Файл: Геополитика номер 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 849

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

10

Геополитика

Идеологический кризис 
западного капитализма

Джозеф Стиглиц

Всего лишь несколько лет назад могущественная идеология - вера в 

свободный и неограниченный рынок - привела мир на грань разорения. 
Даже во времена ее расцвета с начала 1980-х гг. до 2007 г., дерегулиро-
ванный капитализм в американском стиле привел к большему материаль-
ному благополучию только лишь очень богатых в самой богатой стране 
мира. Действительно, в течение 30-летнего господства этой идеологии, 
большинство американцев из года в год наблюдали как их доходы сокра-
щаются или стагнируют

Более того, рост производства в Соединенных Штатах не был эко-

номически устойчивыми. При наличии такого большого национального 
дохода США, который получали немногие, рост мог продолжаться толь-
ко через потребление, которое финансировалось с помощью создания 
кучи долгов.

Я был среди тех, кто надеялся, что, так или иначе, финансовый кри-

зис должен преподнести американцам (и другим) урок о необходимости 
большего равенства, более жесткого регулирования, а также лучшего ба-
ланса между рынком и государством. Увы, это не так. Напротив, возрож-
дение правой экономики, движимой, как всегда, идеологией и особыми 
интересами, вновь угрожает мировой экономике – или, по крайней мере, 
экономикам Европы и Америки, где эти идеи продолжают процветать.

В США это правое возрождение, приверженцы которого явно 

стремятся отменить основные законы математики и экономики, 
угрожают форсировать дефолт государственного долга. Если Кон-
гресс голосует за расходы, которые превышают доходы, то будет 
дефицит, и этот дефицит будет финансироваться. Вместо того, что-
бы аккуратно выстраивать баланс между преимуществами всех про-
грамм государственных расходов и затратами на повышение налогов 
для финансирования этих льгот, используются топорные методы, 
направленные на  недопущение роста национального долга силовым 
ограничением расходов налогами.

Это оставляет открытым вопрос, какие расходы должны быть прио-

ритетными - и, если расходы по уплате процентов по государственному 
долгу таковыми не являются, дефолт неизбежен. Более того, сокращение 
расходы сейчас, в разгар нынешнего кризиса вызванного идеологией 
свободного рынка, неизбежно лишь продлит экономического спад.


background image

11

www.geopolitika.ru

Десять лет назад, в разгар экономического бума, США столкну-

лись с настолько большими излишками, что они угрожали ликви-
дировать государственный долг. Сокращения налогов и войны, ос-
новная рецессия и высокие расходы на здравоохранение, частично 
подстегиваемые приверженностью администрации Джорджа Буша-
младшего к предоставлению фармацевтическим компаниям полной 
свободы действий в установлении цен, даже с государственными 
деньгами на кону, быстро трансформировали огромный профицит в 
счет дефицита мирного времени.

Возмещение дефицита США следует непосредственно из этого 

диагноза: нужно заставить Америку работать, стимулируя экономи-
ку; положить конец бессмысленной войне; обуздать военных и ле-
карственные расходы, а также повысить налоги, по крайней мере, для 
очень богатых. Но правые не говорят об этом, а, наоборот, настаивают 
на еще большем снижении налогов для корпораций и богатых, а так-
же сокращении расходов на инвестиции и социальную защиту, что 
поставило под вопрос будущее экономики США и и то, что осталось 
от общественного договора. Тем временем, финансовый сектор США 
находится под воздействием лобби, которое пытается выйти из рамок 
правил, так что все может вернуться к прежним, катастрофически без-
заботным методам управления.

В Европе дела несколько лучше. Когда Греция и другие страны 

столкнулись с кризисом, дежурная медицина просто предложила па-
кеты жесткой экономии и приватизации, которая будет просто оста-
вить стран, которые сделают их еще более бедными и уязвимыми. 
Это лекарство оказалось не действенным в Восточной Азии, Латин-
ской Америке, и где-либо еще, и сейчас в Европе оно также не сможет 
помочь. Как мы видим, эти меры уже потерпели неудачу в Ирландии, 
Латвии и Греции.

Есть альтернатива: стратегия экономического роста при поддержке 

Европейского союза и Международного Валютного Фонда. Рост вос-
становит уверенность, что Греция сможет погасить свои долги, в резуль-
тате чего процентные ставки упадут и предоставят больше финансовых 
возможностей для дальнейших стимулирующих рост инвестиций. Рост 
сам по себе повышает налоги и снижает потребность в социальных рас-
ходах, таких, как пособие по безработице. А уверенность, что это про-
изойжет приводит к еще дальнейшему росту.

К сожалению, финансовые рынки и правые экономисты получили 

задачу с противоположными установками: они считают, что строгие 
меры способствуют доверию, а доверие будет способствовать росту. 
Но строгие меры подрывают рост, ухудшают финансовое положение 


background image

12

Геополитика

правительства или, по крайней мере, уступают предложениям сторон-
ников более мягких мер. В обоих случаях, доверие подорвано, а спи-
раль продолжает раскручиваться.

Нужен ли нам еще один дорогостоящий эксперимент с идеями, кото-

рые повторяют ошибки? Мы не должны, но все чаще кажется, что нам, 
тем не менее, придется терпеть еще один кризис. Если попытки возврата 
к устойчивому росту в Европе или США закончатся провалом, это бу-
дет плохо для мировой экономики. Ошибка для обоих будет иметь ка-
тастрофические последствия - даже если основные страны с растущими 
рынками достигли самоподдерживающегося роста. К сожалению, пре-
обладают менее мудрые, которые и направляют мир туда, куда он дви-
жится.

