то только в случае евразийского СССР и в меньшей степени Китая, так как другие аспекты этой идеологии (прогрес-сизм, техника, материализм) плохо вписывались в структуру ценностей «цивилизации Суши». И сегодня даже в теории коммунизм не может вы­


полнять той мобилизующей идеологической функции, которую он выпол­нял в ХХ веке в планетарном масштабе. С идеологической точки зрения Суша действительно расколота на фрагменты, и в ближайшее время едва ли мы можем ожидать появления какой-то новой идеологии, способной симметрично противостоять либеральному глобализму.

Но сам геополитический принцип Суши ничего не утрачивает в сво­ей парадигмальной структуре. Именно он и должен быть взят в каче­стве фундамента для построения теории многополярности. Эта теория должна обращаться напрямую к геополитике, черпать из нее принципы, идеи, методы и термины. Это позволит иначе отнестись и к широкому спектру существующих неглобалистских и контр-глобалистских идео­логий, религий, культур и социальных течений. Им совершенно не обя­зательно трансформироваться в нечто единое и систематизированное. Они вполне могут оставаться локальными или региональными, но быть интегрированными в общий фронт противостояния глобализации и доминации «цивилизации Запада» на метаидеологическом уровне, на уровне парадигмы «геополитики-2». И этот момент множественно­сти идеологий заложен уже в самом термине «много-полярность» - и не только в рамках стратегического пространства, но и в области про­странства идеологического, культурного, религиозного, социального, экономического).

Многополярность есть не что иное, как продление «геополитики-2» («геополитики Суши») е ноеую среду, характеризуемую наступлением глобализма (как атлантизма) на качестеенно ноеомуроене и е качестеен-но ноеых пропорциях. Никакого другого смысла у многополярности про­сто не может быть.

Геополитика Суши и ее основные вектора, спроецированные на со­временные условия, является осью многополярной теории, на которую нанизываются все остальные аспекты этой теории. Эти аспекты состав­ляют философскую, социологическую, ценностную, экономическую, этическую стороны этой теории. Но все они так или иначе сопряжены с осознанной в углубленно социологическом ключе структурой «циви­лизации Суши» и с прямым смыслом самого понятия «многополярно­сти», которое отсылает нас к принципам плюральности, множественно­сти, неуниверсальности, дифференцированности.

Неоевразийство как мировоззрение

Ближе всего к теории многополярности располагается неоееразий-стео. Это направление уходит корнями в геополитику и оперирует преимущественно с формулой «Россия-Евразия» (как Heartland), но вместе с тем разрабатывает широкий спектр мировоззренческих, фило­


софских, социологических и политологических направлений, а не огра­ничивается только геостратегией и прикладным анализом.

Содержание термина «неоевразийство» можно проиллюстриро­вать фрагментами Манифеста Международного «Евразийского Движе­ния» «Евразийская миссия»8. Его авторы выделяют в неоевразийстве пять уровней, которые позволяют по-разному трактовать его в зависи­мости от конкретного контекста.

Первый уровень: ееразийстео есть мироеоззрение.

Согласно авторам Манифеста, термин «евразийство» «применяет­ся к определенному мировоззрению, определенной политической фило­софии, в оригинальной манере сочетающей в себе традицию, современ­ность и даже элементы постмодерна. Философия евразийства исходит из приоритета ценности традиционного общества, признает императив технической и социальной модернизации (но без отрыва от культурных корней) и стремится адаптировать свою идейную программу к ситуа­ции постиндустриального, информационного общества, называемого «постмодерном».

В постмодерне снимается формальное противопоставление между традицией и современностью. Однако постмодернизм атлантистского типа уравнивает их с позиции безразличия и исчерпанности содержа­ния. Евразийский постмодерн, напротив, видит возможность альянса традиции с современностью как созидательный оптимистический энер­гичный импульс, побуждающий к творчеству и развитию.

В евразийской философии легитимное место получают реальности, вытесненные эпохой Просвещения - религия, этнос, империя, культ, предание и т.д. В то же время из модерна берется технологический ры­вок, экономическое развитие, социальная справедливость, освобожде­ние труда и т.д. Противоположности преодолеваются, сливаясь в еди­ную гармоничную и оригинальную теорию, пробуждающую свежие мысли и новые решения для вечных проблем человечества.

