Файл: Геополитика номер 10.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Литература

1. 

Перепись

 

населения

 1999 

г

Распределение

 

населения

 

Республики

 

Беларусь

 

по

 

национальностям

 

и

 

родному

 

языку

 

в

 1999 

г

. // 

Национальный

 

статистический

 

комитет

 

Республики

 

Беларусь

 [

Электронный

 

ресурс

]. – 

Режим

 

доступа

: http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/p6.php. - 

Дата

 

доступа

: 16.06.2011.

2. 

Перепись

 

населения

 

Республики

 

Беларусь

 2009 

г

Население

 

по

 

национальности

 

и

 

родному

 

языку

 // 

Национальный

 

статистический

 

комитет

 

Республики

 

Беларусь

 [

Электронный

 

ресурс

]. – 

Режим

 

доступа

http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/vihod_tables/5.8-0.pdf. - 

Дата

 

доступа

: 16.06.2011.

3. 

Перепись

 

населения

 

Республики

 

Беларусь

 2009 

г

Население

 

по

 

национальности

 

и

 

языку

на

 

котором

 

обычно

 

разговаривают

 

дома

 // 

Национальный

 

статистический

 

комитет

 

Республики

 

Беларусь

 [

Электрон

-

ный

 

ресурс

]. –

Режим

 

доступа

:http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/vihod_tables/5.9-0.pdf. - 

Дата

 

до

-

ступа

: 16.06.2011.

4. 

Андерсон

Б

Воображаемые

 

сообщества

размышления

 

об

 

истоках

 

и

 

распространении

 

национализ

-

ма

 / 

Б

Андерсон

пер

с

 

англ

В

.

Г

Николаева

Ин

-

т

 

социологии

 

РАН

Моск

высш

шк

соц

и

 

экон

наук

Центр

 

фундам

социологии

. – 

Москва

Канон

-

пресс

-

Ц

Кучково

 

поле

, 2001. – 286 

с

.

5. 

Неменский

О

.

Б

Национализм

 

городской

 

и

 

сельский

 / 

О

.

Б

Неменский

 // 

Вопросы

 

национализма

. – 

2010. - 

1. – 

С

. 49-57.

6. 

Мыльников

А

.

С

Картина

 

славянского

 

мира

взгляд

 

из

 

Восточной

 

Европы

 / 

А

.

С

Мыльников

 // 

Маловідомі

 

матеріали

 

Історії

 

України

 [

Электронный

 

ресурс

]. – 

Режим

 

доступа

: http://ukrainaforever.narod.

ru/etnodominazia.html. - 

Дата

 

доступа

: 16.06.2011.

7. 

Карский

Е

.

Ф

Белорусы

Очерки

 

словесности

 

белорусского

 

племени

Старая

 

западно

-

русская

 

пись

-

менность

Том

 III / 

Е

.

Ф

Карский

. – 

Петроград

, 1921 

г

. – 246 

с

.

8. 

Марзалюк

, I. 

Гістарычная

 

самаідэнтычнасць

 

насельніцтва

 

Беларусі

 

ў

 11 - 17 

стст

. / I. 

Марзалюк

 // 

Г

ic

торыя

 

Беларус

i [

Электронный

 

ресурс

]. – 

Режим

 

доступа

: http://www.albaruthenia.by.ru/art/edentete.

htm. - 

Дата

 

доступа

: 16.06.2011.

9. 

Свитич

А

.

К

Православная

 

церковь

 

в

 

Польше

 

и

 

ее

 

автокефалия

 / 

А

.

К

Свитич

 // 

Библиотека

 

Якова

 

Кротова

 [

Электронный

 

ресурс

]. – 

Режим

 

доступа

: http://krotov.info/libr_min/s/svitich2.html. - 

Дата

 

доступа

16.06. 2011.


background image

96

Геополитика

Внешняя политика малых стран: 
Геополитическая мифология Армении 
и Нагорного-Карабахской республики

1

 Лурье С. В.

Образ врага в армянской политической мифологии

На представлении армян об образе врага неизгладимый след 

наложил геноцид армян в Османской империи, начавшийся в 
крупных масштабах с девяностых годов XIX в. и закончившийся 
в планомерном и почти тотальном уничтожением армян в 1915 
– 22 гг. От обширной некогда территории, населенной армяна-
ми и украшенной их церквями и хачкарами остался небольшой 
клочок. Однако проблему образа врага не следует упрощать. От-
ношения между народами могут быть столь же сложны как от-
ношения между людьми.

