Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2376
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
161
АФРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИНДИИ И ФОРМИРОВАНИЕ БРИКС
В.А. Усов
К
андидат исторических наук, научный сотрудник
Института Африки РАН
usovva@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей политики Индии в
Африке и возможности учета ее достижений при формировании общего
"африканского плана" БРИКС. На протяжении почти 50 лет Индия оказывает
странам Африки техническое содействие и помощь в обучении специалистов в
рамках программы ИТЕК. С 2004 г. Индией осуществляется проект создания
единой африканской системы оптоволоконной и электронной связи – ПАН (Pan-‐
Africa e-‐Network Project), объединяющей все африканские государства и
нацеленной, в том числе, на дистанционное обучение африканских студентов
индийскими
специалистами
и
получение
медицинских
консультаций
африканскими медиками по телемосту из Индии. Особенности африканской
политики Индии в немалой степени обусловлены ее стремлением к конкуренции
с Китаем за доступ на африканские рынки. При этом своими основными
преимуществами Индии могут считаться развитие высоких технологий, частный
бизнес и наличие многочисленной индийской диаспоры в Африке.
Ключевые
слова:
Индия,
БРИКС,
ИТЕК,
высокие
технологии,
дистанционное обучение, телемедицина, Китай, конкуренция, бизнес, диаспора.
Присоединение Южной Африки к форуму четырех крупнейших стран
"незападного" мира – Бразилии, России, Индии и Китаю (БРИК) на деле
означало возрастание роли Африки в будущем развитии данного
международного проекта всех его стран-‐участниц и отразило важность
африканской тематики для стран всех БРИКС. Показательным можно
считать само название пятого саммит БРИКС, прошедшего в Дурбане
(ЮАР) 26-‐27 марта 2013 г., – "БРИКС и Африка: сотрудничество в целях
развития, интеграции и индустриализации".
Вопрос сегодня состоит в том, может ли формирование БРИКС дать
новый импульс сотрудничеству каждой из стран-‐участниц с Африкой и
возникнет ли новый объединенный "африканский план" БРИКС, не
декларативный, а нацеленный на выполнение африканских целей
развития, среди которых, и это неоднократно было отмечено, особое
место должна занять индустриализация Африки и модернизация ее
инфраструктуры и технологической базы.
Стоит отметить, что определенная координации усилий стран-‐
членов БРИКС по технологическому сотрудничеству и в области освоения
и передачи уже началась. В сентябре 2011 г. в китайском городе Даляне
состоялась первая встреча на министерском уровне по вопросам
координации усилий стран БРИКС по развитию сотрудничества в области
науки, технологий и инноваций. На встрече были определены 11
приоритетных сфер сотрудничества по данному направлению, причем
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
162
первым пунктом был указан обмен информацией по научно-‐техническим
исследованиям и передача технологий. [1]
Кроме того, Контактной группой БРИКС по торгово-‐экономическим
вопросам
с
февраля
2012
г.
осуществляется
разработка
институциональных основ и направлений торгово-‐экономического
сотрудничества.
По
предложению
российской
стороны
в
разрабатываемые материалы включено положение о создании
совместных проектных платформ БРИКС, что, как считается, позволит
объединить передовые технологии, технологические знания и
капиталовложения для запуска крупных проектов в значительном числе
высокотехнологических областей в интересах стран БРИКС [2]. На
третьей встрече министров торговли стран БРИКС в Дурбане 28 марта
2013 г. подготовленные Контактной группой предложения получили
одобрение и было решено начать их выполнение [3].
У каждой из стран-‐членов БРИКС есть свои особые, уникальные
преимущества: у Бразилии – экотехнологии, у Китая – строительство
объектов инфраструктуры, у России – сохраняющиеся достижения в
энергетической и космической сферах, у Южной Африки – развитые
финансовый и транспортный сектор, а также географическая близость и
знание африканских реалий.
По сложившемуся мнению у Индии этими преимуществами являются
развитые информационные технологии и сектор услуг, которые
базируются на почти пятидесятилетнем и практически непрерывном
сотрудничестве Индии с африканскими странами по оказанию последним
технического содействия и помощи в обучении специалистов в рамках
действующей с 1964 г. программы ИТЕК (Indian Technical and Economic
Cooperation). Согласно заявлению бывшего министра иностранных дел
Индии Яшванта Синхи за почти пятьдесят лет осуществления программы
ИТЕК Индией было потрачено не менее 2 миллиардов долларов США на
техническую помощь развивающимся странам, при этом большая часть
этой суммы пошла на поддержку африканских государств [4].
