Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2403

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

56   

  

Рисунок  1.  Доля  БРИКС  и  развитых  стран  в  общем  объеме  ПИИ  в  Африке  в  2003-­‐

2012  гг.  (в  %)  

Источник:UNCTAD,  based  on  information  from  the  Financial  Times  Ltd,  fDi  Markets  

(www.  fDimarkets.com)  

  

Необходимо   отметить   тот   факт,   что   помимо   положительного  

влияния  страны  БРИКС  также  могут  навредить  

бедным

 

странам  Африки  в  

долгосрочной  перспективе.  В  данных  условиях  возникают  противоречия  

между   интересами   государства   и   интересами   ТНК,   оперирующих   в  
данных  странах.  Целью  правительств  

стран

 

Африки

  является  интенсивное  

развитие  национальной  экономики  и  производство  продукции  с  высокой  
добавленной   стоимостью   на   основе   передовых   технологий.   Напротив,  
ТНК,   как   правило,   стремятся   максимизировать   прибыль   на   основе  
традиционных   технологий   в   ресурсном   секторе.   Этот   фактор   в   немалой  
степени  определяет  динамику  экспорта  сырьевых  ресурсов.  

Для   создания   устойчивых   экономических   отношений   между  

странами   БРИКС   и   Африк

и

,   которое   обеспечивало   бы   интенсивное  

развитие  

национальных  

экономик  

обеих  

сторон,  

необходимо  

придерживаться  следующих  рекомендаци

й

:    

 

  Использование   природных   ресурсов   как   потенциал   в   процессе  

становления   промышленного   производства,   опираясь   на   опыт   стран   с  
развитой  экономикой  (Бразилия,  Россия,  также  Канада,  Австралия).  

 

  Стимулирование  

обрабатывающей  

промышленности  

и  

активизация      производства   с   высокой   добавленной   стоимостью,   что  
обеспечит  устойчивое  и  интенсивное  развитие  экономики.  

 

  Предоставление  торговых  преференци

й

  и  обеспечение  льготного  

коммерческого   финансирования.   В   этой   области   акцентировать  
внимание  необходимо  на  развити

и

  техники  и  передаче  технологий,  также  

увеличени

и

    квалификаци

и

  

рабочей

 

силы

.    

 

  Принятие   опыта   Китая   в  

области

   финансирования,   так   как  

инвестиции  коммерческого  характера  не  ограничиваются  в  объемах,  тем  
самым   обеспечивают   стимул   для   конкуренции.   В   условиях   свободной  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

57   

конкуренции   различного   рода   проекты   постоянно   совершенствуются   и  
эффективно   дополняют   друг   друга   и   способствуют   развитию  
национальной  экономик  стран  Африки.        

 

  На   пятом   саммите   лидеры   государств,   решали   вопрос   о  

формировании   единого   банка   на   территории   БРИКС.   Создание   такого  
вида   финансового   института   позволит   странам   БРИКС   освободиться   от  
контроля   со   стороны   западных   стран,   обеспечит   независимость   от  
Всемирного  банка  и  Международного  валютного  фонда.    

 

    Обеспечение   транспарентности   в   вопросах   финансирования.      

Основной   проблемой   является   отсутствие   официальных   данных   о  

финансировании,   что   препятствует   эффективному   планированию   и  
осуществлению  инве

с

тиционных  процессов  в  

а

фриканских  странах.    

 

  Создание   и   развитие   «зеленой   экономики».   Необходимо  

поддерживать   нововведения   в   сфере   безотходного   производства,  
передовых   технологий,   инициировать   зеленый   протекционизм.   Это   –  
залог  устойчивого  развития  Африканских  стран  в  перспективе.    

 

BRICS:  Competitors  or  Partners  in  Africa?  

A.E.  Eginbaeva  
A.E.  Eginbaeva    

J.Zinetullina  

  

Annotation.   The   main   idea   of   the   article   is   to   identify   if   BRICS   counties   are  

partners   or   competitors   for   LICs   of   African   region.   According   to   the   article   there   are  
some   advantages   and   disadvantages   of   BRICS’s   influence   to   LIC’s   economies.   As   for  
advantages   expanding   trade   and   increasing   FDI   value   provide   African   countries   with  
money,  which  is  needed  for  developing  economies  of  those  countries  Quite  the  contrary  
there   is   probability   that   BRICS   countries   are   trying   to   maximize   their   own   strategic  
economic  and  political  interests  by  engaging  with  African  countries.  The  authors  come  
to  the  conclusion  that  the  prospects  for  long-­‐term  growth  in  African  economies  depend  
on  the  transformation  of  their  current  production  structures.      

