ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1830
Скачиваний: 4
Россия настойчиво выступает в ООН с инициативами, направленными на повышение роли и эффективности политики миротворчества. Ее инициативы нашли, в частности, отражение в проектах таких документов, как Концепция мира XXI века, О взаимодействии ООН с региональными организациями и др. В 2002 г. в Нью-Йорке был подписан Меморандум о взаимопонимании между РФ и ООН о вкладе в систему резервных соглашений Организации Объединенных Наций, призванную повысить оперативность развертывания операций ООН по поддержанию мира. Документ определяет средства, предоставляемые Российской Федерацией Организации Объединенных Наций для проведения миротворческих операций, что является практическим вкладом России в повышение эффективности реагирования ООН на кризисные ситуации в мире.
Как постоянный член Совета Безопасности Россия вносит свой вклад в согласование стратегии урегулирования африканских конфликтов, основанной на приоритете политико-дипломатических методов. Она принимала участие в разработке действий, которые должны осуществляться в каждой конкретной кризисной ситуации, в том числе, в Демократической Республике Конго, районе Великих озёр, Судане и других «горячих точках», в определении мандатов соответствующих миротворческих операций, согласовании шагов, направленных на обеспечение постконфликтного восстановления. При активном участии России принимались программы международного содействия Африке в рамках «Группы восьми», включая поддержку создания собственного африканского потенциала миротворчества. C 2008 г. Россия ежегодно вносит по 2 млн долл. в Фонд по миростроительству267.
Представитель РФ входил в состав миссий СБ ООН в Центральную Африку (ДРК, Руанда, Бурунди), в ЮАР, Анголу, Танзанию и Уганду (июль 2003 г.), а также в Западную Африку (июнь 2003 г.). Идеи, которые выдвигала российская делегация в ходе этой миссии и при обсуждении ее итогов, нашли отражение в докладах Генерального секретаря ООН, посвященных вопросам борьбы с субрегиональными и трансграничными проблемами в Африке.
Позиция России в вопросах миротворчества нашла, в частности, отражение в документе МИД РФ «О позиции России на 66-й сессии ГА ООН» (2011 г.). «Последние события в кризисных регионах, в частности, в Северной Африке, – подчеркивается в тексте, – подтверждают необходимость выработки Советом Безопасности четких мандатов на миротворческие усилия, исключающих возможность их расширенного толкования. Россия против внедрения в практику миротворчества ООН любых элементов, не получивших предварительного одобрения большинством государств-членов»268.
С крахом апартеида в ЮАР растет признание того, что стабильность и процветание страны тесно связаны со стабильностью и развитием южноафриканского региона и континента в целом. На праздновании 10-й годовщины южноафриканского миротворчества в Африке Дж. Зума заявил, что «экономическое развитие и безопасность ЮАР тесно связаны со стабильностью континента»269. Сегодня ЮАР признана международным сообществом как эффективный участник урегулирования конфликтов, в первую очередь, в Африке, где охотнее прислушиваются к мнению стран-соседей, нежели представителей неафриканских стран.
В последнее десятилетие участие западных государств в миротворческих операциях ООН на Африканском континенте сокращается. Сегодня эту брешь активно заполняют сами африканцы, а также «восходящие» государства, в частности, страны БРИКС. При этом новые игроки в этой сфере все чаще берут на себя руководство операциями.
Хотя Запад по-прежнему остается главным финансовым спонсором миротворческих операций, в 2011-2012 гг. в числе 10 стран, внесших наибольший финансовый вклад в финансирование миротворчества, оказался Китай, занявший по этому показателю 6-е место. Если к началу 2009 г. китайский финансовый вклад в миротворческие операции составлял 2% бюджета Департамента миротворческих операций ООН)270, то к настоящему моменту, как показывает нижеследующая таблица, его доля выросла почти до 4%271.
Таблица 1
Десять ведущих стран по уровню взносов на финансирование операций ООН по поддержанию мира в 2013–2015 гг.