...Существует такая армянская народная песня-предание. 

Начинается она с речитатива. Говориться о деревне на бере-
гу озера Ван, пережившей турецкий погром и об армянине, 
потерявшем семью, израненном, пытающемся бежать. Его на-
гоняет турецкий аскер и собирается расстрелять. Армянин 
просит об одном: разрешить ему на прощанье спеть песню. 
Далее следует замечательно красивая песня об озере Ван. По-
том опять речитатив. Турок слушает и опускает ружье. Он не 
может убить человека, который так поет об их родных местах 
и он говорит армянину: иди. Армянин поворачивается и на-
чинает медленно удаляться. И тогда, сам не понимая как это 
случилось, турок стреляет ему в спину. Но акцент вовсе не на 
подлом выстреле в спину.  Акцент - на словах «сам не пони-
мая как это случилось». Происходит нечто, что не поддается 
разуму, логическому уразумению. В песне не злость, не жажда 
мщения, а недоумение. Притчей во языцех стала армяно-ту-
рецкая вражда. Но и в ней есть неожиданный для внешних от-
тенок. «Не ведают, что творят», «злые дети». 

Еще более отчетливо образ «злых детей» выражается по от-

ношению к курдам. 

Поскольку за последнее столетие Армения перенесла неимовер-

ное множество бед, успев и пережить  тотальный геноцид в Турции, 
и разделить трагическую судьбу России, неудивительно, что по от-

1

 

 

Окончание

 

публикации

Начало

 

см

в

 «

Геополитика

» 

 8. 

С

. 56-66.


background image

97

www.geopolitika.ru

ношению к целому ряду стран до сих пор сохраняется обида. Гер-
мания, союзница Османской империи в Первой Мировой войне, 
принимала косвенное участие в геноциде. Англия в конце XIX в. 
спровоцировала армян на крупное восстание, а затем отказала в сво-
ей поддержке - пролились реки крови. С тех пор Англию называют 
коварным Альбионом. Есть одна серьезная обида и на Россию - за 
то, что Ленин отдал Турции, то ли в надежде на революцию народов 
Востока, то ли в надежде получить наконец свободный проход через 
злополучные проливы, часть армянской территории. 

Несмотря на более или менее конфликтные отношения армян 

с теми или иными странами, ни одна из них не может быть вполне 
вписана в образ врага. Враг - абстрактно-безличен. Это «держа-
вы», это клуб сильных мира сего, тех самых геополитических сил, 
который вершит судьбы народов.

Здесь интересен следующий нюанс. За геноцид армяне были 

более обижены на «державы», чем на турок. И большем потря-
сением для армян были не турецкие зверства, а равнодушие к 
ним всего мира. Зло не было наказано. В тот краткий период с 
1918 по 1921 годы, когда существовала Армянская республика, 
считавшаяся независимой, рассматривался вопрос о приеме ар-
мян в Лигу Наций, и было решено отказать. В противном случае, 
за армян пришлось бы заступаться. 

На Лозанской мирной конференции армянам было отказано 

даже в праве на «национальный очаг» и даже в моральной под-
держке. После этого, как выразился лорд Керзон, «больной ар-
мянский вопрос скончался».

Армяне жили разбросанные по разным странам убежденные 

в тотальной несправедливости мира. Те, кто остался жить на тер-
ритории принадлежавшей ранее Российской империи, предпоч-
ли сдаться на милость большевикам, в уповании на то, что они 
все-таки русские и добивать армян не будут.

Но одна конкретная из держав как враг не воспринимается. 

Однако сформировался некий абстрактный образ «держав», 
которому и приписывается роль «источника зла». В различных 
частных ситуациях он может переноситься на ту или другую 
страну, но ни за какой из них конкретно не закреплен. Было бы 
правильнее сказать, что в данном контексте под словом «дер-
жавы» понимаются не сами по себе страны и народы, а некая 
обезличенная сущность мирового арбитра, который вершит 
судьбами народов по своему произволу, прикрываясь маской спра-
ведливости, а между тем стремится по-своему, в зависимости от 


background image

98

Геополитика

своего удобства переустроить, переструктурировать мир. «Дер-
жава» в этом понимании и является субъектом геополитики, той 
силой, которая стремиться низвести народы к функциям.

