Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2421
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
106
Африки позволит стране расширить свое влияние на всем африканском
континенте и упрочить позиции в мире.
«По мнению ЮАР, БРИКС сможет сыграть решающую роль в усилении
влияния
развивающихся
стран
на
меняющуюся
глобальную
политическую, экономическую и финансовую архитектуру, – заявила
глава внешнеполитического ведомства ЮАР.
«
Она призвана стать более
справедливой и сбалансированной. БРИКС объединяет самые энергично
развивающиеся государства планеты на фоне экономического упадка в
Америке и Европе» [2].
Несмотря на то, что известие о предстоящем вступлении ЮАР в БРИК
удивило некоторых международных наблюдателей, которые полагали,
что следующим членом группы может стать более крупная страна с
быстро растущей экономикой, создание БРИК было созвучно с усилиями
Претории по формированию ядра «незападных» стран. Преимущества
ЮАР говорят сами за себя. Например, то, что крупнейшим инвестором в
Африке являются ныне не США, Великобритания или Китай, а ЮАР.
Принятие ЮАР в БРИК позволило заполнить образовавшуюся там
африканскую «нишу». Дело не только в природных ресурсах Африки, но и
в человеческом капитале, составляющем свыше 1 млрд., и в ее
способности к переменам – экономика африканского континента в целом
занимает третье место в мире по темпам роста, после Китая и Индии.
Финансовая система Южной Африки является, безусловно, самой
развитой в Африке. В ЮАР имеют официальные представительства 42
иностранных банка, в том числе российский Внешэкономбанк. К тому же,
развитая инфраструктура позволяет ей играть роль своеобразных ворот
при продвижении товаров и инвестиций в друге африканские страны, в
чем особенно заинтересован Китай. Нельзя не отметить и того
обстоятельства, что страна, покончившая с апартеидом и строящая
развитое демократическое общество, обладает весомым моральным
авторитетом.
В самой ЮАР БРИКС рассматривается не только как потенциальная
сила, которая должна «поделить центральную сцену с ведущими
экономическими державами», но в более широком смысле как
«ассоциацию независимых и преданных идее реформирования
глобальных структур стран, выступающих в пользу создания
справедливого мира». В то же время руководство ЮАР привлекало и то,
что члены группы не ставят под вопрос дружественные отношения с
«традиционными центрами силы», и поэтому вступление Претории в
БРИК не наносит ущерба другим направлениям ее внешней политики.
ЮАР ожидает эффект от координации позиций стран-‐членов в
рамках БРИКС, в том числе по вопросам реформы Бреттон-‐вудских
институтов и обеспечения более справедливых условий в системе
торговли. Также были выражены ожидания на установление
функциональных связей между разрабатываемыми секторальными
проектами и программой НЕПАД («Новое партнерство для развития
Африки»), принятой во многом по инициативе Южной Африки. Участвуя
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
107
в первом саммите БРИКС, президент Д. Зума напомнил, что для развития
инфраструктуры Африки требуется 480 млрд. долларов инвестиций и
пригласил компании из других стран БРИКС объединиться с
южноафриканскими в деле развития Африки. По инициативе ЮАР,
страны организатора, 15 глав государств и региональных организаций
южноафриканского региона были приглашены для участия, и проведения
переговоров «на полях» саммита БРИКС в Дурбане в марте 2013 г. Тем
самым внешнеполитическое руководство ЮАР особо выделяет
необходимость в решении проблем и задач африканского континента.
Немалое значение для ЮАР при вступлении в БРИКС имели
соображения престижа. По словам Д. Зумы: «Мы теперь являемся
равными с другими архитекторами новой справедливой международной
системы… Единство цели – в нашем разнообразии, и именно это делает
этот механизм уникальным и все более влиятельным. Теперь мы
разделяем коллективную ответственность за мировое сообщество и
особенно за компонент возникающего рынка и развивающихся
экономик». Вхождение в БРИКС позволяет Претории существенно
повысить свой международный статус и закрепить за собой роль
«региональной державы» в формирующемся новом миропорядке,
усилить позиции в качестве представителя африканского континента с
«прицелом» на статус постоянного члена Совбеза ООН и добиться
увеличения притока иностранных инвестиций.
