Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

46   

  

Список  литературы:  

[1]The   Global   Competitiveness   Report      2011-­‐2012   //   World   Economic   Forum.   –      
Geneva,  Switzerland,  2011.  –  544  p.    
[2]2013  Global  R&D  Funding  Forecast:  Asia  Drives  Growth  in  2013  Global  R&D  //  R&D  
Magazine.  –      2012.  –  18  December.  –  36  p.  
[3]2012/13  QS  World  University  Rankings  Report      www.topuniversities.com  
  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

47   

БРИКС  КАК  ИНВЕСТОР  В  АФРИКАНСКУЮ  ИНФРАСТРУКТУРУ  

 

Т.Л.  Дейч    

Кандидат  исторических  наук    

Ведущий  научный  сотрудник  Институтa  Африки  РАН  

tdeich@yandex.ru    

  

Аннотация.   Отсталость   инфраструктуры   –   одна   из      наиболее   острых      для  

Африки   проблем.   Решение   этой   проблемы   –   в   приоритетах   программы   НЕПАД.    
Страны  БРИКС  подчеркивают  готовность  содействовать  целям    НЕПАД  и  вносить    
вклад  в  развитие  африканской  инфраструктуры.  В  сфере  инфраструктуры  страны  
БРИКС  пока  выступают  в  Африке,  скорее,  в  роли  конкурентов,  нежели  партнеров.  
На   саммитах   БРИКС   ставится   задача   укрепления   сотрудничества   членов  
объединения.  Создание  банка  БРИКС,  в  задачи    которого  войдет  финансирование  
африканской   инфраструктуры,   может   помочь   странам-­‐членам   координировать    
деятельность  и  налаживать  сотрудничество  в    этой  сфере.            

  
Ключевые  слова:  БРИКС,    Африка,  Китай,  Индия,  Бразилия,  Россия,  ЮАР,    

инфраструктура,  инвестиции,  проекты,  компании.    

  
Проблемы  инфраструктурной  отсталости  относятся  к  числу  наиболее  

острых  для  Африки.  По  оценкам  Всемирного  банка,  Африка  инвестирует  в  
проекты      инфраструктуры   45   млрд.   долл.   в   год,   что   почти   в   два   раза  

меньше   необходимого   минимума   [1   P.18].      Всего   в   ближайшие   10   лет  
Африке   на   цели   развития   инфраструктуры   необходимы,   по   меньшей  
мере,  480  млрд.  долл.  [2.  15.04.2011].  Развитие  инфраструктуры  –  в  числе  
приоритетов      Новой   программы   для   развития   Африки   (НЕПАД).   В  
Докладе   Комиссии   по   Африке   развитым   странам   рекомендовалось  
инвестировать  в  африканскую  инфраструктуру  20  млрд  долл.  в  год  [3.21  

Oct.   2012].   При   создании   НЕПАД   делала   упор   на   взаимодействие   с  
«восьмеркой»,   рассчитывая   в   решении   инфраструктурных   проблем    
Африки,   в   основном,      на   Запад.   Сейчас      НЕПАД   возлагает   надежды   на  
«двадцатку»,  в  том  числе,    на  страны  БРИКС.    

В      заявлениях   стран   БРИКС   подчеркивается   готовность  

содействовать   целям   программы   НЕПАД   и   вносить   посильный   вклад   в  
развитие   африканской   инфраструктуры.   На   заседании   Академического  

форума  в  преддверии  5-­‐го  саммита  БРИКС  в  Дурбане  26-­‐27  марта  2013  г.,  
министр   иностранных   дел   и   сотрудничества   Южной   Африки   М.   Нкоана  
Машабане  сообщила  о  намерении  президента  ЮАР  Дж.Зумы  организовать  
диалоговый   форум   лидеров   БРИКС      и   Африки   на   тему   «Сотрудничество  
БРИКС   и   Африки   в   вопросах   инфраструктуры»,   заметив,   что    
«инфраструктура,  наряду  с  интеграцией  и  индустриализацией,  являются  

приоритетами   Африки,   а   участие   в   ее   развитии   БРИКС   и   стран  
континента  –  взаимовыгодным»  [4.20.03.2013].  Инвестиции  стран  БРИКС  
в   африканскую   инфраструктуру   по   объему   следуют   за   инвестициями   в  
сферу  освоения  природных  ресурсов.    


