Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1830

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия настойчиво выступает в ООН с инициативами, направ­ленными на повышение роли и эффективности политики миро­творчества. Ее инициативы нашли, в частности, отражение в проектах таких документов, как Концепция мира XXI века, О взаи­модействии ООН с региональными организациями и др. В 2002 г. в Нью-Йорке был подписан Меморандум о взаимопонимании между РФ и ООН о вкладе в систему резервных соглашений Ор­ганизации Объединенных Наций, призванную повысить опера­тивность развертывания операций ООН по поддержанию мира. Документ определяет средства, предоставляемые Российской Фе­дерацией Организации Объединенных Наций для проведения миротворческих операций, что является практическим вкладом России в повышение эффективности реагирования ООН на кри­зисные ситуации в мире.

Как постоянный член Совета Безопасности Россия вносит свой вклад в согласование стратегии урегулирования африканских конфликтов, основанной на приоритете политико-дипломатиче­ских методов. Она принимала участие в разработке действий, ко­торые должны осуществляться в каждой конкретной кризисной ситуации, в том числе, в Демократической Республике Конго, районе Великих озёр, Судане и других «горячих точках», в опре­делении мандатов соответствующих миротворческих операций, согласовании шагов, направленных на обеспечение посткон­фликтного восстановления. При активном участии России прини­мались программы международного содействия Африке в рамках «Группы восьми», включая поддержку создания собственного африканского потенциала миротворчества. C 2008 г. Россия еже­годно вносит по 2 млн долл. в Фонд по миростроительству267.

Представитель РФ входил в состав миссий СБ ООН в Цен­тральную Африку (ДРК, Руанда, Бурунди), в ЮАР, Анголу, Тан­занию и Уганду (июль 2003 г.), а также в Западную Африку (июнь 2003 г.). Идеи, которые выдвигала российская делегация в ходе этой миссии и при обсуждении ее итогов, нашли отражение в докладах Генерального секретаря ООН, посвященных вопросам борьбы с субрегиональными и трансграничными проблемами в Африке.

Позиция России в вопросах миротворчества нашла, в частно­сти, отражение в документе МИД РФ «О позиции России на 66-й сессии ГА ООН» (2011 г.). «Последние события в кризисных регионах, в частности, в Северной Африке, – подчеркивается в тексте, – подтверждают необходимость выработки Советом Без­опасности четких мандатов на миротворческие усилия, исключаю­щих возможность их расширенного толкования. Россия против внедрения в практику миротворчества ООН любых элементов, не получивших предварительного одобрения большинством госу­дарств-членов»268.

С крахом апартеида в ЮАР растет признание того, что стабильность и процветание страны тесно связаны со стабильно­стью и развитием южноафриканского региона и континента в це­лом. На праздновании 10-й годовщины южноафриканского миро­творчества в Африке Дж. Зума заявил, что «экономическое разви­тие и безопасность ЮАР тесно связаны со стабильностью конти­нента»269. Сегодня ЮАР признана международным сообществом как эффективный участник урегулирования конфликтов, в пер­вую очередь, в Африке, где охотнее прислушиваются к мнению стран-соседей, нежели представителей неафриканских стран.


В последнее десятилетие участие западных государств в миро­творческих операциях ООН на Африканском континенте сокра­щается. Сегодня эту брешь активно заполняют сами африканцы, а также «восходящие» государства, в частности, страны БРИКС. При этом новые игроки в этой сфере все чаще берут на себя руко­водство операциями.

Хотя Запад по-прежнему остается главным финансовым спон­сором миротворческих операций, в 2011-2012 гг. в числе 10 стран, внесших наибольший финансовый вклад в финансирова­ние миротворчества, оказался Китай, занявший по этому показа­телю 6-е место. Если к началу 2009 г. китайский финансовый вклад в миротворческие операции составлял 2% бюджета Депар­тамента миротворческих операций ООН)270, то к настоящему мо­менту, как показывает нижеследующая таблица, его доля выросла почти до 4%271.

Таблица 1

Десять ведущих стран по уровню взносов на финансирова­ние операций ООН по поддержанию мира в 2013–2015 гг.