Очередной саммит БРИКС 26-‐27 марта 2013 г. в г. Дурбане прошел
под темой: «БРИКС и Африка. Партнерство ради развития, интеграции и
индустриализации».
П
о итогам переговоров приняли Этеквинскую
д
екларацию, в которой содержится оценка основных аспектов
взаимодействия между этими странами, и Этеквинский план действий.
Важным событием состоявшейся встречи стали предпринятые шаги к
созданию партнерства между странами БРИКС и африканскими странами.
Темой встречи, как отмечалось ранее, было заявлено партнерство между
странами-‐участницами БРИКС и странами Африки.
В
первые состоялся
диалог между лидерами стран БРИКС и африканского континента,
передан позитивный сигнал о готовности стран БРИКС укреплять
сотрудничество с африканскими странами в области инфраструктуры,
увеличивать транспортно-‐коммуникационные возможности в Африке и
осваивать потенциал развития континента. В 2011 г. президент Зума
провел встречу 26 глав африканских государств и правительств для
обсуждения планов создания на континенте зоны свободной торговли в
течение трех лет. Была образована Президентская координационная
комиссия по инфраструктуре (Presidential Infrastructure Coordinating
Commission – PICC), которая наметила 11 крупных проектов на
континенте – от строительства дорожной магистрали вдоль восточного
побережья континента до возведения гидроэнергетического комплекса
«Большая Инга» на реке Конго. Расширяются южноафриканские
инвестиции на континенте, например, государственная Корпорация
промышленного развития ЮАР вложила свыше 2 млрд. долларов в
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
108
экономику 20 стран Африки. Эти положительные меры для создания
партнерских отношений между странами БРИКС и африканскими
странами воплощают достижения внешнеполитической стратегии ЮАР
как члена БРИКС.
Безусловно, сотрудничество с ЮАР является важным фактором
усиления российских политических и экономических позиций в регионе и
может привести к дальнейшей активизации внешней политики РФ на
африканском направлении. Так, в ходе встречи Дж.Зумы и президента
России В. В. Путина во время саммита БРИКС обсуждались актуальные
вопросы двусторонних экономических связей, укрепления договорно-‐
правовой базы отношений, а также совместной работы по реализации
договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч. Ожидалось
также, что саммит в Дурбане и планируемый официальный визит В.В.
Путина предоставят дополнительные возможности для «подтягивания»
торгово-‐экономических отношений до уровня политических.
Между Россией и ЮАР были подписаны:
1. Совместная декларация об установлении всеобъемлющего
стратегического партнерства между Российской Федерацией и Южно-‐
Африканской Республикой.
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Южно-‐Африканской Республики о сотрудничестве в
области энергетики.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством
Южно-‐Африканской
Республики
по
вопросам,
касающимся безопасности полетов.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Южно-‐Африканской Республики о взаимном признании
документов об образовании и об ученых степенях.
5. Программа сотрудничества между Правительством Российской
Федерации и Правительством Южно-‐Африканской Республики в области
совместных культурных проектов на 2013–2016 гг.
6. Меморандум между Правительством Российской Федерации и
Правительством Южно-‐Африканской Республики о взаимопонимании о
сотрудничестве в отношении металлов платиновой группы.
7. Соглашение между Федеральным космическим агентством
(Роскосмосом) и Южноафриканским космическим агентством о
сотрудничестве в области астрофизических исследований по проекту
«Радиоастрон».
8. Заявление о намерениях между Федеральным агентством по
рыболовству (Росрыболовством) и Министерством сельского хозяйства,
лесоводства и рыболовства Южно-‐Африканской Республики.
9. Меморандум о создании современного производства ферросплавов
между Группой компаний «Ренова» и ее бизнес-‐партнерами господами
Лазарусом Мбете и Робинсоном Рамаите.
10. Меморандум о сотрудничестве в области солнечной энергетики и
поставках солнечных панелей, производимых Группой компаний
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
109
«Ренова» в Российской Федерации, между Группой компаний «Ренова» и
«Иньянга Энерджи Инвестментс».
ЮАР — один из крупнейших партнеров России в Африке. В 2012 г.