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

48   

Китай   реализует   инфраструктурные   проекты   в   35   африканских  

странах    На    2010  

г

.

  было  осуществлено  500  инфраструктурных  проектов  

[5.   Dec.   2010].   Особое   внимание   уделяется   нефтедобывающим   странам   –  
Анголе,  Нигерии,  Судану  и  др.  Заключаемые  с  ними  пакетные  соглашения  
включают  вложения  не  только  в  добычу  и  экспорт  в  Китай  сырья,  но  и  в  
строительство   железных   и   шоссейных   дорог,   мостов   и   проч.   Впрочем,  
проекты  в  сфере  транспортной  инфраструктуры  реализуются  не  только  в  

странах,  богатых  сырьем.  Китай  инвестирует  в  строительство  железной  и  
шоссейной  дорог  в  Кении,    железной  дороги  в  Мозамбике,    где  с  помощью  
Китая      построены   треть   шоссейных   дорог,   международный   аэропорт,  
конференц-­‐зал.   Реконструируя   построенную   им   в   1960-­‐е   гг.   железную  
дорогу   ТАЗАРА,   связавшую   Замбию   с   Индийским   океаном   через  
территорию   Танзании,   Китай   планирует   соединить      Замбию   с  

Бенгельской   железной   дорогой,   пересекающей   Анголу   до   побережья  
Атлантического   океана,   которая   также   перестраивается   с   его   помощью,  
что  создаст  коридор  Восток-­‐Запад  через  весь  континент.  

Растут   вложения   Китая   в   гидроэнергетику   Африки.   В      2009   г.   начал  

функционировать   построенный   с   его   помощью      гидроэнергетический  
узел   Мерове   –      самое   крупное   сооружение   на   реке   Нил   после   Асуанской  
плотины.    Инвестиции  в  этот  массивный  многоцелевой  проект  составили    

1,5  млрд.  долл.;  ведущий  инвестор  –  Эксимбанк  Китая.  Мерове  не  только  
удовлетворяет   потребности      Судана,   но      и   позволяет   ему   продавать  
электроэнергию      соседям   [6.   Jan.   2012.   P.   111].         Китайские   инвесторы  
вложили    600  млн.  долл.  в  гидроэнергетический  комплекс  в  Замбии  [7.  Р.  
222],    в  строительствo    ГЭС  в  ЮАР,  в    Кении,  в  Кабо-­‐Верде.  

Индия,   как   и   Китай,      стремится   увязать      участие   в   реализации  

необходимых   странам   континента   инфраструктурных   проектов   с  
получением   доступа   к   африканским   ресурсам.   В   2005   г.   Индия    
предоставила   Анголе   кредит   в   40   млн.   долл.   на      реконструкцию  
железнодорожной   сети.   На   вторую   фазу   проекта   ассигнует   средства  
индийский   Эксимбанк.   Кредит   в   500   млн.долл.   предоставил   Эксимбанк    
на  цели    развития  инфраструктуры  Мозамбика.  В  2011  г.  Индия  вложила  
300   млн.   долл.   в   строительство   железнодорожной   линии   Эфиопия-­‐

Джибути   [8.24.05.2011].   В   2011   г.   Эксимбанк   Индии   предоставил  
кредитную   линию      на   реализацию      гидроэнергетического   проекта   в  
Бурунди,   кредит   ДРК   на   сооружение   ГЭС   мощностью   60   мегаватт.   В  
январе   2012   г.   индийский   премьер   Манмохан   Сингх   дал   согласие   на  
предоставление   Мали   кредита   в   100   млн   долл.   на      проект   ЛЭП,   которая  
должна   связать   города   Бамако   и   Сикассо   [9.   11.01.2012].      В   числе  
реализованных   Индией   проектов      –   строительство   компанией   «Тата  

Стил»  в  Замбии  электростанции    мощностью    120  мегаватт.  

За   6   лет   (2007-­‐2011   гг.)   Бразилия   предоставила   Анголе   кредитные  

линии  более  чем  на  3  млрд.  долл.  на  строительство  дорог,  плотин,  мостов  
[10.  

