ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 849
Скачиваний: 1
10
Геополитика
Идеологический кризис
западного капитализма
Джозеф Стиглиц
Всего лишь несколько лет назад могущественная идеология - вера в
свободный и неограниченный рынок - привела мир на грань разорения.
Даже во времена ее расцвета с начала 1980-х гг. до 2007 г., дерегулиро-
ванный капитализм в американском стиле привел к большему материаль-
ному благополучию только лишь очень богатых в самой богатой стране
мира. Действительно, в течение 30-летнего господства этой идеологии,
большинство американцев из года в год наблюдали как их доходы сокра-
щаются или стагнируют
Более того, рост производства в Соединенных Штатах не был эко-
номически устойчивыми. При наличии такого большого национального
дохода США, который получали немногие, рост мог продолжаться толь-
ко через потребление, которое финансировалось с помощью создания
кучи долгов.
Я был среди тех, кто надеялся, что, так или иначе, финансовый кри-
зис должен преподнести американцам (и другим) урок о необходимости
большего равенства, более жесткого регулирования, а также лучшего ба-
ланса между рынком и государством. Увы, это не так. Напротив, возрож-
дение правой экономики, движимой, как всегда, идеологией и особыми
интересами, вновь угрожает мировой экономике – или, по крайней мере,
экономикам Европы и Америки, где эти идеи продолжают процветать.
В США это правое возрождение, приверженцы которого явно
стремятся отменить основные законы математики и экономики,
угрожают форсировать дефолт государственного долга. Если Кон-
гресс голосует за расходы, которые превышают доходы, то будет
дефицит, и этот дефицит будет финансироваться. Вместо того, что-
бы аккуратно выстраивать баланс между преимуществами всех про-
грамм государственных расходов и затратами на повышение налогов
для финансирования этих льгот, используются топорные методы,
направленные на недопущение роста национального долга силовым
ограничением расходов налогами.
Это оставляет открытым вопрос, какие расходы должны быть прио-
ритетными - и, если расходы по уплате процентов по государственному
долгу таковыми не являются, дефолт неизбежен. Более того, сокращение
расходы сейчас, в разгар нынешнего кризиса вызванного идеологией
свободного рынка, неизбежно лишь продлит экономического спад.
11
www.geopolitika.ru
Десять лет назад, в разгар экономического бума, США столкну-
лись с настолько большими излишками, что они угрожали ликви-
дировать государственный долг. Сокращения налогов и войны, ос-
новная рецессия и высокие расходы на здравоохранение, частично
подстегиваемые приверженностью администрации Джорджа Буша-
младшего к предоставлению фармацевтическим компаниям полной
свободы действий в установлении цен, даже с государственными
деньгами на кону, быстро трансформировали огромный профицит в
счет дефицита мирного времени.
Возмещение дефицита США следует непосредственно из этого
диагноза: нужно заставить Америку работать, стимулируя экономи-
ку; положить конец бессмысленной войне; обуздать военных и ле-
карственные расходы, а также повысить налоги, по крайней мере, для
очень богатых. Но правые не говорят об этом, а, наоборот, настаивают
на еще большем снижении налогов для корпораций и богатых, а так-
же сокращении расходов на инвестиции и социальную защиту, что
поставило под вопрос будущее экономики США и и то, что осталось
от общественного договора. Тем временем, финансовый сектор США
находится под воздействием лобби, которое пытается выйти из рамок
правил, так что все может вернуться к прежним, катастрофически без-
заботным методам управления.
В Европе дела несколько лучше. Когда Греция и другие страны
столкнулись с кризисом, дежурная медицина просто предложила па-
кеты жесткой экономии и приватизации, которая будет просто оста-
вить стран, которые сделают их еще более бедными и уязвимыми.
Это лекарство оказалось не действенным в Восточной Азии, Латин-
ской Америке, и где-либо еще, и сейчас в Европе оно также не сможет
помочь. Как мы видим, эти меры уже потерпели неудачу в Ирландии,
Латвии и Греции.
Есть альтернатива: стратегия экономического роста при поддержке
Европейского союза и Международного Валютного Фонда. Рост вос-
становит уверенность, что Греция сможет погасить свои долги, в резуль-
тате чего процентные ставки упадут и предоставят больше финансовых
возможностей для дальнейших стимулирующих рост инвестиций. Рост
сам по себе повышает налоги и снижает потребность в социальных рас-
ходах, таких, как пособие по безработице. А уверенность, что это про-
изойжет приводит к еще дальнейшему росту.
К сожалению, финансовые рынки и правые экономисты получили
задачу с противоположными установками: они считают, что строгие
меры способствуют доверию, а доверие будет способствовать росту.
Но строгие меры подрывают рост, ухудшают финансовое положение
12
Геополитика
правительства или, по крайней мере, уступают предложениям сторон-
ников более мягких мер. В обоих случаях, доверие подорвано, а спи-
раль продолжает раскручиваться.
Нужен ли нам еще один дорогостоящий эксперимент с идеями, кото-
рые повторяют ошибки? Мы не должны, но все чаще кажется, что нам,
тем не менее, придется терпеть еще один кризис. Если попытки возврата
к устойчивому росту в Европе или США закончатся провалом, это бу-
дет плохо для мировой экономики. Ошибка для обоих будет иметь ка-
тастрофические последствия - даже если основные страны с растущими
рынками достигли самоподдерживающегося роста. К сожалению, пре-
обладают менее мудрые, которые и направляют мир туда, куда он дви-
жится.