 


background image

13

www.geopolitika.ru

Финансовое цунами: дело в отношении 
рейтинговых агентств

Майкл Хадсон

Сегодня в угрожающем нарастании экономических конфронтаций 

рейтинговые агентства играют роль политического «громилы», кон-
тролирующего кредиты, чтобы оказывать давление на Исландию, Гре-
цию или даже Соединенные Штаты для отстаивания интересов ори-
ентированной на самих кредиторов политики, неизбежно ведущей к 
финансовым кризисам. Эти кризисы в свою очередь заставляют задол-
жавшие правительства распродавать за бесценок свои активы на невы-
годных условиях. Натравливая сторожевого пса этих служб на мировых 
банкиров, рейтинговые агентства искусственно подрывают стратегию, 
которую они проводили в жизнь в уже испорченном пространстве му-
ниципальной политической жизни США. 

Почему открытые распродажи рейтинговых агентств лучше, чем по-

литика фискальных органов: необходимые пояснения от Кусинича. 

В 1936 г. в рамках реформы Нового курса американских финансо-

вых рынков регуляторы запретили банкам и организованным инве-
стиционным менеджерам покупать ценные бумаги, «обозначенные в 
рейтинговых справочниках» как «спекулятивные». Подверженным 
государственному регулированию страховым компаниям, пенсион-
ным и взаимно предоставляемым фондам было предписано «прини-
мать в расчет» мнения кредитных рейтинговых агентств, работающих 
в статусе разрешенных государством монополий. Эти агентства зара-
батывали свои деньги тем, что предлагали свои «мнения» (за кото-
рые никогда не несли ответственности перед законом) относительно 
платежей различной степени безопасности от ААА (охраняемый госу-
дарством долг, всегда находящийся в топе, потому что правительство 
всегда может напечатать деньги для своевременной оплаты) вплоть до 
самых низких уровней. 

Такие агентства, Moody, Standard and Poor и Fitch Investors Service со-

средоточены главным образом на акционерном и корпоративном капита-
ле, государственных и муниципальных облигациях. Они дважды делают 
деньги на одной и той же трансакции, когда города и государства уравно-
вешивают свой бюджет, распределяя среди новых корпораций, выпускаю-
щих новые акции и облигации, акции государственных предприятий. Та-
кими стимулами для бизнеса рейтинговые агентства внушают неприязнь 
правительствам, финансирующим самих себя с помощью поднятия нало-
гов в реальном секторе, подоходном налоге или налоге с оборота вместо 


background image

14

Геополитика

того чтобы взять ссуду для покрытия своих расходов. Эффект от такого 
неустранимого смещения не в том, чтобы оценить, какие действия более 
экономически эффективны на местном уровне, но скорее чтобы максими-
зировать свою собственную прибыль. 

Местные власти подвергаются давлению, когда их возрастающий 

уровень задолжностей вызывает напряженность на финансовом рынке.  
Банки восстанавливают свои кредитные линии и заставляют муниципа-
литеты и государства оплачивать наличными свои долги, распродавая 
самые ценные государственные предприятия. Предложение таких мне-
ний на практике становится большим бизнесом для самих рейтинговых 
агентств. И сразу же становится ясно, почему их бизнес-модель противо-
стоит политике – и политическим кандидатам, - которые поддерживают 
идею государственного финансирования, основанного скорее на нало-
гообложении, чем на заимствовании. Такой эгоизм оказывает решающее 
влияние на их «мнения». 

Если сегодняшнее объяснение позиции рейтинговых агентств ка-

жется слишком циничным, есть и более подходящие примеры тридцати-
летней давности, чтобы показать их беспринципное поведение. Первый 
и самый известный случай произошел в Кливленде, штат Огайо, после 
того как Деннис Кусинич был избран мэром в 1997 г. Рейтинговые агент-
ства давали городу хорошие оценки, несмотря на то, что он использо-
вал фонды облигаций для общих рабочих целей, чтобы покрыть свой 
бюджетный дефицит за счет заимствований, в результате чего Кливленд 
остался с $ 14,5 млн. задолжностью перед банками на открытых кратко-
срочных кредитных линиях. 

У Кливленда был потенциально надежный источник денег в город-

ском электроосвещении – компании, которую создал Том Джонсон 
в 1907 г. в период Прогрессивной эры Рузвельта как одну из первых в 
Америке находящихся на муниципальной собственности энергосистему 
общего пользования. Она снабжала электроэнергией улицы Кливленда, 
госучреждения, а также некоторых частных потребителей. Тем време-
нем, банки и другие их ведущие местные клиенты интенсивно инвести-
ровали в частного конкурента Muni Light – Кливлендскую электроосве-
тительную компанию (КЭК). Члены Cleveland Trust сделали ставку на 
КЭК и оказывали сильное влияние на городской совет, чтобы подмять 
под себя этот бизнес. После нескольких предпринятых акций, которые 
руководство города, Сенат США и органы государственного регулиро-
вания посчитали безуспешными (в народе сказали бы – преступными), 
КЕК организовала ряд срывов в подаче электричества и  продолжала ра-
ботать с банками и рейтинговыми агентствами, чтобы заставить город 
продать ее. Банки со своей стороны имели свое видение финансирова-