Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2396
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
11
БРИКС, проводимых на разных уровнях, сотрудники Секретариата
должны выполнять функции советников глав государств и ведомств -‐
давать на основе проведенного анализа рекомендации о направлениях,
объемах, этапах и перспективах дельнейшего сотрудничества». [5]
Заключение
БРИКС находится на начальным этапе перехода от диалогового
формата к более продвинутым формам организационного строительства,
которые в итоге должны привести к созданию полноформатного
международного союза. Интересам входящих в БРИКС стран в разной
степени соответствует такая перспектива. России следует проявить
активность и внести в первую очередь интеллектуальный вклад в
разработку долгосрочной стратегии развития БРИКС и в дело его
инстит
у
ализации.
BIRCS as an Interstate Alliance of a New Type: Challenges of the
Development Strategy
G.D. Toloraya
Abstract. The article analyses the history of BIRC formation as a new type
interstate alliance, how interests of state members are combined, its mission in the
global affairs and its organizational establishment perspectives.
Key words: BRICS, history formation, mission of BRICS, scenarios of BRICS
evolution, challenges of organizational establishment.
Список литературы:
[1] Полина Черница.
“По итогам саммита БРИКС принята Этеквинская
декларация.” Радио Голос России. 2013 http://rus.ruvr.ru/2013_03_27/Po-‐itogam-‐
sammita-‐BRIKS-‐prinjata-‐JEtekvinskaja-‐deklaracija/
[2] А.В.Виноградов. “Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении
многополярного мира.” -‐В сборнике «Россия и БРИКС: Стратегические цели и
инструменты их достижения»-‐ М., НКИ БРИКС, 2013, с 56
[3] С.В. Лавров. «Внешнеполитическая философия России», журнал
«Международная жизнь» (№3, 2013г.) МИД РФ. 2013.
http://www.mid.ru/bdomp/Brp_4.nsf/arh/01963BDE34F0EFDF44257B3C00435C17?
OpenDocument
[4] Б.А.Хейфец. Пути активизации экономического взаимодействия России со
странами БРИКС-‐ М., Иэ, 2013, с 34
[5] К.М. Беликова. БРИКС: формы и методы институциализации (выбор
направления развития на основе анализа сходных действующих структур). -‐ В
сборнике «Россия и БРИКС: Стратегические цели и инструменты их достижения»-‐
М., НКИ БРИКС, 2013, с 205
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
12
СТРАНЫ БРИКС В НОВОЙ МОДЕЛИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Л.Л. Фитуни
Д
октор экономических наук, профессор,
З
аместитель директора Института Африки РАН
africa.institute@yandex.ru
Аннотация. Автор дает теоретическое обоснование возникновению
экономико-‐политического феномена БРИКС как функции формирования и смены
модели мирового экономического развития (ММЭР). Предложен прогноз
некоторых последствий смены ММЭР с точки зрения баланса сил в
полицентричном мире, возможного усиления элементов нестабильности в
мировой экономической системе и угроз международной безопасности.
Ключевые слова: мировая экономика, модель мирового экономического
развития, БРИКС, развивающиеся страны, баланс сил.
В настоящее время мировая экономика проходит через очередной
этап глубокой перестройки устоявшихся парадигм отношений,
сложившихся в ней за долгие десятилетия. Как показывает история,
такие трансформации происходят периодически. Они, как правило,
сопровождаются протяженными по времени кризисными явлениями в
мировом хозяйстве и существенными изменениями в позициях и
потенциалах основных экономических центров силы в мире. В наши дни
одним из таких «возвышающихся» полюсов новой модели мирового
экономического развития (ММЭР) становятся страны БРИКС.
Как самостоятельная сущность и феномен мировой экономики
явление БРИКС во многом, действительно, является уникальным.
Пожалуй, впервые в истории открывается перспектива тесного
взаимодействия и сближения в рамках координируемого политико-‐
экономического проекта весьма отдаленных друг от друга, разнородных
по экономическому, политическому весу и даже по цивилизационно-‐
культурной памяти стран.
Сейчас было бы слишком рано и безответственно прогнозировать,
насколько успешным может стать такой проект
в
дальней перспективе.
Однако потенциально в его пользу говорят основные тенденции
глобального политического развития и складывающиеся векторы
трансформации мировой модели экономического развития.