Страна

Участие в финансировании

миро­творчества (%)

США

27,14

Япония

12,53

Великобритания

8,15

Германия

8,02

Франция

7,55

Италия

5

Китай

3,93

Канада

3,21

Испания

3,18

Республика Корея

2,26

Российский взнос в совокупный бюджет операций по поддер­жанию мира ООН на 2010-2011 финансовый год составил 160 млн долл. США (2% бюджета ооновского миротворчества в срав­нении с 25%, внесенными США и 45% – Европейским Сою­зом)272. Лишь 3 российских офицера занимали на 2011 год долж­ности в командном составе международного военного миротвор­ческого персонала ООН.

Страны БРИКС не являются главными источниками финанси­рования миротворческих операций, однако, они намного опере­жают западные страны по численности персонала в составе миро­творческих контингентов ООН.

Таблица 2


Национальный состав миротворческих сил ООН

на 31 октября 2012 г.

Страна

Полицейские

Эксперты

Военные

Всего

Индия

1.039

77

6.783

7.899

Бразилия

22

23

2.172

2.217

ЮАР

71

24

1.982

2.077

Китай

91

43

1.797

1.931

Россия

18

63

4

85

Составлено по: Contributors to United Nations peacekeeping operations/ Monthly Summary of Contributions (Police, UN Military experts on Missions and troops). 31.10.12 – http/www.un/org/en/peacekeeping/ contributors/2012/October12/1/pdf.

Как следует из таблицы 2, на первом месте из стран БРИКС по числу миротворцев – Индия, за ней следует Бразилия, от кото­рой ненамного отстает Южная Африка. Эти три страны сумели обойти Китай, который оказался на четвертом месте, впрочем, не сильно уступая ЮАР. И, наконец, замыкает список Россия, по этим показателям заметно отставшая от партнеров по БРИКС. На 2011 год Россия занимала 51-е место среди стран-поставщиков контингентов в операции ООН по поддержанию мира, предоста­вив 225 человек: 135 военнослужащих, 68 – военных наблюда­телей, 22 – полицейских. (При этом общая численность миро­творцев ООН составила 98829 человек)273. По числу миротворцев в 2009 г. Россия занимала лишь 39-е место (361 человек в 6 опе­рациях из более чем 120 тыс. военного, полицейского и гра­жданского персонала). А в 2010-2011 гг. ее участие снизилось до 50-го места (250 человек)274. В этой области Россия уступает даже небольшим по масштабам и численности населения странам, та­ким например, как Польша (направила 716 миротворцев), Ир­ландия – (467), Швеция – (336), Словакия – (293), Монголия – (257), Румыния – (243).


Однако Россия удерживает одно из первых мест на рынке за­купок ООН в миротворческом сегменте (14%, или 382 млн долл. США, из которых 99% – контракты на авиационные услуги). При этом только российские компании предоставляют для поддержки миротворческих операций самолеты и вертолеты повышенной грузоподъемности275. Так, например, в соответствии с Меморан­думом о взаимопонимании между Российской Федерацией и ООН о вкладе в Систему резервных соглашений ООН от 4 апреля 2002 г. Россия в 2011 г. взяла на себя обязательства о направле­нии по запросу ООН в трехмесячный срок 4-х транспортно-бое­вых вертолетов Ми-8 МТ (МТВ), инженерно-саперной роты и по­левого госпиталя третьего уровня276. Как заявил в сентябре 2011 г. в интервью «Российской газете» постоянный представи­тель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин, по обще­му числу вертолетов, выделяемых для участия в миротворческих операциях ООН, Россия занимает второе место среди стран-поставщиков277.

Что касается Индии, то она оказалась в числе ведущих стран мира по численности контингента в миротворческих операциях, заняв третье место по этому показателю. (Двумя другими страна­ми, предоставившими наибольшее число своих солдат в качестве «голубых касок», стали ближайшие соседи Индии – Пакистан (9416 военнослужащих) и Бангладеш (10394 военнослужащих)278. С 2004 по 2011 г. количество индийских «голубых касок», прини­мавших участие в миротворческих миссиях ООН, выросло почти в три раза; с 2928 по данным на 30 июня 2004 г.279 до 8133 на 2012 год280. В общей сложности. Индия предоставила в распоряжение ООН более 100 тысяч своих военнослужащих, военных наблюда­телей и полицейских281. За все время участия в миротворческих миссиях ООН она потеряла более 110 своих военнослужащих и лиц гражданского персонала282. Основная часть этих потерь за­регистрирована в Африке.

