Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2411
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
46
Список литературы:
[1]The Global Competitiveness Report 2011-‐2012 // World Economic Forum. –
Geneva, Switzerland, 2011. – 544 p.
[2]2013 Global R&D Funding Forecast: Asia Drives Growth in 2013 Global R&D // R&D
Magazine. – 2012. – 18 December. – 36 p.
[3]2012/13 QS World University Rankings Report www.topuniversities.com
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
47
БРИКС КАК ИНВЕСТОР В АФРИКАНСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ
Т.Л. Дейч
Кандидат исторических наук
Ведущий научный сотрудник Институтa Африки РАН
tdeich@yandex.ru
Аннотация. Отсталость инфраструктуры – одна из наиболее острых для
Африки проблем. Решение этой проблемы – в приоритетах программы НЕПАД.
Страны БРИКС подчеркивают готовность содействовать целям НЕПАД и вносить
вклад в развитие африканской инфраструктуры. В сфере инфраструктуры страны
БРИКС пока выступают в Африке, скорее, в роли конкурентов, нежели партнеров.
На саммитах БРИКС ставится задача укрепления сотрудничества членов
объединения. Создание банка БРИКС, в задачи которого войдет финансирование
африканской инфраструктуры, может помочь странам-‐членам координировать
деятельность и налаживать сотрудничество в этой сфере.
Ключевые слова: БРИКС, Африка, Китай, Индия, Бразилия, Россия, ЮАР,
инфраструктура, инвестиции, проекты, компании.
Проблемы инфраструктурной отсталости относятся к числу наиболее
острых для Африки. По оценкам Всемирного банка, Африка инвестирует в
проекты инфраструктуры 45 млрд. долл. в год, что почти в два раза
меньше необходимого минимума [1 P.18]. Всего в ближайшие 10 лет
Африке на цели развития инфраструктуры необходимы, по меньшей
мере, 480 млрд. долл. [2. 15.04.2011]. Развитие инфраструктуры – в числе
приоритетов Новой программы для развития Африки (НЕПАД). В
Докладе Комиссии по Африке развитым странам рекомендовалось
инвестировать в африканскую инфраструктуру 20 млрд долл. в год [3.21
Oct. 2012]. При создании НЕПАД делала упор на взаимодействие с
«восьмеркой», рассчитывая в решении инфраструктурных проблем
Африки, в основном, на Запад. Сейчас НЕПАД возлагает надежды на
«двадцатку», в том числе, на страны БРИКС.
В заявлениях стран БРИКС подчеркивается готовность
содействовать целям программы НЕПАД и вносить посильный вклад в
развитие африканской инфраструктуры. На заседании Академического
форума в преддверии 5-‐го саммита БРИКС в Дурбане 26-‐27 марта 2013 г.,
министр иностранных дел и сотрудничества Южной Африки М. Нкоана
Машабане сообщила о намерении президента ЮАР Дж.Зумы организовать
диалоговый форум лидеров БРИКС и Африки на тему «Сотрудничество
БРИКС и Африки в вопросах инфраструктуры», заметив, что
«инфраструктура, наряду с интеграцией и индустриализацией, являются
приоритетами Африки, а участие в ее развитии БРИКС и стран
континента – взаимовыгодным» [4.20.03.2013]. Инвестиции стран БРИКС
в африканскую инфраструктуру по объему следуют за инвестициями в
сферу освоения природных ресурсов.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
48
Китай реализует инфраструктурные проекты в 35 африканских
странах На 2010
г
.
было осуществлено 500 инфраструктурных проектов
[5. Dec. 2010]. Особое внимание уделяется нефтедобывающим странам –
Анголе, Нигерии, Судану и др. Заключаемые с ними пакетные соглашения
включают вложения не только в добычу и экспорт в Китай сырья, но и в
строительство железных и шоссейных дорог, мостов и проч. Впрочем,
проекты в сфере транспортной инфраструктуры реализуются не только в
странах, богатых сырьем. Китай инвестирует в строительство железной и
шоссейной дорог в Кении, железной дороги в Мозамбике, где с помощью
Китая построены треть шоссейных дорог, международный аэропорт,
конференц-‐зал. Реконструируя построенную им в 1960-‐е гг. железную
дорогу ТАЗАРА, связавшую Замбию с Индийским океаном через
территорию Танзании, Китай планирует соединить Замбию с
Бенгельской железной дорогой, пересекающей Анголу до побережья
Атлантического океана, которая также перестраивается с его помощью,
что создаст коридор Восток-‐Запад через весь континент.