За это же время Индия в рамках программы ИТЕК обучила
значительное (по некоторым данным до 10 тысяч человек) количество
специалистов из развивающихся, в основном африканских стран,
преимущественно из таких государств как Нигерия, Эфиопия, Судан,
Кения, Танзания, Уганда, Зимбабве, с 1994 г. ЮАР [5, P. XII].
Однако действительно новым проектом в области освоению новых
технологий и передачи технологических навыков африканцам стал
предложенный Индией африканским странам проект создания единой
африканской
системы
оптоволоконной
и
электронной
связи,
объединяющей все африканские государства – ПАН (Pan-‐Africa e-‐Network
Project). Цель проекта весьма амбициозна – предоставление
африканским странам возможностей в сфере телемедицины и
дистанционного обучения посредством развития компьютерной сети,
включающей в том числе, орбитальные спутники [6].
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
163
Кроме того, в рамках плана планируется связать между собой
напрямую всех руководителей государств Африканского Союза и его
структуры, чего до последнего времени не было, и в связи с чем
африканские страны вынуждены связываться друг с другом через Европу
и Америку [7]. Проект был лично провозглашен тогдашним президентом
Индии Абдул Каламом во время его выступления в г. Мидранд на
инаугурационной сессии Всеафриканского парламента в ходе визита в
ЮАР в сентябре 2004 г. [8].
Первоначально план был рассчитан на пять лет и его стоимость
оценивалась в 63,7 млн. долларов США, которые должны были пойти на
установку объектов инфраструктуры, текущее обслуживание и обучение
персонала [9]. Однако в дальнейшем проект был продлен и до настоящего
времени остается одним из наиболее перспективных направлений
индийско-‐африканского сотрудничества в области высоких технологий.
В проекте участвуют 5 региональных университетов, 53 обучающих
центра, 5 региональных специализированных госпиталей и 53
отдаленных госпиталя во всех странах Африки. С индийской стороны
участвуют 12 специализированных медицинских центров и 7
университетов [10], а также Индийской организация космических
исследований и Всеиндийского института медицинских исследований
[11].
Окончательное соглашение между правительством Индии и
Африканским Союзом по проекту было подписано в октябре 2005 г. в
Дели. С целью надзора за реализацией проекта был создан двухсторонний
Организационный комитет с двумя сопредседателями, которыми с
индийской стороны стал индийский представитель при Африканском
союзе (по факту, посол Индии в Эфиопии), а с африканской стороны –
комиссар АС по развитию инфраструктуры. [12] Основным региональным
центром, связующим африканские станции с индийским электронным
центром, был выбран Сенегал [13].
Региональными африканскими университетами в рамках проекта
стали Технологический университет им. Кваме Нкрума и Университет
Ганы для Западной Африки и Университет Макерере в Уганде для
Восточной Африки. Ибаданский учебный госпиталь в Нигерии
рекомендован для выбора в качестве регионального медицинского
центра для Западной Африки. В дальнейшем в Организационный комитет
поступили и другие заявки от других африканских научных и
медицинских центров. Пилотный проект в рамках всей инициативы,
стоимостью более 2 млн. долл. США, переданных Индией Эфиопии в виде
гранта, к концу 2008 г. был запущен в Эфиопии. Опорные центрами
пилотного проекта стали Университет Аддис-‐Абебы и госпиталь "Блэк
Лайон" в Аддис-‐Абебе, а также удаленные от центральных районов
страны Университет Харомайя в г. Хараре и госпиталь г. Некемпта. [14]
К ПАН присоединилось 47 африканских государств. Начиная с 2009 г.
индийскими специализированными медицинскими и обучающими
центрами проводятся регулярные дистанционные сессии, практическими
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
164
целями
которых
являются
как
медицинские
консультации,
осуществляемые по мере необходимости, так и постоянное обучение с
помощью данного метода африканских студентов. Согласно имеющимся
планам за 5 лет подобным образом планируется обучить около 10 тысяч
студентов из Африки [15].
Начало реализации проекта вызвало единодушное одобрение среди
широких африканских политических и экономических кругов, в АС И
НЕПАД. Их энтузиазм в отношении проекта общеафриканской
электронной сети отчасти объясняется тем, что секретариат НЕПАД
разрабатывал свою собственную инициативу в области дистанционного
обучения (e-‐School initiative), включавшую около 15 африканских стран.
