Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2395

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

16   

мировой   экономике   и   политике,   а   также   в   результате   связанных   с   этим  
изменений   в   структуре   общества   в   странах   Азии,   Африки   и   Латинской  
Америки,   социальная   и   политическая   нестабильность   в   мире   будет  
постоянно   возрастать.   Это   объясняется   тем,   что,   с   одной   стороны,   при  
недостаточно   социально   ориентированной   политике   в   развивающихся  
странах   там   будет   расти   протестный   потенциал,   а   с   другой,   развитые  
страны   в   попытке   искусственно   сохранить   свои   лидирующие   позиции  

будут   применять   не   ускользающие   из   их   рук   экономические   способы  
воздействия   и   внеэкономические   методы,   в   том   числе   использовать   все  
еще   находящиеся   в   их   руках   институциональные,   военные   и  
политические   рычаги.   И   события   на   Ближнем   Востоке   и   в   Северной  
Африке  (да  и  не  только  там)  –  яркий  тому  пример.  

  

BRICS  in  a  New  Model  of  the  Global  Economic  Development  

  

L.L.  Fituni  

  

Abstract.  The  author  gives  a  theoretical  explanation  of  the  political  and  economic  

phenomenon  of  BRICS  as  a  function  of  emergence  of  a  new  model  of  the  global  economic  
development  (MGED).    He  forecasts  a  number  of  consequences  of  the  transformation  of  
MGED   change   from   the   point   of   view   of   a   shifting   balance   of   economic   power   in   the  
world  and  anticipates  future  increase  in  the  instability  of  the  world  economic  system  as  
well  as  a  growth  of  challenges  to  international  security.  

  
Keywords:  world  economy,  model  of  the  global  economic  development  (MGED),  

BRICS,  developing  countries,  balance  of  power.  

  

Список  литературы:  

[1]Л.  Фитуни,  И.  Абрамова.    Закономерности  формирования  и  смены  моделей  

мирового   экономического   развития   //   Мировая   экономика   и   международные  
отношения,  2012,  №  7  

[2]Kharas,   H.   The   emerging   middle   class   in   developing   countries.   OECD  

Development  Centre  Working  Paper  №  285.  Paris.  January,  2010.  

[3]Л.  Фитуни,    Дифференциация  развивающихся  стран  и  новая  архитектура  

мировой  экономики  (вопросы  теории)  //  Азия  и  Африка  сегодня,  2012,  №  10  

[4]The  Economist.  L.,  19  January,  2013    
[5]Abramova  I.,  Fituni  L.,  Competing  for  Africa's  Natural  Resources  //  International  

Affairs:   A   Russian   Journal   of   World   Politics,   Diplomacy   and   International   Relations.  
Minneapolis.  2009.  v.  55.  №  3.  P.  47-­‐58  

  

  

  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

17   

БРИКС:   ПРИОРИТЕТЫ   ДЛЯ   СТРАТЕГИИ   РАЗВИТИЯ   

  

В.И.  Юртаев  

Доктор  исторических  наук,  доцент  

Директор  Центра  африкански

х

  исследований  РУДН  

vyou@yandex.ru  

  
  

Аннотация.   Статья   посвящена   рассмотрению   основных   приоритетов  

участия   стран   в   международном   сотрудничестве   БРИКС.   Специальное   внимание  
уделено   выявлению   стратегических   установок   стран-­‐участниц   по   развитию  
интеграции   БРИКС   и   формированию   устойчивых   форматов   международного  
взаимодействия.  

  
Ключевые  

слова:  

БРИКС,  

стратегия  

развития,  

приоритеты  

стратегического  партнерства,  глобальная  интеграция,  глобализация.  

  
  

В   начале   XXI   века   человечество   продолжило   свои   поиски   путей  

гармонии   и   процветания   на   Земле.   В   фокусе   внимания   все   чаще  

оказываются   не   отдельные,   пусть   даже   глобальные,   проблемы   и  
направления   озабоченности,   а   вся   система   воспроизводства   жизни   на  
планете.   Тем   самым   происходит   постоянное   расширение   рамок  
концепции   устойчивого   развития   и   подспудно   формируется   новая  
парадигма  развития,  как  продукт  все  более  глобально  ориентированного  
сознания  новых  поколений  людей.  Поставленная  в  ходе  саммитов  БРИКС  

проблема   обеспечения   стратегического   развития   Объединения   показала  
актуальность      поиска   ответов   на   вызовы   глобализации   в   парадигме  
междисциплинарных   исследований,   в   формате   широкого   гуманитарно-­‐
экономического  диалога.    

