Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2422
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
111
ЮАР НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Л.Ю. Горшкова
К
андидат экономических наук
Российский университет дружбы народов
lugorshkova@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена положению стран БРИКС, в частности ЮАР
,
на мировом рынке образовательных услуг. Автором был проведен анализ
основных потоков иностранных студентов в рамках африканского региона
,
положени
я
ЮАР на мировом рынке образовательных услуг, ее системы
образования и возможных перспектив развития в среднесрочной перспективе.
Ключевые слова: БРИКС, развивающиеся страны, образование, ЮАР.
В настоящее время на мировом рынке образовательных услуг
лидерами являются США (19,6%), Великобритания (11%), Австралия
(7,6%), Франция (7,4%) и Германия (5,9%). Однако положение этих стран
и их доли за последние годы имеют тенденцию к снижению – с 26,1% в
2000 г. до 19,6% в 2010 г., что связано в первую очередь с появлением
«новых» региональных стран-‐лидеров на рынке образовательных услуг, в
число которых входят все стран
ы
БРИКС.
Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, страны
БРИКС сделали (каждая в разной степени) упор в первую очередь на
образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и
внутреннем предпринимательстве
В 2010 г. общее число иностранных студентов, стажеров, аспирантов
составило 3,6 млн. чел. Согласно прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 г. численность
иностранных студентов может достигнуть 7,2 млн. человек (см. Рис. 1.1.).
Рисунок 1. Динамика числа иностранных студентов в мире, 1950-‐2010 гг., млн.
чел.
Источник: Построено автором по данным OECD and UNESCO Institute for
Statistics.
*
прогнозное значение
0,1 0,25 0,5
1,08 1,14 1,3 1,7
2,1
3,0 3,4 3,6
7,2
0
2
4
6
8
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
112
На 2010 г. доля стран БРИКС на мировом рынке образовательных
услуг составляла 8,2%, при том, что еще в начале 2000-‐х гг. многие из
стран-‐участниц даже не были представлены на этом рынке.
Рисунок 2. Доля стран БРИКС на мировом рынке образовательных услуг, 2010 г.,
%
Источник: Построено автором по данным OECD and UNESCO Institute for
Statistics.
Если взглянуть с точки зрения потребления, то мы заметим,
что
из
стран БРИКС выезжает около 26% от общего числа всех
иностранных
студентов в мире.
Рисунок 3. Доля стран БРИКС в мировом импорте образовательных услуг, 2010 г.,
%
Источник: Построено автором по данным OECD and UNESCO Institute for
Statistics.
Лидерами по количеству студентов, направляемых на обучение в
зарубежные страны среди стран БРИКС и в рамках мирового масштаба,
являются Китай и Индия.
3% 2% 2% 0%
0%
Россия
Китай
ЮАР
Бразилия
Индия
14%
5% 1%
1%
0%
Китай
Индия
Россия
Бразилия
ЮАР
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
113
Рисунок 4. Студенческая миграция из стран БРИКС (страны-‐доноры), 2010 г.,
чел.
Источник: Построено автором по данным OECD and UNESCO Institute for
Statistics.
Если говорить про роль ЮАР в группировке БРИКС и в целом на
мировом рынке образовательных услуг, то эта роль пока не очень
существенна, но в тоже
время
з
аметно
ее
увеличение
.
Д
оля ЮАР на мировом рынке образовательных услуг
в
2010
г
.
составила
около 1,8%. Интерес к образовательным возможностям ЮАР
постепенно растёт, начиная с 2007 г. число иностранных студентов
в
стране
выросло на 8% [1].
Если
в 1994 г. их насчитывалось всего около
12000,
то
в
2010 г. в стране было более 60 тысяч иностранных студентов,
что составляет около 8% от 800 тыс. иностранных студентов,
обучающихся на африканском континенте.
В целом страны африканского региона принимают на обучение, как
правило, иностранных учащихся из соседних африканских стран (58%).
Общее количество граждан стран Африканского
континента
, получающих
образование в зарубежных странах в 2010 г., составило 234 886 человек
или 8% от общего количества иностранных учащихся. [2]
Основными странами
Африки
, направлявшими своих граждан для
обучения в зарубежные страны,
являются
Нигерия (31 405 человек –
14,2%), Зимбабве (20 208 человек – 8%), Камерун (18 776 человека –
7,6%), Кения (13 748 человек – 5,4%), Сенегал (11 396 человек – 4,6%),
Ботсвана (7 420 человек – 3,6%), Маврикий (7 859 человек – 3,6 %),
Намибия (7 809 человек – 3,1%), Гана (7 728 человек – 3%), Ангола (7 098
человек – 2,8%), ЮАР (6 062 человек – 2,5%), Кот-‐д’Ивуар (5 770 человека
– 2,4%), Танзания (5 393 человек – 2,2%), Конго (4 702 человека – 2,2%),
Демократическая Республика Конго (4 314 человек или 2,1%), а все
остальные страны африканского региона -‐ 82 441 человек (33%). [2]
Основными регионами, принимающими студентов на обучение из
данного региона, являются Северная Америка и Западная Европа (61,5%),
далее идет
Африка
(22,5%), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (6%)
Китай
65%
Индия
25%
Россия
6%
Бразилия
3%
ЮАР
1%
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
114
и др. Для Африки характерен высокий уровень оттока студентов в
зарубежные страны с более высоким уровнем жизни: Францию, ЮАР,
США и Великобританию.
