Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2403
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
56
Рисунок 1. Доля БРИКС и развитых стран в общем объеме ПИИ в Африке в 2003-‐
2012 гг. (в %)
Источник:UNCTAD, based on information from the Financial Times Ltd, fDi Markets
(www. fDimarkets.com)
Необходимо отметить тот факт, что помимо положительного
влияния страны БРИКС также могут навредить
бедным
странам Африки в
долгосрочной перспективе. В данных условиях возникают противоречия
между интересами государства и интересами ТНК, оперирующих в
данных странах. Целью правительств
стран
Африки
является интенсивное
развитие национальной экономики и производство продукции с высокой
добавленной стоимостью на основе передовых технологий. Напротив,
ТНК, как правило, стремятся максимизировать прибыль на основе
традиционных технологий в ресурсном секторе. Этот фактор в немалой
степени определяет динамику экспорта сырьевых ресурсов.
Для создания устойчивых экономических отношений между
странами БРИКС и Африк
и
, которое обеспечивало бы интенсивное
развитие
национальных
экономик
обеих
сторон,
необходимо
придерживаться следующих рекомендаци
й
:
•
Использование природных ресурсов как потенциал в процессе
становления промышленного производства, опираясь на опыт стран с
развитой экономикой (Бразилия, Россия, также Канада, Австралия).
•
Стимулирование
обрабатывающей
промышленности
и
активизация производства с высокой добавленной стоимостью, что
обеспечит устойчивое и интенсивное развитие экономики.
•
Предоставление торговых преференци
й
и обеспечение льготного
коммерческого финансирования. В этой области акцентировать
внимание необходимо на развити
и
техники и передаче технологий, также
увеличени
и
квалификаци
и
рабочей
силы
.
•
Принятие опыта Китая в
области
финансирования, так как
инвестиции коммерческого характера не ограничиваются в объемах, тем
самым обеспечивают стимул для конкуренции. В условиях свободной
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
57
конкуренции различного рода проекты постоянно совершенствуются и
эффективно дополняют друг друга и способствуют развитию
национальной экономик стран Африки.
•
На пятом саммите лидеры государств, решали вопрос о
формировании единого банка на территории БРИКС. Создание такого
вида финансового института позволит странам БРИКС освободиться от
контроля со стороны западных стран, обеспечит независимость от
Всемирного банка и Международного валютного фонда.
•
Обеспечение транспарентности в вопросах финансирования.
Основной проблемой является отсутствие официальных данных о
финансировании, что препятствует эффективному планированию и
осуществлению инве
с
тиционных процессов в
а
фриканских странах.
•
Создание и развитие «зеленой экономики». Необходимо
поддерживать нововведения в сфере безотходного производства,
передовых технологий, инициировать зеленый протекционизм. Это –
залог устойчивого развития Африканских стран в перспективе.
BRICS: Competitors or Partners in Africa?
A.E. Eginbaeva
A.E. Eginbaeva
J.Zinetullina
Annotation. The main idea of the article is to identify if BRICS counties are
partners or competitors for LICs of African region. According to the article there are
some advantages and disadvantages of BRICS’s influence to LIC’s economies. As for
advantages expanding trade and increasing FDI value provide African countries with
money, which is needed for developing economies of those countries Quite the contrary
there is probability that BRICS countries are trying to maximize their own strategic
economic and political interests by engaging with African countries. The authors come
to the conclusion that the prospects for long-‐term growth in African economies depend
on the transformation of their current production structures.
Keywords: LIC (low income countries), FDI (foreign direct investment), trade
intensity index, «Green» economy.
Список литературы:
[1]International Monetary Found. BRICS Joint Statistical Publication. 26 March 2013.
[2]The 19
th
Southern African International Trade Exhibition for retail
products http://www.prlog.org/11790593-‐brics-‐africa-‐export-‐import-‐forum-‐another-‐
first-‐for-‐saitex.html
[3]UNCTAD/Global investment trends monitor: The rise of BRICS FDI and Africa/2013
http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia2013d6_en.pdf
[4]International Monetary Fund/New Growth Drivers for Low-‐Income Countries: The
Role of BRICS/ 2011 http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2011/011211.pdf
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
58
БРИКС В АФРИКЕ: СОПЕРНИЧЕСТВО ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕС?