21.10.2011].  

Бразильская  

компания  

Одебрехт  

(Odebrecht),    

реализующая   проекты   в   сфере   инфраструктуры,   действует   в   Анголе,  
Ливии,   Либерии,   Мозамбике,   Гане.   Она   уже   завершила   проекты   в   Конго,  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

49   

Ботсване,   ЮАР,   Габоне   и   Джибути.   Строительство   дорог   в   Анголе  
осуществляет  и  компания  Андраде  Гуттиерес.  Компания  Камарго  Корреа  
реализует   в   Мозамбике   проект   ГЭС   Мпанда-­‐Нкуве   на   реке   Замбези.    
Плотина   обеспечит   подачу   воды   в   Мапуто.   Компания      занимается   также  
строительством  дорог,  ЛЭП.    

Компания   Транснет   (Transnet)   намечает   в   ближайшие   7   лет  

инвестировать  

крупные  

средства  

в  

развитие  

портовой  

и  

железнодорожной   инфраструктуры   ЮАР.   Компания   Спурнет   (Spoornet)  
реконструирует   железнодорожную   линию,   связывающую   Эфиопию   и  
Эритрею,      действует   в   ряде   стран   Западной   и   Южной   Африки.      Банк  
развития   Южной   Африки   (DBSA)   предоставил   заем   в   206   млн   долл.  
Зимбабве   на   восстановление   800-­‐километровой   дороги   от   западной  
границы  страны  с  Ботсваной  в  восточную  часть  [11.07.10.2011].  В    2012  г.  

правительство    обязалось  предоставить  1,5  млрд.  долл.  на  строительство  
146-­‐километровой   железной   дороги,   связывающей   ЮАР   и   Свазиленд.  
Строительство  займет  три  года  (с  2013  по  2016  г.)  и    обойдется    в  2  млрд.  
долл.      500   млн.   долл.   ассигнует   Свазиленд   [12.12.01.2012].  
Южноафриканская  Эском  (Escom)  действует    в  20  африканских  странах.  В  
планах  компании  –  строительство  в  ДРК,  Анголе  и  Намибии  ГЭС,  которые  
будут  производить  электроэнергию    для  всего  региона.  В  ноябре  2011  г.  

президент   ЮАР      Дж.Зума      подписал   с      президентом      ДРК   Дж.Кабилой  
договор   о   сооружении      в   этой   стране      ГЭС   мощностью   40   тыс.   мегаватт  
[13.   12.11.   2011].   Банк   развития   Южной   Африки      финансирует   один   из  
семи   приоритетных   проектов   энергетической   инфраструктуры   НЕПАД   –  
ГЭС   в   Замбии.   Проект   поддерживается   правительством   ЮАР   [14.  
6.11.2011].    

Китай,   и   Индия   практикуют   принцип:   «инфраструктура   в   обмен   на  

сырье».   Это   устраивает   обе   стороны,      но   вместе   с   тем,   способствует  
углублению   зависимости   африканской   экономики   от   эксплуатации  
природных  ресурсов,  что  чревато    опасностью  ускорения    их  истощения.    
Перекос   структуры   экономики   в   сторону      горнодобывающих   отраслей  
способен   привести      к   замедлению   реализации   целей   развития.   Далее,  
учитывая   длительные   сроки   окупаемости   капиталовложений   в  

инфраструктуру  

и  

освоение  

природных  

ресурсов,  

даже  

при  

благоприятных   условиях   предоставления   кредитов   задолженность  
африканских   стран   растет.   Наряду   с   этим   неизбежное   обострение  
конкурентной   борьбы   за   природные   ресурсы   чревато   опасностью  
возникновения  и  обострения  конфликтов.  