Страна |
Участие в финансировании миротворчества (%) |
США |
27,14 |
Япония |
12,53 |
Великобритания |
8,15 |
Германия |
8,02 |
Франция |
7,55 |
Италия |
5 |
Китай |
3,93 |
Канада |
3,21 |
Испания |
3,18 |
Республика Корея |
2,26 |
Российский взнос в совокупный бюджет операций по поддержанию мира ООН на 2010-2011 финансовый год составил 160 млн долл. США (2% бюджета ооновского миротворчества в сравнении с 25%, внесенными США и 45% – Европейским Союзом)272. Лишь 3 российских офицера занимали на 2011 год должности в командном составе международного военного миротворческого персонала ООН.
Страны БРИКС не являются главными источниками финансирования миротворческих операций, однако, они намного опережают западные страны по численности персонала в составе миротворческих контингентов ООН.
Таблица 2
Национальный состав миротворческих сил ООН
на 31 октября 2012 г.
Страна |
Полицейские |
Эксперты |
Военные |
Всего |
Индия |
1.039 |
77 |
6.783 |
7.899 |
Бразилия |
22 |
23 |
2.172 |
2.217 |
ЮАР |
71 |
24 |
1.982 |
2.077 |
Китай |
91 |
43 |
1.797 |
1.931 |
Россия |
18 |
63 |
4 |
85 |
Составлено по: Contributors to United Nations peacekeeping operations/ Monthly Summary of Contributions (Police, UN Military experts on Missions and troops). 31.10.12 – http/www.un/org/en/peacekeeping/ contributors/2012/October12/1/pdf.
Как следует из таблицы 2, на первом месте из стран БРИКС по числу миротворцев – Индия, за ней следует Бразилия, от которой ненамного отстает Южная Африка. Эти три страны сумели обойти Китай, который оказался на четвертом месте, впрочем, не сильно уступая ЮАР. И, наконец, замыкает список Россия, по этим показателям заметно отставшая от партнеров по БРИКС. На 2011 год Россия занимала 51-е место среди стран-поставщиков контингентов в операции ООН по поддержанию мира, предоставив 225 человек: 135 военнослужащих, 68 – военных наблюдателей, 22 – полицейских. (При этом общая численность миротворцев ООН составила 98829 человек)273. По числу миротворцев в 2009 г. Россия занимала лишь 39-е место (361 человек в 6 операциях из более чем 120 тыс. военного, полицейского и гражданского персонала). А в 2010-2011 гг. ее участие снизилось до 50-го места (250 человек)274. В этой области Россия уступает даже небольшим по масштабам и численности населения странам, таким например, как Польша (направила 716 миротворцев), Ирландия – (467), Швеция – (336), Словакия – (293), Монголия – (257), Румыния – (243).
Однако Россия удерживает одно из первых мест на рынке закупок ООН в миротворческом сегменте (14%, или 382 млн долл. США, из которых 99% – контракты на авиационные услуги). При этом только российские компании предоставляют для поддержки миротворческих операций самолеты и вертолеты повышенной грузоподъемности275. Так, например, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Российской Федерацией и ООН о вкладе в Систему резервных соглашений ООН от 4 апреля 2002 г. Россия в 2011 г. взяла на себя обязательства о направлении по запросу ООН в трехмесячный срок 4-х транспортно-боевых вертолетов Ми-8 МТ (МТВ), инженерно-саперной роты и полевого госпиталя третьего уровня276. Как заявил в сентябре 2011 г. в интервью «Российской газете» постоянный представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин, по общему числу вертолетов, выделяемых для участия в миротворческих операциях ООН, Россия занимает второе место среди стран-поставщиков277.
Что касается Индии, то она оказалась в числе ведущих стран мира по численности контингента в миротворческих операциях, заняв третье место по этому показателю. (Двумя другими странами, предоставившими наибольшее число своих солдат в качестве «голубых касок», стали ближайшие соседи Индии – Пакистан (9416 военнослужащих) и Бангладеш (10394 военнослужащих)278. С 2004 по 2011 г. количество индийских «голубых касок», принимавших участие в миротворческих миссиях ООН, выросло почти в три раза; с 2928 по данным на 30 июня 2004 г.279 до 8133 на 2012 год280. В общей сложности. Индия предоставила в распоряжение ООН более 100 тысяч своих военнослужащих, военных наблюдателей и полицейских281. За все время участия в миротворческих миссиях ООН она потеряла более 110 своих военнослужащих и лиц гражданского персонала282. Основная часть этих потерь зарегистрирована в Африке.