  
Keywords:   LIC   (low   income   countries),   FDI   (foreign   direct   investment),   trade  

intensity  index,  «Green»  economy.  

  

Список  литературы:  

[1]International  Monetary  Found.  BRICS  Joint  Statistical  Publication.  26  March  2013.    
[2]The  19

th

  Southern  African  International  Trade  Exhibition  for  retail  

products  http://www.prlog.org/11790593-­‐brics-­‐africa-­‐export-­‐import-­‐forum-­‐another-­‐
first-­‐for-­‐saitex.html  
[3]UNCTAD/Global  investment  trends  monitor:  The  rise  of  BRICS  FDI  and  Africa/2013    
http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia2013d6_en.pdf  
[4]International  Monetary  Fund/New  Growth  Drivers  for  Low-­‐Income  Countries:  The  
Role  of  BRICS/  2011  http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2011/011211.pdf  
  
  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

58   

БРИКС  В  АФРИКЕ:  СОПЕРНИЧЕСТВО  ИЛИ  СОТРУДНИЧЕСТВО  С  ЕС?  

  

Ольга  Кулькова,  

Кандидат  исторических  наук,  научный  сотрудник  

Центра  изучения  российско-­‐африканских  отношений  и  внешней  политики  стран  

Африки  Института  Африки  Р

АН

 

kulkova-­‐olga@yandex.ru  

  

Аннотация.  В  данной  статье  рассматриваются  перспективы  сотрудничества  

и  соперничества  стран  БРИКС  и  ЕС  в  Африке  на  современном  этапе.  

  
Ключевые   слова:   ЕС,   БРИКС,   Африка,   сотрудничество,   конкуренция,  

проблемы  развития,  международные  отношения,  глобальная  экономика

.  

  
  
Политико-­‐экономические  отношения  в  треугольнике  ЕС  —  Африка  —  

БРИКС   сейчас   становятся   предметом   активного   изучения.   Большинство  

стран  БРИКС  проводят  активную  индивидуальную  внешнюю  политику  на  
африканском   континенте,   им   удалось   многого   достичь   за   последнее  
десятилетие,   они   стали   реальными   конкурентами   ЕС.   ЕС   вынужден  
признать,   что   экспансия   государств   БРИКС   в   Африке   чревата  
опасностями  для  его  позиций  на  этом  континенте.  

В   2012   г.   ЕС   подготовил   справочник   «ЕС   и   страны   БРИКС»   [1],   в  

котором  указывалось,  что  он  не  признает  БРИКС  как  единое  сообщество,  

однако   с   каждой   из   этих   стран   имеет   договоренности   о   стратегическом  
партнерстве  и  тесно  общается  в  двустороннем  формате  [1,  p.7].      

Понятие   БРИКС   отражает   сдвиг   экономической   мощи   от   развитых  

государств   к   «возвышающимся   странам»   с   растущей   рыночной  
экономикой,  и  кризис  лишь  ускорил  эту  трансформацию  [1,  p.7].  

Между   ЕС   и   странами   БРИКС   сформировались   отношения  

стратегического  партнерства,  однако  их  суть  сильно  изменилась  с  начала  

2000-­‐х  гг.  Раньше  Россия,  Китай,  Индия  видели  в  них  признание  Европой  
их   геополитической   значимости,   готовы   были   идти   навстречу   ЕС,   но   на  
данном   этапе   страны   БРИКС   все   чаще   отказывают   ЕС   в   роли   главного  
«игрока»   или   «партнера»   по   широкому   кругу   проблем   [2].   Так,   в   2010   г.  
шесть   из   девяти   стратегических   партнеров   ЕС   проголосовали   против  
повышения   статуса   ЕС   при   ГА   ООН   (в   итоге   решение   было   отложено,   и  

лишь   в   2011   г.   ЕС   получил   новый   статус).   В   частности,   Китай,   Индия,  
Россия   и   ЮАР   проголосовали   за   то,   чтобы   решение   по   резолюции   было  
отложено,  Бразилия  воздержалась  [3].    