Становления народа, как внешнеполитического субъекта, про-

исходит во внутреннем противодействии «державам» и состоит  
в переходе из состояния геополитической функции к состоянию 
«роли», самостоятельного игрока на геополитическом поле.

В некоем смысле понятие «державы» можно рассматривать 

как фантом. Оно безлично. «Держава» не субъект как таковой, а 
образ действия в мире. Образ покорения мира и мироуправления, 
который можно было бы условно назвать «технологическим». 
Последнее очень важно. Тот субъект, который понимается под 
словом «держава», действует не силой, не обычной хитростью 
даже, а как бы некоей «магической» завораживающей силой. 
Эта сила - источник зла. Ей и необходимо противостоять.

Способ внешнего действия ни одной из стран не сводится 

к «технологичности». Поэтому с народами этих стран можно 
строить субъектные «межличностные» отношения.

Парадигмы способа и условия действия 

в политической мифологии армян

Если признается, что существует определенная логика в про-

цессе соперничества держав и переструктурирования в его ходе 
геополитического пространства, как пространства функцио-
нального, то следует признать, что и существует своя специфиче-
ская логика и в поведении субъекта, стремящегося к обретению 
свое роли во внешней политики. Обретение собственной роли 
ведет к созданию определенного субъективного поля, где пере-
стают действовать закономерности глобальной геополитики, а в 
действие вступают закономерности «межличностных» отноше-
ний. Условно эту логику можно назвать логикой метафоры или 
логикой переносного смысла, которая определяет соотношение 
«текста» и «подтекста» политического действия.

Она основывается на том, что во внешнеполитическом взаи-

модействии между его субъектами происходит постоянный обмен 
«репликами», в которые вкладывается существенно значимый для 
них смысл и которые иногда преднамеренно, а чаще неосознанно, 
являются провоцированием друг друга. Внешнеполитическое вза-
имодействие может быть описано как диалог «провокаций», если 
убрать из этого слова однозначно негативный оттенок и рассма-
тривать провокацию как элемент коммуникации.


background image

99

www.geopolitika.ru

Механизм такой провокации состоит в том, что в ходе ком-

муникации один предмет реальности принимается за другой 
и с ним связывается весь комплекс ассоциаций, закрепленный 
за этим другим. Между текстом и подтекстом действия воз-
никает разрыв: тот смысл действия, который «прочитывает» 
провоцируемый (исходя из своих представлений) отличает-
ся от того смысла, который вкладывает в свое действие пар-
тнер, так что параллельно начинают существовать как бы две 
реальности, соотношения между которыми не определено, 
причем для обоих партнеров. Они балансируют на той грани, 
на которой происходит кратковременная стыковка двух раз-
личных психологических реальностей. Внешнеполитическое 
действие, строящееся по законам логики переносного смысла, 
«метафорической логики», у армян может быть очень неожи-
данным по своему выражению и не вписываться в обычные 
представления о действиях в политике. Дело в том, что внеш-
неполитическое действие у армян относится к сфере факти-
чески «межличностных» отношений субъектов и взаимное 
провоцирование происходит в тех точках, где возможно цен-
ностное пересечение.

Этот способ действия является крайне рискованным и боль-

шинстве случаев ведет к расшибанию лба. Но только оно спо-
собно вызвать у той силы, которая стоит за геополитическим 
субъектом, точнее, того народа, который выступает в образе 
геополитического субъекта, не технологическую, а человеческую 
реакцию, заставить в ответ совершить также непосредственное 
раскрывающее его суть действие. А последнее дает, в свою оче-
редь, уникальный шанс - подружиться с ним. Это, в свою оче-
редь, имеет целью перенос политических отношений на другой 
уровень, а значит, избавление от состояние функции и приобре-
тение своей адекватной роли. Но можно сказать и так: желание 
подружиться является и просто самоцелью, психологической по-
требностью, удовлетворение которой делает народ способным к 
активным действиям в мире.

Категория «союзничества» играет такую важную роль в 

сознании армян и в их политической мифологии, что ее впол-
не можно интерпретировать в качестве парадигмы «условия 
действия» в армянской картине мира. Укрепление в армянском 
сознании стереотипа обеспечения условий деятельности путем 
внешнего покровительства определяло всю систему построения 
взаимоотношений с миром.