Всего ООН осуществила с 1960 г. 20 миротворческих операций в Африке. В конце первого десятилетия ХХI века в Африке было развернуто шесть миротворческих миссий и операций ООН – в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Судане, в Чад и ЦАР. Самой «старой» была Миссия по проведению референдума в Западной Сахаре, созданная в сентябре 1991г. с целью мониторинга за прекращением огня между правительством Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, а также для организации и проведения референдума относительно будущего статуса территории; самой «молодой» – миссия в Чад и ЦАР, созданная в сентябре 2007 г. в связи с конфликтом в суданском регионе Дарфур. Миссия ООН в Демократической Республике Конго была создана в ноябре 1999 г. с целью осуществления мониторинга за выполнением Лусакского соглашения, помощи в разоружении, демобилизации боевиков, репатриации и реинтеграции беженцев и создании условий для проведения выборов. Миссия ООН в Либерии была создана в сентябре 2003 г., в ее задачи входила поддержка выполнения мирного соглашения, защита персонала ООН и мирных граждан, осуществление гуманитарных акций, поддержка активистов борьбы за права человека, помощь в осуществлении реформ системы безопасности, включая обучение национальной полиции. В апреле 2004 г. была создана Миссия ООН в Республике Кот-д’Ивуар. Ее целью было облегчить условия выполнения мирного соглашения, подписанного противоборствующими сторонами в январе 2003 г. Миротворческая миссия ООН в Судане была учреждена в марте 2005 г. с целью наблюдения за выполнением заключенного в январе 2005 г. мирного соглашения между Севером и Югом Судана. Помимо этого, представители Генерального секретаря действовали в Сомали (Политическое отделение ООН для Сомали было расположено в Найроби) и регионе Великих Озер, а в 2009 г. был создан офис ООН в Сомали в поддержку Миссии Африканского Союза в Сомали (АМИСОМ).
В 2011 г. ситуация на континенте изменилась. Власти Чада сообщили, что по истечении мандата миссии ООН 15 мая 2010 г. они готовы взять на себя ответственность за обеспечение безопасности и защиту гражданского населения. Таким образом, в 2010 г. миссия ООН в ЦАР и Чад прекратила существование. Однако на Африканском континенте появились новые конфликтные зоны.
В 2011 г. возникло новое государство – Южный Судан, которое, столкнулось с определенными сложностями при переходе к мирному процессу. В ходе этнических столкновений в Южном Судане были убиты более 1 тыс. человек. Только после 28 декабря 2010 г. перемещенными лицами стали около 8 тыс жителей штата Джонглей, в наибольшей степени охваченного насилием. Виду этого в Южный Судан была направлена миссия ООН в поддержку властям нового государства в их усилиях по стабилизации положения. К тому же сохранилась, а в 2011 г. обострилась напряженность на границе между Северным и Южным Суданом в районе Абьей. Это потребовало от ООН создания новой миссии в Судане в дополнение к действующей миссии в Дарфуре с целью демилитаризации зоны Абьей и установления контроля за поддержанием мира в спорном районе. 27 июня 2011 г. СБ ООН резолюцией 1990 учредил Временные силы по обеспечению безопасности в Абьей (ЮНИСФА). На 30 ноября 2011 г. в Африке проводились 7 операций, в которых участвовали уже 80.851 человек283: в Западной Сахаре (MINURSO), в ДРК ( MONUSCO), в Либерии (UNMIL), в Кот-д’Ивуар (UNOCI), в Дарфуре, Судан (UNAMID), в Южном Судане (UNMISS), в Абъей, Судан (UNISFA). Действовал также офис ООН в Сомали (UNSOA). На этот континент приходилось около 70% всех ооновских миротворцев, 40% из которых составляли военнослужащие государств континента284.
Хотя официальная позиция Китая в отношении африканских конфликтов строится, исходя из тезиса о невмешательстве во внутренние дела стран континента, тем не менее, он считает возможным направлять свои контингенты в состав миротворческих контингентов ООН, поскольку эти операции проводятся с санкции СБ ООН. В своих официальных заявлениях китайское руководство неизменно подчеркивает готовность содействовать мирному процессу в горячих точках Африки.