Становление   международного   сотрудничества   БРИКС   (Бразилия,  

Россия,   Индия,   Китай,   ЮАР)   и   поиски   путей   развития   этой   глобальной  
интеграции   в   2012   г.   проходили   под   знаком   активного   осмысления  

ответственности   стран-­‐участниц   и   их   правительств   за   будущее  
человечества.   Усилия   были   направлены   на   разработку   нового   видения  
приоритетов   национального   развития,   соотнесенных   с   проявленными  
тенденциями   складывающегося   партнерства   на   основе   учета   интересов  
всех  наций  в  рамках  справедливой  глобальной  экономической  системы.  

Уникальные   основания   и   возможные   приоритетные   направления  

сотрудничества   в   рамках   БРИКС   впервые   были   определены   на   Третьем  
саммите   БРИКС   (Санья,   Китай,   2011   г.).   В   2013  

г

.

,   как   представляется,  

сформировалось  следующее  общее  представление:  

Уникальные  основания  
1)

 

БРИКС  как  совокупность  больших  континентальных  рынков  (1/4  

всей   планеты   или   25%   суши)   с   населением   3   миллиарда   человек   (43%  
населения  мира)  и  суммарным  ВВП  11  трлн  дол  США  (16%).  Их  усилиями  

возможно   реально   реформировать   глобальную   экономику.   В   прогнозах  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

18   

на  2050  г.  отмечалось,  что  суммарно  экономики  стран  группы  по  размеру  
превысят  суммарный  размер  экономик  самых  богатых  стран  мира  («G7»),  
создав  новый  потенциал  глобального  лидерства;  

2)

 

БРИКС   как   межрегиональная   союзная   группа   «больших  

экономик»   с   потенциалом   открытого   «терминала»   («Gate»)   в   Африку,  
Азию,  Европу  (СНГ)  и  Латинскую  Америку;  

3)

 

БРИКС   как   цивилизационная   площадка   развития   и   согласия,   на  

которой  будут  создаваться  конкурентные  преимущества  для  уверенного  
вхождения   национальных   хозяйств   в   формирующееся   глобальное  
сотрудничество;  

4)

 

БРИКС   как   «мост»,   и   именно   в   этом   качестве   страны-­‐участницы  

должны   выработать   Повестку   реформ   для   глобальных   перемен   в   целях  
создания   более   рационального   мирового   экономического   порядка,  

обеспечения   благополучия   и   процветания,   построения   гармоничного  
мира.  

Приоритетные   направления   сотрудничества   включали:  

развитие   системного   торгово-­‐экономического   партнерства   (инвестиции,  
ресурсы,   инфраструктура,   транспорт,   логистика,   торговля,   образование,  
занятость);   расширение   секторального   сотрудничества   (прежде   всего,   в  
стратегических   отраслях   экономики,   таких   как   научно-­‐техническая,  

финансовая   и   энергетическая);   развитие   инноваций   (инновационные  
технологии   для   космоса   и   авиации,   транспортно-­‐коммуникационного   и  
энергетического  кластеров  БРИКС,  социальные  технологии  и  технологии  
развития  для  больших  городов  и  мегаполисов,  новые  подходы  в  области  
образования);   обеспечение   устойчивого   экономического   роста   и  
предотвращени

е

 

финансовых   кризисов,   создани

е

   новой   финансово-­‐

экономической   архитектуры   мира   (взаимодействие   в   рамках   G-­‐20,  
модернизация,   новая   резервная   валюта,   переход   стран   БРИКС   на  
национальные  валюты  при  взаимной  торговле,  создание  банка  развития  
БРИКС,   расширение   источников   добычи   энергоресурсов   и   др.);   решение  
глобальных   проблем   человечества   (защита   окружающей   среды,  
изменение   климата,   экология   планеты;   решение   проблемы   бедности   на  
страновом   уровне   и   по   линии   «Юг-­‐Север»;   голода   и   др.);   обеспечение  

глобальной   безопасности   (терроризм,   нетрадиционные   риски   и   др.);  
поиск   форм   межгосударственного   взаимодействия   в   рамках   БРИКС   как  
новой  модели  глобальных  отношений.  