Ольга Кулькова,
Кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра изучения российско-‐африканских отношений и внешней политики стран
Африки Института Африки Р
АН
kulkova-‐olga@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются перспективы сотрудничества
и соперничества стран БРИКС и ЕС в Африке на современном этапе.
Ключевые слова: ЕС, БРИКС, Африка, сотрудничество, конкуренция,
проблемы развития, международные отношения, глобальная экономика
.
Политико-‐экономические отношения в треугольнике ЕС — Африка —
БРИКС сейчас становятся предметом активного изучения. Большинство
стран БРИКС проводят активную индивидуальную внешнюю политику на
африканском континенте, им удалось многого достичь за последнее
десятилетие, они стали реальными конкурентами ЕС. ЕС вынужден
признать, что экспансия государств БРИКС в Африке чревата
опасностями для его позиций на этом континенте.
В 2012 г. ЕС подготовил справочник «ЕС и страны БРИКС» [1], в
котором указывалось, что он не признает БРИКС как единое сообщество,
однако с каждой из этих стран имеет договоренности о стратегическом
партнерстве и тесно общается в двустороннем формате [1, p.7].
Понятие БРИКС отражает сдвиг экономической мощи от развитых
государств к «возвышающимся странам» с растущей рыночной
экономикой, и кризис лишь ускорил эту трансформацию [1, p.7].
Между ЕС и странами БРИКС сформировались отношения
стратегического партнерства, однако их суть сильно изменилась с начала
2000-‐х гг. Раньше Россия, Китай, Индия видели в них признание Европой
их геополитической значимости, готовы были идти навстречу ЕС, но на
данном этапе страны БРИКС все чаще отказывают ЕС в роли главного
«игрока» или «партнера» по широкому кругу проблем [2]. Так, в 2010 г.
шесть из девяти стратегических партнеров ЕС проголосовали против
повышения статуса ЕС при ГА ООН (в итоге решение было отложено, и
лишь в 2011 г. ЕС получил новый статус). В частности, Китай, Индия,
Россия и ЮАР проголосовали за то, чтобы решение по резолюции было
отложено, Бразилия воздержалась [3].
История взаимоотношений европейских стран с Африкой длительна,
обусловлена колониальным прошлым. Для большинства стран Африки
южнее Сахары ЕС остается важнейшим торговым партнером, на него
приходится около 85% сельскохозяйственного экспорта этих стран и
около 75% общего объема торговли [4]. ЕС останется важнейшим
международным партнером этих стран в краткосрочной и среднесрочной
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
59
перспективе [4, p.98]. Вместе с тем, по многим проблемам Африки члены
ЕС не могут или не хотят выступать единым фронтом.
ЕС стремится сохранить свои позиции на континенте. Этим
определяется настороженное отношение европейских стран к экспансии
стран БРИКС в Африке.
Страны БРИКС активно помогают Африке. Их условия оказания
помощи развитию существенно отличаются от практики западной
помощи. Это заставляет ЕС задумываться об угрозе, которую БРИКС несет
его системе помощи. В общем, страны БРИКС, так же, как и Запад,
несмотря на разность их подходов к оказанию помощи, так или иначе
увязывают проекты помощи со своими стратегическими интересами [5].
На политику ЕС и БРИКС в Африке оказывают большое влияние их
взгляды на проблемы формирования нового миропорядка. Страны БРИКС
не стремятся противопоставлять себя западным державам. Они хотят
установить равноправное взаимодействие с ними, а страны Запада,
сознавая неизбежность перемен в существующей архитектуре
международных отношений, стремятся сохранить свое доминирование.
Исследователь С. Кинга, сравнив активность стран БРИК на
Африканском континенте с европейскими инициативами, утверждает,
что позиции ЕС в Африке все равно еще сильны, и он должен продолжать
оказывать давление на африканских лидеров, внедряя свои ценности и
нормы, несмотря на то, что страны БРИКС этого не требуют [6].