Всего ООН осуществила с 1960 г. 20 миротворческих опера­ций в Африке. В конце первого десятилетия ХХI века в Африке было развернуто шесть миротворческих миссий и операций ООН – в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Либе­рии, Кот-д’Ивуаре, Судане, в Чад и ЦАР. Самой «старой» была Миссия по проведению референдума в Западной Сахаре, создан­ная в сентябре 1991г. с целью мониторинга за прекращением огня между правительством Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, а так­же для организации и проведения референдума относительно бу­дущего статуса территории; самой «молодой» – миссия в Чад и ЦАР, созданная в сентябре 2007 г. в связи с конфликтом в су­данском регионе Дарфур. Миссия ООН в Демократической Рес­публике Конго была создана в ноябре 1999 г. с целью осуще­ствления мониторинга за выполнением Лусакского соглашения, помощи в разоружении, демобилизации боевиков, репатриации и реинтеграции беженцев и создании условий для проведения выборов. Миссия ООН в Либерии была создана в сентябре 2003 г., в ее задачи входила поддержка выполнения мирного соглашения, защита персонала ООН и мирных граждан, осуществление гуманитарных акций, поддержка активистов борьбы за права человека, помощь в осуществлении реформ системы безопасности, включая обучение национальной полиции. В апреле 2004 г. была создана Миссия ООН в Республике Кот-д’Ивуар. Ее целью было облегчить условия выполнения мирного соглашения, подписанного противоборствующими сторонами в январе 2003 г. Миротворческая миссия ООН в Судане была учреждена в марте 2005 г. с целью наблюдения за выполнением заключенного в январе 2005 г. мирного соглашения между Севером и Югом Судана. Помимо этого, представители Генерального секретаря действовали в Сомали (Политическое отделение ООН для Сомали было расположено в Найроби) и регионе Великих Озер, а в 2009 г. был создан офис ООН в Сомали в поддержку Миссии Африканского Союза в Сомали (АМИСОМ).


В 2011 г. ситуация на континенте изменилась. Власти Чада сообщили, что по истечении мандата миссии ООН 15 мая 2010 г. они готовы взять на себя ответственность за обеспечение без­опасности и защиту гражданского населения. Таким образом, в 2010 г. миссия ООН в ЦАР и Чад прекратила существование. Од­нако на Африканском континенте появились новые конфликтные зоны.

В 2011 г. возникло новое государство – Южный Судан, кото­рое, столкнулось с определенными сложностями при переходе к мирному процессу. В ходе этнических столкновений в Южном Судане были убиты более 1 тыс. человек. Только после 28 дека­бря 2010 г. перемещенными лицами стали около 8 тыс жителей штата Джонглей, в наибольшей степени охваченного насилием. Виду этого в Южный Судан была направлена миссия ООН в под­держку властям нового государства в их усилиях по стабилиза­ции положения. К тому же сохранилась, а в 2011 г. обострилась напряженность на границе между Северным и Южным Суданом в районе Абьей. Это потребовало от ООН создания новой миссии в Судане в дополнение к действующей миссии в Дарфуре с целью демилитаризации зоны Абьей и установления контроля за поддержанием мира в спорном районе. 27 июня 2011 г. СБ ООН резолюцией 1990 учредил Временные силы по обеспечению безопасности в Абьей (ЮНИСФА). На 30 ноября 2011 г. в Африке проводились 7 операций, в которых участвовали уже 80.851 человек283: в Западной Сахаре (MINURSO), в ДРК ( MONUSCO), в Либерии (UNMIL), в Кот-д’Ивуар (UNOCI), в Дарфуре, Судан (UNAMID), в Южном Судане (UNMISS), в Абъей, Судан (UNISFA). Действовал также офис ООН в Сомали (UNSOA). На этот континент приходилось около 70% всех ооновских миротворцев, 40% из которых составляли военнослужащие государств континента284.

Хотя официальная позиция Китая в отношении африканских конфликтов строится, исходя из тезиса о невмешательстве во внутренние дела стран континента, тем не менее, он считает воз­можным направлять свои контингенты в состав миротворческих контингентов ООН, поскольку эти операции проводятся с санк­ции СБ ООН. В своих официальных заявлениях китайское руко­водство неизменно подчеркивает готовность содействовать мир­ному процессу в горячих точках Африки.