Концепция ММЭР разработана автором этих строк совместно с
известным российским африканистом И.О. Абрамовой. Мы определяем
ММЭР как «устойчивые и повторяющиеся парадигмы построения
международных общественных отношений, связанные с производством,
распределением, обменом и потреблением в мировом хозяйстве,
сложившиеся
на
определенном
историческом
этапе
развития
человечества и в целом отражающие установившееся в мировой
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
13
экономике соотношение сил при данном уровне и характере
технологического и хозяйственного развития».[1, стр. 4]
В каждый конкретный исторический период действующая ММЭР
отражает уровень современного развития мировой экономики и
соотношения сил в ней. При принципиальном изменении баланса этих
составляющих происходит полная или частичная смена ММЭР. При этом
для одних акторов (главным образом “старых ведущих игроков”) важно в
максимальной степени сохранить сложившийся каркас отношений,
правил игры, систему иерархий и подчинений в мировом хозяйстве, а для
других (в первую очередь для новых “возвышающихся” участников) –
подправить таковые «под себя», легитимизировать и институционально
закрепить собственные завоевания, потеснив таким образом “стариков”.
В качестве сущностной характеристики описываемого процесса смены
ММЭР аспект изменения соотношения сил, столь же важен, как и аспект
снятия накопившихся дисбалансов и противоречий.
Нынешняя ММЭР начала утверждаться, с того момента, когда
быстротечный промежуточный этап монополярности в мировой
политике сменился на ярко выраженную тенденцию к формированию
полицентричного
мира.
Произошло
возвышение
крупных
многонаселенных развивающихся стран, в частности Китая, Индии,
Бразилии. Россия начала возрождение в новом качестве. Ключевыми
экономическими характеристиками возникающей ММЭР, по-‐видимому,
становится новая парадигма распределения мирового богатства и
доминирование глобальных проблем развития (в особенности
демографического
и
природно-‐ресурсного
характера)
над
национальными.
Теория ММЭР дает научное обоснование явлению БРИКС как
политико-‐экономическому феномену. В новой ММЭР глобальный
экономический рост во многом будет основан на внутреннем спросе,
генерируемом именно молодыми “возвышающимися” экономиками.
Становление новой ММЭР, в которой основная часть ускоренного
экономического роста происходит в “возвышающихся” странах, особенно
в Китае и Индии, приведет к критическим подвижкам в социальной
структуре населения планеты. Согласно данным ОЭСР, численность
мирового среднего класса за счет демографически доминирующих
развивающихся стран в течение ближайших 20 лет увеличится на три
миллиарда человек.[2] Его прирост уже сейчас происходит почти
исключительно за счет государств Азии и Латинской Америки, а
примерно, начиная с 2030-‐х годов, как ожидается, сместится в Африку.
Это неизбежно отразится на глобальном балансе потребления ресурсов
развития, а также на структуре мирового производства и потребления.
Опыт БРИКС подтверждает, что в первом десятилетии XXI в.
возвышение крупных развивающихся стран окончательно превратилось
в один из системообразующих факторов формирования новой ММЭР.
Возвышение ряда развивающихся государств ведет к формированию
новых правил игры на мировом экономическом пространстве, так как
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
14
обусловливает: 1) постепенную смену территориального размещения
мирового производства; 2) изменение его структуры; 3) трансформацию
мировой торговли; 4) эволюцию направленности, масштабов и характера
мировых финансовых потоков; 5) смену модели мирового потребления;
6) изменение качества и структуры мирового рынка труда.
Появление БРИКС позволило по-‐новому подойти к познанию явления
догоняющего развития, выделив в его составе в качестве специфического
объекта научного исследования группу стран-‐лидеров, играющих особую
роль в формировании лица современной мировой экономики. Страны
БРИКС, как нам представляется, являются одним из наиболее важных
примеров такого лидерства, а значит, и предметом углубленного
изучения. [подробней см. 3]
Одна из ключевых черт нарождающейся ММЭР – борьба между
«старыми» и «новыми» игроками на мировой арене за ресурсы для
развития.
На
этом
фоне
интенсифицируется
стратегическое
соперничество ведущих экономик мира за африканские ресурсы. Африка
богата различными видами природного сырья.