В Африке сосредоточено 3/4 всех китайских миротворцев. К началу 2009 г. миротворческий контингент Китая на Африканском континенте составлял 1273 человека. Китай принимал участие в нижеследующих миссиях ООН в Африке285: Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре, – 12 военных наблюдателей; в 2007 г. командующим Миссии стал генерал Чжао Жэньмин: впервые на этот пост был назначен китаец286; Миссия ООН в Демократической Республике Конго – 12 военных наблюдателей; Миссия ООН в Либерии – 563 военных, 4 полицейских. Китай также принял участие в Миссии ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE), созданной в 2000 г. с целью наблюдения за действием соглашения о прекращении огня между Эфиопией и Эритреей, направив в ее состав 7 наблюдателей. Вклад Китая в деятельность Миссии ООН в Республике Кот-д’Ивуар выразился в направлении в ее состав 7 из 200 военных наблюдателей. Самый крупный миротворческий контингент Китай направил в Судан: в составе миротворческой миссии с целью наблюдения за выполнением заключенного в январе 2005 г. мирного соглашения между Севером и Югом Судана китайский персонал составлял 444 военных, 18 полицейских, 12 военных наблюдателей; в миссии в Дарфуре, Судан – 321 человек, плюс с июля 2008 г. – дополнительный инженерный батальон в составе 172 человек287.
Наряду с этим, в Африке работали по программе «корпуса мира» 300 китайских волонтеров. Чтобы присоединиться к корпусу мира, трехмесячную подготовку проходили тысячи молодых китайцев, Волонтеры выполняли различные работы, включая работу в госпиталях и больницах, помощь в овладении африканцами различными профессий и прочее288.
В октябре 2011 г. численность китайского персонала, участвующего в миротворческих операциях ООН, составляла уже 1.936 человек; при этом 36% китайского персонала приходилось на районы Судана и Южного Судана289. Китай внес существенный вклад в нормализацию обстановки на границе Северного и Южного Судана, предоставив миссиям большое число миротворцев и вооружение290.
Проблема, которой международное сообщество уделяет недостаточное внимание – постконфликтное восстановление. Между тем, проблема эта представляется чрезвычайно важной с точки зрения безопасности на Африканском континенте. Разоружение бывших бойцов – лишь первый шаг в ее решении. Необходимы меры по интеграции этих людей в мирную жизнь, по обеспечению населения, пострадавшего от конфликта, жильем, работой и медицинской помощью, наконец, по восстановлению разрушенной войной экономики, требующие финансовой помощи и участия специалистов. В заявлениях китайского руководства неизменно подчеркивается готовность вносить вклад в стабилизацию ситуации в странах, пострадавших от конфликтов. Так, Китай оказал поддержку мирному процессу в Бурунди, понесшей серьезный ущерб в результате этнического конфликта, выразил поддержку усилиям переходного правительства Сомали по установлению мира и реконструкции этой страны, оказавшейся жертвой одного из самых затяжных конфликтов на Африканском континенте291. Объектом усилий Китая по восстановлению разрушенной войной экономики стала Сьерра-Леоне. Большинство европейских компаний покинули страну в период, когда она стала ареной одного из наиболее разрушительных африканских конфликтов. Китай создал на окраине Фритауна промышленную зону, включающую комплекс фабрик и мастерских. В центре города выросло многоэтажное правительственное здание, штаб-квартира для военных и стадион. Государственная компания Бейцзин Урбан Констракшн Групп (Beijing Urban Construction Group) взялась за восстановление гостиницы Бинтумани в 2002 г., еще до того, как закончилась гражданская война.
Индия – один из главных участников миротворчества в Африке. Вооруженные силы Индии участвуют практически во всех миротворческих операциях в регионе. Дели имеет обширный контингент вооруженных сил, которые, по заявлениям правительства, могут быть использованы, в том числе и для защиты своих экономических интересов в Африке292. По состоянию на 2008 г. в миротворческих операциях ООН в Африке Индия задействовала: в Эфиопии и Эритрее – 723 солдат и военных наблюдателей, в ДРК – 4687 солдат, полицейских и военных наблюдателей, в Судане – 2660 солдат, полицейских и военных наблюдателей, в Сьерра-Леоне – 3 полицейских, в Либерии – 134 полицейских, в Кот-д’Ивуаре – 8 военных наблюдателей293.