13
www.geopolitika.ru
Финансовое цунами: дело в отношении
рейтинговых агентств
Майкл Хадсон
Сегодня в угрожающем нарастании экономических конфронтаций
рейтинговые агентства играют роль политического «громилы», кон-
тролирующего кредиты, чтобы оказывать давление на Исландию, Гре-
цию или даже Соединенные Штаты для отстаивания интересов ори-
ентированной на самих кредиторов политики, неизбежно ведущей к
финансовым кризисам. Эти кризисы в свою очередь заставляют задол-
жавшие правительства распродавать за бесценок свои активы на невы-
годных условиях. Натравливая сторожевого пса этих служб на мировых
банкиров, рейтинговые агентства искусственно подрывают стратегию,
которую они проводили в жизнь в уже испорченном пространстве му-
ниципальной политической жизни США.
Почему открытые распродажи рейтинговых агентств лучше, чем по-
литика фискальных органов: необходимые пояснения от Кусинича.
В 1936 г. в рамках реформы Нового курса американских финансо-
вых рынков регуляторы запретили банкам и организованным инве-
стиционным менеджерам покупать ценные бумаги, «обозначенные в
рейтинговых справочниках» как «спекулятивные». Подверженным
государственному регулированию страховым компаниям, пенсион-
ным и взаимно предоставляемым фондам было предписано «прини-
мать в расчет» мнения кредитных рейтинговых агентств, работающих
в статусе разрешенных государством монополий. Эти агентства зара-
батывали свои деньги тем, что предлагали свои «мнения» (за кото-
рые никогда не несли ответственности перед законом) относительно
платежей различной степени безопасности от ААА (охраняемый госу-
дарством долг, всегда находящийся в топе, потому что правительство
всегда может напечатать деньги для своевременной оплаты) вплоть до
самых низких уровней.
Такие агентства, Moody, Standard and Poor и Fitch Investors Service со-
средоточены главным образом на акционерном и корпоративном капита-
ле, государственных и муниципальных облигациях. Они дважды делают
деньги на одной и той же трансакции, когда города и государства уравно-
вешивают свой бюджет, распределяя среди новых корпораций, выпускаю-
щих новые акции и облигации, акции государственных предприятий. Та-
кими стимулами для бизнеса рейтинговые агентства внушают неприязнь
правительствам, финансирующим самих себя с помощью поднятия нало-
гов в реальном секторе, подоходном налоге или налоге с оборота вместо
14
Геополитика
того чтобы взять ссуду для покрытия своих расходов. Эффект от такого
неустранимого смещения не в том, чтобы оценить, какие действия более
экономически эффективны на местном уровне, но скорее чтобы максими-
зировать свою собственную прибыль.
Местные власти подвергаются давлению, когда их возрастающий
уровень задолжностей вызывает напряженность на финансовом рынке.
Банки восстанавливают свои кредитные линии и заставляют муниципа-
литеты и государства оплачивать наличными свои долги, распродавая
самые ценные государственные предприятия. Предложение таких мне-
ний на практике становится большим бизнесом для самих рейтинговых
агентств. И сразу же становится ясно, почему их бизнес-модель противо-
стоит политике – и политическим кандидатам, - которые поддерживают
идею государственного финансирования, основанного скорее на нало-
гообложении, чем на заимствовании. Такой эгоизм оказывает решающее
влияние на их «мнения».
Если сегодняшнее объяснение позиции рейтинговых агентств ка-
жется слишком циничным, есть и более подходящие примеры тридцати-
летней давности, чтобы показать их беспринципное поведение. Первый
и самый известный случай произошел в Кливленде, штат Огайо, после
того как Деннис Кусинич был избран мэром в 1997 г. Рейтинговые агент-
ства давали городу хорошие оценки, несмотря на то, что он использо-
вал фонды облигаций для общих рабочих целей, чтобы покрыть свой
бюджетный дефицит за счет заимствований, в результате чего Кливленд
остался с $ 14,5 млн. задолжностью перед банками на открытых кратко-
срочных кредитных линиях.
У Кливленда был потенциально надежный источник денег в город-
ском электроосвещении – компании, которую создал Том Джонсон
в 1907 г. в период Прогрессивной эры Рузвельта как одну из первых в
Америке находящихся на муниципальной собственности энергосистему
общего пользования. Она снабжала электроэнергией улицы Кливленда,
госучреждения, а также некоторых частных потребителей. Тем време-
нем, банки и другие их ведущие местные клиенты интенсивно инвести-
ровали в частного конкурента Muni Light – Кливлендскую электроосве-
тительную компанию (КЭК). Члены Cleveland Trust сделали ставку на
КЭК и оказывали сильное влияние на городской совет, чтобы подмять
под себя этот бизнес. После нескольких предпринятых акций, которые
руководство города, Сенат США и органы государственного регулиро-
вания посчитали безуспешными (в народе сказали бы – преступными),
КЕК организовала ряд срывов в подаче электричества и продолжала ра-
ботать с банками и рейтинговыми агентствами, чтобы заставить город
продать ее. Банки со своей стороны имели свое видение финансирова-