двусторонний товарооборот увеличился на 66,3% до 964,3 миллиона
долларов, российский экспорт составил 278,7 миллиона долларов,
основная доля поставок приходится на нефтепродукты, продукцию
химической промышленности, машины, оборудование и транспортные
средства, продовольственные товары и сельхозсырье, древесину
и целлюлозно-‐бумажные изделия. Импорт из ЮАР достиг 685,6 миллиона
долларов. В российском экспорте в ЮАР превалируют черные металлы,
алюминий, древесина, удобрения. В импорте из ЮАР – свежие и
консервированные овощи и фрукты, руды, черные металлы, алкогольные
и безалкогольные напитки. Однако, реальные цифры определить
затруднительно, так как ряд компаний с российским капиталом,
действующие в ЮАР зарегистрированы за пределами нашей страны.
Имеется огромный потенциал для развития взаимодействия в
энергетике, прежде всего атомной. Россия предлагает помощь в создании
в ЮАР не просто каких-‐то отдельных блоков (хотя и на передовых
технологиях), а в целом атомной промышленности страны – от добычи
сырья, строительства АЭС и исследовательских реакторов до
проектирования
и
собственного
производства
атомного
энергооборудования. К перспективным проектам можно отнести
сотрудничество в сфере возобновляемой энергетики. ЮАР ввиду ее
географического положения и высокой инсоляции может стать
надежным партнером России в этой области.
Таким образом, основным характеризующим элементом внешней
политики ЮАР после 2009 г. стало вступление ЮАР в БРИК, что
превратилось в БРИКС и отвечало общей концепции развития
внешнеполитической стратегии, обозначенной еще в начале 1990-‐х гг.
Актуальность и важность БРИКС осознается не только деловыми и
государственными структурами, но и гражданским обществом.
По мнению многих экспертов, существуют большие резервы
расширения взаимовыгодного сотрудничества России и стран Африки.
Для этого существуют предпосылки: от советского периода осталось
доброе отношение к России африканской элиты, понимание, что в
отличие от Запада русские не участвовали в эксплуатации континента и
разграблении природных ресурсов, а, напротив, способствовали
получению независимости африканских государств. Кроме того, от
старых времен остались опыт, материально-‐техническая база и
экономические связи, хотя и существенно подорванные в 1990-‐е годы.
Современная Россия обладает научными и материальными ресурсами;
она способна экспортировать конкурентоспособную продукцию,
передовые технологии, в которых нуждается Африка.
В то же время, существенным тормозом развития сотрудничества в
области экономики и торговли является нестабильность региона, а также
слабость инфраструктуры, прежде всего транспортной. Это особенно
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
110
существенно в связи с тем, что многие страны Африки расположены в
глуби континента и не имеют выхода к морю. В советские времена
существовали прямые авиалинии со многими африканскими странами.
Сейчас, чтобы попасть в большинство точек континента, требуется
совершить перелет с несколькими пересадками.
ЮАР крайне заинтересована в иностранных инвестициях, учитывая
масштабные задачи социально-‐экономического развития и поддержания
имиджа лидера Африки, поэтому охотно идёт на сотрудничество с
любыми инвесторами. Страна проводит активную и независимую
внешнюю
политику,
придерживается
прагматического
внешнеполитического и внешнеэкономического курса, основываясь
исключительно
на
собственных
интересах.
Для
улучшения
результативности проводимой и декларируемой политики России в
отношении Африки в целом, и ЮАР в частности, в рамках БРИКС
представляется необходимым принять меры к улучшению имиджа
России путем проведения широкой информационной кампании,
нацеленной на активное распространение позитивных знаний и
расширения сотрудничества во всех областях.
Is South Africa a Gateway to Africa?
BRICS Durban Summit Results
A.A. Arkhangelskaya
Abstract. The article considers the BRICS summit in Durban on March 2013 as the
result of South Africa becoming the “gates to Africa”. It discusses the role of South Africa
as the leader economy of Africa and its features. The role of BRICS on African continent
is also considered in the article.
Keywords: South Africa economy, BRICS, Africa, foreign policy.
Список литературы:
[1] Statement by the Department of Economic Development, on the Framework of the
New Growth Path. 23 Nov 2010. http://www.polity.org.za
[2]Minister
Nkoana-‐Mashabane
on
SA
full
membership
of
BRICS
–
http://www.dfa.gov.za/docs/2010/brics1224.html