Однако по прошествии более года с момента озвучивания данной
инициативы даже ее пилотный проект не был запущен. В этих условиях
индийское предложение, к тому же совпадающее собственными планами
интеграционных африканских структур, как нельзя более оказалось к
месту [16].
И действительно, проект может оказать глубокое влияние на
развитие африканских стран, в первую очередь на приобщение
отдаленных районов, не имеющих сегодня надежной связи с крупными
культурными и экономическими центрами, к успехам современной
медицины и новейшим образовательным методикам. Уже стало
возможным приведение консультаций с признанными специалистами по
проблемам заболеваний и их ранней диагностики, приобщение
африканских детей и молодежи к современным методам дистанционного
обучения, а также предоставления услуг интернет связи, надежных
источников новостей и информации, прогнозов погоды и т.д. Очевидно,
что даже частичная реализация задуманных планов во многом поможет в
районах, охваченных данным планом, преодолеть так называемую
"цифровую пропасть" между Африкой и остальным миром.
Одновременно, успешная реализация, а это уже практически
произошло, данного высокотехнологичного и масштабного проекта
может резко усилить индийские конкурентные позиции в перспективном
секторе развития средств массовой коммуникации в Африке, а также
продемонстрирует реальную способность Индии решать сложные
технологические и инженерные задачи.
Проект ПАН является, очевидно, наиболее ярким примером оказания
Индией практической помощи африканским странам в развитии и
овладении новыми технологиями. Однако сотрудничество в этой области
данным проектом не исчерпывается.
В марте 2012 г. другой высокопоставленный сотрудник индийского
внешнеполитического ведомства Гурджит Сингх заявил, что Индия
твердо намерена построить в Африке более ста научных, инновационных
центров и институтов по развитию человеческих ресурсов. В числе
прочих он отметил такие общеафриканские институты, как Индийско-‐
африканский институт планирования и управления в области
образования,
Индийско-‐африканский
институт
алмазов,
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
165
информационных
технологий,
Индийско-‐африканский
институт
развития
сельского
хозяйства,
Индийско-‐африканский
центр
среднесрочного прогноза погоды и Индийско-‐африканскую академию
гражданской авиации [17]
ю
Помимо передачи технологий и обучения африканских специалистов
Индия стремится инвестировать с развитие социального и человеческого
потенциала в Африке. И хотя эта тема постоянно находится в поле зрения
индийских специалистов по Африке, лучше всего индийскую позицию по
данному
вопросу
сформулировала,
вероятно,
Карен
Монахан,
американский исследователь из Совета по иностранным делам, которая
еще в июне 2007 г. предположила, что Индия может научить Африку
нескольким вещам, а именно важности предпринимательства с целью
увеличения
источников
доходов,
создания
рабочих
мест
и
экономического роста.
По мнению К. Монахан "индийские компании значительно сильнее
интегрированы в африканское общество и африканскую экономику. Они
нанимают местных жителей и учат их поддерживать и ремонтировать
заводы, которые индийцы построили" [18]. С оценкой К. Монахан
согласуется утверждение другого представителя западного экспертного
сообщества,
исполнительного
директора
американской
исследовательской компании "Олбрайт Стоунбридж Групп" [19] и автора
монографии "Африканский Шелковый путь" Гарри Бродмана, который
считает, что: "Индийское присутствие в Африке не политическое, и
проявляется в торговле, инвестициях и финансах. Индийские
сравнительные преимущества в Африке очень недооцениваются и многие
люди концентрируются исключительно на Китае" [20].
И действительно, еще одной характерной чертой индийско-‐
африканского сотрудничества является тот факт, что оно, в отличие от,
например,
китайского,
преимущественно
осуществляется
не
государственными корпорациями, а крупным и средним индийским
бизнесом. При этом крупнейшие индийские компании, например "Тата",
присутствуют в Африке с 1970-‐х годов и имеют интересы в самых разных
сферах, в том числе в таких высокотехнологичных областях, как развитие
информационных и коммуникативных технологий или производство
автокомпонентов [21] Наличие многочисленной и глубоко укорененной в
местной жизни индийской диаспоры в странах Восточной Африки и Юга
континента
утверждает
директор
влиятельной
организации
Конфедерация индийских промышленников Шипра Трипати, "упрощает
для компаний и индивидуальных предпринимателей из Индии проблему
укоренения в регионе" [22].
Indian Strategy in Africa and Formation of BRICS
V.A. Usov
Abstract. The paper “African policy of Indian and BRICS formation” presented by
Vyacheslav Usov analyses specific features of Indian policy to Africa and its