В октябре 2011 г. Генеральный директорат по внешним связям
Еврокомиссии подготовил исследование: «Внешняя политика ЕС по
отношению к БРИКС и другим восходящим державам: цели и стратегии»
[2, p.26]. В нем отмечалось, что, хотя страны БРИКС и не всегда действуют
согласованно, тем не менее, их действия в рамках своего объединения и
«большой двадцатки» заметно влияют на результаты международных
переговоров и снижают способность ЕС защищать свои интересы. В 2010-‐
2011 гг., по данным глобального опроса, проведенного компанией «PEW»,
позитивная оценка общего имиджа ЕС в мире, и в том числе в странах
БРИКС, существенно снизилась, что неприятно удивило власти ЕС [2, p.21-‐
22]. В то время как ЕС видит себя оплотом ценностей демократии,
ведущие державы «глобального Юга» (Бразилия, Индия, ЮАР)
подвергают сомнению этот образ.
Поле соперничества стран БРИКС и ЕС в Африке, прежде всего, лежит
в экономической сфере, в борьбе за доступ к природным ресурсам, в
притоке которых нуждаются экономики их стран-‐членов. Африка – это
также колоссальный рынок, потенциал его велик, во многих странах
Африки сейчас наблюдается быстрый экономический рост.
Поле сотрудничества ЕС и БРИКС заключено, во-‐первых, в
двусторонних отношениях каждой из стран этих объединений с
африканскими странами, а во-‐вторых, рождается за счет синергии усилий
БРИКС и ЕС по помощи Африке. Будучи во многом соперниками, они
невольно содействуют цели развития континента.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
60
Часто взаимоотношения внешних акторов с Африкой описываются
как «новая схватка за Африку». Но при этом не учитываются желания
самой Африки [7]. Ей нужно справедливое сотрудничество с БРИКС и с
Западом на условиях, отвечающ
их
ее видению своего развития. Для
нового поколения африканцев отношения с ЕС ли, со странами БРИКС ли
– не самоцель, а средство содействия преодолению экономической
отсталости, упрочению глобальных позиций Африки. Европе для
преодоления
последствий
кризиса
прочные,
эффективные
взаимоотношения со странами Африки и БРИКС становятся
необходимыми. ЕС вынужден все больше внимания уделять позициям
стран БРИКС, сотрудничать при обсуждении вопросов на многосторонних
международных форумах. Европейско-‐африканские отношения все еще
строятся по модели «донор-‐реципиент», и даже новшество последних лет
– саммиты Африка – ЕС – лишь высветили множество разногласий между
сторонами, что затрудняет налаживание реального и продуктивного
диалога. С активным проникновением стран БРИКС на континент
африканцы получили более широкие возможности выбора, реальный
шанс включиться в мировую политико-‐экономическую систему на
собственных условиях, а у других акторов – повод поискать новые
подходы к решению проблем развития партнерских отношений с
Африкой.
BRICS in Africa: Competition or Partnership with EU?
O.Kulkova
Abstract. In this article the prospects of cooperation and competition between the
EU and the BRICS in Africa are analyzed.
Key words: EU, BRICS, Africa, cooperation, competition, problems of
development, international relations and global economy.
Список литературы:
[1]Bosch J., Ottens M. The European Union and the BRIC countries. Eurostat
Pocketbooks. 2012 Edition. ISBN 978-‐92-‐79-‐22148-‐4. 130 pp. Site of Eurostat, statistical
office
of
the
EU.
Published
on
31
May,
2012.
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_details/publication?p_pr
oduct_code=KS-‐31-‐11-‐414 (Accessed 5 June 2012).
[2]The EU Foreign Policy towards the BRICS and Other Emerging Powers: Objectives
and Strategies. Ad Hoc Study. -‐ Directorate-‐General for External Policies of the EU, Policy
Department.
-‐
EXPO/B/AFET/FWC/2009-‐01/LOT2/09.
October
2011.
http://www.europarl.europa.eu/committees/en/studiesdownload.html?languageDocu
ment=EN&file=49151 (Accessed 12 August 2012).
[3]Grevi G. From Lisbon to New York: The EU at the UN General Assembly. FRIDE Policy
Brief Nº 81. June 2011. http://www.fride.org/publication/922/from-‐lisbon-‐to-‐new-‐
york:-‐the-‐eu-‐at-‐the-‐un-‐general-‐assembly (Accessed 20 September 2012).