История  взаимоотношений  европейских  стран  с  Африкой  длительна,  

обусловлена   колониальным   прошлым.   Для   большинства   стран   Африки  
южнее   Сахары   ЕС   остается   важнейшим   торговым   партнером,   на   него  
приходится   около   85%   сельскохозяйственного   экспорта   этих   стран   и  

около   75%   общего   объема   торговли   [4].   ЕС   останется   важнейшим  
международным  партнером  этих  стран  в  краткосрочной  и  среднесрочной  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

59   

перспективе  [4,  p.98].  Вместе  с  тем,  по  многим  проблемам  Африки  члены  
ЕС  не  могут  или  не  хотят  выступать  единым  фронтом.  

ЕС   стремится   сохранить   свои   позиции   на   континенте.   Этим  

определяется  настороженное  отношение  европейских  стран  к  экспансии  
стран  БРИКС  в  Африке.  

Страны   БРИКС   активно   помогают   Африке.   Их   условия   оказания  

помощи   развитию   существенно   отличаются   от   практики   западной  

помощи.  Это  заставляет  ЕС  задумываться  об  угрозе,  которую  БРИКС  несет  
его   системе   помощи.   В   общем,   страны   БРИКС,   так   же,   как   и   Запад,  
несмотря   на   разность   их   подходов   к   оказанию   помощи,   так   или   иначе  
увязывают  проекты  помощи  со  своими  стратегическими  интересами  [5].  

На   политику   ЕС   и   БРИКС   в   Африке   оказывают   большое   влияние   их  

взгляды  на  проблемы  формирования  нового  миропорядка.  Страны  БРИКС  

не   стремятся   противопоставлять   себя   западным   державам.   Они   хотят  
установить   равноправное   взаимодействие   с   ними,   а   страны   Запада,  
сознавая   неизбежность   перемен   в   существующей   архитектуре  
международных  отношений,    стремятся  сохранить  свое  доминирование.    

Исследователь   С.   Кинга,   сравнив   активность   стран   БРИК   на  

Африканском   континенте   с   европейскими   инициативами,   утверждает,  
что  позиции  ЕС  в  Африке  все  равно  еще  сильны,  и  он  должен  продолжать  

оказывать   давление   на   африканских   лидеров,   внедряя   свои   ценности   и  
нормы,  несмотря  на  то,  что  страны  БРИКС  этого  не  требуют  [6].    

В   октябре   2011   г.   Генеральный   директорат   по   внешним   связям  

Еврокомиссии   подготовил   исследование:   «Внешняя   политика   ЕС   по  
отношению  к  БРИКС  и  другим  восходящим  державам:  цели  и  стратегии»  
[2,  p.26].  В  нем  отмечалось,  что,  хотя  страны  БРИКС  и  не  всегда  действуют  

согласованно,  тем  не  менее,  их  действия  в  рамках  своего  объединения  и  
«большой   двадцатки»   заметно   влияют   на   результаты   международных  
переговоров  и  снижают  способность  ЕС  защищать  свои  интересы.  В  2010-­‐
2011  гг.,  по  данным  глобального  опроса,  проведенного  компанией  «PEW»,  
позитивная   оценка   общего   имиджа   ЕС   в   мире,   и   в   том   числе   в   странах  
БРИКС,  существенно  снизилась,  что  неприятно  удивило  власти  ЕС  [2,  p.21-­‐
22].   В   то   время   как   ЕС   видит   себя   оплотом   ценностей   демократии,  

ведущие   державы   «глобального   Юга»   (Бразилия,   Индия,   ЮАР)  
подвергают  сомнению  этот  образ.    

Поле  соперничества  стран  БРИКС  и  ЕС  в  Африке,  прежде  всего,  лежит  

в   экономической   сфере,   в   борьбе   за   доступ   к   природным   ресурсам,   в  
притоке   которых   нуждаются   экономики   их   стран-­‐членов.   Африка   –   это  
также   колоссальный   рынок,   потенциал   его   велик,   во   многих   странах  
Африки  сейчас  наблюдается  быстрый  экономический  рост.  