Принципы   БРИКС   были   зафиксированы   в   Саньяской   декларации  

(2011  г.)  и  включали:  открытость;  прагматизм;  взаимность;  солидарность  
и  неблоковый  характер.  Было  специально  подчеркнуто,  что  у  БРИКС  нет  
стремления   закрыться   и   противопоставить   себя   другим   странам  

(принцип  ненаправленности  против  третьих  сторон).    

Позиции   стран   БРИКС   в   сфере   глобальной   экономики   были  

высказаны   в   рамках   Делового   форума   (2011   г.),   выдвинувшего   тезис   о  
том,   что   БРИКС   есть   площадка   для   совместного   сотрудничества   по  
созданию   более   рационального   мирового   экономического   порядка   в  
целях   всеобщего   благополучия   и   процветания.   Бразилия,   Россия,   Индия,  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

19   

Китай,   ЮАР   были   определены   как   новые   центры   гравитации   в  
посткризисном  мире.  Исходной  позицией  для  экономического  сближения  
стало   признание   общей   обоюдной   заинтересованности   стран   БРИКС   в  
создании   условий   для   подъема   и   реконструкции   глобальной   экономики  
путем:   восстановления   экономики   (Economy   Recovering);   ограничения  
экономики   (Economy   Restricting);   развития   экономики   (Economy  
Development);  экономической  и  торговой  кооперации  (Economic  and  Trade  

Cooperation).   Китай   при   этом   предложил   использовать   свой   опыт   «идти  
путем   инновационности,   развития   новых   стратегических   отраслей,  
освоения   новых   стратегических   ресурсов   и   либерализации   в   целях  
стабильного  процветания  мировой  экономики».  

В   качестве   ближайшей   цели   в   Санья   была   предложена   выработка  

политики   для   правительств   стран   БРИКС   в   области   экономического  

развития   и   торгового   сотрудничества.   Среди   приоритетных   назывались  
задачи   по   повышению   капитализации   основных   групп   минеральных  
ресурсов  и  привлечению  новых  товаров  в  регионы.  Глобальная  миссия  
БРИКС  в  начале  XXI  века  виделась  аналитикам  и  лидерам  стран-­‐участниц  
как   деятельность   по   оздоровлению   мировой   экономики,   для   чего   было  
предложено   разработать   Программу   действий   (Work   Program)   по  
развитию.   Одной   из   важных   составляющих   этой   высокой   миссии   была  

признана  работа  по  консолидации  мультинациональной  элиты  БРИКС.    

На  Четвертом  саммите  (Дели,  Индия,  28-­‐29  марта  2012  г.)  работа  по  

осмыслению   приоритетов   деятельности   была   продолжена.   Стало  
очевидно,  что  в  рамках  БРИКС  новое  прочтение  получает  география,  что  
определяет   высокую   актуальность   разработки   и   формирования   общей  
логистической   системы   БРИКС.   Высший   приоритет   отдается   здесь  

принципам  

долговременного  

доверия  

и  

планирования  

как  

обеспечивающим   эффективность   и   устойчивость   многослойного  
(кластерного)   взаимодействия.   Удалось   более   четко   выявить   суть  
интеррегионального   взаимодействия   в   рамках   БРИКС   (в   отличие,  
например,   от   уровня   двустороннего   сотрудничества),   показав   его  
нацеленность   на   решение   задач   формирования   глобальной   торговой,  
экономической   и   финансовой   инфраструктуры   сотрудничества.   Как  

представляется,   центры   этой   системы   могли   бы   получить   название  
«портал   глобализации»   (Gate   of   Globalization).   Всего   Делийский   план  
действий   определил   семнадцать   направлений   взаимодействия.   Важно  
также   отметить   возросшую   активность   экспертного   сообщества,   усилия  
которого   уже   очевидно   требовали   координации.   Поэтому   в   ходе  
мероприятий   Саммита   были   обсуждены   возможные   практические   шаги  
по   укреплению   сотрудничества   между   экспертными   центрами   стран  

БРИКС,   призванных   определить   пределы   участия   стран   в   этом   новом  
формате  международного  сотрудничества  [1].  В  результате  состоявшихся  
на  разных  уровнях  дискуссий  перед  правительствами  и  академическими  
кругами  была  поставлена  задача  разработки  концепции  развития  БРИКС.  
На  Четвертом  саммите  в  центре  дискуссий  оказались  вопросы  торговли,  а  
количество  обсуждаемых  тем  расширилось  до  пятнадцати  (с  акцентом  на  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

20   

проблематику  развития,  изменения  климата  и  глобального  управления).  
Вместе  

с  

тем  

заметно  

расширилось  

обсуждени

е

  

вопросов  

институционального  становления  БРИКС.  Постоянными  оставались  темы,  
связанные  с  деятельностью  ООН,  G20  и  ВТО.  