Экономическая значимость Африки устойчиво нарастет. В последние
два-‐три года крупнейшие аналитические центры, консалтинговые и
рейтинговые агентства, инвестиционные банки и исследовательские
структуры разных стран настоятельно предупреждают, что в нынешнем
веке Африка будет самым динамично развивающимся регионом мира, от
которого во многом будет зависеть характер и темпы роста в развитых
государствах, их обеспеченность сырьем, энергетическими ресурсами и
человеческим капиталом. Проникновение на африканские рынки и
интеграция хозяйственных потенциалов Старого Света и Африки – едва
ли не единственный путь для Европы сохранить свой геополитический
вес и уровень благосостояния в XXI веке. Для США, а также Китая, России,
других стран БРИКС важны как ресурсная, так и геополитическая
составляющие в иерархии национальных интересов, делающие
сотрудничество с Африкой настоятельно необходимым.
Крушение
однополярного
мира,
«восхождение»
новых
экономических гигантов – Китая, Индии, Бразилии и других, резко
обострило борьбу за сырьевые ресурсы Африканского континента,
становящегося одним из главных неистощенных диверсифицированных
резервуаров сырья мирового значения. По целому ряду его видов
(особенно тех, которые сегодня материально обеспечивают наиболее
перспективные направления научно-‐технического прогресса) страны
Африки фактически являются монополистами мирового уровня. Среди
других регионов мира Африка занимает первое место по запасам руд
марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия,
алмазов, фосфоритов, флюорита, второе – по запасам руд меди, асбеста,
урана, сурьмы, бериллия, графита, третье – по запасам нефти, газа, ртути,
железной руды; значительны также запасы титана, никеля, висмута,
лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и др.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
15
Ведущие экономики мира как «старые», так и «новые», будут всеми
средствами бороться за права доступа к африканскому топливному и
минеральному сырью (лишь некоторые зоны такой борьбы – территория
«арабской весны», Южный Судан, Дарфур, Мали, ДРК).
Уже сегодня Запад теряет свои позиции в качестве главного
импортера африканских ресурсов и главного поставщика готовой
продукции в африканские страны. В 2012 г. мировая экономика миновала
знаковый рубеж, который, по мнению экспертов Всемирного банка,
знаменует качественный сдвиг в долгом процессе смещения баланса сил
от развитых стран к странам со средним доходам и более бедным
развивающимся странам. Суммарная стоимость экспорта внутри группы
развивающихся стран (торговля Юг-‐Юг) превысила величину этого
показателя по торговле Юг-‐Север. [4, p.72]
У государств Африканского континента появилась реальная и весьма
привлекательная альтернатива ему в лице Китая, Индии, Бразилии и
других быстро развивающихся экономик. Ресурсные возможности
Африки, подкрепленные устойчивым экономическим ростом в последнее
десятилетие (темпы прироста ВВП в большинстве африканских стран не
ушли в отрицательную зону даже в условиях нынешнего глобального
кризиса) позволили континенту более активно влиять на мировую
конъюнктуру и добиваться лучших условий участия в международном
разделении труда. Поскольку острота сырьевой проблемы в обозримом
будущем будет только нарастать, то и позиции Африки в мировой
экономике имеют все шансы к укреплению. [5]
В этих условиях особую актуальность приобретает российско-‐
африканское взаимодействие в торговой и инвестиционной сферах, в
первую очередь в сырьевой и топливной, где между Россией и странами
Африки складываются сложные отношения сотрудничества и
конкуренции. Россия заинтересована в Африке как в поставщике многих
видов сырья и, одновременно, выступает конкурентом последней на
мировом рынке энергетических ресурсов. Укрепление позиций России и
африканских государств в мировой экономике ХХI века во многом будет
зависеть от того, смогут ли Россия и Африка объединить усилия и
использовать благоприятную ситуацию на мировых сырьевых и
топливных рынках как для модернизации национальных экономик, так и
для укрепления собственных национальных интересов в сырьевой
области и отстаивания их. Только в этом случае и Россия, и Африка будут
выступать уже не просто как поставщики сырьевых ресурсов, а как
ведущие игроки на скудеющем мировом рынке сырья, к которому во все
большей мере начинают быть применимы законы «экономики
дефицита».
Но утверждение новой ММЭР и возвышение стран БРИКС, к
сожалению, отнюдь не означают конца истории. Их приход едва ли будет
означать наступление эры всеобщего благоденствия. Наоборот,
хладнокровный анализ и реалистичные прогнозы показывают, что по
мере укоренения новой ММЭР и закрепления нового соотношения сил в