В Африке сосредоточено 3/4 всех китайских миротворцев. К на­чалу 2009 г. миротворческий контингент Китая на Африканском континенте составлял 1273 человека. Китай принимал участие в нижеследующих миссиях ООН в Африке285: Миссия ООН по ре­ферендуму в Западной Сахаре, – 12 военных наблюдателей; в 2007 г. командующим Миссии стал генерал Чжао Жэньмин: впер­вые на этот пост был назначен китаец286; Миссия ООН в Демокра­тической Республике Конго – 12 военных наблюдателей; Миссия ООН в Либерии – 563 военных, 4 полицейских. Китай также принял участие в Миссии ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE), созданной в 2000 г. с целью наблюдения за действием соглаше­ния о прекращении огня между Эфиопией и Эритреей, направив в ее состав 7 наблюдателей. Вклад Китая в деятельность Миссии ООН в Республике Кот-д’Ивуар выразился в направлении в ее со­став 7 из 200 военных наблюдателей. Самый крупный миротвор­ческий контингент Китай направил в Судан: в составе миротвор­ческой миссии с целью наблюдения за выполнением заключенно­го в январе 2005 г. мирного соглашения между Севером и Югом Судана китайский персонал составлял 444 военных, 18 поли­цейских, 12 военных наблюдателей; в миссии в Дарфуре, Судан – 321 человек, плюс с июля 2008 г. – дополнительный инженерный батальон в составе 172 человек287.


Наряду с этим, в Африке работали по программе «корпуса мира» 300 китайских волонтеров. Чтобы присоединиться к кор­пусу мира, трехмесячную подготовку проходили тысячи молодых китайцев, Волонтеры выполняли различные работы, включая ра­боту в госпиталях и больницах, помощь в овладении африканца­ми различными профессий и прочее288.

В октябре 2011 г. численность китайского персонала, участвую­щего в миротворческих операциях ООН, составляла уже 1.936 человек; при этом 36% китайского персонала приходилось на районы Судана и Южного Судана289. Китай внес существенный вклад в нормализацию обстановки на границе Северного и Юж­ного Судана, предоставив миссиям большое число миротворцев и вооружение290.

Проблема, которой международное сообщество уделяет недо­статочное внимание – постконфликтное восстановление. Между тем, проблема эта представляется чрезвычайно важной с точки зрения безопасности на Африканском континенте. Разоружение бывших бойцов – лишь первый шаг в ее решении. Необходимы меры по интеграции этих людей в мирную жизнь, по обеспече­нию населения, пострадавшего от конфликта, жильем, работой и медицинской помощью, наконец, по восстановлению разрушен­ной войной экономики, требующие финансовой помощи и уча­стия специалистов. В заявлениях китайского руководства неиз­менно подчеркивается готовность вносить вклад в стабилизацию ситуации в странах, пострадавших от конфликтов. Так, Китай оказал поддержку мирному процессу в Бурунди, понесшей се­рьезный ущерб в результате этнического конфликта, выразил поддержку усилиям переходного правительства Сомали по уста­новлению мира и реконструкции этой страны, оказавшейся жерт­вой одного из самых затяжных конфликтов на Африканском континенте291. Объектом усилий Китая по восстановлению разру­шенной войной экономики стала Сьерра-Леоне. Большинство европейских компаний покинули страну в период, когда она стала ареной одного из наиболее разрушительных африканских конфликтов. Китай создал на окраине Фритауна промышленную зону, включающую комплекс фабрик и мастерских. В центре города выросло многоэтажное правительственное здание, штаб-квартира для военных и стадион. Государственная компания Бейцзин Урбан Констракшн Групп (Beijing Urban Construction Group) взялась за восстановление гостиницы Бинтумани в 2002 г., еще до того, как закончилась гражданская война.

Индия – один из главных участников миротворчества в Афри­ке. Вооруженные силы Индии участвуют практически во всех миротворческих операциях в регионе. Дели имеет обширный контингент вооруженных сил, которые, по заявлениям правитель­ства, могут быть использованы, в том числе и для защиты своих экономических интересов в Африке292. По состоянию на 2008 г. в миротворческих операциях ООН в Африке Индия задействовала: в Эфиопии и Эритрее – 723 солдат и военных наблюдателей, в ДРК – 4687 солдат, полицейских и военных наблюдателей, в Су­дане – 2660 солдат, полицейских и военных наблюдателей, в Сьерра-Леоне – 3 полицейских, в Либерии – 134 полицейских, в Кот-д’Ивуаре – 8 военных наблюдателей293.