Итоги   интеллектуальных   поисков   должен   был   подвести   V   саммит  

глав  государств  –  членов  БРИКС.  Встреча  

прошла

  в  Дурбане  в  марте  2013  

г.,   страной   –   хозяйкой   мероприятия   выступала   ЮАР.   Название   Саммита  

было   определено   как   «БРИКС   и   Африка:   партнерство   в   целях   развития,  
интеграции  и  индустриализации».  Как  ожидалось,  Саммит  в  ЮАР  должен  
был  стать  очень  насыщенным  с  точки  зрения  заявленной  повестки.  

Впервые   этот   саммит   прошел   на   территории   Африки.   Вместе   с   тем,  

здесь   как-­‐бы   завершился   первый   полный   цикл   проведения   саммитов  
БРИКС  (Россия  –  2009  г.,  Бразилия  –  2010  г.,  Китай  –  2011  г.,  Индия  –  2012  

г.).   Проведение   Пятого   саммита   в   ЮАР   расширило   географию   мировой  
политики,   включив   Южную   Африку   в   число   центров   глобального  
управления   2013  

г

.   Повестка   дня   Пятого   саммита   включала   вопросы  

реформы   системы   глобального   управления,   включая   реформу   Совета  
Безопасности   ООН,   достижения   договоренности   о   создании   Банка  
развития   БРИКС   (который   специалисты   сразу   же   приравняли   по  
значимости   и   Всемирному   банку   и   Международному   валютному   фонду),  

проблематику   экономического   роста,   создания   новых   рабочих   мест   и  
занятости,  бедности  и  неравенства,  здравоохранения,  продовольственной  
безопасности,   развития   сельского   хозяйства,   энергетики   и   ресурсов.   На  
Саммит   президент   ЮАР   Джейкоб   Зума   пригласил   президентов   15-­‐ти  
африканских   стран,   в   том   числе   президента   Египта   Мухаммеда   Мурси,  
который  уже  заявил  о  возможном  присоединении  этой  страны  к  БРИКС.  В  

работе   Саммита   приняли   участие   также   руководящие   работники  
Африканского  Союза  и  Нового  партнерства  в  интересах  развития  Африки  
«НЕПАД»,  представители  субрегиональных  организаций  континента.    

Как   отметил   премьер-­‐министр   Индии   Манмохан   Сингх   накануне  

встречи  в  ЮАР:  «Мы  будем  обсуждать  пути  оживления  глобального  роста  
и  обеспечения  макроэкономической  стабильности,  а  также  механизмы  и  
меры   по   поощрению   инвестиций   в   инфраструктуру   и   устойчивое  

развитие»[2].  

Накануне  Пятого  саммита  БРИКС  в  Китае  новым  Председателем  КНР  

стал  Си  Цзиньпин  (избран  14  марта  2013  г.)  и  для  многих  гостей  это  была  
первая   официальная   встреча   с   новым   китайским   лидером.   В   своем  
интервью   ИТАР-­‐ТАСС   19   марта   2013   г.   в   Пекине   лидер   КНР   заметил:  
«Ожидается,   что   итоги   встречи   позволят   дальше   углублять   партнерские  
отношения   стран   БРИКС,   совершенствовать   механизм   сотрудничества,   с  

активизацией   диалога   и   взаимодействия   в   различных   областях   и  
выявлением   потенциала   практического   сотрудничества,   передать   со  
встречи   позитивный   сигнал   солидарности,   сотрудничества   и   общего  
выигрыша»[3].  

Президент   В.В.   Путин   в   рамках   подготовки   к   участию   в   Пятом  

саммите   утвердил   Концепцию   участия   России   в   БРИКС,   в   которой