Философия евразийства - открытая философия, любые формы дог­матизма ей чужды. Она может пополняться многообразными течениями -- историей религий, социологическими и этнологическими открытиями, геополитикой, экономикой, страноведением, культурологией, разноо­бразными видами стратегических и политологических исследований и т.д. Более того, евразийство как философия предполагает оригинальное раз­витие в каждом конкретном культурном и языковом контексте: евразий­ство русских будет с неизбежностью отличаться от евразийства францу­зов или немцев, евразийство турок от евразийства иранцев; евразийство


арабов от евразийства китайцев и т.д. При этом основные силовые линии этой философии в целом будут сохраняться неизменными.(...)

Основными реперными точками евразийской философии можно на­звать следующие пункты:

  • дифференциализм, плюрализм ценностных систем против общеобя­зательной доминации какой-то одной идеологии (в нашем случае и в первую очередь американской либерал-демократии);

  • традиционализм против уничижения культур, догматов и обрядов традиционных обществ;

  • «государство-мир», «государство-континент» против как буржуаз­ных национальных государств, так и «мирового правительства»;

  • «права народов» против всемогущества «золотого миллиарда» и не­околониальной гегемонии «богатого Севера»;

  • этнос как ценность и субъект истории против обезличивания наро­дов и отчуждения их в искусственных социально-политических кон­струкциях;

  • социальная справедливость и солидарность людей труда против экс­плуатации, логики грубой наживы и унижения человека человеком» .9

Неоевразийство как планетарный тренд

На втором уровне: неоееразийстео есть планетарный тренд. Авторы Манифеста поясняют:

«Евразийство на уровне планетарного тренда - это глобальный, революционный, цивилизационный концепт, который, постепенно уточняясь, призван стать новой мировоззренческой платформой вза­имопонимания и сотрудничества для широкого конгломерата различ­ных сил, государств, народов, культур и конфессий, отказывающихся от атлантической глобализации.

Стоит внимательно прочесть заявления самых разнообразных сил во всём мире: политиков, философов, интеллектуалов, и мы удостоверим­ся, что евразийцы составляют подавляющее большинство. Менталитет многих народов, обществ, конфессий и государств, хотя они сами об этом могут не подозревать, евразийский.

Если подумать об этом множестве различных культур, религий, конфессий и стран, не согласных с «концом истории», навязывае­мом нам атлантизмом, бодрость нашего духа возрастёт, а серьезность рисков реализации американской концепции стратегической безо­пасности XXI века, связанной с установлением однополярного мира, резко увеличится.

Евразийство есть совокупность всех естественных и искусственных,


объективных и субъективных препятствий на пути однополярной гло­бализации, причем возведенных от простого отрицания к позитивному проекту, к созидательной альтернативе. Пока эти препятствия суще­ствуют разрозненно и хаотически, глобалисты справляются с ними по отдельности. Но стоит их интегрировать, сплотить в некое единое, по­следовательное мировоззрение планетарного характера, шансы на побе­ду евразийства во всем мире будут весьма серьёзными».10

Неоевразийство как интеграционный проект

На следующем уровне неоевразийство трактуется как проект стра­тегической интеграции ееразийского материка:

«Понятие «Старый Свет», которым обычно обозначается Европа, можно рассмотреть гораздо шире. Это гигантское мультицивилизаци-онное пространство, населенное народами, государствами, культурами, этносами и конфессиями, связанными между собой исторически и про­странственно общностью диалектической судьбы. Старый Свет - это продукт органического развития человеческой истории.

Старый Свет обычно противопоставляется Новому Свету, т.е. аме­риканскому материку, открытому европейцами и ставшему платформой построения искусственной цивилизации, в которой воплотились евро­пейские проекты модерна, эпохи Просвещения. (...)

В ХХ веке Европа осознала свою самобытную сущность, и постепен­но двигалась к интеграции всех европейских государств в единый Союз, способный обеспечить всему этому пространству суверенность, незави­симость, безопасность и свободу.

Создание Евросоюза было величайшей вехой в деле возвраще­ния Европы в историю. Это было ответом «старого Света» на не­померные претензии «нового». Если рассматривать альянс США и Западной Европы - с доминацией США - как атлантистский вектор европейского развития, то интеграцию самих европейских держав с преобладанием континентальных стран (Франция-Германия) можно считать евразийством применительно к Европе.

Особенно это становится наглядным, если учесть теории о том, что Европа геополитически простирается от Атлантики до Урала (Ш.де Голль) или до Владивостока. Иными словами, бескрайние пространства России также полноценно включаются в поле Старого Света, подлежа­щего интеграции.

(.) Евразийство в этом контексте может быть определено как про­ект стратегической, геополитической, экономической интеграции севе­ра евразийского материка, осознанного как колыбель европейской исто-