Растут вложения Китая в гидроэнергетику Африки. В 2009 г. начал
функционировать построенный с его помощью гидроэнергетический
узел Мерове – самое крупное сооружение на реке Нил после Асуанской
плотины. Инвестиции в этот массивный многоцелевой проект составили
1,5 млрд. долл.; ведущий инвестор – Эксимбанк Китая. Мерове не только
удовлетворяет потребности Судана, но и позволяет ему продавать
электроэнергию соседям [6. Jan. 2012. P. 111]. Китайские инвесторы
вложили 600 млн. долл. в гидроэнергетический комплекс в Замбии [7. Р.
222], в строительствo ГЭС в ЮАР, в Кении, в Кабо-‐Верде.
Индия, как и Китай, стремится увязать участие в реализации
необходимых странам континента инфраструктурных проектов с
получением доступа к африканским ресурсам. В 2005 г. Индия
предоставила Анголе кредит в 40 млн. долл. на реконструкцию
железнодорожной сети. На вторую фазу проекта ассигнует средства
индийский Эксимбанк. Кредит в 500 млн.долл. предоставил Эксимбанк
на цели развития инфраструктуры Мозамбика. В 2011 г. Индия вложила
300 млн. долл. в строительство железнодорожной линии Эфиопия-‐
Джибути [8.24.05.2011]. В 2011 г. Эксимбанк Индии предоставил
кредитную линию на реализацию гидроэнергетического проекта в
Бурунди, кредит ДРК на сооружение ГЭС мощностью 60 мегаватт. В
январе 2012 г. индийский премьер Манмохан Сингх дал согласие на
предоставление Мали кредита в 100 млн долл. на проект ЛЭП, которая
должна связать города Бамако и Сикассо [9. 11.01.2012]. В числе
реализованных Индией проектов – строительство компанией «Тата
Стил» в Замбии электростанции мощностью 120 мегаватт.
За 6 лет (2007-‐2011 гг.) Бразилия предоставила Анголе кредитные
линии более чем на 3 млрд. долл. на строительство дорог, плотин, мостов
[10.
21.10.2011].
Бразильская
компания
Одебрехт
(Odebrecht),
реализующая проекты в сфере инфраструктуры, действует в Анголе,
Ливии, Либерии, Мозамбике, Гане. Она уже завершила проекты в Конго,
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
49
Ботсване, ЮАР, Габоне и Джибути. Строительство дорог в Анголе
осуществляет и компания Андраде Гуттиерес. Компания Камарго Корреа
реализует в Мозамбике проект ГЭС Мпанда-‐Нкуве на реке Замбези.
Плотина обеспечит подачу воды в Мапуто. Компания занимается также
строительством дорог, ЛЭП.
Компания Транснет (Transnet) намечает в ближайшие 7 лет
инвестировать
крупные
средства
в
развитие
портовой
и
железнодорожной инфраструктуры ЮАР. Компания Спурнет (Spoornet)
реконструирует железнодорожную линию, связывающую Эфиопию и
Эритрею, действует в ряде стран Западной и Южной Африки. Банк
развития Южной Африки (DBSA) предоставил заем в 206 млн долл.
Зимбабве на восстановление 800-‐километровой дороги от западной
границы страны с Ботсваной в восточную часть [11.07.10.2011]. В 2012 г.
правительство обязалось предоставить 1,5 млрд. долл. на строительство
146-‐километровой железной дороги, связывающей ЮАР и Свазиленд.
Строительство займет три года (с 2013 по 2016 г.) и обойдется в 2 млрд.
долл. 500 млн. долл. ассигнует Свазиленд [12.12.01.2012].
Южноафриканская Эском (Escom) действует в 20 африканских странах. В
планах компании – строительство в ДРК, Анголе и Намибии ГЭС, которые
будут производить электроэнергию для всего региона. В ноябре 2011 г.
президент ЮАР Дж.Зума подписал с президентом ДРК Дж.Кабилой
договор о сооружении в этой стране ГЭС мощностью 40 тыс. мегаватт
[13. 12.11. 2011]. Банк развития Южной Африки финансирует один из
семи приоритетных проектов энергетической инфраструктуры НЕПАД –
ГЭС в Замбии. Проект поддерживается правительством ЮАР [14.
