Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2422

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

111   

ЮАР   НА   МИРОВОМ   РЫНКЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   УСЛУГ   

  

Л.Ю.  Горшкова  

К

андидат  экономических  наук  

Российский  университет  дружбы  народов  

lugorshkova@gmail.com  

  

Аннотация.   Статья   посвящена   положению   стран   БРИКС,   в   частности   ЮАР

,

  

на   мировом   рынке   образовательных   услуг.   Автором   был   проведен   анализ  
основных   потоков   иностранных   студентов   в   рамках      африканского   региона

положени

я

   ЮАР   на   мировом   рынке   образовательных   услуг,   ее   системы  

образования  и  возможных  перспектив  развития  в  среднесрочной  перспективе.  

  
Ключевые  слова:  БРИКС,  развивающиеся  страны,  образование,  ЮАР.  

  
  

В   настоящее   время   на   мировом   рынке   образовательных   услуг  

лидерами   являются   США   (19,6%),   Великобритания   (11%),   Австралия  
(7,6%),  Франция  (7,4%)  и  Германия  (5,9%).  Однако  положение  этих  стран  
и   их   доли   за   последние   годы   имеют   тенденцию   к   снижению   –   с   26,1%   в  
2000   г.   до   19,6%   в   2010   г.,   что   связано   в   первую   очередь   с   появлением  
«новых»  региональных  стран-­‐лидеров  на  рынке  образовательных  услуг,  в  
число  которых  входят  все  стран

ы

  БРИКС.  

Чтобы   быть   конкурентоспособными   на   мировом   рынке,   страны  

БРИКС      сделали   (каждая   в   разной   степени)   упор   в   первую   очередь   на  
образовании,   иностранных   инвестициях,   внутреннем   потреблении   и  
внутреннем  предпринимательстве  

В  2010  г.  общее  число  иностранных  студентов,  стажеров,  аспирантов  

составило  3,6  млн.  чел.  Согласно  прогнозу  ЮНЕСКО,  к  2025  г.  численность  
иностранных  студентов  может  достигнуть  7,2  млн.  человек  (см.  Рис.  1.1.).  

  

            

Рисунок  1.  Динамика  числа  иностранных  студентов  в  мире,  1950-­‐2010  гг.,  млн.  

чел.

  

              Источник:  Построено  автором  по  данным  OECD  and  UNESCO  Institute  for  
Statistics.  

*  

прогнозное  значение

  

0,1    0,25    0,5   

1,08    1,14    1,3    1,7   

2,1   

3,0    3,4    3,6   

7,2   

0   

2   

4   

6   

8   


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

112   

  
На   2010   г.   доля   стран   БРИКС   на   мировом   рынке   образовательных  

услуг   составляла   8,2%,   при   том,   что   еще   в   начале   2000-­‐х   гг.   многие   из  
стран-­‐участниц  даже  не  были  представлены  на  этом  рынке.  

  

        Рисунок  2.  Доля  стран  БРИКС  на  мировом  рынке  образовательных  услуг,  2010  г.,  
%  
        Источник:  Построено  автором  по  данным  OECD  and  UNESCO  Institute  for  
Statistics.  

  
Если   взглянуть   с   точки   зрения   потребления,   то   мы   заметим,  

что

 

из  

стран   БРИКС   выезжает   около   26%   от   общего   числа   всех  

иностранных

  

студентов  в  мире.  

  

  
  
  
  
  
  

  
  
  
  

  

            
  
Рисунок  3.  Доля  стран  БРИКС  в  мировом  импорте  образовательных  услуг,  2010  г.,  
%  
          Источник:  Построено  автором  по  данным  OECD  and  UNESCO  Institute  for  
Statistics.  
  

Лидерами   по   количеству   студентов,   направляемых   на   обучение   в  

зарубежные   страны   среди   стран   БРИКС   и   в   рамках   мирового   масштаба,  
являются  Китай  и  Индия.  

3%   2%   2%   0%   

0%   

Россия   

Китай   

ЮАР   

Бразилия   

Индия   

14%   

5%    1%   

1%   

0%   

Китай   

Индия   

Россия   

Бразилия   

ЮАР   


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

113   

  

Рисунок  4.  Студенческая  миграция  из  стран  БРИКС  (страны-­‐доноры),  2010  г.,  

чел.  

Источник:  Построено  автором  по  данным  OECD  and  UNESCO  Institute  for  

Statistics.  

