ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1363
Скачиваний: 1
100
Геополитика
Идея союзничества в сознание армян связана с представ-
лением о некоем «сакральном поле» действия, не обязательно
ассоциирующегося с конкретной территорией, а скорее с кон-
кретными условиями, обеспечивающими осуществление дея-
тельности – а именно быть покровительствуемы некой силой.
Армянская этническая философия не обладает иным понимани-
ем условий деятельности, кроме союза с той или иной внешней
силой. Такой союз ставит обязательным условием покровитель-
ство над полем своей деятельности. И самое главное, подобный
союз воспринимается не как нечто вынужденное, а как наиболее
ценный компонент всей системы жизнедеятельности. Любой
внутренний конфликт вызывается, в основном, различным пони-
манием той или иной внутриармянской гуппой идей и характера
внешнего союза.
При этом союзничество является не игрой интересов, а жиз-
нью. Армяне могут сколько угодно рассуждать о прагматическим
союзничестве, на практике оно менее всего прагматично. В него
вкладывается приблизительно то содержание, которое на «меж-
личностном» уровне вкладывается в понятие «дружба». Союз-
ничество без дружбы, без личной приязни и даже привязанности
для армян не осуществимо. Они просто не умеют вступать в
отношения, которые в международной политики принято назы-
вать партнерскими. Для них реальна либо глубокая и длительная
преданность союзнику, порой в ущерб собственным интересам,
либо отношения сиюминутной выгоды.
Кроме того, само представление о наличии у народа миссии пред-
полагает и наличии представления о союзничестве за идею, которое
строится на общем представление о добре и зле, на общем идеале.
Получается, что одно и тоже пространство является и полем
деятельности «злых» держав, и территорией, которая находит-
ся под покровительством «доброго» союзника. Объективно
этот «союзник» неминуемо должен являться одновременно и
одной из «держав», иначе необъяснимо, каким образом некая
территория может находиться под его покровительством. Мож-
но предположить, что здесь мы имеем дело с определенным раз-
рывом в логической цепочке. Субъект союзничества как бы рас-
щепляется. Он одновременно и включается в число «держав»
и исключается из него. Совокупность держав включает его, но
он сам по себе в качестве державы не мыслится. Более того, мир
воспринимается в качестве враждебно настроенного к «союз-
нику», стремящегося к его уничтожению.
101
www.geopolitika.ru
Реализация роли происходит через установление отношений
союзничества. Практически это означает, что функциональные
отношения и функциональная зависимость трансформирует-
ся в «межличностные» отношения дружбы и преданности. На
обесчеловечивающую структуру геополитического поля накла-
дывается как бы иной слой отношений, в корне этой структуре
противоречащей и ее в конечном счете уничтожающие.
Эту систему отношений легче всего сравнить с системой отно-
шений между сеньором и его рыцарем. Рыцарь внутренне незави-
сим, никто, в том числе и сеньор, не может посягнуть на его честь
и совесть. Но он предан своего сеньору и готов ему служить, если
служба эта не ведет к нарушению тех идеалов, которые подразуме-
ваются в качестве общих для сеньора и рыцаря. Он готов на лише-
ния и всегда является бескомпромиссным проводником интересов
своего сеньора, фактически отождествляя свои и его интересы.
Все это, конечно, не исключает наличие внутренних трений и
отстаивания перед сеньором своих прав - но это, пока нет угрозы
извне. От рыцаря невозможно ожидать, что его действия всегда
будут предсказуемыми, он может действовать на свой страх и
риск по своему разумению - но все это опять же, пока нет внеш-
ней опасности для них с сеньором (в этом смысле они неразде-
лимы). Кроме того, в отличии от обычной вассальной модели, от
которой мы сейчас отталкивались в своих объяснениях, отно-
шения союзничества предполагают в их армянском восприятии,
ощутимую теплоту отношения.
«Образ покровителя»
в армянской политической мифологии
«Образ покровителя» в этнической картине мира армян име-
ет черты «deus ex machina» из древнегреческих трагедий - боже-
ства, спускающегося на землю в критический момент, разруба-
ющий узел неразрешимых проблем и удаляющегося обратно на
небеса. Важно постоянное присутствие «покровителя», хотя и на
некотором расстоянии. Он не присутствует в обыденной жизни,
но в любой сложной ситуации готов придти на помощь, равно, что
важно подчеркнуть, придти на помощь сам по себе, не обязательно
по зову. Он как бы наблюдает за жизнью народа извне и при этом
служит объектом, можно сказать даже, поклонения.
Перенос «образа покровителя» на русских был и остается
довольно прочным. Правда, это образ, можно так сказать, неких
«идеальных русских». Это означает, что конкретные бытовые
102
Геополитика
привычки русских армянам могут вовсе не нравиться и на бы-
товой, и на внутриполитической почве возможны конфликты.
Образ русских в сознание армян как бы двоится. Но это касает-
ся только благополучных эпох, когда ни русским, ни армянам не
угрожает опасность. Так было в периоды стабильности Россий-
ской империи и Советского Союза.