Поле   сотрудничества   ЕС   и   БРИКС   заключено,   во-­‐первых,   в  

двусторонних   отношениях   каждой   из   стран   этих   объединений   с  
африканскими  странами,  а  во-­‐вторых,  рождается  за  счет  синергии  усилий  
БРИКС   и   ЕС   по   помощи   Африке.   Будучи   во   многом   соперниками,   они  
невольно  содействуют  цели  развития  континента.  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

60   

Часто   взаимоотношения   внешних   акторов   с   Африкой   описываются  

как   «новая   схватка   за   Африку».   Но   при   этом   не   учитываются   желания  
самой   Африки   [7].   Ей   нужно   справедливое   сотрудничество   с   БРИКС   и   с  
Западом   на   условиях,   отвечающ

их

   ее   видению   своего   развития.   Для  

нового  поколения  африканцев  отношения  с  ЕС  ли,  со  странами  БРИКС  ли  
–   не   самоцель,   а   средство   содействия   преодолению   экономической  
отсталости,   упрочению   глобальных   позиций   Африки.   Европе   для  

преодоления  

последствий  

кризиса  

прочные,  

эффективные  

взаимоотношения   со   странами   Африки   и   БРИКС   становятся  
необходимыми.   ЕС   вынужден   все   больше   внимания   уделять   позициям  
стран  БРИКС,  сотрудничать  при  обсуждении  вопросов  на  многосторонних  
международных   форумах.   Европейско-­‐африканские   отношения   все   еще  
строятся  по  модели  «донор-­‐реципиент»,  и  даже  новшество  последних  лет  

–  саммиты  Африка  –  ЕС  –  лишь  высветили  множество  разногласий  между  
сторонами,   что   затрудняет   налаживание   реального   и   продуктивного  
диалога.   С   активным   проникновением   стран   БРИКС   на   континент  
африканцы   получили   более   широкие   возможности   выбора,   реальный  
шанс   включиться   в   мировую   политико-­‐экономическую   систему   на  
собственных   условиях,   а   у   других   акторов   –   повод   поискать   новые  
подходы   к   решению   проблем   развития   партнерских   отношений   с  

Африкой.  

  

BRICS  in  Africa:  Competition  or  Partnership  with  EU?  

  

O.Kulkova  

  

Abstract.  In  this  article  the  prospects  of  cooperation  and  competition  between  the  

EU  and  the  BRICS  in  Africa  are  analyzed.  

  

Key   words:   EU,   BRICS,   Africa,   cooperation,   competition,   problems   of  

development,  international  relations  and  global  economy.  

  

Список  литературы:  

[1]Bosch   J.,   Ottens   M.   The   European   Union   and   the   BRIC   countries.   Eurostat  
Pocketbooks.  2012  Edition.  ISBN  978-­‐92-­‐79-­‐22148-­‐4.  130  pp.  Site  of  Eurostat,  statistical  
office  

of  

the  

EU.  

Published  

on  

31  

May,  

2012.  

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_details/publication?p_pr
oduct_code=KS-­‐31-­‐11-­‐414  (Accessed  5  June  2012).  
[2]The   EU   Foreign   Policy   towards   the   BRICS   and   Other   Emerging   Powers:   Objectives  
and  Strategies.  Ad  Hoc  Study.  -­‐  Directorate-­‐General  for  External  Policies  of  the  EU,  Policy  
Department.  

-­‐  

  

EXPO/B/AFET/FWC/2009-­‐01/LOT2/09.  

October  

2011.  

http://www.europarl.europa.eu/committees/en/studiesdownload.html?languageDocu
ment=EN&file=49151  (Accessed  12  August  2012).  
[3]Grevi  G.  From  Lisbon  to  New  York:  The  EU  at  the  UN  General  Assembly.  FRIDE  Policy  
Brief   Nº   81.   June   2011.   http://www.fride.org/publication/922/from-­‐lisbon-­‐to-­‐new-­‐
york:-­‐the-­‐eu-­‐at-­‐the-­‐un-­‐general-­‐assembly    (Accessed  20  September  2012).