  

Если   говорить   про   роль   ЮАР   в   группировке   БРИКС   и   в   целом   на  

мировом   рынке   образовательных   услуг,   то   эта   роль   пока   не   очень  
существенна,  но  в  тоже  

время

 

з

аметно

 

ее

 

увеличение

.  

Д

оля   ЮАР   на   мировом   рынке   образовательных   услуг  

в

  2010 

г

составила

 

около   1,8%.   Интерес   к  образовательным   возможностям   ЮАР  

постепенно   растёт,   начиная   с      2007   г.   число   иностранных   студентов  

в

 

стране

 

выросло   на   8%   [1].  

Если

 

в   1994   г.   их   насчитывалось   всего   около  

12000,  

то

 

в

  2010  г.  в  стране  было  более  60  тысяч  иностранных  студентов,  

что   составляет   около   8%   от   800   тыс.   иностранных   студентов,  
обучающихся  на  африканском  континенте.  

В   целом   страны   африканского   региона   принимают   на   обучение,   как  

правило,   иностранных   учащихся   из   соседних   африканских   стран   (58%).  
Общее  количество  граждан  стран  Африканского  

континента

,  получающих  

образование   в   зарубежных   странах   в   2010   г.,   составило   234   886   человек  
или  8%  от  общего  количества  иностранных  учащихся.  [2]    

Основными   странами  

Африки

,   направлявшими   своих   граждан   для  

обучения   в   зарубежные   страны,  

являются

 

Нигерия   (31   405   человек   –  

14,2%),   Зимбабве   (20   208   человек   –   8%),   Камерун   (18   776   человека   –  
7,6%),   Кения   (13  748   человек   –   5,4%),   Сенегал   (11  396   человек   –   4,6%),  
Ботсвана   (7   420   человек   –   3,6%),   Маврикий   (7  859   человек   –   3,6   %),  

Намибия  (7  809  человек  –  3,1%),  Гана  (7  728  человек  –  3%),  Ангола  (7  098  
человек  –  2,8%),  ЮАР  (6  062  человек  –  2,5%),  Кот-­‐д’Ивуар  (5  770  человека  
–  2,4%),  Танзания  (5  393  человек  –  2,2%),  Конго  (4  702  человека  –  2,2%),  
Демократическая   Республика   Конго   (4  314   человек   или   2,1%),   а   все  
остальные  страны  африканского  региона  -­‐  82  441  человек  (33%).  [2]    

Основными   регионами,   принимающими   студентов   на   обучение   из  

данного  региона,  являются  Северная  Америка  и  Западная  Европа  (61,5%),  

далее  идет  

Африка

  (22,5%),  Восточная  Азия  и  Тихоокеанский  регион  (6%)  

Китай   

65%   

Индия   

25%   

Россия   

6%   

Бразилия   

3%   

ЮАР   

1%   


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

114   

и   др.   Для   Африки   характерен   высокий   уровень   оттока   студентов   в  
зарубежные   страны   с   более   высоким   уровнем   жизни:   Францию,   ЮАР,  
США  и  Великобританию.  

Студенты   из   стран   Африки   предпочитают   поступать   на  

специальности   экономики,   бизнеса,   на   педагогическую   подготовку   и   на  
медицинские  специальности.  

Большинство  иностранных  студентов  (около  69,4%),  обучающихся  в  

ЮАР,   прибывает   из   соседних   африканских   стран.   Основные   страны-­‐
доноры  студентов  –  Зимбабве  (23,6%),  Намибия  (11,9%),  Ботсвана  (8%),  
Лесото  (6,6%),  Свазиленд  (5,7%).  

Всего   в   ЮАР   функционирует   22   университета.   Крупнейшим   из   них  

является   Университет   Южной   Африки   в   г.   Претории.   Университет  
включает   6   факультетов   (искусств   и   гуманитарных   наук,   экономики   и  

менеджмента,   педагогический,   права,   естественнонаучный,   теологии),   7  
институтов,   16   центров.   В   Университете   Натал   в   г.   Дурбан   на   9  
факультетах  обучается  22000  студентов.  Университет  Стелленбош  имеет  
11   факультетов,   в   том   числе   медицины   и   военных   наук,   включает   14  
институтов,   18   центров.   Крупным   вузом   является   также   Университет  
Витватерсранд   в   г.   Иоханнесбург,   объединяющий   9   факультетов   и   3  
центра   (   в   том   числе   центр   ядерных   исследований).  