Студенты из стран Африки предпочитают поступать на
специальности экономики, бизнеса, на педагогическую подготовку и на
медицинские специальности.
Большинство иностранных студентов (около 69,4%), обучающихся в
ЮАР, прибывает из соседних африканских стран. Основные страны-‐
доноры студентов – Зимбабве (23,6%), Намибия (11,9%), Ботсвана (8%),
Лесото (6,6%), Свазиленд (5,7%).
Всего в ЮАР функционирует 22 университета. Крупнейшим из них
является Университет Южной Африки в г. Претории. Университет
включает 6 факультетов (искусств и гуманитарных наук, экономики и
менеджмента, педагогический, права, естественнонаучный, теологии), 7
институтов, 16 центров. В Университете Натал в г. Дурбан на 9
факультетах обучается 22000 студентов. Университет Стелленбош имеет
11 факультетов, в том числе медицины и военных наук, включает 14
институтов, 18 центров. Крупным вузом является также Университет
Витватерсранд в г. Иоханнесбург, объединяющий 9 факультетов и 3
центра ( в том числе центр ядерных исследований).
Известным
в
мире
и
одним
из
старейших
университетов
страны
является
Университет
Претории
.
Самыми популярными программами обучения для студентов-‐
иностранцев являются бизнес, юриспруденция (51%), педагог (14%),
ученые специальности (11%), инженерия (9%) и медицина (6%).
Образовательная
система
ЮАР
характеризуется
жестким
государственным регулированием. Существует три государственных
органа, регулирующих деятельность образовательных учреждений:
Министерство образования ЮАР (National Departement of Education –
DoE), Совет по высшему образованию ЮАР (Council on Higher Education –
CHE) и Южноафриканский квалификационный совет (South African
Qualifications Authority – SAQA). Привлечением иностранцев на учебу и
стажировку занимается Международная
о
бразовательная
а
ссоциация
Южно-‐Африканской Республики (International Education Association
of South Africa – IEASA).
Сейчас ЮАР занимает одну из лидирующих позиций на мировом
рынке бизнес-‐образования, а школы бизнеса ЮАР уже традиционно
входят в ведущие мировые рейтинги и занимают там
высокие
позиции.
Основой образовательной системы ЮАР являются британские стандарты.
Большинство образовательных учреждений ЮАР начинали свою
деятельность именно как проводники образовательных программ из
Великобритании. В настоящее время, несмотря на самостоятельность и
независимость образовательных учреждений ЮАР, большинство из них
проходят дополнительную аккредитацию в Британском агентстве по
качеству образования (BQAA).
Южноафриканские
программы
бизнес-‐образования
завоевали
репутацию инновационных и гибких, чутко реагирующих на тенденции
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
115
реального бизнеса. Практически все школы бизнеса ЮАР имеют
интернациональный штат преподавателей.
Таким образом, современное образование в ЮАР – это британские
стандарты обучения, высокие требования к качеству программ, гибкость
подходов к организации обучения, отличный сервис и умеренные цены.
В то же время в среднесрочной перспективе можно
ожидать
поступательное
укрепление
позиции
ЮАР
на
мировом
рынке
высшего
образования
.
Членство
ЮАР
в
БРИКС
безусловно
будет
стимулировать
приток
студентов
из
Индии
,
России
,
Китая
и
Бразилии
.
Cтоимость
проживания и питания
в
ЮАР
ниже по сравнению с аналогичными
расходами иностранного студента в Северной Америке и Западной
Европе.
Таблица 1
Годовая стоимость обучения и проживания для иностранных студентов в
различных стран
а
х
Страна
Стоимость обучения за
академический год, долл.
Стоимость
проживания за год,
долл.
Австралия
15 000 – 20 000
8 500
Великобритания
18 000 -‐ 28 000
12 500
Германия
1 300
11 000
Канада
25 500
9 000
Китай
2000 – 6 000
5 000
Малайзия
3 000 -‐ 6 000
4 000
Новая Зеландия
18 000 – 26 000
11 500
Россия
1700 – 14 000
5 000
Сингапур
4 000 – 10 000
9 000
США
30 000 – 45 000
15 000
Франция
1 000
12 700
ЮАР
1 000 – 5 000
4 000
Источник: составлено автором по данным сайта Global Study Образование за
рубежом (http://www.globalstudy.ru).
В целом, можно говорить, что роль БРИКС на мировом рынке
образовательных услуг будет расти. Именно поэтому уже сейчас
необходимо продуктивное развитие двусторонних и многосторонних
отношений между странами-‐участницами,
что
даст дополнительные
возможности для укрепления экспортного потенциала системы
образования
БРИКС
на мировом рынке
образовательных
услуг.