Перенос «образа покровителя» на Россию произошел дав-
но, и современной Армении, как и раньше, среди массы населе-
ния наибольшее влияние имеет картина мира, сформированная
ориентацией на Россию и ее ценности. Идентифицируя Россию
с образом покровителя, эта точка зрения объявляет ценностью
все ее имперские установки. Служение Российской империи
приобретает характер главного действия. Большинство воспри-
нимают своих лидеров в положительном качестве, если они явля-
ются крепкими сторонниками России, и если российские власти
признают этих лидеров. Если и можно говорить о наличие обще-
ственной группы с иным мировосприятием, то только в смысле
наличия в армянском обществе тенденции отрицания этого до-
минантного мировоззрения. Именно тенденции, а не прослойки
с альтернативным восприятием. Сложность этого феномена от-
рицания в том, что это сознание, отрицая всю систему «тради-
ционного» мировосприятия не имеет какой-либо собственной
картины видения мира.
Отношения с Россией психологически наиболее болезнен-
ная для армян тема. Вопрос о союзничестве с Россией - наибо-
лее острый и до парадоксальности неразрешимый. И может быть
потому, что в понятие «союзничество» вкладывается слишком
серьезное содержание.
Однако оно дает-таки Армении возможность ощущать себя
форпостом России и стражем ее интересов на Юге. С точки зрения
идеологической Россия предстает тут в качестве Великого христи-
анского царства (хотя существуют непримиримые противоречия
в православном и армянском исповедание веры, но в последние
полтысячелетия они на уровень политический практически не вы-
носились). Таким образом, Армения воспринимает себя в качестве
форпоста христианского мира, который, так уж это сложилось
исторически, персонифицировался в образе России.
Если мы вернемся к тому описанию парадигмы «поля по-
литического действия», о которой говорили выше и которое в
армянской политической мифологии представляет собой арену
соперничества геополитических сил, то мы не можем избежать
103
www.geopolitika.ru
определенных ассоциаций. Форпост - это «за’мок», один из важ-
нейших игровых элементов геополитического поля. А значит, мы
возвращаемся к исходному пункту.
Но уже на новом уровне. «За’мок» - это функция, способ
оборонительно-наступательной организации территории.
Форпост - субъект, который порой может и должен действо-
вать на свою ответственность, это основное действующее лицо
в геополитической драме. Его действия - осмысленны. Переход
от функции за’мка к роли форпоста и является преодолением
технологической функциональности, которая сковывает стра-
ну словно чарами.
Форпост является передовым краем чего-то, какой-то куль-
турно-организационной единицы. Тем самым он является и
частицей определенного культурного пространства, носите-
лем определенной идеологии и ценностных доминант. А это
означает, что поле геополитического взаимодействия из аб-
стракции превращается в осмысленную и ценностно обосно-
ванную реальность. Соперничество приобретает осмыслен-
ность и позволяет включиться в него не в качестве безличной
функциональной единицы, а в качестве субъекта, имеющего
в нем свою роль. И даже если эта роль ограниченна, не допу-
скает полной свободы действия, то и она позволяет каким-то
образом осуществлять в мире то, что народ воспринимает как
свою миссию.
Это уже не соперничество внешних сил. Солидаризация с
ценностными доминантами одной из этих сил действует как
противоядие. Она психологически снимает парализующий на-
лет технологичности, превращая его в борьбу культурных миров.
Соответственно и армяне начинают выступать (и видеть себя)
в качестве культурной силы достаточно самобытной для того,
чтобы при любых обстоятельствах сохранять отчетливую само-
идентичность, причем исторически и традиционно встроенную
в более широкую культурную целостность. А это подразумевает
и служение идеалу, и «сеньору» в качестве носителя этого идеа-
ла, и психологическую уверенность в покровительстве себе.
Преодоление того образа политического взаимодействия,
который изначально воспринимается как зло, осуществляется
путем наполнения его смыслом. Поле политического действия
превращается, таким образом, в арену борьбы добра и зла, где
уже нет место геополитической функциональности, где каждый
на своем месте может стать бойцом за идеалы добра.
Противоборствующие интересы перестают восприниматься
как чужие. Это интересы сил зла и сил добра. Паутина «техноло-
гичности», фрагментарности, неопределенности перестает ока-
зывать свое сковывающее самостоятельную активность действие.
Но все это при условии постоянной и неустанной борьбы за
возможность выполнения собственной миссии. Стоит только
расслабиться, отдаться течению событий и осмысленность аре-
ны соперничества теряется, а вместе с ней теряется осознание
собственной роли в нем; народ становится функциональным
придатком к тому, что воспринималось как сила добра. И тогда
это уже и не сила добра, а внешний субъект, борющийся за власть
над регионом и использующий все те же «технологические» ме-
тоды. Таким образом, достижение роли требует постоянного
напряжения и постоянного осознания смысла собственной де-
ятельности. Потеря своей идентичности в качестве культурного
субъекта оборачивается катастрофой.