Известным

 

в

 

мире

 

и

 

одним

 

из

 

старейших

 

университетов

 

страны

 

является

 

Университет

 

Претории

Самыми   популярными   программами   обучения   для   студентов-­‐

иностранцев   являются   бизнес,   юриспруденция   (51%),   педагог   (14%),  
ученые  специальности  (11%),  инженерия  (9%)  и  медицина  (6%).  

Образовательная  

система  

ЮАР  

характеризуется  

жестким  

государственным   регулированием.   Существует   три   государственных  
органа,   регулирующих   деятельность   образовательных   учреждений:  

Министерство   образования   ЮАР   (National   Departement   of   Education   –  
DoE),  Совет  по  высшему  образованию  ЮАР  (Council  on  Higher  Education  –  
CHE)   и   Южноафриканский   квалификационный   совет   (South   African  
Qualifications   Authority   –   SAQA).   Привлечением   иностранцев   на   учебу   и  
стажировку   занимается   Международная  

о

бразовательная  

а

ссоциация  

Южно-­‐Африканской   Республики   (International       Education     Association  

of    South      Africa    –  IEASA).  

  Сейчас   ЮАР   занимает   одну   из   лидирующих   позиций      на   мировом  

рынке   бизнес-­‐образования,   а   школы   бизнеса   ЮАР   уже   традиционно  
входят   в   ведущие   мировые   рейтинги   и   занимают   там  

высокие

   позиции.  

Основой  образовательной  системы  ЮАР  являются  британские  стандарты.  
Большинство   образовательных   учреждений   ЮАР   начинали   свою  
деятельность   именно   как   проводники   образовательных   программ   из  

Великобритании.   В   настоящее   время,   несмотря   на   самостоятельность   и  
независимость   образовательных   учреждений   ЮАР,   большинство   из   них  
проходят   дополнительную   аккредитацию   в   Британском   агентстве   по  
качеству  образования  (BQAA).  

Южноафриканские  

программы  

бизнес-­‐образования  

завоевали  

репутацию   инновационных   и   гибких,   чутко   реагирующих   на   тенденции  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

115   

реального   бизнеса.   Практически   все   школы   бизнеса   ЮАР   имеют  
интернациональный  штат  преподавателей.    

Таким   образом,   современное   образование   в   ЮАР   –   это   британские  

стандарты  обучения,  высокие  требования  к  качеству  программ,  гибкость  
подходов  к  организации  обучения,  отличный  сервис  и  умеренные  цены.  

 

В   то   же   время   в   среднесрочной   перспективе   можно  

ожидать

 

поступательное

 

укрепление

 

позиции

 

ЮАР

 

на

 

мировом

 

рынке

 

высшего

 

образования

Членство

 

ЮАР

 

в

 

БРИКС

 

безусловно

 

будет

 

стимулировать

 

приток

   

студентов

 

из

 

Индии

России

Китая

 

и

 

Бразилии

Cтоимость  

проживания   и   питания  

в

 

ЮАР

 

ниже   по   сравнению   с   аналогичными  

расходами   иностранного   студента   в   Северной   Америке   и   Западной  
Европе.

  

Таблица  1  

Годовая  стоимость  обучения  и  проживания  для  иностранных  студентов  в  

различных  стран

а

х    

Страна  

Стоимость  обучения  за  

академический  год,  долл.  

Стоимость  

проживания  за  год,  

долл.  

Австралия  

15  000  –  20  000  

8  500  

Великобритания  

18  000  -­‐  28  000  

12  500  

Германия  

1  300  

11  000  

Канада  

25  500  

9  000  

Китай  

2000  –  6  000  

5  000  

Малайзия  

3  000  -­‐  6  000  

4  000  

Новая  Зеландия  

18  000  –  26  000  

11  500  

Россия  

1700  –  14  000  

5  000  

Сингапур  

4  000  –  10  000  

9  000  

США  

30  000  –  45  000  

15  000  

Франция  

1  000  

12  700  

ЮАР  

1  000  –  5  000  

4  000  

Источник:   составлено   автором   по   данным   сайта   Global   Study   Образование   за  
рубежом  (http://www.globalstudy.ru).  

В   целом,   можно   говорить,   что   роль   БРИКС   на   мировом   рынке  

образовательных   услуг   будет   расти.   Именно   поэтому   уже   сейчас  
необходимо   продуктивное   развитие   двусторонних   и   многосторонних  
отношений   между   странами-­‐участницами,  

что

 

даст   дополнительные  

возможности   для   укрепления   экспортного   потенциала   системы  
образования  

БРИКС

 

на  мировом  рынке  

образовательных

 

услуг.