Индия   и   Бразилия   уступают   Китаю   по   объемам   участия   в  

инфраструктурных  проектах  в  Африке.  «Бразилии  трудно  конкурировать  

с   Китаем,   поскольку   мы   даже   не   приближаемся   к   нему   по   объемам  
финансирования»,–  

заявила  

директор  

Бразильского  

центра  

международных   отношений   Адриана   де   Куэйрос.   Если   в   2007   г.  
накопленные  инвестиции  Китая  в  Африке  составляли  13,5  млрд  долл.,  то  
бразильские   –   всего   1,12   млрд   долл.,   по   данным   бразильского  
Центрального   банка   [15.   Febr.   2011].   Число   китайских   компаний   на  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

50   

континенте   достигло   2-­‐х   тыс.,   они   действуют   в   большинстве  
африканских  стран,  тогда  как  немногочисленные  бразильские  компании  
–  в  немногих  странах.  Китайские  проекты  финансируют  государственные    
банки  КНР:  Эксимбанк,  Чайна  девелопмент  бэнк,  Бэнк  оф  Чайна.  Бразилии  
также   помогает   Бразильский   национальный   банк   (BNDES),   однако   он  
ограничен   условиями,   запрещающими   инвестировать   в   нестабильные  
рынки.   Если   Китай   готов   рисковать,   то   бразильское   правительство  

избегает  действовать  в  странах  с  высоким  уровнем  риска.  

Тем   не   менее,   у   Индии   и   Бразилии   в   Африке   есть   преимущества   в  

сравнении   с   Китаем.   Отношения   Индии   с   Африкой,   как   и   отношения  
Китая,  базируются  на  длительной  истории  борьбы  против  колониализма.  
Индийская   диаспора   в   Африке   имеет   глубокие   корни,   что   определяет    
благожелательное   к   ней   отношение   африканцев.   Министр   торговли  

Замбии   Феликс   Мутати,   по   сообщениям   информационного   агентства  
«Индо-­‐Эйшиен   Ньюз»,   заявил,   что   Африка   предпочитает   индийские  
инвестиции,   потому   что   Индия   давно   торгует   с   Африкой   и   стороны  
понимают   друг   друга   [16.   25.03.2008.].   «Если   Индия   хочет   избежать  
обвинений   в   «неоколониализме»,   адресуемых   Китаю,   –   считает  
индийский   эксперт   Раджа   Мохан,   –   ей   следует   предлагать   радикально  
новую  

модель  

экономической  

помощи  

и  

сотрудничества,  

сфокусированную  на  развитии  потенциала  африканских  стран  и  передаче  
им  технологических  навыков  и  знаний»[17.  13.07.2007].  

Отдавая  должное  позитивной  роли  китайской  помощи,  африканцы  не  

скрывают  своей  озабоченности  в  связи  с  ростом  численности  китайцев  в  
Африке.  Если  китайские  компании,  предпочитают  ввозить  своих  рабочих,  
то   индийские   чаще   нанимают   местных   специалистов,   в   том   числе   на  

управленческие  должности.  То  же  относится  и  к  Бразилии.    

«Бразильцев   хорошо   принимают   в   Африке,   –   говорит   бразильский  

дипломат,   работавший   в   Африке.   –   Мы   смешанная   страна,   мы  
располагаем   культурой   многих   стран.   Мы   были   колонией,   так   что   нас  
рассматривают   здесь   как   равных.   Африканцы   не   видят   в   нас   страну,  
которая  приходит,  чтобы  их  колонизировать».  Преимущество  Бразилии  –  
готовность      работать   с   местным   населением   в   реализации  

инфраструктурных   проектов.   Вице-­‐президент   Африканского   банка  
развития  (АБР)    Мтули  Нсибе  заявил,  что  Китай  и    Бразилия  действуют  в  
Африке  по-­‐разному:  Китай  привозит  свою  рабочую  силу,  а  Бразилия  дает  
работу  местному  населению  [15.  Febr.2011].  

Что  касается  России,  то  другие  члены  БРИКС  заметно  опережают  ее  в  

сфере  реализации  инфраструктурных  проектов  на  континенте.  Однако  в  
последние   годы   российские   компании   заметно   активизировали  

деятельность   в   Африке.   Это   дает   основания      надеяться,   что   Россия  
преодолеет  со  временем    отставание    на    благо  собственным  интересам  и  
интересам  Африки.    

В  заключение  хотелось  бы  обратить  внимание  на  то  обстоятельство,  

что  в  сфере  инфраструктуры  страны  БРИКС  на  данном  этапе  выступают  в  
Африке,   скорее   в   роли   конкурентов,   нежели   партнеров.   На   саммитах