6.11.2011].
Китай, и Индия практикуют принцип: «инфраструктура в обмен на
сырье». Это устраивает обе стороны, но вместе с тем, способствует
углублению зависимости африканской экономики от эксплуатации
природных ресурсов, что чревато опасностью ускорения их истощения.
Перекос структуры экономики в сторону горнодобывающих отраслей
способен привести к замедлению реализации целей развития. Далее,
учитывая длительные сроки окупаемости капиталовложений в
инфраструктуру
и
освоение
природных
ресурсов,
даже
при
благоприятных условиях предоставления кредитов задолженность
африканских стран растет. Наряду с этим неизбежное обострение
конкурентной борьбы за природные ресурсы чревато опасностью
возникновения и обострения конфликтов.
Индия и Бразилия уступают Китаю по объемам участия в
инфраструктурных проектах в Африке. «Бразилии трудно конкурировать
с Китаем, поскольку мы даже не приближаемся к нему по объемам
финансирования»,–
заявила
директор
Бразильского
центра
международных отношений Адриана де Куэйрос. Если в 2007 г.
накопленные инвестиции Китая в Африке составляли 13,5 млрд долл., то
бразильские – всего 1,12 млрд долл., по данным бразильского
Центрального банка [15. Febr. 2011]. Число китайских компаний на
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
50
континенте достигло 2-‐х тыс., они действуют в большинстве
африканских стран, тогда как немногочисленные бразильские компании
– в немногих странах. Китайские проекты финансируют государственные
банки КНР: Эксимбанк, Чайна девелопмент бэнк, Бэнк оф Чайна. Бразилии
также помогает Бразильский национальный банк (BNDES), однако он
ограничен условиями, запрещающими инвестировать в нестабильные
рынки. Если Китай готов рисковать, то бразильское правительство
избегает действовать в странах с высоким уровнем риска.
Тем не менее, у Индии и Бразилии в Африке есть преимущества в
сравнении с Китаем. Отношения Индии с Африкой, как и отношения
Китая, базируются на длительной истории борьбы против колониализма.
Индийская диаспора в Африке имеет глубокие корни, что определяет
благожелательное к ней отношение африканцев. Министр торговли
Замбии Феликс Мутати, по сообщениям информационного агентства
«Индо-‐Эйшиен Ньюз», заявил, что Африка предпочитает индийские
инвестиции, потому что Индия давно торгует с Африкой и стороны
понимают друг друга [16. 25.03.2008.]. «Если Индия хочет избежать
обвинений в «неоколониализме», адресуемых Китаю, – считает
индийский эксперт Раджа Мохан, – ей следует предлагать радикально
новую
модель
экономической
помощи
и
сотрудничества,
сфокусированную на развитии потенциала африканских стран и передаче
им технологических навыков и знаний»[17. 13.07.2007].
Отдавая должное позитивной роли китайской помощи, африканцы не
скрывают своей озабоченности в связи с ростом численности китайцев в
Африке. Если китайские компании, предпочитают ввозить своих рабочих,
то индийские чаще нанимают местных специалистов, в том числе на
управленческие должности. То же относится и к Бразилии.
«Бразильцев хорошо принимают в Африке, – говорит бразильский
дипломат, работавший в Африке. – Мы смешанная страна, мы
располагаем культурой многих стран. Мы были колонией, так что нас
рассматривают здесь как равных. Африканцы не видят в нас страну,
которая приходит, чтобы их колонизировать». Преимущество Бразилии –
готовность работать с местным населением в реализации
инфраструктурных проектов. Вице-‐президент Африканского банка
развития (АБР) Мтули Нсибе заявил, что Китай и Бразилия действуют в
Африке по-‐разному: Китай привозит свою рабочую силу, а Бразилия дает
работу местному населению [15. Febr.2011].
Что касается России, то другие члены БРИКС заметно опережают ее в
сфере реализации инфраструктурных проектов на континенте. Однако в
последние годы российские компании заметно активизировали
деятельность в Африке. Это дает основания надеяться, что Россия
преодолеет со временем отставание на благо собственным интересам и
интересам Африки.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство,
что в сфере инфраструктуры страны БРИКС на данном этапе выступают в
Африке, скорее в роли конкурентов, нежели партнеров. На саммитах